Наталья Болдырева «Два сердца Дио»
Его зовут Дио. Он не помнит своего прошлого и не думает о будущем. В постоянно меняющемся мире мертвого Города он живет сегодняшним днем, понимая, что дня завтрашнего у него может и не быть. Он называет себя Губителем. Хладнокровный убийца, стервятник, разоряющий крысиные гнезда, охотник на бессмертных тварей Мастера Лека, Дио владеет оружием, способным пошатнуть Равновесие, но даже сам не догадывается об этом, пока в его жизни не меняется все.
Он становится игрушкой в чужих руках, и неведомые кукловоды по одной обрезают нити, поддерживавшие его, не дававшие ему погибнуть в жестоком мире Города. Только лишившись последнего, Дио осознает, что ему было дано на самом деле, и как невосполнима потеря.
Чтобы выжить, он должен измениться, преодолеть свои страхи и выбрать, будет ли он сражаться на стороне Хаоса, или выступит против него.
Новая битва за Упорядоченное в проекте «Ник Перумов. Миры»!
Роман о страхе, одиночестве и обретении человеческого в себе.
Входит в:
— цикл «Миры Упорядоченного» > цикл «Аррет»
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 258
Активный словарный запас: средний (2753 уникальных слова на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 68 знаков, что гораздо ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 25%, что гораздо ниже среднего (37%)
Номинации на премии:
номинант |
Серебряная стрела, 2013 // Лучший главный герой Дио | |
номинант |
РосКон, 2015 // Межавторский проект |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
olpo70, 8 мая 2018 г.
Прочитал, подумал( я иногда это делаю, помогает) ... и снизил один балл. Но сначала восторги, а потом почему минус.
Я теперь понимаю почему Перумов в предисловии хвалится тем что Наталья участница его мастер-класса. Любой учитель гордится успехами своего ученика. А здесь не роман, а загляденье. Он стал бы украшением любого цикла: от постапокалиптических «Кремль 2222» и «Сталкер» до фэнтезийного «Городу и Мифу». Но естественно он вышел у Ника.
Начав читать я решил, что читаю постапокалиптику. И долго пытался понять что же произошло с миром Дио. Ждал что вот скоро поведуют историю о глобальной катастрофе. А нет апокалипсиса и не было. Это просто параллельный мир в котором происходят странные и страшные события с катаклизмами районого масштаба. И этот мир как выяснилось тесно связан с нашим. И вы знаете меня не постигло разочарование, читать становилось все интереснее и интереснее. А когда я разобрался что к чему в этом мире, понял какая великолепная задумка. Да в принципе и подача этой задумки на высоком уровне.
Главный герой очень своеобразная личность. Он из тех плохих парней, которые в какой-то момент совершают подвиги чтобы спасти мир, людей, ребенка, девушку(выбирайте сами). На вскидку подонок, но если копнуть, то... И как показывает история ( по крайней мере литературная) такие люди и переворачивают мир, ну или хотябы спасают когото от гибели.
Сама история захватывает и не отпускает до конца. Загадки не дают скучать, ответы на них неожиданны и подстегивают интерес. Я не буду останавливаться на сюжете, просто возмите и прочитайте сами. Поверте не пожалеете.
А минус один балл... На меня наверное накинутся поклонники Перумова( хотя я к ним отношусь), но роман просто за уши притянут к «Мирам Упорядоченного». На мой взгляд это сделано автором чтобы отдать дань уважения Мастеру и его помощи.
Роман без конца. И мы с нетерпением ждем «Войну Марта». Название продолжения меня весьма заинтриговало. Март та ещё загадочная личность. Наталья написала мне что роман уже написан и в данный момент редактируется. Не долго осталось. Лично я в предвкушении...
VovaZ, 27 января 2019 г.
Несмотря на упоминание уважаемыми колегами миров Перумова, никакой приемственности не заметил.
Мир Натальи Болдыревой более всего напоминает мир Зеба Шилликота в его цикле «Джаг». Есть некоторое сходство в облике и судьбе ГГ, изрядно смягчённое, впрочем, женской энергией автора.
Так или иначе, я воспринял роман, в качестве самостоятельного произведения, в жанре Технотьмы.
Сюжет ясный и недлинный. Пара недель из нелёгкой жизни героя. Мир романа несколько напоминает «Метро». Драйв сцен высок. События захватывают. Герои развиты хорошо, с колоритом и динамикой.
Увы, как я опасался, в финале Болдырева вспоминает, что пишет о Мирах Упорядоченного, и начинает поспешно надевать седло на корову, то есть приделывать к роману технотьмы, фэнтазийный, перумовский финал. И вот, половина последней главы, с эпилогом, полностю «убивают» неплохое произведение.
Siama, 24 ноября 2017 г.
Атмосферное произведение затягивает сразу и читается быстро. Много близких мне тем, например, аномалии с пересекающимися мирами и «почти-человеки» в разном смысле (помимо интересности лично для меня, еще и актуально до безобразия). Даже тема... нет, не красавицы и чудовища, но столкновения с прекрасным того, кто привык к уродливому, с добротой — того, кто воспринимает жестокость как норму.
