fantlab ru

Антон Макаренко «Педагогическая поэма»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.25
Оценок:
175
Моя оценка:
-

подробнее

Педагогическая поэма

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 33
Аннотация:

Автор прибывает под Полтаву, чтобы организовать колонию для беспризорных детей. Перед ним стоит непростая задача – перевоспитать несовершеннолетних правонарушителей. Пытаясь найти подход к каждому, даже самому сложному ребенку, Макаренко создает систему, основанную на трех принципах: труд, игра и влияние коллектива.  И добивается блестящих результатов.  

"Педагогическая поэма" – один из наиболее значимых трудов, прошедший объективную проверку временем.  Классика, ставшая настольной книгой не одного поколения учителей и воспитателей.

В романе-поэме А.С.Макаренко, педагога и писателя, раскрывается история рождения и развития колонии им. М.Горького и коллектива горьковцев. Первыми воспитанниками были несовершеннолетние правонарушители: подростки, юноши, а позже беспризорные дети. Нравственный переворот в их воспитании происходил не сразу, а в процессе длительной, трудной и самоотверженной борьбы педагогов-воспитателей во главе с А.С.Макаренко за высококультурную личность, нравственно-светлую, с развитым чувством долга и чести. Четкая, продуманная организация детской жизни, нацеленная на воспитание достойного гражданина Отечества, позволили добиться позитивного результата, когда, по словам Макаренко, «в живых движениях людей, в традициях и реакциях реального коллектива, в новых формах дружбы и дисциплины» рождалась новая педагогика. В горьковском трудовом воспитательском коллективе взрослых и детей объединяли прежде всего учеба, производственно-трудовые взаимоотношения, общая трудовая забота о лучшем завтрашнем дне, определенный стиль («дух») колонии: мажорный тон, сочетание уважения с требовательностью, чувство собственного достоинства, ощущение своей страны и многое другое. Макаренко доказал, что воспитательский коллектив, коллективная организация жизни и деятельности колонистов — это самый эффективный метод воспитания личности, индивидуальности каждого воспитанника. Вышедшая в свет в 1934-1937 гг. «Педагогическая поэма» неоднократно издавалась и была переведена на многие языки. Однако в полном (восстановленном по прижизненным изданиям и рукописи) объеме «Педагогическая поэма» была напечатана впервые в 2003 г. (восстановленные тексты были даны курсивом, чтобы читатель мог сравнить новый текст с уже привычным «каноническим»). Данное издание получило положительный отклик читателей. На суд читателя выходит второе издание книги, в котором сделаны некоторые уточнения, исправлены опечатки Книга представляет интерес как для широкого круга читателей, так и для родителей, педагогов, специалистов в области воспитания, преподавателей, студентов педагогических учебных заведений, научных сотрудников и аспирантов.

Примечание:

Время написания книги проставлено в её конце: Харьков, 1925-1935 гг.

Первая часть впервые опубликована в 1933 г., в книге третьей альманаха «Год XVII».

Вторая часть — в 1935 г., в книге пятой альманаха «Год XVIII».

Третья часть — в 1935 г., в книге восьмой альманаха «Год XVIII».

Писатель не прекращал работать над «Поэмой» до 1937 года.


Входит в:

— антологию «Русская советская проза», 1977 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (24)
/языки:
русский (24)
/тип:
книги (24)

Педагогическая поэма
1949 г.
Педагогическая поэма
1950 г.
Педагогическая поэма
1955 г.
Педагогическая поэма
1957 г.
Сочинения в 7 томах. Том 1
1957 г.
Педагогическая поэма
1964 г.
Педагогическая поэма
1969 г.
Педагогическая поэма
1973 г.
Русская советская проза
1977 г.
Педагогическая поэма
1978 г.
Педагогическая поэма
1981 г.
Педагогическая поэма
1982 г.
Педагогическая поэма
1986 г.
А.С. Макаренко. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 1
1987 г.
А.С. Макаренко. Собрание сочинений в четырёх томах. Том 2
1987 г.
Педагогическая поэма
1987 г.
Педагогическая поэма
1987 г.
Педагогическая поэма
1988 г.
Педагогическая поэма
2009 г.
Педагогическая поэма
2014 г.
Педагогическая поэма
2018 г.
Педагогическая поэма
2019 г.
Педагогическая поэма
2019 г.
Педагогическая поэма
2023 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  13  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хотела я вооружиться пером, острым, как нож, и провести тонкий аналитический срез по методике воспитания Макаренко, но поняла, что нет в этом смысла. И всё потому, что тогда было время действия по обстоятельствам, даже по «чуйке», а не по каким-то книжным методикам воспитания. Если бы Макаренко, когда ему досталась эта колония малолетних бандитов да и просто оступившихся детей из-за условий жизни того времени, начал воспитывать подопечных сухим и безынициативным безразличием педагогических текстов, активно ему вменяемых, то он плодил бы хаос, налогом которого были бы сотни загубленных душ, так и не познавших искреннюю заботу и нежность, которую сами ребята проявлять не умели, но очень сильно её ценили.

