Артур Кларк «Большая глубина»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Производственное | Приключенческое | Социальное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Мировой океан, моря (Подводный мир ))
- Время действия: Близкое будущее
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Уолтер Франклин — бывший астронавт. Однажды он на несколько часов оказался в скафандре в открытом космосе в полном одиночестве. Его спасли, но психика его пострадала неисправимо — панический страх перед космосом больше никогда не позволит ему быть астронавтом. Пришло время освоить новую профессию — стать пастухом китового стада. Оказывается, океан — тоже своего рода космос, таящий в себе массу научных загадок и инженерных проблем, сулящий жителям Земли массу экономических перспектив.
Роман переписан из одноимённого рассказа.
В произведение входит:
|
Входит в:
— сборник «From the Ocean, From the Stars», 1961 г.
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 11 мая 2024 г.
После одного неприятного инцидента на борту межпланетного лайнера «Арктур» талантливый инженер Уолтер Франклин получает сильную психологическую травму и теряет возможность летать в космос. Психологи рекомендуют ему сменить профессию на что-то более приятное и безопасное. Он выбирает работу на китовой ферме в районе Большого Барьерного рифа. Как показали дальнейшие события, профессия оказалась не такой уж и безопасной...
Хоть по сюжету романа события развиваются в следующем столетии, большой фантастикой тут не пахнет. Если не считать регулярные полеты к Марсу, о которых в произведении имеются только косвенные намеки, этот мир практически ничем не отличается от нынешнего. Китовая ферма, конечно, звучит необычно (и даже комично), но высокой технологией ее никак назвать нельзя. Думаю, ее легко можно было устроить и сегодня, если б только в этом была хоть какая-то необходимость. Но такой необходимости нет, т.к. футурологи слишком уж преувеличили то значение, которое будет иметь подобная технология для человечества. В своей жизни я всего лишь раз попробовал китового мяса, но этого вполне хватило, чтобы навсегда от него отказаться. Поэтому не думаю, что и китовое молоко окажется лучше коровьего. Разводить китовых, конечно, проще, чем добывать полезные ископаемые из океанских глубин, но большой перспективы в подобной работе нет — куда проще организовать производство синтезированной пищи. Так что с главной идеей своего произведения автор явно не угадал.
Также сомнительной мне кажется идея замены космических полетов на «полеты» в океанских глубинах. Во-первых, замкнутый мир подводной лодки еще более тесный и дискомфортный. Практически всё здесь давит на неустойчивую психику, вызывая острые приступы клаустрофобии. Достаточно упомянуть, хотя бы, знаменитую «морскую болезнь», которая даже неприятнее чувства невесомости. Современные подлодки не имеют иллюминаторов, в которые можно посмотреть, чтобы насладиться фантастическими видами подводного мира. Но это только к лучшему: у многочисленной группы людей подобное зрелище способно вызвать самую настоящую панику. Потому как водная толща не так прозрачна, как вакуум, и тем самым создает дополнительное ощущение замкнутости, запертости в железной тюрьме. Весьма сомневаюсь, что космонавту, получившему сильную психологическую травму, удастся излечиться от нее в толщах Мирового океана. Скорее, он ее усугубит и окончательно сойдет с ума! Во-вторых, по физическим условиям подводный мир даже опаснее космического. Разница в давлениях на борту космического корабля и за его пределами составляет всего одну атмосферу (и даже меньше, если использовать в качестве основного газа атмосферы чистый кислород), а вот на борту подводной лодки ситуация совсем иная: чем выше глубина за бортом, тем разница давлений больше. Она растет не по линейному, а по квадратичному закону. В случае разгерметизации космонавт легко выживет в обычном скафандре, а вот акванавту никакой скафандр не поможет — понадобится небольшой батискаф с автономным двигателем. А это значит, что подводные технологии будут значительно сложнее и дороже космических. Скорее уж мы освоим и терраформируем Марс, чем построим исследовательскую базу на Марианском желобе! Похоже, автор не совсем понимает принципиальной разницы между космоплаванием и океанавтикой. Отсюда многочисленные условности в сюжете и явное «шапкозакидательство» в поступках главных героев.
Кроме того, в романе нет увлекательного сюжета, той интриги, без которой чтение не превращается в настоящую радость сопричастности. Автор всячески старается ее добавить чисто искусственными приемами, вводя в сюжет то гигантского кальмара, то полулегендарного «морского змея», а то и тривиальную аварию на нефтепромысле. Но большую часть сюжета персонажи исполняют свою рутинную работу да банально треплют языками, обсуждая морально-философскую сторону освоения океанских глубин. Мало помогает делу и почти что высосанный из пальца конфликт между Всемирной организацией продовольствия и буддистами Маханаяке Тхеро. Ибо читатель хорошо знает, что в итоге всё это «устаканится» и затихнет само собой. В общем, получается типичный «производственный роман» типа «Полярного моста» Казанцева или же «Подводных земледельцев» Беляева. Пожалуй, даже немного скучнее...
-----------
РЕЗЮМЕ: один из не совсем удачных по замыслу романов классика НФ, рассказывающий о превращении бывшего космонавта в увлеченного исследователя океана. Без «летающих тарелок» и подводного города атлантов он практически ничем не отличается от обычного репортажа с молочно-товарной фермы.
whynot, 7 мая 2023 г.
Артур Кларк остаётся верен себе и в рамках этого небольшого романа из 3 частей занимается исключительно твёрдой научной фантастикой, обходясь минимальными допущениями. Сам во вступлении признается, что делает некоторые предположения о максимальных размерах обитателей океана и объясняет это тем, что по сей день учёные постоянно находят всё новых обитателей водных глубин, превосходящих в размерах своих сородичей.
Я очень долго читал этот роман, потому что, во-первых, читал печатную книгу, а это я делаю в меньших объёмах, чем аудиокниги, а во-вторых, потому что роман все-таки оказался сложноватым, но не языком, он вполне себе простой, а не сильно уж разнообразным и захватывающим сюжетом ввиду как раз высокой степени реализма и жанровой направленности на т. н. производственный роман. Тем не менее, я остался доволен, поскольку это один из таких текстов, о которых можно смело сказать, что они и повышают кругозор, и оставляют после себя хорошие идеи и темы для размышлений:
- психологические аспекты деятельности человека в такой смертельно опасной среде, как открытый космос или глубокий океан, реабилитация психотравм;
- поиски себя, возможности потерпеть неудачу и начать всё сначала;
- роль человека в окружающей среде;
- разумное потребление;
- направление прогресса;
- утопия в условиях развитого капитализма;
- отношение к человеку инопланетного разума при возможном контакте.
artem-sailer, 19 февраля 2023 г.
Неспешный роман об утопическом будущем, где каждому человеку найдётся место, причём каждый человек занимается любимым делом, общественно полезным и очень часто — исследовательским, творческим. Проблема продовольствия решена в том числе и посредством морского животноводства промышленных масштабов — китов разводят, как мы сейчас разводим коров или овец. Ничего не напоминает?
«Туманность Андромеды» Ивана Антоновича Ефремова написана в том же 57-м году, ни о каких заимствованиях речи здесь быть не может, очевидно, что это просто блестящий пример конвергенции: два великих писателя возводят каждый свою утопию. У Ефремова утопия коммунистическая, у Кларка, само собой — капиталистическая: имеет место мудрое мировое правительство, но всё измеряется в деньгах, Кларк это несколько раз подчёркивает.
В отличие от «Моби Дика» Стругацких — сам Борис Натанович открыто признавал, что рассказ был написан под большим впечатлением от романа Кларка, получилось настолько похоже, что АБС от греха подальше убрали его из «Полдня» и заменили «Глубоким поиском», который, кстати, тоже очень напоминает.
Другая тема произведения — тяжелейшая психологическая травма, полученная космонавтом, «потерянным» в открытом космосе. И как здесь не вспомнить «Испытание космосом» Хайнлайна.
Все эти справки привожу здесь вовсе не для того, чтобы обвинить кого-либо в чём-то. Скорее наоборот: это список похожих произведений, которые стоит прочитать, если вам понравилась «Большая глубина». Каждое из перечисленных мною произведений великолепно, потому-то и запомнилось.
Что же касается непосредственно «Большой глубины», то роман получился очень интересным и таким светлым: благополучное будущее, люди живут в мире и согласии, у каждого есть любимое дело. У нашего главного героя раньше был космос, теперь — мировой океан. Космос и океан, киты и подводные лодки, большая глубина и большое дело, оптимистическая утопия ближнего прицела и производственный роман от классика научной фантастики — если хоть что-то из этого списка вызывает у вас интерес, то вам однозначно нужно прочитать данный роман.
Тимолеонт, 4 февраля 2023 г.
Не всем очевидно, что это производственный роман, в них вообще обычно не очень много приключений и экшена. Герои здесь осваиваются с китами-касатками, приспосабливают их к нуждам народного хозяйства, ведут моральные дискуссии со сторонниками веганства (честно, я не понял — глумился ли над ними здесь Кларк или всерьёз изобразил поехавших крышей буддистов, всерьёз указывающих, кому и что следует есть). И попутно с производственными сюжетами мы следим и за судьбой Уолтера Франклина, который после серьёзной личной травмы мучительно пытается начать жить по новому и найти дело своей жизни — попутно, обретая новых учителей, друзей и товарищей.
Да, история не ориентирована на напряжённые приключения (хотя несколько трагичных и опасных моментов здесь всё же есть), и в целом посвящена исследованиям и тяжёлой работе. Но для любителей жанра «производственный роман» — это воистину настоящий шедевр.
Yamada, 2 июля 2021 г.
Очень удачный и, на мой взгляд, совершенно нестареющий роман. В нём переплетаются элементы научной фантастики, приключений, психологической драмы и есть немного философских размышлений. Это однозначно серьёзная литература, которую стоит читать. Кларк, как последователь буддизма, представляет здесь свою версию спасения экологической ситуации на Земле. На первый взгляд это может показаться наивным, но такая точка зрения тоже имеет право на существование. Создание китовых ферм, разведение планктона и использование прирученных касаток как пастухов. Кто знает, быть может это всё станет вполне возможным в недалёком будущем? И тогда на это уже не будут смотреть как на фантастику. А в том, что произведение полно гуманизма, так и сомневаться не приходится. Очень понравились главные герои, причём все, без исключения. Ни одного по-настоящему негативного персонажа. Роман несёт в себе идею борьбы со стихией, освоение мирового океана, научно-технический прорыв, который влечёт за собой неминуемый прогресс. Между главными героями нет конфликта, не смотря на незначительный намёк на любовный треугольник. Уолтер и Дон остаются друзьями даже после того, как Индра выходит замуж за первого, но самолюбие последнего задето только в отношении того, что он ошибался в женской психологии и он не испытывает ревности, так как она просто чужда его природе. И становится очень грустно когда Дон погибает, проявляя присущий для себя риск. А три части, из которых состоит роман — три этапа, три ступени по пути карьерной лестницы Уолтера Франклина. И наивным может прежде всего показаться то, что он их проходит без грязи, лжи, лицемерия и предательства. Поэтому я и считаю «Большую глубину» светлым произведением, а не глупым. Франклин и сам в третьей части романа проявляет героизм, причём такой, что влечёт за собой очередной виток в развитии науки. Да, это выдумка, да, это фантастика, но всё же приятная и безвредная. Поэтому тем, кто любит лёгкую увлекательную литературу золотого века научной фантастики, однозначно, стоит прочитать. Бесспорно — классика жанра.
god54, 4 мая 2022 г.
Классическая фантастика в исполнении Артура Кларка, практически Советская классическая фантастика, за это его так много печатали в СССР. Все герои строго положительные, все поступки разумны и правильны, все идеи строго выверены и достижимы, этакое медленное повествовательное описание набора логичных событий... порой медленно засыпаешь и даже начинаешь всхрапывать, как говорит супруга. Этакий коммунизм в натуральную величину, а герой новый человек строитель оного. Скучно, грустно, но прочитать следует, все познается в сравнении, в том числе и с реальной жизнью, никогда настоящее мясо не сравнится ни с какой химией, никакой разум с искусственным интеллектом, а настоящая фантастика с лубочными картинками.
Shining, 21 мая 2020 г.
Единственный недостаток, который я вижу у этой книги — чрезмерный оптимизм. В этом романе Артур Кларк смотрит в будущее с надеждой, у описанного им человечества тут всё получается, прогресс не останавливается. Самое главное — люди по Кларку ведут себя разумно, подчиняются голосу разума! Один-единственный буддистский проповедник
Из-за такого оптимизма читать «Большую глубину» становится просто-напросто обидно. Хочется спросить: «Где мы повернули не туда? Что сделали не так?»
Но других недостатков, в принципе, нет. Это сравнительно неспешная научная фантастика «описательного» толка, т.е. суть здесь не в свершении некоего подвига, не в достижении результата, а скорей в жизнеописании ключевого персонажа. Не ждите острых сюжетных поворотов, а вот ценители спокойного, размеренного чтения наверняка будут довольны.
P.S. Я вообще не думаю, что книги способны «устареть». Если читателю кажется, что научно-фантастическая книга устарела, это скорей проблема фантазии читателя, который не способен вообразить себя на месте героя.
Pride1983, 20 марта 2019 г.
Роман про благородных и сильных людей, занимающихся любимым делом в морской стихии. В мире близкого будущего акцент жизнедеятельности общества сместился с суши на воду — там выращивают пищу для человечества, исследуют океанские глубины, присматривают за морскими обитателями и используют их в своих целях.
В целом доброжелательный тон произведения несколько портит негуманное обращение с китами, доверяющими людям, но в конце романа наметился сдвиг в этом неприятном моменте, одним из проводников которого в широкие массы выступил главный герой романа Уолтер Франклин.
Уолтер — бывший космонавт, волей несчастного случая лишившийся возможности заниматься своим любимым делом (кто считает, что четыре часа в абсолютной пустоте и неизвестности слишком мало, чтобы на всю жизнь развилась фобия, думаю, лукавят, порой человеку достаточно и меньшего времени, чтобы «съехать с катушек») и фактически потерявший из-за этого свою семью, оставшуюся на недостижимом Марсе.
Как всегда Кларк оставил некую недосказанность и возможность читателю самому додумать некоторые вещи — чем в итоге закончатся преобразования, начатые в Морском управлении, получится ли перепрофилировать загоны для забоя китов в заповедники, что стало в итоге с гигантским кальмаром Перси, кого всё-таки преследовал в океанской глубине Уолтер.
В конце романа нереализованную мечту главного героя как эстафетную палочку подхватывает его сын, впервые отправляющийся покорять космос.
Ну и, конечно же, созданный Кларком мир прекрасен, очень хочется хотя бы на время в нём очутиться, почувствовать себя его частью.
Не такое простое, как видится на первый взгляд, произведение, не потерявшее актуальности и сегодня, затрагивающее многие проблемы современного человечества.
В завершении хочется сказать несколько слов про Дона Берли, человека, беззаветно преданного морю и своей работе. Ему не нужны были высокие должности, в нём не было таких же больших амбиций и желания что-то доказывать, как у Франклина, но именно на таких людях держится справедливое общество будущего, он олицетворяет собой саму сущность смотрителя, для которого самое большое счастье в жизни — возможность побыть с морем наедине.
ужик, 21 октября 2019 г.
Мою эскападу в «подводную фантастику» (я придумала!))) продолжило знакомство с романом Артура Кларка. История рассказывает о 20 годах карьеры Уолтера Франклина начиная с позиции младшего смотрителя в китовом заповеднике и заканчивая главой отдела китов в мире будущего, где Земля испытывает острую нехватку продовольствия, а основным его источником становится океан.
Роман, в общем, совершенно точно не попадает в список моих любимых книг авторства Артура Кларка.
1. Слишком неправдоподобна эта психологическая травма главного героя, вспоминаемая к месту и не к месту, но с которой главный герой не желает бороться. Вообще. Ну зачем же, ему так удобней — оставить старую жизнь и старую семью на Марсе и строить любовное гнездышко с Индрой, сведя общение с собственными детьми в первом браке к самому минимуму.
2. Производственного романа из «Большой глубины» тоже не вышло, но все самое-самое ненавистное по советским пропагандистским фильмам здесь присутствует. Вот например, если герой под влиянием тяжелой душевной травмы пытался покончить собой и утопил ценное оборудование — торпеду для погружений, то давайте все его пожалеем. Бедный Уолтер! А вот бедный несчастный Перси, спрут, живущий на дне океана и всего лишь желающий изредка лакомиться китятиной. обходится ведомству Уолтера аж в 12 тыс долларов ежегодно! Уничтожить — и никаких вариантов! Хорошо, у ученных нашлись деньги чтобы выкупить жизнь «Перси» и ... пустить несчастное животное на эксперименты. Мда, очень книга про экологию, короче.
3. Мировая религия буддизм — это ладно. Но вот принятое под влиянием религиозного лидера решение прекратить забой китов... Вот для меня вся эта квинтессенция романа, получается, заключена в резонном замечании Уолтера — так где грань между гуманизмом и популизмом? Если рачок планктона не настолько фотогеничен, чем маленький китенок, то его жизнь, получается, в расчет не береться?
Короче, роман мне показался достаточно устаревшим. Не удивительно, конечно, все-таки 1957 год! В книге есть очень неплохие описания морской романтики — та же охота на Перси, к примеру. Но сам роман меня совершенно не тронул. Не было желания ни сочувствовать картонным героям, ни переживать за будущее человека.
Тут природу было в 100500 раз больше жалко. У-у-у, изверги!
Adim, 2 марта 2019 г.
Если честно, тема китовых смотрителей не очень заинтересовала с самого начала. И пускай мы знаем океанские глубины не лучше космических далей, но вторые более романтичны и желанны. А нам дают героя, страдающего фобией открытого космоса. Героя, но со сломанной психикой. Но причина страданий очень притянута за уши: был брошен в открытом космосе 4 часа!!! , хочет вернутся к семье на Марс но боится лететь, и психологи-реабилитологи не придумают ничего лучшего китотерапии. Но странно выглядит то, что на фоне такого развития общества и науки нельзя побороть фобию открытого космоса. А про возможность вернутся на Марс нет никаких попыток, значит нет и желания (можно использовать гипноз, накачать снотворным и т.д.)
Еще одним показателем развития общества есть отношение к природе и животным. Роман прекрасный образец потребительского отношения человека к природе в средине 20-го века. Когда человек решает какое животное полезно, а какое приносит вред, нарушается экологический баланс. В основном, на страницах романа пытаются убить, поймать, отгородить, приручить, изменить в духе «Не ждем мы милости от природы». Но в конце Кларк приближает к правильному (более современном) отношению к природе.
Такое впечатление, что Кларк, когда писал роман не до конца представлял чем закончится история. Может я и ошибаюсь, но очень странной выглядит оборванная линия поиска Змея-гиганта и смерть друга. Что это? Додумай сам? Впрочем, эта идея была довольно интересна и перспективна, но логического продолжения она не получила. И очень жаль.
Стронций 88, 31 августа 2015 г.
Есть книги, после прочтения которых, немного грустно, как после расставания с хорошим человеком. Это – такая книга... Она солнечная и теплая как летний дождь. Это та самая утопия, в которой хочется жить… Прекрасный взгляд в доброе, человечное будущее. И тем приятней, что взгляд этот не в космические просторы, а в глубины океана, что, по-моему, бывает гораздо реже. Так и хочется сказать: «Прежде чем стремиться в космос, нужно навести порядок на Земле; и тут – место открытиям, место для человеческого разума!» Вот он – Космос – на родной планете, богатый и неизведанный. Эта книга пропитана любовью к морю. Мне кажется, автору эта стихия была даже ближе стихии космической – такой любовью всё пропитано. А ещё ощущение было: роман этот специально для меня… Первая часть – обучение. И тут я вспомнил «Космического кадета» Хайнлайна – то ощущение любви к тому, о чём пишешь. «Знакомство» с морской стихией, иногда острое, но всегда – проникновенное. А дальше, кроме будней «погонщиков китов» (что само по себе интересно) – Гигантский кальмар и Гигантский Морской Змей. Для меня, человека в детстве поражённого книгами Эйвельманса, это было то самое, что будоражило и завораживало. И жаль и в то же время не жаль, что Гигантский Морской Змей оказался инкогнито, так как в мире, даже таком продвинутом, должно быть место для тайны. Третья часть… Где-то в середине книги становится печально, что киты, так полюбившиеся мне как и герою романа, отправляются на бойню… И вот – решение! Логичное и прекрасное; вымученное, но на самом деле радующее всех. Как новый шаг в этом рациональном и добром мире (в нём даже спасение героя в первой части, хотя для современных реалий дать погибнуть человеку, способному принести много бед, кажется более реальным – ужас! – тут кажется органичным, для ЭТОГО будущего). Грядёт что-то новое. Что-то новое и прекрасное, Золотой век мира на всей планете, мира всего живого – ощущаешь и радуешься этому. А ещё, кроме самого моря – полёты на Марс, моря Венеры, планктонные поля, и, главное, мир без войн, мир победившего разума. И всё так органично и легко, что в это веришь, веришь в эту утопию. Это не величайший роман на свете, в нем нет ничего такого «сверх», но его тепло, его вера в человека, любовь к морю… Он увлекателен и тёпл как дождь жаркого августа, психологически тонок и по-хорошему понятен и прост. И хочется знать, хочется верить, что такое время будет, обязательно будет… Увы. Мы никогда не будем жить в мире «Большой глубины», но в нём хочется жить… Чистая, светлая книга с которой грустно расставаться. Лёгкая тоскливая грусть…
_Satanist_, 17 декабря 2017 г.
Кларк очень интересно пишет, читать его в целом легко, как и это произведение в частности. Но этот роман выдвигает совершенно абсурдные идеи с точки зрения экологии, которые должны привести к ужасным последствиям. Развитие океанских простор в интересах человека идея хорошая, но реализация здесь допускает слишком грубые ошибки. На мой взгляд эту книгу нельзя отнести к жанру фантастики, скорее как фантастические рассуждения. Возможно раньше, когда эта книга только была написана, идеи, выдвигаемые в ней были очень актуальны и интересны, но рассуждая об этом сейчас понимаешь их абсурдность.
Не смотря на все минусы моя оценка 6, потому что написана книга хорошо поставленным языком и легко читается
strateg_andrey, 11 июня 2016 г.
Роман учитывая год написания-1957 можно смело назвать *дедушкой* по отношению к более современным произведениям по тематике подводного глубинного мира океана.Как раз читаю по этой тематике-Уоттс(Рифтеры),Франк Шетцинг «Стая» и отметил что Артур Кларк заложил довольно многое по сюжетным линиям.У автора получился практически *производственный роман* аля Артур Хейли-показана жизнь человека с его любовью к профессии.Мельком,штрихами показаны житейские невзгоды,интересы,развитие в профессиональной области.Написано причем профессионально-читается легко и интересно.Автор *закидывает* много интересных побочных сюжетных линий-(непойманное нечто в глубине),интересные возможности на будущее-приучение касаток,планктоновые фермы с переработкой в еду,добыча полезных ископаемых через фильрацию воды и т.д.8 баллов
morbo, 9 января 2011 г.
Роман-утопия о мире будущего. Не смотря на почтенный возраст романа, очень мало анахронизмов хоть как-то выдаёт время его написания. Я нашёл таких всего два. Во-первых — это отсутствие мобильных телефонов, вместо которых мобильные абоненты пользуются обычной радиосвязью. А во вторых — поселение людей на Венере и упоминание её океанов, в то время как по современным сведениям на Венере крайне неблагоприятная для человека среда — чудовищное атмосферное давление, высокая температура из-за парникового эффекта, ничтожное количество воды и кислорода, сильные ураганы, молнии и т.д.
Ещё одним из недочётов можно считать упоминание глубоководной дыхательной смеси на основе кислорода и водорода. Водород трудно удержать в металлической ёмкости, т.к. он через неё просачивается — размеры атомов водорода очень малы. Обычно водород получают в том месте, где его собираются употребить. Возможно поэтому в современных дыхательных смесях вместо водорода используется чуть более тяжёлый, но зато и значительно более безопасный газ — гелий.
Перечислю основные черты описанного в романе мира:
1. имеются поселения людей на Марсе и Венере,
2. подобно тому, как в древние времена люди перешли от охоты и собирательства к животноводству и земледелию, в описываемом мире будущего люди логически продолжили этот род деятельности на море. Значительную часть пищевого рациона стали составлять разводимые в море киты и выращиваемый на фермах планктон.
3. всеобщая информационная сеть на Земле, обеспечивающая в числе прочего телефонную связь, видеосвязь, передачу факсов,
4. единое всепланетное государство и правительство,
5. плановая экономика, допускающая, однако, конкуренцию между различными отраслями,
6. просвещённая демократия, при которой любые важные вопросы решаются на всеобщем референдуме. Референдум проводится средствами глобальной информационной сети. Чтобы иметь право голоса, необходимо преодолеть некий минимальный образовательный ценз — люди без минимального образования не имеют права голоса. Различные специализированные комитеты обеспечивают «защиту от дурака» — имеют право поступить против воли людей, если на то имеются серьёзные основания. Например, в романе упоминается, что если бы люди на референдуме проголосовали бы за запрет убийства животных, то продовольственная комиссия была бы вправе проигнорировать немедленный запрет на убийство животных, если из-за этого может начаться всеобщий голод,
7. большинство религий вытеснено буддизмом. Буддизм остался жизнеспособным потому, что в нём присутствует минимум догматов, а сам он является скорее философией, нежели религией.
Роман интересен ещё тем, что дал начало самой идее разведения китов. Во многих более поздних научно-фантастических романах идея разведения китов была подхвачена в качестве неотъемлемой детали мира будущего. Из таковых могу назвать, например, рассказ «Глубокий поиск» из цикла «Полдень, XXII век» братьев Стругацких, их же рассказ «Моби Дик», «Туманность Андромеды» Ефремова. Хотя, возможно, эта идея в те времена по каким-то причинам буквально витала в воздухе.
Хороший, спокойный роман для поклонников самой что ни на есть твёрдой научной фантастики. Рекомендуется к прочтению!
jansson, 27 сентября 2015 г.
Добрую половину романа я была очарована погружением в подводный мир и историей адаптации бывшего астронавта. Жизненная катастрофа Франклина стучала молоточками внутри черепной коробки и в какой-то момент почти прослезила. Насколько непросто охватить такую далекую и едва понятную боль о потерянном и ныне недоступном – но я растворилась в тихом надрыве одного человека, всей душой радея за его перерождение в новом качестве. От космоса тут только упоминание о полетах и Марсе, что меня даже не смутило, ведь с самого начала книга на свой неторопливый лад рассказывала о переживаниях и адаптации гораздо больше, чем об окружении. Я не большой любитель психологизма в окружении бытовых вопросов, которые я и так каждый день лицезрею (совсем другое дело – рутина в космических декорациях!), но будни Отдела китов меня приворожили. Описания погружений, знакомство с подопечными, безумные проекты – вся эта производственная канитель захватывает. Теперь я знаю, что и о /морских биологах/ китовых смотрителях могу читать с таким же интересом, как и о том же космосе.
А вот последняя часть, бюрократически-религиозная, шла у меня с таким скрипом, что только неимоверное усилие воли заставило добраться до конца. То, что раньше не бросалось в глаза, в этой части выплыло на поверхность в самой неприглядной форме. Сразу вспомнилось, что роман был написан в середине прошлого столетия, нахлынул фейспалм от наивняка. Лучше бы Франклин оставался в воде и счастливо доживал деньки в роли смотрителя, потому как