Лишь ближе к финалу я поняла, что, не зная «сеттинга», многое теряю: остаются непонятыми отсылки к другим книгам серии «Ник Перумов. Миры» (а я их не читала). Есть ощущение, что роман — часть чего-то большего, на что намекается, и читателем, который «не в теме» (вроде меня) воспринимается не полно.
Тем не менее, читать книгу отдельно от серии можно вполне.
JrCherNik, 4 октября 2017 г.
Есть такая серия книг под названием «Миры Ника Перумова». Их действие так или иначе происходит в Упорядоченном — огромной совокупности миров, в которой разворачивается действие большинства книг Перумова. Как вы могли уже догадаться, «Два сердца Дио» входит в эту серию.
Действие разворачивается в безымянном городе неизвестного мира. Когда-то здесь была цивилизация, подобная земной, однако затем город начало рвать на части магическими штормами. Теперь любой квартал города почти в любой момент может исчезнуть — а на его месте появится квартал из какого-то другого мира. Город переживает локальный апокалипсис, однако люди так и не покинули его полностью. Они приспособились, пусть и потеряв в цивилизованности. Теперь город поделён на территории разных банд, к одной из которых принадлежит Дио, герой книги. Однако выйдя на поиски чего-нибудь полезного на улицы одним вечером, он попадает в переделку. И всё теперь изменится.
Сказать, что я неоднозначно отношусь к этой книге, значит не сказать ничего. С одной стороны, меня многие моменты в ней дико бесят. С другой стороны, она весьма продумана, в ней заложена идея или две, да и язык впечатляет. Пожалуй, с него и начну.
Наталья всё описывает крайне ярким языком. Если темно, то темнота абсолютно чёрная. Если на полу лежит стекло, то оно предательски скрипит и хрустит под ногами героев. Если ненависть, то обязательно чёрная. На это можно взглянуть с двух сторон. С одной это создаёт яркий образ в голове, и представить происходящее легко. С другой стороны, картинка возникает слишком яркая, и начинаешь сомневаться в её реалистичности. А есть ещё и третья сторона, заключающаяся в том, что ближе к середине книги такой нарочитой яркости уже нет. Либо я к ней привык, либо стиль автора изменился. Ну и вы понимаете, об этом таки тоже можно судить с разных позиций. Что можно сказать безотносительно — язык не вызывает трудностей восприятия. Читается книга легко. Все проблемы возникают со смыслом читаемого.
Про идеи сказать сложно, потому что отчасти это завязано на спойлерах, а отчасти на догадках. Иными словами, это будет впустую потраченное ваше время. Всё же на мой взгляд, книга больше про действия героя и его изменения в процессе реакции на происходящее. О том, как человек может измениться. И для меня в этом проблема. Потому что главный герой, да.
Дио выставляется, как продукт окружающего мира. Он жёсткий, жестокий, безразличный ко всему, кроме собственного выживания. Даже своего друга по кличке Жжёный он воспринимает с позиции выгоды, которую тот может ему предоставить. Проблема с этим персонажем в том, что в него очень трудно поверить, а поскольку я ещё и всегда пытаюсь ассоциировать себя с персонажем, то ещё и поэтому трудно. В результате выходит конфликт с самим полотном книги, где каждое действие героя я мысленно комментирую с позиции — «да ты идиот! Долбоклюй, что ты творишь?! Не, ну вы поглядите на этого осла?!» И всё в таком духе. Я терпеть не могу такую ситуацию в книгах. И всё остальное отходит на второй план, потому что на первый выхожу я и моя ненависть к главному герою. Который умеет выживать, но настолько ущербен в социальном плане, что только ругаться и остаётся.
Насчёт продуманности. Где-то две трети книги я всё ждал, когда проявится «двухсердечность» главного героя. Наконец, дождался. Недурственно придумано оказалось, я честно боялся, что будет обыграно с позиции драмы. Мол, Дио влюбится, и вторым его «сердцем» метафорически будет его вторая «половинка». К счастью, всё вышло совсем иначе.
Если бы я не следил так пристально за воплощением идеи про два сердца, то заметил бы, что структурно книга очень хорошо разбита на три акта, большинство эпизодов расставлены не как попало, а строго в нужных местах. Кульминация проработана и катарсис тоже на месте. То бишь, продумано всё, да.
Связь с Упорядоченным. Вот тут хочется и пожурить, и похвалить. Потому что с одной стороны, привязка к «мирам Перумова» сделана очень опосредовано, будто бы лишь для вписывания книги в серию. А с другой стороны, вписана она просто гениально, потому что увязана с событиями из пятитомника «Война Мага», да так увязана, что объясняет некоторые вещи. Мелкие, но важные, потому что в самой «Войне» казалось, что где-то про это будет написано подробней. Ну, немного более подробно действительно написано.
Надеюсь, я смог объяснить, в чём же неоднозначность книги для меня. Признаю, что некоторые проблемы — лично мои, они вряд ли затронут кого-то ещё. Ситуация с языком вообще настолько мелкая, что вряд ли кого, кроме меня, будет волновать.
Итог: 7 из 10. Я однозначно не жалею, что решил прочесть эту книгу. Она доставило некоторое удовольствие, пусть и в иных местах сделала неприятно. Возможно, мне вообще не стоит на этом акцентировать, потому что если таков был замысел писательницы — завести читателя в дискомфорт — то это наоборот, плюс. В общем, рекомендую прочесть, тем более, что Author.Today книга лежит в абсолютно свободном доступе, выложенная автором.
P.S: А ещё есть куча моих личных проблем с сюжетом, которые спойлер. Возможно, я как-нибудь доберусь до них и расскажу. Потому что это повод вообще поговорить о причинах всякого в фэнтези и НФ-книгах. Хотя кто я такой, чтобы рассуждать о подобном, ага.
Женя Халь, 14 декабря 2015 г.
Прекрасный роман Натальи Болдыревой «Два сердца Дио» написан по мотивам миров Ника Перумова, но, по сути это – самостоятельное произведение, которое можно спокойно читать даже тем, кто не знаком с этими мирами. Главных героев двое: Дио и постапокалиптический город Мегаполис, постоянно меняющийся из-за сдвигов реальности. В мире Аррет – это собственно Мегаполис, в нашем мире – Екатеринбург.
Дио – главный герой, невероятно симпатичен и человечен. Мастерски выписанный, он начисто лишён литературных и жанровых шаблонов. Не плохиш и не Мальчиш-Кибалчиш, он такой же, как мы: иногда заносчивый, иногда слабый. Он не надувает важно щеки и не стоит в классической позе: «Упс! Я только что спас мир!» Он боится себя, своих способностей и тёмного дракона внутри. Два сердца – прекрасная аллегория. Сердце в банке в чужих и недобрых руках, за которым вынужден идти Дио – это так напоминает нас всех... часто идущих за собственным сердцем, потому что выбора нет.
Дио тоже не может найти своё место в мире, и в этой раздвоенности автор ненавязчиво, исподволь поднимает огромные социальные и психологические проблемы: одиночество, поиск себя, любви, и умение ужиться с этой найденной любовью. Ведь найти её – это только полдела, а нужно ещё притереться, в чем-то уступить, а в чем-то нет, тем более, что Прекрасная Дама героя тоже не в кринолинах и не в соболях: скромная учительница, похоронившая маму, отошедшая от всех подруг. Типичная современная жительница мегаполиса. Наложение двух миров, не только фэнтезийное, но и бытовое, узнаваемое, проходит через весь роман, поэтому он воспринимается не как отдаленная от реальности сказка, а как современная проза, хороша написанная, прожитая автором в современном мире, но помещённая в богатейший антураж, который хотелось особо отметить: магия и роботы, леканы и «крысы». Воображению автора остаётся только позавидовать. Детали настолько выпуклые, что перед глазами моментально появляется картинка. Каждый персонаж, даже второстепенный, живой и колоритный. Что особо понравилось: психологическая часть подаётся на фоне схваток, боев и драк. Ни одной «провисающей» сцены, ни единой скучной страницы. Кинематографический стиль подачи – картинка – внутренний эмоциональный пласт, объяснение реальности. Создаётся абсолютная иллюзия панорамной съёмки с нескольких камер.
Финал, к сожалению, многое оставляет за кадром, намекая на продолжение, которое (я очень надеюсь), автор допишет, и тогда уже объяснит нам все. Этот роман напоминает шоколадную конфету: слишком быстро проглатывается. Но послевкусие просто превосходное! Большое спасибо автору! Оценка: 10 из 10.
Green_Bear, 28 февраля 2017 г.
Приняв решение расширить свою вселенную Упорядоченного до полноценного межавторского цикла, Перумов открыл для читателей новые локации, которые присоединившиеся к проекту авторы могли прорабатывать на свой лад и вкус. В частности, Болдырева выбрала постапокалиптические декорации Города, где магия проявляется не столько в виде эффектных заклинаний или мистической волшбы, сколько в виде внезапных сдвигов реальности или модификаций живых и не только организмов.
Здесь возникают из ниоткуда кварталы, сминая и давя неудачников, оказавшихся на месте пробоя. И также внезапно, порой, растворяются целые улицы. Тянутся вдоль железнодорожного полотна у озера приземистые ангары, торчат над пятиэтажками зубья высоток, принимают зрителей арены в бывших заводских цехах. Жизнь в Городе стремительна, непредсказуема и смертельно опасна. Опасна не только пространственными сдвигами. Куда страшнее люди и те, кто ими уже перестал являться. Мародеры и банды, которые добывают пропитание из попадающих сюда зданий. Обитающие в подземных туннелях Уроды, чей облик носит следы чудовищных изменений. И наконец зловещая секта схарматов, чьи Мастера Слова создают механических тварей из людей. Город страшен, но также и привлекателен — своей необузданной дикостью и постоянным напряжением всех нервов.
В свою очередь Дио, член банды Губителей, плоть от плоти этого странного и пугающего Города. Он не помнит родителей и верит лишь считанным друзьям. Прекрасно владеет ножом — ведь огнестрел слишком часто дает осечки или взрывается из-за сдвигов. Он поразительно удачно охотится на леканов, добывая их для подпольных умельцев. И даже не подозревает, что уже привлек чужое внимание, став объектом для охоты. Вот только кто в результате окажется дичью, а кто — хищником?
Итог: смесь экшена и взросления в антураже урбанистического магического постапокалипсиса.
Гиленур, 4 ноября 2015 г.
Два сердца, одна воля — один Человек!!!
Герой — (от др.-греч. ἥρως, «доблестный муж, предводитель») — человек исключительной смелости и доблести, либо главное действующее лицо литературного произведения. Всем знакомо это определение из “многоуважаемой” Википедии. И так, герой — это личность по определению светлая и добродетельная. Он никогда не ударит в спину, доведёт спасённую на улице девушку и не воспользуется случаем приласкать сию особу. Неужели именно такими людьми творится история, или где-то там на полях сражениях бьются не на жизнь, а на смерть те, кто по праву должен носить это гордое звание.
Перед нами роман Натальи Болдыревой “Два сердца Дио”.
Это седьмой том проекта “Ник Перумов. Миры” и в этот раз мы отправляемся на мир-свалку — Аррет, а точнее в один из её загадочных городов — Мегаполис. Впервые о нём говорится в романе Натальи Каравановой “Сердце твари”. Не помню, как его там описали, но что-то типа средоточие поклонников Схарма и прочей нечисти, было точно. Ну или не было, желающим проверить меня, рекомендую сей роман.
Мегаполис — это не чисто постапокалиптический город, скорее некая смесь. Здесь прекрасно уживается магия и творения людских рук, создавая своего рода симбиоз. Но главная фишка заключается в том, что он нестабилен. Из-за пространственно-временных искривлений, Мегаполис постоянно меняет свой облик, хотя есть участки, где эти законы не действуют. Население города очень колоритно, и буквально все друг с другом враждуют. Вот в таком интригующем месте и приходится вести борьбу за выживание центральному персонажу романа, бойцу клана Губителей — Дио.
Наталья Болдырева пошла другим путём, который противоположен предыдущим книгам. Вместо изначально положительного героя, перед нами предстаёт, эгоистичный и наглый, но до жути харизматичный персонаж. Такие “плохие” парни нравятся девчонкам, которые просто млеют от подобных типажных мачо. Мне он чем-то напомнил Олмера из трилогии Ника Перумова “Кольцо тьмы”, образно выражаясь они мало чем похожи, но есть в них изюминка, которая цепляет...
Итак, Дио отрицательный персонаж или нет? Вопрос, который меня мучил на протяжении всего романа. Я вникал в его поступки и решения, пытаясь разглядеть в нём хоть капельку того благородства, что можно увидеть в том же “рыцаре, без страха и упрёка”. Искал, но не находил, каждым своим действием, решением, Дио не показывал ничего благородного. Он живёт ради себя и для себя. Судьбы ближних мало его заботят. Он отталкивает любое проявление привязанности к кому-либо. Но делает ли его это, плохим человеком?! Всё не так просто, как кажется на первый взгляд. По сути Дио, не так уж и бессердечен. Да он не знает сострадания, но и мир в котором он живёт не проявляет к нему милосердия. По факту они одного поля ягоды, они вполне удовлетворены сложившимся положением вещей. Так кто из них зло? Город или человек?!
Как бы в противовес к Дио в роман введён персонаж по кличке Жжёный. Он полный антипод ГГ. Его роль создание контраста для характера Дио, и эту ипостась он отыграл на отлично. Недавно в одном своём посте в ЖЖ, Наталья рассказала, что образ Жжёного, открытого и доброго человека, списан с неё. Это немаловажный факт, так как за частую авторы от своего лица описывают ГГ.
В случае с Жжёным отдельная история. Хотя времени ему уделено немного, но за отпущенное текстом время, автор успевает раскрыть перед нами этого персонажа. Как я упомянул ранее, он контраст Дио, при чём, наверно самый яркий. Именно на его фоне, обнажается вся суть души Дио.
Вот так плавно я и вернулся к разговору о непростом характере Дио, а точнее к его концу. О нём можно долго рассуждать и делать выводы, для меня ясно одно — он не тот, кем казался по началу. Его нельзя судить лишь по двум противоположным критериям — добро и зло. Свою роль играет и тайна, которая хранится где-то в глубине его души, но и это не основополагающий фактор. Главное в том, что Дио — лишь порождение Мегаполиса, он кровь от крови мира Аррета. Он всего лишь человек с непростой судьбой.
Немного о шаблонных и не совсем шаблонных персонажах.
В предыдущем подзаголовке я поговорил о ГГ и его антиподе, которого я сразу смело отмёл из разряда шаблонных. Отдельного упоминания заслуживает ещё один персонаж, не из разряда “проходных — лекан Март. Прошу не путать с “ликан”. Если кому-то нужно точное определение, добро пожаловать на оф. сайт проекта, где есть много интересной информации — http://perumovworlds.com/ , ну или узнать из первых уст в группе Вконтакте — https://vk.com/perumovworlds .
Итак, Март, подручный известного Мастера Слова, Лека — тоже достаточно интересный персонаж, и очень неоднозначный. С первого же его знакомство с Дио, между ними проскальзывает некая связь, при чём достаточно неуловимая, которая со временем только крепнет. Очень удивляет подача его образа, автор частенько вставляет диалоги, которые не дают полной конкретики касаемо их отношений в целом, так и непонятной привязанности Марта к Дио. К некой печали — это так и не раскроется в книге. Но есть одно большое «но», прежде чем кидать камни в Наталью по поводу не раскрытия персонажа, спешу обрадовать, что пишется некое продолжение событий романа “Два сердца Дио” — “Война Марта” (https://lit-era.com/book/voina-marta-b2575). Судя по всему, тут всё станет на свои места, все те слова-полунамёки обретут наконец целостность.
Шаблонных и статичных персонажей в романе предостаточно, они как винтики выполняют ту или иную функцию, поддерживая основной сюжет. обвинять автора, что она не прописала детально каждого из них, просто бред. Думаю, если бы была возможность расписать роман на три-четыре книги, Наталья с “нежностью и трепетом” отнеслась к каждому из них. Так, что, тут извольте, не вижу имеющего под собой основания акта безделья писателя.
Пасхалки и не только…
В первую очередь хотелось бы сказать о двух наиболее интересных пасхалках. Первая заключается в том, что город Мегаполис — это зеркальное отражение города Екатеринбурга, естественный изменённый реалиями Аррета, а башня Тесака — знаменитый небоскрёб “Исеть”, так что добро пожаловать в постапокалиптический вариант города Екатерины.
Вторая немаловажная отсылка идёт прямиком к следующему проектному роману “Звезда творения”, Ирины Черкашиной. События романа Натальи происходят всего лишь за год до событий “Звезды”, при чём городок-локация тот же — Северо-Каменск.
В наличии имеются и отсылки к основной ветке Упорядоченного — Орлангур и Хрофт со своей Дикой Охотой. По поводу этих двоих разгорелся небольшой спор. мол не слишком часто столь сильные сущности появляются в перипетиях борьбы “трёхмирья”. Например, взять Орлангура, это один из столпов Третьей силы, а тут мол появляется чуть ли в каждой книге, помогая незначительным по меркам Упорядоченного, воинам. Ведь его дело наблюдать, а не вмешиваться. Я тут несколько не согласен. Ведь если смотреть на всю картину в целом, то виден масштаб проблемы. Если хаоситам удастся понять механизм мира, который живёт без магии, то вся Межреальность содрогнётся. Тут достаточно вспомнить заклинание Хрофта в романе “Свеча Хрофта”, которое поглотило магию на определённом участке Хьёрварда. Так что не мудрено, что Орли так настойчиво присматривает за “троемирьем”.
По поводу Хрофта, ну да приходится бедолаге частенько к нам заруливать на чай, но в этот раз его призвал не главный герой. В этом моменте автор поступил правильно, лишний раз сделав контраст на некую уникальность характера Дио.
Ну и самая вкусняшка конечно в конце. Какая, спросите вы…
ЛУЧШЕ ВОЗЬМИТЕ КНИГУ И ПРОЧИТАЙТЕ САМИ!!!
А конец ли…
В первую очередь, хотел бы поблагодарить Наталью за её труд. За прекрасно поданных персонажей, особенно за Дио. Роман прекрасный, мне как любителю фэнтези и постапа, было очень приятно читать эту книгу. Я не раз упомянул в своих отзывах про уникальность подачи проектных книг. “Два сердца Дио” не стали исключением. Фанаты каноничного Упорядоченного могут сколько угодно обвинять проектные книги в отрицании каких-либо канонов, как по мне всё здорово. Особую благодарность я хотел высказать Наталье Болдыревой за предоставленную книгу со своим автографом, и этот отзыв лишь то немногое, как я могу её отблагодарить. Всем сердцем желаю дальнейших творческих успехов!!!
Somesin, 5 августа 2015 г.
В какие бы спирали, в какие бы ленты Мебиуса не завивали дорогу героев фэнтези авторы, но любая хорошая книга этого жанра характеризуется надежным «дорожным покрытием» и сравнительно обширным радиусом обзора. Иными словами: куда ни глянь в книге, всегда удобно припомнить, что случилось допрежь, всегда примерно да разглядишь, куда влечет история, ну, и главное – рассказ скачет уверенно и легко по событиям, так или иначе ложащимся в канву, и читателя уводит в просторы фантазии и мечты дорога из желтого кирпича.
Не так здесь. Главный герой попадает в игру, бескомпромиссно запущенную по правилам жесткой постапокалиптики: выживание становится доминирующим стимулом, главной целью и единственным условием. Главный герой отчаянно пытается сохранить себе жизнь, которая изящным одномерным бутоном сворачивается вокруг забот о насущном: пища, оружие, одежда, приют. Главный герой тонет в вязкой глине бытовых проблем и подробностей на раскисшем проселке…
Много существует серий, произведения из которых ничуть не удивили бы меня завязанностью на быт, на шкуру и брюхо, но в данном случае – я таки удивлен.
Серия повернулась ко мне новой, ранее не виданной стороной: сталкерская повесть с аккуратно приживленной в конце мафиозной сагой.
Книга хороша, не спорю! Но, сколь бы ни был любопытен Дио (если не ошибаюсь, имя переводится просто как «бог», не так ли?) с перипетиями многотрудной жизни в непрестанно умирающем и воскресающем Городе, сколь бы ни были занятны Скал и Игорь, свивающие змеиные петли незримых причин и следствий хитроумных интриг, сколь бы ни возбуждали испуганный интерес биоинженерные изыски Уродов или киборгизирующие упражнения Мясников и схарматов… словом, сколько бы разных сущностей ни вспыхнуло перед нами загадочно и ярко – но все это лишь очертания вьюги в заснеженном лесу, странные абрисы белесого сумрака, сквозь которые изредка виднеются ветви и стволы. Нет красок, на которых хотелось бы отдохнуть взором, нет величественных абрисов великих строений: бесприютность, сиротство и скитания свиваются в снежные жгуты.
Невозможно, будучи в здравом уме, заявить, что автор не знает мира: что вы! Наоборот: не каждый из демиургов так хорошо прорабатывает места, в которых собирается поселять героев! Однако ни Аррет, ни Терра в книге не кажутся обласканными любовью детищами. Страдает под игом схарматов, жаждущих чего-то непонятного для озверевших стай хозяев Города, Аррет; бесприютна Терра, которая оказывается распята между профессионально-хищными бойцами Ордена Равновесия и мафией хаоситов. Автор до последнего смотрит на мир глазами Дио, ненавидящего мир, которому следует ежесекундно противостоять; и разве что в эпилоге…
По самой своей сути Дио – отнюдь не героичен: пария, изгой, свирепый зверь, развивший способность ловить живьем даже лекан. Он лишен жалости и слабостей; не воспринимает чужаков как живых и чувствующих людей. Ценою утрат оплачивает он уроки милосердия, сдержанности, понимания. Маугли, воспитанный озверевшим Городом, он только к последним страницам становится человеком, хотя и человеком – с сердцем машины.
Дио – тень, силуэт другого персонажа и другой книги. Полный антипод, начавший с крайнего эгоизма и жестокости, сохранивший тело человека, но не сердце, сделавший ближе к концу первые шаги на пути человечности.
И все же Дио невозможно не сопереживать – как Робинзону, как Джону Рэмбо, противостоящим всем окружающим обстоятельствам в совокупности! – и вместе с ним мы замираем, пытаясь не зашуметь в лифтовой шахте, и вместе радуемся богатой добыче на верхнем этаже небоскреба, и вместе собираем последние силы на ржавой арене. Дио далеко не прекрасен; но за него волнуешься, и это успех, это чтение взахлеб и мысли о том, что же случится дальше, горячащие кровь читающего.
По структуре книга – скорее, повесть. В ней не отыскать сложного сплетения судеб и цепочек событий, в ней отнюдь не тьма персонажей, в ней все закручено вокруг истории одного человека и отчаянного бегства из Аррета. Ирония судьбы постигнет и его – когда он встретит женщину, заронившую в сердце Губителя любовь, но разминется с ней фатально и навсегда.
Решительно в недоумении оставляет оформление обложки – даже трудно сказать, чем оно озадачивает, однако факт налицо. Вроде бы и встреча с женщиной когтерукой имела место быть… разве что – удивительно чистенький мертвец-Губитель в одной рубашке, тогда как все, сколько помнится, одевались сходно, больше похоже на Дио. Словом, обложка очень и очень… непонятна.
Главная же мысль книги читаема огненными буквами в уголках глаз: нельзя, недопустимо оставаться равнодушным к другим, ни за что и никогда не следует пытаться поставить себя вне человечества, вне своего народа. Иначе – раньше ли, позже, — самого гордеца отринут и будут попирать ногами. Дио – в отличие от уже упомянутых Робинзона и Маугли, — не несет в себе изначального категорического императива, не видит себе равных – ну, и не полагает нужным считаться хоть с кем бы то ни было. Одинокий в банде, одинокий на арене – лишь возле Шуры находит он подобие спокойствия, но, как и странную, высокомерную дружбу, любовь он потеряет.
Дио талантлив, и до загадочного обаятелен, как все мастеровитые, умелые люди; однако флер очарования слетает достаточно быстро. Он упорно держится одиночкой – снова и снова бывая подавлен и побежден коллективами, общностями. В конце концов он теряет право кичиться своей чистокровностью, и все, ради чего живет он дальше – это только свобода и право быть по собственной воле.
Не считая встречи с женщиной с Терры, глаза его постоянно опущены вниз, под ноги, на вязкий, топкий груз забот каждого дня.
Что ж, судьба учит его полагаться на других и верить хотя бы кому-то, помимо доброго ножа. И мудро указывает на то, как легко увязнуть в снегах себялюбия.
И уж если великий Губитель сумел этому научиться… неужели не сможем – мы?
Итог: Крепкая постапокалиптика про будни сталкеров в изменчивом Городе. Крепкая постапокалиптика про выживание и про человеческое лицо, про то, кто держит в руках наши сердца, и про свободу, которая бывает хмурой, злобной и мрачной. Славная книга о том, в какую бездну ведет тропинка под ногами, если эта тропинка – забота только о собственной шкуре.
helgvar, 5 августа 2015 г.
Книжные люди во многом уступают людям реальным: и в гибкости, и в сообразительности, и в богатстве палитры чувств… Хуже того! В хорошей книжке мир, сложившийся вокруг них, непременно рушится, вынуждая искать новое, а чаще – попросту создавать новое собственными руками. Тем не менее, именно книжным людям дано великое, дивное преимущество: им, может, и некуда пойти, но всегда есть куда стремиться! Не этого ли ради мы читали в детстве романтические приключения капитана Блада и охотников на бизонов? Не этого ли ради мы читали про хоббита с колечком и киммерийца с короною? Ведь жизнь, наша дивная, полнокровная, муарово-серая без крайних и четких тонов жизнь – она, по большому счету, лишена цели…
Да, мы ставим себе цели сами, позволяем ставить их учителям, родителям, начальству, правительству, даже футурологам… и часть таких целей исполняется, часть теряет интерес уже назавтра, часть оказывается миражом и пустой фантазией. И иногда, задумываясь над тем, кто ты и где находишься на извечной стреле истории, — кажется, отдал бы всех политиков мира за понимание ясной и честной цели, к которой стоило бы идти, а также за то, чтобы понять, где находишься и какова дорога под ногами.
Начать разговор о книге – своеобразной, опять-таки непохожей на прочтенные до сих пор книги серии, — можно с дюжины различных отправных точек. С языка — хорошего, уверенного и профессионального, — которого не чувствуется в тексте, который не отвлекает внимания и, не очаровывая, конечно, все-таки прибавляет удовольствия от чтения. Или – с образа мира, вновь данного диковинно и необычайно – в который раз приятно удивив!
Или с обложки.
Обложка удивила также; удивила изрядно: подобных в серии еще не видел. Художник элегантно сочетал фактическую точность (вот поверьте: есть в тексте и такой эпизод; но – «в жизни все не так, как на самом деле»!) и эстетическую, увы, пощечину. Да, голую женщину можно смело и оправданно рисовать для обложек множества (сотни их!) книг фэнтези; но к этому роману – зачем? Единичный же момент, секунда дела – и не в ней суть сцены и эпизода…
Непонятки.
Между тем, перед нами мгновенно расцветает неяркий, сдержанных тонов цветок постапокалиптики: дивная смесь происходящих сдвигов и возникающего хабара, атмосферы на совесть раскуроченного мегаполиса и сугубо арретской магии, слегка так напомнившей о заснеженном Приграничье; зато со временем понимаешь, что – и занятную историю о начале пути супергероя автор привил на живучее неказистое деревце повести о мире после разрушения. Выбор неожиданный, честное слово, — и работающий на богатство и яркость серии в целом; новая книга – и новый взгляд, новый жанр.
Предложенный мир, Аррет, — автором используется рачительно и бережно: отщипнут незначительный кусочек, который, как оно, в принципе, и случается зачастую даже по эту сторону страниц, – стал единственной вселенной для обитающих в нем.
Автору удается то, чего я уже не ждал: Мегаполис на Аррете с его частыми сдвигами, с его обитателями, с укладом жизни, — послужил связующим звеном между практически всеми Арретами, продемонстрированными или упомянутыми в предыдущих книгах.
Мир, регулярно смещающийся, меняющийся, убийственный и безжалостный, развивающий стремление и умение убивать любого, кто встанет на пути. Мир, клокочущий переменами едва ли не каждый день, словно кипящий гейзер, словно бурливый горячий источник.
Неудивительно, что и герои тут – под стать суровым их краям.
Пугливый, но умеющий обороть и ужас, и слабость Жженый; хитроумный Тесак с кучей имплантов; осторожный и сообразительный Скал; Шура, как отзвук, как знак, как путеводный луч главного героя на дороге к Терре – и к новой, осмысленной жизни.
Лек, лекане, да и вообще схарматы – они удивительно знакомы нам; и хотя трудно радоваться встрече с подобными знакомцами, однако радость узнавания нам все же дарят. Более того, мы видим Лека в его развитии – опасным, по-черному мудрым деспотом, нацеленным на обширное изменение мира ради своих желаний и идей.
И, разумеется, сам Дио: опасный, ловкий, умный, но ничего не помнящий о своем прошлом. Человек со странным именем. Человек с несгибаемой волей…
Человек-неизвестность.
Это, пожалуй, ключевое слово для обозначения данного персонажа. Вначале мы ничего не знаем ни о прошлом Дио, ни о его взглядах на жизнь – не считая сугубо прагматических и сиюминутных; время от времени читателю предоставляется возможность строить предположения и догадки – и не более того. Впрочем, и сам герой живет в плотном море неведомого: в мире, о котором он не знает практически ничего, находящегося за чертой огромного Города, в мире, где сходятся в противоборстве старые хозяева Мегаполиса: Губители, Уроды, Мародеры – и схарматы, чьи цели туманны и сумрачны.
Но таинственны не только Дио и его Город!
«Два сердца Дио» – сплошь книга вопросов, книга загадок.
Мы проходим вместе с героем тернистый и нелегкий путь, на котором ему приходится многое и многих терять, ничего не получая взамен. И все время кажется: вот-вот перед нами окажется достойная цель, вот-вот герой осознает свое прошлое и обретет свет в конце пути… но раз от разу Дио всего лишь пробует выжить, всего лишь борется за свою жизнь, спасаясь подчас чудом. И оставляет нас – с новыми и старыми вопросами на устах.
Дио в книге, вопреки итальянской семантике имени, — простой смертный; зашоренный, мыслящий узко и хищно, но умелый в пределах своего ремесла. Он нетерпим, ненавидит инаковыглядящих и не принадлежащих к стае, груб и бесцеремонен. И только цепь предательств и потерь, отсекающая его от Города, заставляет Дио ступить на путь внутреннего развития.
Дио, если подняться до абстракция, очень уж похож на собирательный образ обычного человека с простой, бесхитростной жизнью: решать проблемы по мере поступления, выживая, пока возможно, умирая, когда придется. Так и не получается увидеть у него некой идеи, ради которой он готов был умереть. Не видны принципы, не видна вера. Это придает ему дыхания настоящей жизни; но как же горчит такое дыхание и как больно смотреть в отражение в зеркале иной раз…
И от этого сочной, подкупающей метафорой расцветает штрих с двумя сердцами Дио.
Образ этот имеет как минимум две грани. С одной стороны, он безжалостно высвечивает свойство современности подменять честь, совесть, достоинство – властью или деньгами, в некотором роде – «сердцем», движителем, навязанным извне. Тем самым текст вынуждает задуматься о том, кому принадлежат цели, которым следуем уже мы сами, и по какой дороге мы движемся к собственным целям? Не позволяем ли подменять мечту и устремление живой души безжизненным накоплением мнимых возможностей и порожней мишурой?
Но если приглядеться, видна и вторая грань метафоры: только получив новое сердце, поменяв ключевую часть себя, Дио сумел измениться, и из бесчувственного и эгоистичного Губителя сделаться человеком, способным на высокие и смелые поступки ради других. На бескорыстные поступки.
Ах да. И не могу не отметить – здесь опять появляется Один и Дикая Охота, причем вполне грациозно – отнюдь не бог из машины, но знак незримого внимания к происходящему в Трех Закрытых Мирах.
Книга интересна – этого не отнять, но непрестанное отсутствие информации о сути происходящего подчас пугает и слегка путает. Поминутно задумываешься: так ведь и мы здесь, очертя голову и отстраняясь от событий пылающего и бурлящего мира вокруг, стараемся выжить и уберечься от всего чохом, надеясь на сохранение хоть какой-то стабильности. Лишь бы не стало хуже, лишь бы не стало вовсе уныло – и по шажку, по вздоху отдаем и уступаем судьбу тем, кто имеет решимость рулить…
А еще – даже перевернув последнюю страницу, все же хочется надеяться на лучшее для Дио и для Шуры. Хочется верить, что в безграничном Упорядоченном пути их пересекутся все же.
По сути: неплохая, интересная книга, заставляющая задуматься о том, куда же стремимся мы, живущие в настоящем и живом мире. Книга, напоминающая о необходимости в любых обстоятельствах слушаться собственного сердца, не дожидаясь странных и диковинных механизмов. Книга, учащая бросать в лицо невзгодам все, что осталось, все, что сумеешь, — и бороться до конца. Но еще и история о том, сколь мало понимаем мы даже в том, что случается с нами.
quemado, 21 января 2014 г.
Две вещи зацепили меня в этой книге.
Первая: контраст охотника Дио и лекана Марта. Озлобленный «волчонок» Города и рукотворный монстр, сохранивший в себе человечность. Оба живут в постапокалиптическом мире, где каждый день может стать последним, а верить можно только самому себе. Взаимопонимание между ними не складывается, противоречия болезненны для обоих. Неожиданный реализм и отсутствие сантиментов подкупает, история воспринимается глубже и реалистичнее.
Вторая: тот факт, что в условиях ожесточённого выживания всё-таки можно измениться и открыть в себе то, что прятал под слоями душевной брони. Выбор между однозначным благом для себя и спасением для другого человека может разрешиться совсем не так, как диктует холодный и циничный разум. И в этом тоже есть правда жизни.
Имхо, удачный пример своей игры в мире другого автора. Хотя от Упорядоченного здесь не так уж и много... ;-)