Поэтому я поделюсь только эмоциями, переполняющими меня. Пока читала, чувствовала и радость, и счастье, и удивление, и даже ярость благородную.

Например, самая обычная радость появлялась на моментах, когда дети понимали, что Макаренко им не враг, желает им лучшего, и просто начинали меняться прямо на глазах, показывая какие-то небывалые чудеса детской искренности.

Или удивлялась подобным товарищу Зое, которая ненавидела Макаренко и всячески старалась его поддеть или указать на то, что он не понимает ничего в педагогике. Вот такие вот бюрократы, следующие заветам бумажных писаний, не работающие на местах, никогда не поймут, почему прописанные ими истины не всегда помогают, а иногда могут только погубить начатое дело. Везде нужна гибкость и особый подход, которые Макаренко и старался проявлять, по крайней мере если верить всему написанному им в книге.

Но бывала и ярость благородная, как я уже говорила выше. В эпилоге Макаренко рассказывал, что случилось с некоторыми из воспитанников. И была история, которая меня так сильно разозлила. Семён Карабанов, один из самых трудных воспитанников, который после выпуска пошёл по стопам Макаренко. Он работал с такими же трудными и «психическими» ребятами. И однажды один из них зарезал его трёхлетнего сына. Я не знаю, как жила бы после такого, смогла бы дальше работать с этими детьми, а вот Семён смог, причём не озлобившись на весь белый свет, особенно на этих паразитов. Вот тебе и история, которая вышибает из тебя дух, заставляя вытирать слёзы, так нагло катящиеся по лицу, но так ярко рисующая настоящего человека, умеющего прощать.

Бывали и интимные моменты. Например, с девушкой Верой, малолетней проституткой. Однажды она пришла к Макаренко с просьбой выдать ей справку на «лечение», то есть на аборт. Он отказал, видя, что она продолжает развратничать, хотя парень (отец ребёнка) хочет на ней жениться, а ей подавай только удовольствия в жизни. Он твёрдо сказал ей – ты родишь. И всё. Конечно же, тут начались угрозы, шантаж, мол, я повешусь и прочее. Но Макаренко благодаря стараниями всех колонистов сумел до неё донести, что матерью быть – это счастье, что нет ничего важнее этого в мире для девушки. И Верочка преобразилась. Никто не подозревал, сколько в ней сидит любви, нежности и заботы. Настоящая мать и любящая жена.

Ещё ловила себя на мысли, что для меня все герои живы. Что живут они где-то рядом, что они будут жить дальше, что-то изобретать, кого-то воспитывать, создавать свои семьи и продолжать ту нежность, подаренную им Макаренко. Тяжело осознавать, что их давно нет. Для меня они будут вечно молодыми, вечно живыми. И я чувствую себя эгоисткой, потому что не хочу с ними расставаться. Но мне надо это сделать. Ведь у них свой путь. Им нужно перевоспитать ещё не одного злого и вредного ребёнка, да и взрослого тоже, показав на своём примере, что всё возможно в этой жизни.

Прощайте, ребята!

P.S. – Даже не хочется думать о том, что испытывал в эту минуту Макаренко, прощаясь с ними на вокзале…

Оценка: 10
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень мощная книга, одновременно и публицистическая, и художественная, и автобиографическая. О тексте я много говорить не буду, отмечу лишь очень занятную компоновку русского, украинского, городского и деревенского говора. Пожалуй, впервые я встретил произведение, в котором устная речь передана как есть, без приглаживаний, со всеми хмыканьями, эканьями и прерывающимися фразами.

А вот на содержании стоит остановиться подробнее.

Книга начинается весьма сильным разговором Антона Семеновича с заведующим губернским отделом народного образования, где автору предлагают возглавить новое исправительное учреждение. Уже начиная с этого разговора видно, как автор не любит педагогов и прочих интеллигентов, сильных в теоретическом воспитании нового человека, но пасующих перед живым экземпляром этого самого человека.

Макаренко оказался человеком железным, поэтому смело бросился в бой и за несколько лет добился колоссальных успехов. Нередко он вел себя сурово и даже жестко, чего стоит его знаменитая пощечина. Меня такое поведение удивило, но не потому что я считаю это неправильным, а просто потому что не ожидал такого.

Помимо своего таланта автор умел находить достойных людей и во многом благодаря этому расцвело хозяйство колонии имени Горького. Хозяйственная часть повествования напоминает робинзониаду, только вместо одного человека коллектив, а вместо необитаемого острова — тотальная нищета и разруха. Впрочем, не стоит ожидать, что все у автора было гладко, напротив, чаще всего было очень тяжело.

Если сжать суть методов воспитания А. С. Макаренко до нескольких фраз, то они сведутся к воспитанию трудом, воспитанию коллективом, дисциплине и игре (продвигал геймификацию еще до того как это стало мейнстримом). Главное же педагогическое достижение Антона Семеновича, на мой взгляд, заключалось в том, что он относился к своим воспитанникам как к равным себе людям, а не как к объектам приложения педагогической науки.

Стоит заметить, что тогдашняя педагогика — тот еще политический флюгер, новой советской системы нет, старую использовать по идеологическим причинам нельзя, вот и появляются на свет совершенно дикие формы воспитания человека будущего. На самом деле страшно, конечно, мало кому пожелаешь стать таким объектом для экспериментов.

«Педагогическую поэму» я бы советовал прочитать и тем, кто занимается образованием и воспитанием, и родителям, и вообще всем. Даже если вы не получите практических советов, вы все равно узнаете очень многое.

PS. И еще пара слов о суровом отечественном прошлом. Обычно о классовой борьбе в отечественных реалиях я читал либо исторически-документальные книги, либо же произведения белых и красных авторов, поэтому привык либо к сухим фактам, либо к политически и эмоционально окрашенным текстам обоих сторон. В «Педагогической поэме» все максимально близко к земле, так сказать. Читаем про кузнеца, который прибился к колонии, потому что иначе его кузницу отобрали бы без толку мужики. Один из сподвижников Макаренко прямым текстом говорит, пусть лучше у нас кузница будет, тому все равно пропадать, а нам кузнец нужен, ну а после все равно выгоним: в советском учреждении нет места для мироедов. Воспитанники колонии говорят старому колесному мастеру, что он был буржуем и кулаком, эксплуатировал двух рабочих. А из эпизодических примеров запомнился мужик, продавший вторую сеялку, чтобы ее не отобрали. Совершенно обыденно одни люди забирают у других не миллионы с дворцами и яхтами, а абсолютно обычные вещи.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Жизнь в рамки педагогической теории не загонишь, а вот попробовать понять практику жизни с помощью теории можно...

Для меня это было уже третье прочтение известного и в своё время популярного романа Макаренко. Настолько популярного, что в оные времена был приобретён в домашнее пользование четырёхтомник этого автора, куплен и затем прочитан.

Для меня, прежде всего, это просто хорошая, качественная в литературном смысле советская литература. Вполне художественная, хотя и основанная на вполне реальных событиях и потому отчасти и документально-публицистическая.

.

Роман отчётливо разбивается на две части. По содержанию/оглавлению на три, но по энергетике и наполнению — на две. Потому что первые две части просто обозначают два периода существования колонии в разных местах пребывания и по сути являются одним и тем же в большей части художественным произведением на нехудожественную тему жизни колонии имени Горького.

А вот третья часть — существование колонии уже в Куряже — постепенно в большей части своей становится изложением педагогических воззрений и приёмов Макаренко и размышлений по этим поводам. Т.е. вместе с повседневностью колонистской жизни мы всё больше читаем рассуждения Макаренко о социалистическом и коллективистском воспитании и обо всём прочем, сопутствующем и препятствующем. Т. е. такое ощущение, что сначала были написаны первые две части книги (до переезда в Куряж) и уже затем спустя некоторое время написана часть последняя и эпилог. И хотя в романе проставлена дата написания через тире (1925 — 1935 гг.), так и напрашивается вместо тире запятая.

Впрочем, в примечаниях к книге можно легко найти историю написания романа и даты издания его частей, я только хотел выразить свои субъективные ощущения от прочтения романа.

Комментировать что-то о педагогической ценности идей Макаренко и его коллективистском подходе не буду — увольте, пусть учёные мужи и дамы ломают копья. Но для меня несомненна великая сила коллектива, да и сам я в большей степени коллективист, нежели индивидуалист. И события романа подтверждают меня и, надеюсь, и других читателей, в правоте Макаренко.

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Первое, что стоит упомянуть — это очень занятный стиль Антона Макаренко, сильно напоминающий платоновский Kотлован — слог не очень грамотного человека, старательно использующего все выученные сложные термины и компилирующего слова словно наугад в выражения-мутанты, некоторые из них выглядят уродливыми, некоторые — невероятно красивыми и потрясающе точными. Смесь суржика и советского воляпюка бьет по голове обухом, порождая миражи, мороки и галлюцинации. Макаренко очень здорово передает особенности произношения и говора различных воспитанников, создавая точные, живые портреты колонистов.

Автор, что естественно, походя упоминает немало моментов и явлений, специфичных для двадцатых годов — эксперименты в образовании, борьбу различных организаций и ведомств за скудные ресурсы, вражду различных педагогических школ, национализм украинской интеллигенции, советскую бюрократию (обло, стозевно и лаяй) и многое другое, что можно перечислять долго; отдельно стоит, конечно, детская беспризорность, приобретшая благодаря Первой мировой и гражданской войнам такой размах, что на ликвидацию проблемы бросили самого Железного Феликса. Беспризорность и борьба с ней находятся в центре книги, всех усилий Макаренко и всей его жизни.

Это книгу очень интересно читать, словно окно в давно пропавший мир, существовавший очень непродолжительное время, окно в прошлое, инсайт в те явления, что сформировали страну. Окно в то время, когда тебя оценивали по твоим родителям: ежели у тебя батя рабочий, то проходи, пей чай, а ежели, скажем, иркутский губернатор, то хоть из кожи вон вывернись, а припоминать тебе твое вредное родство будут постоянно.

Макаренко пишет так бесхитростно, хотя иногда заметно, что он что-то умалчивает (это не удивительно, учитывая время написания), однако он никогда не старается затушевать свои отрицательные эмоции, ошибки, провалы или недостойное поведение — в общем, не пытается подать себя белым и пушистым. Педагогика для автора скорее бранное слово, и он кичится тем, что у него нет никакого особенного метода — хотя здесь, он конечно, кокетничает, но так, неосознанно. Автор очень искренен, как в радости, так и в гневе.

Вся Поэма — это гимн коллективу. Стругацкие свой Анъюдинский интернат явно списывали с макаренковской колонии имени Горького. Единица — ничто, коллектив — все. Не умеешь — научим, не хочешь — заставим. Даже ГПУ для Макаренко лучше Наркомпроса в первую очередь потому, что чекисты — коллектив, а вот наробразовские чиновники — нет. Педагогическая поэма — это гремучая смесь большевистского максимализма, агрессивного безбожия, искренней веры в человека и человечество и рефлекторной ненависти к интеллигенции.

Интересно, что хотя это автобиография, здесь есть некое подобие сюжета, напряжение и даже интрига. Жаль только, что под конец автор стал пробегать события, давая их синопсисом — мол, было тяжело, но мы прорвались; хотелось бы побольше и подетальней. Не мне судить, какой из Макаренко был педагог, но за то, что он сделал для сотен детей в самый тяжелый для страны период, памятник и память он заслужил.

Гвозди бы делать из этих людей.

Оценка: 10
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Поразительная книга. Антон Семёнович Макаренко смог не только дать путёвку в жизнь сотням бывших беспризорников и малолетних преступников, сделав из них сильных, смелых, принципиальных, порядочных и уверенных в себе членов общества, но и написать об этом так, что получилось гораздо интереснее, чем какие-нибудь там приключенческие романы.

А интереснее потому, что Макаренко писал о том, что происходило на самом деле — реальная жизнь, как известно, бывает гораздо интереснее выдуманной. Только надо суметь написать об этом так, чтобы получилось увлекательно. У Антона Семёновича, к счастью для читателей, таланта оказалось целых два — и воспитательский, и писательский.

И не стоит забывать, что, когда он взялся за организацию колонии имени Горького, шли страшные 20-е годы: масса детей без родителей, в лучшем случае просто беспризорников, а чаще уже и воров, и бандитов. И ни средств, ни реальной поддержки со стороны властей. Чудо, но даже в это время у него получилось с помощью трудового воспитания и влияния коллектива сделать из социальных отбросов общества нормальных, да что там нормальных — хороших людей.

Читайте! Это ужасно как интересно — следить вместе с автором, как «гадкие утята» постепенно, с трудом, но превращаются в «настоящих лебедей». Для справки, книга написана в 1937 году, то есть уже более 80 лет назад — а всё также привлекает внимание. Вот такое вот долголетие :).

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

ПЕДОФИЛ, САДИСТ, ПОСОБНИК КРОВАВОЙ ГЭБНИ — такими прозвищами наградили Антона Семёновича Макаренко постсоветские создатели дешёвых сенсаций. Конечно, при желании извращённый ум может найти в книге намеки на подобные темы, но я с этим категорически не согласен.

Жаль, что не прочёл книгу раньше. Ещё в детстве корешок «Педагогической поэмы» мозолил мне глаза парадоксальным названием, но я, кажется, даже не открывал её, и уж точно тогда не читал. И только года три назад я узнал о деятельности Макаренко из блога Антона Лазарева. Тогда же мне повезло купить полное издание. А прочитал его только сейчас.

Книга на основе реальных событий описывает деятельность автора в колонии имени Горького в 1920—1928 годах, сначала под Полтавой, потом под Харьковом. В описании перевоспитания юных беспризорников в правонарушителей мне видится нечто вроде лемовской прокрустики, только наоборот, в положительном ключе. Макаренко отвергал большинство мудрствований педагогов-теоретиков и использовал практику как критерий истины. Упор был сделан на коллективный неотчуждённый труд — колонисты занимались сельским хозяйством на всей цепочке производства и сами же потребляли его результаты. Кроме того растение- и животноводство велось прогрессивными способами (разве что на трактора денег не хватило).

Что касается восстановления текста книги, то в первую часть возвращены две главы. Большинство восстановленных фрагментов относится к рассуждениям на тему педагогики и общей идеи романа не меняет.

Книга понравилась. Написана лёгким языком, увлекает, читается быстро. Мне импонирует жизнерадостность, пафос преобразования человека и природы. Надеюсь, в голове отложится что-то на тему воспитания. Хочу прочитать произведения Макаренко о коммуне имени Дзержинского.

P. S. Тема «кивания головой» продолжается. Бросается в глаза отсутствие в то время слова шорты.

Оценка: 8
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение ,

На данную книгу я набрела по большому счету случайно, практически ничего не зная ни о ней, ни о ее авторе. Да, название было знакомо, вроде как что-то воспитательное...

Совершенно неожиданно книга оказалась ну очень захватывающей и занимательной. Сперва меня больше увлек исторически-бытовой аспект, было интересно наблюдать, как колония в условиях крайне ограниченных ресурсов всеми правдами и неправдами добывает необходимое для жизни, развивается и растет. Но через какое-то время это начало отходить на задний план, поскольку я все больше подпадала под очарование юных колонистов (порой не могла отделаться от ощущения, что имеются в виду не обитатели колонии, а покорители новых земель). Главы первой части, больше похожие на отдельные рассказы, объединенные общими героями и единой временной линией, написаны с таким любованием, что невозможно не восхищаться «хлопцами» наравне с автором. И написано это все легким приятным языком, да еще приправлено весьма тонким юмором.

Не знаю, на сколько хороша была бы книга, будь она вся выдержана в таком тоне, но со временем, постепенно, общий стиль повествования меняется. Мы больше смотрим на коллектив не изнутри, как прежде, а снаружи. Скрупулезные выписанные детали сменяются все более широкими и обобщенными мазками. Целые месяцы могут поместиться в одном предложении. Полюбившиеся герои появляются все реже, а то и вовсе выпадают за рамки рассказа. Пространные рассуждения педагогического толка становятся больше и встречаются чаще. Повествование, зацепившие именно своим уподоблением художественному тексту, понемногу видоизменяется в простое перечисление произошедших событий. Ближе к концу отчетливо начинает проступать горечь утраты, пусть Макаренко и пытается делать вид, что все хорошо. От этого всего хочется по-детски топнуть ножкой и запищать: «Пустите меня обратно!» И становится немного обидно, но с чистой совестью поставить десятку я не могу по другим причинам.

Во-первых, я не могу ужиться с рядом высказываемых тезисов. Например, уничижительное высказывание о стремлении добыть что-то для собственной семьи. Или мысль о том, что человек, слабо вовлекаемый в дела коллектива, есть человек неполноценный, гнилой. Да, в определенной степени это веяние эпохи, но уж слишком они меня покоробили.

Во-вторых, в финальной части, особенно в полной версии, начинает проскальзывать откровенное злорадство по отношению к педагогическому «Олимпу». Мол, и не идейные они там, и вообще только на них ГПУ глянуло, как они все сдулись. А важный профессор сделался заштатным библиотекарем. Так ему и надо, паразиту! *зачеркнуто* Возможно, это было нужно для подчеркивания: это не советская власть развалила колонию, а отдельные скользкие личности, до поры ускользнувшие от внимания компетентных органов. С сегодняшней точки зрения уже трудно верно понять истинную мотивацию, но выглядит это в любом разе отталкивающе.

До сих пор удивляюсь, насколько меня поразила и захватила эта чудесная книга, а ведь, казалось бы, ничего не предвещало. Это все при том, что и к педагогике я отношения не имею, и описываемый исторический период не особо люблю. А теперь вот хожу в восторге и планирую добраться до других сочинений самого А. С. Макаренко, а потом еще и до трилогии Ф. А. Вигдоровой «Дорога в жизнь» о работе одного из выпускников колонии, Калабалина С. А., а затем можно и в «Республику ШКиД» смотаться, а дальше... Как бы не увязнуть во всем этом с головой. :D

Еще крайне понравилось исполнение Владимира Сушкова, идеально с технической точки зрения, и сам стиль чтения очень подходит этой книге. Время от времени при прослушивании аудиокниг я ощущаю, что при чтении с бумаги я бы воспринимала историю немного по-другому, сместились бы лишь некоторые акценты, но все равно было бы лучше и полнее. А здесь — наоборот, декламатор прочитал намного лучше, чем вышло бы у меня, в чем я смогла убедиться, любопытства ради просматривая необрезанную версию «Поэмы...».

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Читал данный роман несколько раз и в разных возрастах, интересно было заметить как меняется взгляд на события и на поступки действующих лиц. Очень интересно следить за развитием характеров персонажей, от сорванцов и преступников до вполне социализировавшихся личностей, отправляющихся строить коммунизм и светлое будущее.

Очень советую почитать произведение, его можно назвать отправной точкой в бытовой педагогике :)

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

О ужас, на что можно нарваться, занимаясь вольным серфингом по страницам Фантлаба! Помнится, в далеком детстве на закате Советской империи, когда все имевшиеся дома книжки со сказками я уже прочел, этот томик мне подсунул папенька, чтобы я отвязался. Честно пытался осилить и до середины точно дочитал. Та еще изощренная пытка была для неподготовленного детского разума. После этого подвига к педагогике и всяким педагогическим штучкам стал относиться с крайней настороженностью и отчасти предубеждением, а попытки ворваться в мой внутренний мир и повлиять на него стал воспринимать в штыки, ибо предупрежден – значит вооружен. А каждое прочитанное в дальнейшем фантастическое произведение, в котором просвещенные благодетели пытались сформировать общество, навязав ему свои ценности и высокие идеалы, но терпели крах, вызывало мрачное удовлетворение…

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх