FantLab ru

Джордж Р. Р. Мартин «Умирающий свет»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.77
Оценок:
867
Моя оценка:
-

подробнее

Умирающий свет

Dying of the Light

Другие названия: After the Festival

Роман, год; цикл «Тысяча миров»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 86
Аннотация:

Это было семь стандартных лет назад. У Дерка была возлюбленная, но им пришлось расстаться. И при расставании он подарил памятный драгоценный камень, дав обещание сразу же прийти на помощь, как только в руки попадет этот камень. То был глупый жест юного романтика. Но однажды его нашли, и камень вернулся к нему. Говорящий камень, напомнил об столь нелепом обещании, о котором он и так не забыл. С этого все и началось, хотя прошли годы с тех пор, как все кончилось. Что она может хотеть от него сейчас? Человек, который ее когда-то любил, тот, другой Дерк т'Лариен, дававший обещания и даривший драгоценности, давно умер.

И вот, чтобы спасти возлюбленную, ему пришлось оказаться на необычной планете-страннике. Но здесь все иначе. Уорлорн – покинутая, никем не управляемая планета мёртвых городов и умирающих лесов, в ее пустынных уголках немало странного и опасного, а в лесах полно убийц с четырнадцати планет. Дерк попадает в переплет целого ряда проблем. Но это не самое страшное. А данные обещания надо исполнять, уж он-то знает это. Поздняя надежда… Неопределенность между чувством и долгом…

Охота началось! Все, что им необходимо сделать, это выжить! Что же их ждет?

Входит в:


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 1978 // Роман

номинант
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 1979 // Роман — Премия им. Августа Дерлета

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)

Умирающий свет
1995 г.
Умирающий свет
2001 г.
Умирающий свет
2015 г.

Издания на иностранных языках:

Dying of the Light
1977 г.
(английский)
Dying of the Light
2012 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Соблазнилась высокими отзывами о книге, но название как никогда соответствует повествованию. Умирающая планета, умирающие люди, умирающие музыки. Тоска до зубовного скрежета. Не хочется дочитывать.

Бред о племенных диких отношениях, унижение всех и всего.

Такое общество не способно выжить на чужой планете. По моему — жестокость, ничем не обоснованная жестокость способна погубить любое сообщество. А здесь — и рабство, и людоедство, и охота на людей, отрезание голов...

Иногда кажется: а нормальны ли вообще авторы, описывая ТАКОЕ...

Автор пытался выдавить из себя социолога и исследователя душ...

Ничего кроме возмущения книга эта не вызывает.

Странные герои, покорители вселенной жалки, трусливы, нерешительны. Главный герой не вызывает ни сочувствия, ни жалости...лететь через космос, чтобы освежить воспоминания о любви, семилетней давности — это что? Дурость? Героиня живет с двумя мужиками с возможностью попасть в абсолютное рабство когда ею будут пользоваться все кто пожелает и при этом сомневается — правильно ли она делает сбегая... ну чушь ведь несусветная

Терраформирована планета на 20-50 лет нормальной жизни. Что уж тогда не повернуть ее ближе к «Чертову колесу», раз такие великие дела свершили...

Весь окружающий ландшафт выписан ради того чтоб разобраться с отношениями между кучей мужланов и однрй женщиной. Что может быть глупее?

Полное разочарование!

Наш «Перевал/Поселок» Булычова в 100 раз лучше!

Ни Хьюго, ни Букера — вообще никакой премии не дала бы.

Оценка: 5
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Надо сказать, роман далеко не так прост, как кажется. Сюжет его не слишком вдохновляет настоящего любителя, ибо связан с психологией человека и повествует о сложных взаимоотношениях между выходцами с планеты Верхний Кавалаан. На приобщение читателя к их обычаям уходит почти половина книги (187 страниц из 420!). Когда я читал эти страницы, мне было ужасно скучно, и я даже думал, что подобная нудятина не заслуживает и 7 баллов. Почему? Да потому, что просвещенное человечество стремится к упрощению разных церемоний, оставляя только самые необходимые из них. Примеры тому — Англия и Турция. Первая долгое время была среди лидеров по церемониальности и верности ветхим заветам предков, уступая, пожалуй, только Франции с Испанией. Но потом пришел Кромвель и порубил в капусту все обычаи, насаждая в стране «голый» капитализм. И бедная во всех отношениях страна превратилась в крупнейшую мировую державу, которая подмяла под себя не только упомянутые выше Францию и Испанию, но и Новый Свет с Индией, принадлежавшие более удачливым соперникам. Турция тоже сломала стереотипы о самой себе. Еще в начале ХХ века она была обычным мусульманским государством, управляемым по законам шариата. Казалось, так будет вечно. Но к власти пришел Гази Мустафа Кемаль, известный в истории как Кемаль Ататюрк (отец всех тюрков), и страна сменила имидж, начав стремительно европеизироваться. Сегодня, спустя 100 лет, уже никто не отнесет ее к мусульманскому миру — даже сами турки считают себя европейцами. Так что «закручивание гаек» общественных отношений будет несвойственно обществу будущего. Даже с учетом изоляции планет после Двойной Войны и распада Федеральной Империи Земли. Общество, которое попробовало на вкус все блага цивилизации, вряд ли будет спокойно отдавать их «благородным гражданам». На такое способны только тоталитарные общества типа арабского или нашего российского. Европа уж 20 лет как поступилась своими традициями и объединилась в новое сообщество, а наша страна, наоборот, распалась на составные части и фактически оказалась в изоляции. У арабов те же проблемы, что и у нас: у власти стоят династии, ведущие свой отсчет от пророка Мухаммеда, и не помышляющие о смене векового имиджа. Недаром Фрэнк Герберт в своей «Дюне» взял за основу своей Империи именно такое общество. Зачем придумывать что-то новое, если уже имеется готовый шаблон? Лучше взять его за основу и развить в определенных направлениях. Но Мартин решил пойти по самому трудному пути: созданию нового шаблона общества с весьма запутанными отношениями между людьми. Не думаю, что люди настолько уж тупы и инертны, чтобы допустить подобное усложнение: это будет вносить сумятицу и хаос во все стороны их жизни — от непосредственного общения до торговли. С такой философией общество вряд ли выйдет в космос и будет осваивать другие планеты. Нельзя сказать, что сам автор этого не понимает. В конце романа он фактически уничтожает описанный уклад, оставляя в живых того «бунтаря», который этот уклад и разрушил. Все остальные мертвы, как планета, стремительно удаляющаяся от своего солнца. Я думаю, что как и название романа, это тоже символ, показывающий преходящий характер всех изменений. И всё же не стоило уделять ему столько места...

Изменения зрели давно, а на Уорлорне они просто стали явными и неизбежными. Тут всё ускорилось, достигло своей кульминации и нарвало. Проявлением такого «нарыва» стал конфликт «чужеземца» Дерка с общиной кавалаанцев из-за отказа принять защиту сообщества Железного Нефрита (Айронджейд). Так на умирающей планете начался последний акт драмы, составляющий основную суть романа. Он весьма динамичен и увлекателен — вас ждет множество неожиданных поворотов и оригинальных авторских решений. Собственно, из-за второй половины я и передумал ставить произведению низкую оценку, хотя по-прежнему считаю, что его начало было слишком уж затянуто. Автор оставил нам яркие описания самой планеты-бродяги, ее животного мира и восьми «фестивальных» городов, созданных жителями Запокровных планет. Такими же яркими получились и главные действующие персонажи: упорствующий в своих убеждениях Дерк т'Лариен, его возлюбленная Гвен, застрявшая на границе двух культур и не решившая, какую из них выбрать, глава сообщества Железного Нефрита Джаантони Викари, считающий многие традиции кавалаанцев устаревшими и мешающими развитию общества, его тейн Джанасек, всеми силами пытающийся сохранить сообщество, хотя и признающий его архаичность, наконец, коварный и рассчетливый кимдиссец Аркин Руарк, ищущий во всем только свою личную выгоду. Они ведут себя в соответствии со своими убеждениями и убеждают в том читателя. Нельзя сказать, что они фальшивят, хотя не всё в их поступках вызывает у меня доверие. Все их огрехи — побочный эффект их оригинальности, так что подобное можно автору простить. Тем более, что с самого начала конфликта на подобные мелочи перестаешь обращать внимание. Главное в сюжете не они, а Охота за оборотнем. Меня лично она впечатлила в достаточной степени. Детали и антураж описаны полно, красиво и весьма эффектно. Не шедеврально, но мастерски. Гурманы будут довольны. А финал просто чудесен — как по сути, так и по скрытому смыслу! Не затянут, а длится ровно столько, сколько требуют приличия. И обрывается в наиболее подходящем месте. Чтобы заставить читателя додумать остальное.

Что наиболее запомнилось? Три вещи. Фестивальные города (особенно, Крайн-Ламия), дуэльный кодекс кавалаанцев и многочисленные солнца Уорлорна. Расставаться с таким богатым на детали миром было печально, но необходимо. Планеты-бродяги, ведь, тоже нигде долго не задерживаются...

---------------

РЕЗЮМЕ: яркий в своих проявлениях роман о планете, по воле судьбы ставшей перекрестком восьми культур, а также об их противостоянии и неизбежной гибели. Остается надеяться, что им на смену придет более достойное общество.

Оценка: 8
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«можно вытащить парня из деревни, деревню из парня вытащить нельзя» Д.Мартин.

«Зачем это все?» и «как это должно было работать?» — главные вопросы после прочтения.

Жанр. Если заменить звездолеты на корабли, скутеры на повозки, лазерные винтовки на револьверы, а планету на остров — ничего не поменяется. Это не фантастика, ни твердая, ни мягкая. Это вестерн вперемешку с индийским кино.

Язык. Тейн, Битейн, Кеты, Валаан, Айронджейд, Викарий, Квалаан. От обилия выдуманных слов на квадратный сантиметр кровоточат глаза, а при прочтении вслух кажется можно открыть портал в ад.

Сюжет. Постоянные вызовы на дуэли, шизофрения про оборотней, беготня вокруг единственной юбки на планете и казармы, чем являются их общины по сути.

Мир. Концепция фестиваля бредовая с самого начала. Терраформировать мир, строить там города, отели, чтобы на десяток лет там покуралесить, а потом все? Зачем? Как это окупаться должно? Про общество и упоминать не хочется. Как однажды шесть мужиков общину решили основать, да еще на умирающей планете. с планами на грядущие поколения. Ну да.

Персонажи. Они почти все отвратительны. Симпатий не вызывает ни главный герой, ожидающий неизвестно чего, ни его бывшая, что истерит про имена, ни ее дружок, помыкающий всеми, ни сожитель, со своей суровой мужицкой любовью, ни глава дома, который не знает, чего хочет.

Сложно понять такие высокие оценки по поводу данного произведения. Подскажите, где в нем искать упомянутые в отзывах гениальность, блеск, исследование, мастерство? Были бы такие же отзывы, если бы оно было опубликовано под псевдонимом?

Оценка: 4
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно непонятно почему данное произведение отнесли к НФ. Развитие отношений в любовном пятиугольнике, где какие-то НФ-составляющие служат лишь декорацией ко всему этому действу. Которого, возможно и вовсе бы не было, если бы герои могли внятно, словами через рот объяснить друг дружке свои чувства. Это прежде всего касается единственной героини в романе. Один из ее мужей тоже, походу, не смог донести до нее мысль, что в браке из трех человек состоят внезапно! три человека.

Вызывает здесь симпатию лишь один персонаж – Гарс (ещё один муж героини) у которого хоть как-то прослеживается цельность характера и убеждений. Остальные болтаются как известная субстанция в проруби, никак не в состоянии определиться, кто кого любит и кого больше – «Ой, ну не торопите меня, дайте мне время!..»

Главного героя (бывший возлюбленный героини) используют и в хвост, и в гриву все кому не лень. Немного жалко его, но не особо.

Вот такая вот музыка, вот такая вот вечная молодость. Нет, как любовное фэнтези вещь неплоха, не спорю, но это никакая не НФ. От НФ здесь только бластеры у героев.

Оценка: 6
–  [  19  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Это удивительная книга. Я ее прочитала почти 4 месяца назад, и тогда у меня не возникло ни малейшего желания сформулировать в словах свое впечатление. Однако я все чаще ловлю себя на том, что обдумываю «Умирающий свет», поворачиваю в голове историю и так и этак. Как будто какие-то впечатления зреют где-то на дне сознания, а потом всплывают на поверхность.

Я не понимаю, как ухитрилась проглотить это произведение за 4 вечера. На протяжении всего повествования герои вызывали настолько сильное желание приложить их головой об стену, что я то и дело откладывала книгу, чтобы выпустить пар и ничего не сломать :) Я считаю это плюсом. Это умопомрачительный талант автора — заставить читателя испытать такие бурные негативные эмоции и при этом продолжать читать запоем. К слову, сейчас я остаюсь при своем мнении — мне категорически не нравится ни один из персонажей книги. Не потому, что они «плохо прописаны». А наоборот, потому что они настолько живые, что воспринимаются и оцениваются как настоящие люди. И я таких людей не люблю.

Итак, что мы имеем. Вернее, кого.

Главный герой просто повернут на рефлексии, самокопании и литье слез над днями минувшими. К середине книги он раскачивается и начинает действовать, но совершает такие поступки, что уж лучше бы и дальше сидел на попе ровно. Впрочем, ближе к концу он взрослеет, вернее, даже мужает. Он познает ответственность, а потом вдруг научается лгать. Тут, конечно, каждый сам решает, как к этому эпизоду относиться, но в моих глазах это абсолютное падение. Ниже тараканов под плинтусом.

Главная героиня. Дама сердца, из-за которой весь сыр-бор. Обычная женщина, не отличающаяся ни пониманием, чего же она сама-то хочет, ни осознанием ответственности за свои поступки. Она очень боится серьезных разговоров, способных заставить ее хоть в чем-то определиться, зато любит просто молоть языком, как бы подначивая остальных. В принципе, вполне себе женская позиция — уболтать четырех мужиков, чтобы сами все сделали, все решили и за нее в том числе, а она как победные трофей достанется победителю. Конкуренток-то нет, а ее все любят, при чем каждый по-своему. Естественно, что она определиться не может, с кем ей больше нравится. Как же тяжело приходится мужчинам.

Далее из главных героев у нас есть два названных «брата». Кавычки — потому что на их родной планете очень запутанная система социальных взаимоотношений, которая по идее уже отжила свое. Но традиция — это то, что делает людей народом, поэтому она очень живучая. И вот один «брат» почти готов отречься от национального закостенения мозгов в пользу любви к женщине (а не к «брату» — о ужас и позор!), а второй просто мазохист, любит дом, отчизну, «брата», но терпеть не может бабу, которую тот, непутевый, в дом притащил. Есть за что — принесла разброд и шатание в неокрепший ум. Казалось бы, ну и пусть катится со своей стервой на край мира. Все равно вернулся бы. Ибо традиции, как и гены, пальцем по столу не размажешь. Но как истинный «брат» он пускается во все тяжкие — спасать, защищать и вразумлять. Самый колоритный персонаж, хотя его финал весьма предсказуем.

Ну и главный паук — на редкость мерзкий человек, представляющий из себя одно большое хитрож***е. К тому же конченный трус, да еще и малодушный слюнтяй. Сам себя перехитрил и не выдержал такого позора. Его стараниями вся каша и завертелась на радость читателю и на горе другим героям. И не дай Бог кому-то иметь такого человека в своем окружении и тем более подпускать его близко к себе. Врагу не пожелаешь.

Есть еще ряд совсем суровых второстепенных персонажей, которые не дают главным героям скучать и вконец увязнуть в их любовной паутине. Погони, травля, дуэли, массовые расстрелы и масштабные разрушения памятников культурного наследия наличествуют в большом количестве во второй половине книги. Есть какое-то мутное ощущение, что если бы эти второстепенные герои не взвалили на себя лямку и не потащили сюжет развиваться, то кто-нибудь из пятерки главных героев взорвался бы и решил все вопросы быстро и решительно (читай, перестрелял бы всех к чертям собачьим, взвалил трофей на плечо и полетел прочь наслаждаться победой) и роман закончился, не успев толком начаться.

Безусловно о героях можно говорить долго, но в конечном итоге они все однозначно второстепенны. Главное в книге — мир, улетающая прочь из галактики планета. Как символ дороги в один конец. По прямой и без возврата. И солнечное колесо в небе все дальше и дальше будто постоянное напоминание неотвратимости вечного смертельного холода. Как призыв ценить и чтить каждое мгновение света и тепла, жизни во всех ее проявлениях. Как часто мы об этом забываем и сколь многие забыли об этом уже совсем.

Если не ради сюжета, который лишь с середины превращается из размазывания соплей по скатерти в кровавый триллер, то только ради этого мира, гимна жизни в атмосфере умирания и последней осени уже стоит читать книгу.

Оценка: 8
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

До прочтения «Умирающего света» Джорджа Мартина я знал исключительно как создателя прекрасных остропсихологических повестей фантастического характера, таких как, «Песнь о Лии» и «Портреты его детей», например, а вовсе не как автора эпичной и всеми любимой «Песни льда и огня», которую даже не читал пока что, но, разумеется, прочту. Если, конечно, проживу еще хотя бы годик-два. Прожить, черт, надо – хотя бы как раз ради того, чтобы прочесть эту самую песнь. Потому как если даже первый роман Мартина настолько крут, то какова же тогда самая эпичная из его работ?!

Но не будем о моем грядущем, поговорим о моем настоящем. Прекрасном, кстати. «Умирающий свет» роман красивый и идейно, и исполнением, но чем особенно особенен, так это драйвом, ритмом, подачей – хватает за самое горло уже после прочтения первых десяти-пятнадцати процентов, и не отпускает вплоть до последней точки. Начали читать на ночь? Гарантирую практически на все сто, рассвет встретите с книгой в руках.

Впечатлен я! Восторжен я!

Нет, ну и повести Мартина, скажу я вам, сплошное колдовство и наслаждение, но они-то поскромнее, в смысле объемом, а тут немаленький такой роман, но читаешь его взахлеб, как в детстве. О! Точно, именно, как в детстве! Я говорил, что я восторжен?

Пока бежал по строчкам «УС» в том отделе мышления, который у меня отвечает за подсознательное определение жанра так и мерцало немного нелепое «культурологический роман». Право, прости мышления, но что это за?.. А впрочем, что-то в этом есть, конечно. Одну из главных ролей в книге играет именно что культура. Культура кавалаанцев, к коим относится львиная доля персонажей, получает, конечно, самое яркое освещение, сияет всем обилием граней, но и культуры тех народов, что немного в тени мы тоже познаем весьма обширно, пусть даже обзорно. Очень все детально, красиво, последовательно и цельно. Даже не верится, что кавалаанцы придуманы, а не существовали в реальности. Остальные попроще, но и у них все красиво.

Место действия – планета, которая вот-вот должна погрузиться во мрак. Конфликт – любовный… многоугольник с отростками драматического характера. Герои – сплошные душки, отчаявшиеся и обреченные. Культура непохожая на нашу, судить которую шаблонной земной доктриной добра и зла просто нелепо, а потому необходимо вжиться, понять и принять. Я говорил, что я впечатлен?

Не роман века, не то, что нужно прочитать всем и каждому, но книга классная, способная потренировать и потешить ваше воображение и интеллект, вызвать эмоции и просто доставить удовольствие.

Благодарю за внимание.

Оценка: 9
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Совершенно потрясающее произведение, великолепный язык, захватывает и не отпускает тебя до последней строчки. И даже после нее ты все еще думаешь, что же осталось там, за завершающей точкой. Полный восторг. Я думаю, это одно из лучших произведений мировой литературы, а уж в жанре фантастики, и подавно.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мир, где никому не место

***

«Умирающий свет» — научная фантастика от автора «ПЛиО». Рядовые читатели даже и не знают о том, что Джордж что-то писал кроме «Игры престолов». А он писал. И очень даже хорошо. Из крупной формы у Мартина есть ещё «Грёзы февра» (очень даже стильный готичный роман о вампирах и пароходах), есть неплохой роман-антология «Шторм в гавани ветров» (хотя он и слабее «Грез»). Не так давно вышло «Бегство охотника» (в соавторстве). Наконец, есть непереведенный роман, роман «Путешествие Тафа» и роман для мира «Диких карт». Негусто, конечно, но что есть, то есть.

«Умирающий свет» — очень точное название для этого произведения. В нем кроется сразу несколько подтекстов. Во-первых, прямое значение — это фактическое название планеты Уорлон. Во-вторых, лейтмотивом всей книги проходит тема надежды, её увядания, затем новое рождение с последующим увяданием, то есть с её смертью.

...Уорлорн. Планета – фантомная планета. Уорлон — планета, которая путешествует по всей галактике. Ей неважно, идет она через окраину или через самый центр мира людей. Фантастическое допущение, казалось бы, совершенно нелепое и наивное, в итоге оказывается мостом к достойным авторским идеям. Именно на Уорлоне и будут происходить основные события романа. Сюда направляется Дерк — мужчина, получивший сигнал от своей бывшей возлюбленной. Он лелеет надежду, что Гвен (Гвиневера, чувствуете?!) сможет снова полюбить его спустя семь лет. В своем же сердце Дерк находит место для любви, хотя однажды он уже получил отказ от Гвен. Дженни (ласковое имя, придуманное Дерком для Гвен) встречает своего бывшего в аэропорту. Семь лет оказываются глубокой пропастью между ними. И если Дерк остался примерно тем же человеком, которым и был, то в Гвен ощущаются радикальные изменения. Она стала более мудрой, более хладнокровной и даже расчетливой. Но куда важнее, что теперь она — бетейн Джаана. Примерно треть романа Джордж Мартин расставляет шахматные фигуры на доске, чтобы сыграть с читателем партию по авторским правилам. Мартин пускается в описание культуры цивилизации, очень отличающейся от привычной нам. В какой-то момент происходящее (особенно по части мифологии) начинает вызывать недоумение и даже желание закончить знакомство с «Умирающим светом». Однако делать этого не стоит. Начиная со второй трети книга заметно прибавляет в динамике и раскрытии персонажей. Больше внимания уделяется культурно-этническим особенностям кавалаанцев (их мифология, которую описывал Мартин до этого — штука сомнительная и путанная). Надо так же отметить, что произведение не скатывается во что-то авантюрно-приключенческое. Психологизм событий и героев имеет место быть.

Главные герои выписаны вполне неплохо. Порой им сопереживаешь, порой их не понимаешь, а порой видишь, что действуют они единственно правильным способом, сколь сложным бы он ни был. Дерк — главный двигатель «умирающих надежд». Временами его даже жаль. Джаан — благородный и умный, он являет собой образ вдумчивого аристократа. Гарс импульсивен и горяч, он, тем не менее, всё сделает для своего тейна и своей собетейн, если кто-то позарится на его владения.

Роман содержит несколько образов, которые заставляют удивляться фантазии автора. Даже восхищаться. Это относится к идее планеты, которая становится пригодной для жизни в результате

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
прохождения мима целой системы Солнц. Фестиваль, который организуют 14 других планет на Уорлорне, чтобы потом оставить свои 14 городов умирать в безызвестности...
. Это небывалая система отношений как внутри отдельных родов кавалаанцев, так и между этими родами. Это и город Сирен — поющий город.

Не обошелся роман и без минусов. К ним можно отнести затянутую первую треть книги, где больше запутанного, чем ясного. Да и интрига хромает в этой же трети. Ещё один минус — слабая связь с другими произведениями условного цикла. С другой стороны, это именно условный цикл, так что Мартину простительно подобное допущение.

Заключение: хороший роман, в котором нашлось место налетё романтики, драйвовым приключениям, интересной цивилизации. Плюс образ умирающей планеты. Пока что это самое сильное произведение из условного цикла «Тысяча миров» (если читать цикл по хронологии событий).

Оценка: 9
–  [  9  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Великолепную атмосферу и декорации создал Джордж Мартин для этого романа. И это, пожалуй, единственный его плюс.

Блуждающая планета, скованная льдами, приближается к группе светил «Адская корона» во главе с умирающим красным гигантом. Планета оттаивает и начинает оживать. Привлеченные этим уникальным событием, четырнадцать цивилизаций устраивают Фестиваль. Строят четырнадцать городов с характерной и уникальной, для каждой из планет участниц, архитектурой, завозят свою флору и фауну. Но жизни такой планете уготовано всего пятьдесят лет. Спустя годы, на остывающей планете, уже практически покинутой людьми, на которой больше не действую законы Фестиваля и будет разыграна наша драма.

Автор уделит немало внимания месту действия, описанию здешней природы и городов. Фантазия Мартина расскажет нам о городе-башне, управляемой компьютером, побываем в «поющем» городе и рыбацком посёлке. Есть здесь и подводное поселение, со своими уникальными жителями. Но начнётся все в городе из светящегося камня. Именно сюда прилетает главный герой Дерк, в ответ на весточку от своей старой возлюбленной, разлуку с которой тяжело переживает уже несколько лет. Уже прибыв на умирающую планету Дерк, к своему удивлению, обнаруживает, что Гвен «вышла замуж». Не совсем «вышла» и не совсем «замуж», но в нашем понимании это, пожалуй, самое близкое определение, но не единственное. В общем-то, о столкновении цивилизаций и культур на межличностном уровне и строится большая часть книги. Новый возлюбленный девушки, выходец с планеты Верхний Кавалаан, хоть и пытается отказаться от традиций своего народа, всё же вынужден им отчасти следовать. В частности, у Кавалаанцев несколько иной, от цивилизованного мира, взгляд на любовь, дружбу и взаимоотношения мужчин и женщин. Женщины у них находится в собственности мужчин, у каждого мужчины есть свой тейн (что-то вроде побратима), с которыми они, в свою очередь делят своих «жен». На самом деле отношения эти даже сложнее, и разобраться в них придётся и читателю, и главному герою. Ведь пока в представлении Дерка его возлюбленная попала в рабство и её нужно срочно спасать. Кстати, сложности эти не ограничиваются только на связях мужчина-женщина, так же все непросто и в отношениях с жителями других планет. По традиции кавалаанцы называют их оборотнями, и в былые времена почитали за честь, охотится на чужаков. Но так как на родной планете подобные зверства уже запрещены, то блуждающая планета, на которой уже не действуют общие законы, становится временным приютом и ареной для воинственно настроенных «варваров». Не трудно догадаться, что главный герой, запутавшись в любовном треугольнике (а может и четырехугольнике) попадает в передрягу и на него открывается охота.

В «Умирающем свете» есть всё, чтобы понравится читателю. И как я уже говорил, уникальная атмосфера, и сложные взаимоотношения героев, а так же любовь, честь, предательство, борьба за выживание, неожиданные повороты сюжета и многое другое, что не позволит отставить книгу, не дочитав до конца. Но готовьтесь и к тому, что вы можете просто-напросто заскучать. Более трети книги практически ничего не происходит, нас вводят в курс дела, показывают планету, города, живность, пытаются донести суть о нюансах социального устройства кавалаанского общества, а так же будем наблюдать душевные метания главного героя. Уже к половине романа сюжет раскочегаривается, но, к сожалению, острого накала так и не достигнет.

Отмечу, что название для книги подобрано очень удачно. Остывающая планета, угасающие солнце, природа, изживающая себя, пустынные города и на фоне этого непростые человеческие чувства играют свой грустный мотив. Всё это складывается в неповторимую, меланхоличную мелодию под названием «Умирающий свет».

Оценка: 7
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

В качестве эпиграфа к роману можно поставить известную пословицу — с волками жить — по волчьи выть.

Цивилизованный человек приезжает по вызову своей старой любви на заброшенную планету и открывает для себя нехитрую истину — кто силен, тот и прав. И что если человека не защищает закон, то защитить его может только оружие.

Главная мысль романа, как мне показалось — благими намерениями вымощена дорога в ад. Каждая попытка человека поступить в соответствии со своим воспитанием приводит к ухудшению положения, потому что его противники понимают только силу.

В общем, не надо играть в шахматы на боксерском ринге

Оценка: 5
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Одинокая блуждающая планета встречает на своем пути комплекс светил явно искусственного происхождения и становится интересным объектом для демонстрации людьми своего технологичного могущества и экономической расточительности. Так создан был целый мир, наполненный пестротой разных культур и инопланетных биосфер ради короткого Фестиваля. А уже через десяток лет, лишившись мимолетного тепла солнц, планета вновь превратиться в безжизненный и застывший во времени камень.

Но книга в малой степени о планете и еще в меньшей о солнцах — она в первую очередь о людях – по большей части из разных миров, а потому не понимающих даже мотивов поведения друг друга, не говоря уже о возможности хотя бы договориться.

Здесь выделено несколько заглавных персонажей, очень разных по характерам и мировоззрению, однако почти все события так или иначе завязаны на так называемых кавалаанцах, традиционализированном и замкнутом обществе людей. Все они сильные духом личности, из-за стремления выжить на суровой планете, за столетия войн и эпидемий, приобретшие крайне специфическую культуру и образ мыслей.

«Специфическую» не только для окружающих, но и для собственных представителей нынешнего поколения, которые приходят к мысли, что консерватизм и ярое следование традициям не всегда уместно, особенно в мультикультурном мире.

И отсюда приходит понимание и в какой-то степени разочарование. Автор, увлекшись описанием народов, посетивших эту планету и периодически забредающий в дебри этнографии, совсем скупо и бледно развернул другую сюжетную ветку, которая вроде как должна быть главной.

О женщине, которая понимает, что нарвалась на неприятности, погрязла в них по уши, но связана долгом принятой ею новой, но чуждой для себя культуры. Она и в чувствах своих не может определиться, потому что… ну так вот «все сложно».

О мужчине, который тешит себя надеждой на воссоединение с той женщиной, ради чего срывающегося в неизвестность по первому призыву. А на месте, вместо того чтобы, разобравшись в ситуации, принять окончательное решение, начинает мяться и раздумывать, впутываться во все новые неприятности, связанных с все теми же кавалаанскими традициями.

Об одних кавалаанцах, мечтающих осовременить собственное общество и разрушить образ узколобых дикарей в глазах соседей, и других, консерваторов и традиционалистов, уверенных, что чистота, могущество и независимость их расы под угрозой как раз из-за таких «юнцов».

У всех наличествующих тут героев собственные цели, но пути к ним долги и извилисты — события в большей части книги развиваются неторопливо, в долгих беседах и выяснениях отношений, в неспешных прогулках. Ближе к финалу сюжет оборачивается почти «драйвовым» приключением, когда на главных героев объявляют охоту и те вынуждены скрываться в заброшенном фестивальном городе.

И только после травли и обильной крови, словно автор специально использовал эдакий «пинок для ускорения», герои приступают к активным действиям (И, как уже принято здесь, решение проблем реализуется согласно традициям понятно кого — дуэлью).

P.S. Выясняется подспудно, что «все это часть плана» и всех присутствующих/оставшихся на планете «развел» один представитель с планеты манипуляторов и интриганов. Вот только книга уже завершилась, и приходится домысливать самостоятельно, зачем все это было нужно на самом деле.

Итог:

Интересная НФ с примесью культурологии и сантиментов, но с вялыми и порой скучными персонажами, которые только всяким манипуляторам карты путают – те, думая, что имеют дело с нормальными людьми, выстраивают многоходовые интриги, но в итоге только сами себя переигрывают и остаются ни с чем.

Хотя, кроме этого, можно предположить, что умирающая планета является аллегорией на закосневшую культуру (кавалаанцев в данном случае), которой, чтобы продолжить существовать, просто необходим приток свежих мыслей и идей, пересмотр традиций и смягчения их соблюдения.

Оценка: 8
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Сначала я хотела начать свой отзыв с предупреждения, мол, ребята, если вы не приемлите нетрадиционные связи, не читайте этот роман. Потом подумала и пришла к выводу, что с этого и надо всегда начинать (с «подумать»). Разве в данном романе главное место отведено связям? «А что, разве нет?» – тихо пискнула какая-то мысль. Хорошо, пусть связи тоже главное. Но писалось-то, исходя из названия, не ради этого, а?

Когда я только приступала к истории, я сразу вспомнила «Каменный город» за тем же авторством. Обречённость – вот что сроднило эти два произведения (мало того, они, оказывается, оба относятся к одному и тому же циклу). Обречённость людей, которые понимают, что былое не вернуть, что кое-что из такого на первый взгляд важного – не восстановить, что не все чувства – Фениксы, хотя казалось наоборот…

Мир умирающего света – планета Уорлорн, и если вы думаете, что прилагательное «умирающий» здесь введено для красоты, то я спешу вас разочаровать: этот мир и правда умирает, ещё несколько лет – и он улетит ко всем чертям за пределы каких бы то ни было солнц, а жизнь, искусственно зарождённая на нём, замёрзнет. Вот в этом-то умирающем мире и происходят по большей части трагические события романа.

Из пяти главных героев я не могу выделить ни одного в полной мере положительного. Один прилетел на Уорлорн якобы по зову своей бывшей возлюбленной, надеясь на возрождение былых чувств; другой, кажущийся вначале второстепенным персонажем, оказывается зачинщиком всего; третий, в мужской союз ввёдший женщину, нарушает законы собственной расы; четвёртый вроде бы и поддерживает третьего, будучи равноправным членом указанного союза, всё-таки предаёт; пятая, послужившая отправной точкой прыткости первого, глупости второго, внезаконности третьего и злобы четвёртого, всё никак не может определиться, кто же ей больше дорог – человек из прошлого или человек из настоящего, преданный также своему союзу. За кого из этой пятёрки полагается болеть? За фокального персонажа, как это принято? За даму, потому что она жертва, по сути, обстоятельств? Тут, я думаю, следует определяться исходя из поступков героев.

Это в меньшей степени приключенческий, в большей – психологический роман, хотя и приключений здесь хватает. Как бы наперекор медлительной завязке, в которой главный герой и героиня никак не могут определиться с будущим (которого у них вроде как и нет), действия с каждой главой становятся всё более жуткими. Мало того, что члены любовного треугольника противостоят друг другу, так ещё появляется и внешний враг, более опасный, более жестокий, и пока этот враг гоняет героев по умирающей планете, нет никакой возможности болеть только за одного персонажа. Болеешь за всех (и даже немножко за врага – такой вот парадокс).

Я определила для себя этот роман как ксенофантастику. Космическую, психологическую, но ксенофантастику, так как большую роль в трагичности событий играют обычаи рас, замешанных в конфликте, те самые связи, от которых я в начале отзыва отреклась. Потому что на самом деле это невозможно игнорировать, и брать во внимание нужно не столько сексуальный подтекст, сколько подтекст (надтекст?) психологический, окрас эмоциональный. И вот если во всё это вдаться с, так сказать, душой, то можно оказаться в безвыходной ситуации.

Вот они все пятеро и оказались, чёрт побери.

Особенно я хочу отметить финал. Такой финал кто-то может назвать открытым, но, на мой взгляд, если все линии сведены к одному, то дело сделано. Да, враг остался жив, но ведь и герой не умер. Да, дуэль чести началась, не успев закончится, и мы никогда не узнаем, кто же остался на ногах. Всё так. Но ведь герои определились, наконец, с местом в жизни друг друга, верно? Значит, всё. Конец.

+8

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, единственная вещь Мартина, которую я прочел от начала до конца и именно потому, что она мне понравилась. Хотя и очень грустная история. Теперь, задним числом, мне очевидно, что это всё — чистейшая выдумка фэнтезийного уровня. Общества с такой структурой (тейны и прочее) не совместимы с технологиями эпохи межзвездных полётов. И все же я продолжаю считать эту книгу прекрасно написанной. Идея блуждающей планеты, на которой всего на полвека приходит тепло, пока она идет сквозь систему красного гиганта сама по себе очень неглупа и оригинальна. Но неправдоподобна сама концепция биологического человечества, заселяющего Млечный Путь. Люди хрупки и короткоживущи. Что (может и против желания) Мартин этой книгой подтверждает.

Оценка: нет
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Увлекательная вещица от самого романтичного циника современной фантастики. Каждый абзац пронизан бесконечно изящными образами и грустной констатацией жестокости человеческого мира. Столкновение рас (в данном случае, жителей разных планет), пацифизма и воинственности, не угасшей до конца любви и новой, омраченной противоречиями. Все это в рамках мелодраматичной истории с легким налетом таинственности и приключений на далекой планете.

По стилю роман напомнил мне Фрэнка Герберта, только попроще. Менее радикальные отличия от нашего времени, более понятные ассоциации с современниками. «Свет» не становится от этого хуже, может даже наоборот: не уходишь с головой в безумный мир совсем другой вселенной, а пристальнее всматриваешься в личные качества каждого участника событий.

Касательно сюжетных неожиданностей: тайну «особого камня» можно разгадать на первых страницах (во всяком случае, я сразу понял), есть откровенные странности (зачем героям долго твердить, мол на планете совсем мало народу, если позже выясниться, что в одном только механизированном городе.... оставим без спойлеров). Не то, чтобы спотыкаешься обо всё это, но внимание отвлекает.

По сравнению с прочитанными мною ранее «Приключениями Тафа», «Умирающий свет» — романтичная, грустная вещь на тему вечной раздробленности человеческого общества. В силу разных мифов, религий, убеждений, традиций и стремлению всегда найти тех, на кого можно охотиться. И конечно этот роман о любви. Словами Джорджа Мартина, в устах которого это слово всегда означает щемящее чувство безнадежности и обреченности. Счастливые моменты остались в прошлом, а Фестиваль давно закончился...

P.S. В аннотации данной странички сходу сообщается, что Гвен не отправляла камень. Это как бы спойлер, потому что открывается сия тайна в третьей части книги. До этого герой слишком занят терзаниями, чтобы открыто спросить

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Караул, такими темпами я точно фанатом писателя стану! При том, что читаю цикл «Тысяча миров» не подряд и методом случайного выбора, мне попадается уже третье произведение, в котором отчетливо видны ростки «Песни льда и огня». И снова есть у нас дева в беде, которую надо выручать (Санса?), прекрасный меланхолический прынц, весь такой хороший и благородный, что прямо тянет красоту его попортить (Рейгар? Ренли?). Есть яркий, язвительный и несчастный при всех своих правах и привилегиях Гарс (привет, Гриф, я знала, что твой образ давненько нарисовался в воображении писателя). В наличии сложная моральная дилемма, которую, как всегда, вынужден решать человек «со стороны» — самый обычный, с довольно скромными запросами к жизни, куда входит попытка вернуть утраченную любовь. А также безжалостные охотники-брейты с обязательными гончими псами (улыбаюсь и машу Старкам, Болтонам и железянам), странное драчливое создание, изувеченное до изумления и старающееся нагнать еще больше страха (Сандор, салют), и гнетущая атмосфера умирающей планеты в ожидании безжалостной стужи. В итоге же — нечто принципиально другое, отстоящее от вселенной Вестероса на тысячи световых лет, но такое же увлекательное и прекрасное. Меня, например, очень, очень порадовали отголоски Брэдбери с его музыкой ветра и беспредельным земным одиночеством. И как же заблуждаются те, кто считает, что «углов» в романе пять. Конечно, больше.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх