fantlab ru

Генри Лайон Олди «Витражи патриархов»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.28
Оценок:
951
Моя оценка:
-

подробнее

Витражи патриархов

Повесть, год (год написания: 1991); цикл «Бездна Голодных глаз»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 67
Аннотация:

Были когда-то в этом мире патриархи. И складывали они слова в стихи, и сила была в этих строках. Но ушли патриархи и оставили осколки своих витражей. А тех, кто может завершить витраж, становится все меньше. Потому в устах пришельца концовки витражей становятся огромной силой, дающей власть. Только вот не ловушка ли это?

Примечание:

Повесть была написана в течение 1990 — 1991 г.г.


Входит в:

— антологию «Живущий в последний раз», 1992 г.

— сборник «Войти в образ», 1994 г.

— сборник «Витражи патриархов», 1996 г.

— сборник «Войти в образ», 1996 г.

— сборник «Зверь-книга», 1996 г.


Похожие произведения:

 

 


Живущий в последний раз
1992 г.
Войти в образ
1994 г.
Витражи патриархов
1996 г.
Войти в образ
1996 г.
Зверь - Книга
1997 г.
Бездна Голодных глаз: Витражи Патриархов
1999 г.
Бездна Голодных глаз. Том 2
2001 г.
Бездна голодных глаз
2004 г.
Восставшие из рая. Бездна Голодных глаз. Том 2
2005 г.
Бездна Голодных глаз. Том 2. Живущий в последний раз
2009 г.
Бездна Голодных глаз
2011 г.
Бездна Голодных глаз
2018 г.

Аудиокниги:

Витражи патриархов
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Раздается слово эхом среди потрескавшихся стен каризов, тушит свечи на расстоянии пяти шагов, вершит судьбы Мастеров и подмастерьев, разрывает ткань Черного ветра — Олди наделяют его силой, возвращают ему смысл. Отдавая дань уважения поэтам-патриархам, для которых слово не было только знаком, пустым звуком, но было — образом.

Пожалуй, самих писателей уже впору называть патриархами, но в 1991 году харьковский дуэт только ступил на путь того самого подмастерья, которому надо угадать ритм, подобрать верный фрагмент, дополнить строки, оставленные великими предшественниками, чтобы сказанное обернулось порывом стихии, превратив вчерашнего ученика в Мастера. И разве не гармонично смотрится проза Олди рядом со стихами Гумилева?

На мой взгляд, повесть передает отношение самих писателей к слову. Точнее, к Слову. Не даром их слова складываются в чудесные витражи, иллюстрируя фрагменты жизни созданных ими миров и выдуманных персонажей.

Оценка: 9
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Настоящая магия -- это не набор бессмысленных слов, придуманный дежурным графоманом. Настоящая магия = стихи, причем ХОРОШИЕ стихи.

Что был когда-то Кедрин, написавший «Есть у каждого бродяги сундучок воспоминаний», мало кто знает. И что был Давид Самойлов, создавший гениальную строчку «Я спал, Мадонна, видел ад»... А впрочем, ладно. Кому надо -- тот помнит. 8-) Но вряд ли кто-н. еще помнит, откуда это: «Начало изначальное рассветало... Загоралось первое зарево, созидалось первое марево...»)

К сожалению, в наше время не модно быть хорошим поэтом. Писать косноязычно -- это уже бон-тон. Ну и всякая экзотика типа де Труа или Альмотенабби -- куда популярнее, чем истинная поэзия (имею в виду прежде всего поэзию XX века, хотя не только).

И все-таки, все-таки... Пока пишутся такие книги -- значит, не все потеряно.

«Витражи» оставляют много вопросов -- например, кто такие Адъарай-упурко-Айыы? И кто такая жена Мастера? И кстати -- погибла ли Аль-Хиро? А «ты сочинил очень грустную сказку» -- видимо, привет другому Олегу, некогда дружившему с Шекспиром.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но -- нет. Сказка все-таки не грустная. Даже у «Чужого» (особенно если он поэт) есть право на небольшое, камерное, целомудренное счастье.

А патрульный корвет в начале повести -- он по морю шел? Или по космосу?.. Ибо ведь, в первом случае город Мастеров -- на острове, а значит, это тот самый Город из «Страха». Что, кстати, Олди так и не подтвердили...

Реалистичная, суровая, до боли красивая повесть. Простая на вид, а на деле -- очень глубокая.

«Ведь забыли мы, что осиянно

Только Слово средь земных тревог...»

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё время казалось, что вот-вот поймаю мысль, но она к моему разочарованию, смогла ускользнуть. Но удивительно то, что когда я чего-то не понимаю в книге, обычно хочется обвинить в этом книгу. «Витражи патриархов» — тот редкий случай, когда обижаешься не на книгу, а на себя, что ты сам чего-то недопонял, сам себя чего-то этим лишив.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, вовсе не каждая вещь Олди заставляет попадать под своё обаяние. Авторы они, конечно, замечательные, и пишут хорошо, но не всегда. Повесть «Витражи патриархов», пожалуй, обнажает все основные недостатки таланта Громова и Ладыженского...

Несмотря на сравнительно простую канву повести, она очень отягощена словесными красотами. Здесь не очень много философии, однако усложнённость текста просто невероятна. Во вторых — явная недосказанность, авторы далеко не всегда способны завершить высказанную мысль, утопая в переплетении сюжетных линий. В третьих — использование антуража, в данном случае — восточного, который здесь просто не срабатывает, служит картонной декорацией на театральной сцене.

В целом — повесть как повесть. Обычные, только более вычуранные Олди, с карикатурно представленными недостатками. Вещь, конечно, красивая, но авторам явно не хватает ещё мастерства сделать цельную и интересную историю.

Оценка: 7
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта повесть была написана одной из первых в цикле – в один год с «Живущим в последний раз». Изначально не связанные произведения легли в основу «Бездны голодных глаз». Этим Олди определили на долгие годы направление своего творчества, представляющего собой непрерывный и смелый литературный эксперимент, с преимущественно положительными результатами.

При чем тут эксперимент? Сложно придумать две более несхожие между собой вещи. «Живущий в последний раз» — произведение причудливо переусложненное, как в плане формы, так и содержания. «Витражи патриархов» — вещь достаточно простая, почти декларативная, программная для ранних Олди. Достаточно смело увидеть в них фундамент для воплощения грандиозного замысла «Бездны Голодных Глаз».

Традиционна повесть, прежде всего, по форме. Присутствие рассказчика (вымышленного «автора» истории), линейный сюжет о звездолетчике-«попаданце» (кстати, единственное упоминание «космической» тематики в «Бездне…»). Все очень типично для фантастической литературы. Заклинания в виде стихов – тоже явление традиционное, фольклорное, это уже в современном фэнтези колдовство стало пониматься как мысленно-волевой акт, до этого заклинания имели текстовую или речевую форму, причем последняя была обязательно ритмически организована. Мир, где стихи-«стихии» под запретом, как опасное оружие и привилегия Мастеров – тоже, при внимательном рассмотрении не так уж удивителен – в истории человечества известны схожие запреты на тот или иной вид искусства, приравненного к колдовству. (Хотя бы негативное отношение к изображениям людей и животных в некоторых течениях ислама или поверье, что создание портрета может иметь целью наведение порчи, бытовавшее в средневековой Европе). Так что фантастическое допущение имеет глубокие корни в мировой культуре, и сильно оригинальным назвать его нельзя.

Примерно то же можно сказать и о сюжете – обычная история о том, как случайный человек, попав в необычный мир, становится причиной или катализатором потрясений, навсегда этот мир изменяющих.

Так что на фоне прочих частей цикла «Витражи патриархов» невыгодно выделяются простотой и отсутствием центральных для «Бездны…» героев. Но в то же время, именно здесь появляется тема магического значения поэзии, характерная для авторов. К тому же, рискну предположить, что эта повесть – литературный дебют Олди. Ну, и, в конце концов, она очень важна для понимания следующего по сюжету романа «Войти в образ».

Достоинства произведения:

язык и стиль;

атмосфера.

Недостатки:

наименее сложная во всех отношениях часть цикла.

Итог: «Витражи патриархов» выглядят затянувшимся прологом к роману «Войти в образ». Но сама по себе повесть неплоха, а если учесть, что это одно из первых произведений авторов – очень хороша. И отлично читается и в отрыве от «Бездны Голодных Глаз». Мрачное философское фэнтези с псевдовосточным колоритом.

Оценка: 9
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Одна из первых вещей прочитанная у этих авторов. и до сих нежно и трепетно любимая.

На мой взгляд одна из трех вершин цикла «Бездна голодных глаз» — «Витражи патриархоа»,«Дорога», «Ожидающий на перекрестках»

Оценка: 10
– [  0  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохо.

Я не люблю рассказы вообще, предпочитаю крупные формы. Поэтому любой рассказ кажется мне пустоватым. А этот ещё и вторичен. Я не сказку про царевну Будур имею в виду. Начало как раз мне понравилось. Хорошая имитация. Но всё, что написано потом, я уже читала много раз. Битвы волшебников, заклинания в стихах. Скучно.

И стихи Гумилёва я тоже не люблю. Пафос и красивые слова. Поэтому с данным произведением лично у меня не срослось. Однако, есть много юношей и девушек, которым этот рассказ понравится. Рекомендую для чтения только очень молодым людям, которые и не подозревают пока, что существует множество по-настоящему прекрасных стихов.

Оценка: 6
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень красивый, сурово-красочный, вдохновляющий, дорогой, изысканный, но при этом холодный и неживой витраж в окне готического собора рук господина Архитектора, холодный бриллиант в короне господина Олди.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ради этой повести в свое время был куплен весь цикл «Бездна голодных глаз». И она — единственная в нем, которая не оставила ничего, кроме недоумения.

Красивая повесть? Нет. Есть у Олди вещи куда изящнее, например, изысканные кружева слов в «Я возьму сам».

Увлекательная? Тоже нет. Единственное живое место — комментарии жены.

Необычная? По-сравнению с той же «Дорогой» — слишком прост и неестественен мир.

В общем, для меня это не данный момент самая скучная и бессмысленная книга из написанных Олди.

Оценка: 3
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если бы «Витражи патриархов» уже не были названы повестью, их могли бы назвать поэмой.

Если бы существовала другая реальность, в которой не было бы Громова и Ладыженского, «Витражи патриархов» стали бы в ней симфонией Сибелиуса или картиной Врубеля.

В нашем мире слово – серебро, а молчание – золото. В мире «Витражей» слово ценнее золота.

«Витражи» нельзя ни пересказать, ни экранизировать. «Витражи» практически невозможно перевести на европейские языки, только на азиатские.

Чтение «Витражей» не требует ни уединения, ни аудитории. Чтение «Витражей» требует только перечитывания.

А еще о «Витражах» не хочется много говорить. Разве что с самым близким другом.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перечитала недавно эту вещь. Ээээх! Все-таки до этой вершины, взятой еще в молодости, Олди так больше и не поднялись. Нет, конечно, они молодцы: язык, стиль, сюжеты и прочее. Но есть вещи, которые не пишутся, а выжигаются, не сочиняются, а выдыхаются... «Витражи..» — одна из таких.

Оценка: 10
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

С конца пера стекают мысли сами,

Как капли крови с кончика ножа,

И на бумажный лист ложась стихами

Сливаются в поэму Витража...

----------------------------------------

Ночь дрожит будто шелка волос,

Жизнь прожить не хочу лишним...

Я хочу кричать во весь голос !

Даже если лишь на пять щагов слышим...

-----------------------------------

Ноперапон — театр плывущей маски...

Входящей в жизнь...А жизнь — страшнее сказки...

-----------------------------------------

Сцена, рампа... И в сотый раз

Словно вспарывая ножом,

Взглядом Бездны Голодных Глаз

Жадно смотрит несчастный Мом...

-----------------------------------------

Кто знает — было ль то иль нет?

И жил ли Тот, Кто с Молнией танцует

И меч его, что радугу рисует

И пьет в ночи звенящий лунный свет...

Века прошли, и смыт их след...

Предсмертный прорывая бред

Себя своей рукою он пронзил

И меч своею кровью напоил.

Безумью подступившему в ответ...

был сломан меч, руки той нет...

Прорвавшись через толщу лет

Небытия, в жизнь призрака призвал

Того ,Кто с Молнией когда-то Танцевал

Смертельный для врага балет,

Тот меч, которого уж нет...

Чтобы избавить мир от бед,

он снова жизнь руке дает

И песню боя вновь поет

Вновь отражая лунный свет,

В руке, давно которой нет...

свои права берет рассвет,

И тени солнца луч прогонит...

Назавтра вряд ли кто-то вспомнит

Исполнившего свой завет...

Так было это или нет ?..

-----------------------------------------

Дрожь нагоняя, волчий вой звучит,

Из глотки вытянутый полною луной,

И песней Предка вновь зовет на бой,

И стая на врага летит в ночи...

------------------------------------------

Ты не прав , если смерти желаешь врагу,

Ничему смерть не сможет научить его...

Жизни долгой ему пожелай, и мучительной,

А еще пожелай не иметь продолженья в роду...

-----------------------------------------

Веселая беседа двух друзей

Извечно шла без крови, зла и мести,

И звон клинков , и перелив речей

Звучали порознь, хоть всегда звучали вместе...

Чужая злоба, руку отняв до плеча,

Однажды через боль дала понять,

Что с плотью человека сталь меча

Единым неделимым могут стать...

Соединенные железною рукой,

Железной хваткой сжавшей рукоять,

Познали : человек — живой, и меч — живой,

И вместе вновь учились жить...

И убивать...

Оценка: нет
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Поэма частично написанная в прозе — первое впечатление. Вообще «Витражи» вызывают двоякое ощущение: с одной стороны разумом понимаю, что произведение великолепно, с безупречной подборкой стихов, действия и образов, но с другой не зацепили абсолютно, оставили равнодушным. Максимум — понравилось.

Когда чуть позже начал читать «Войти в образ», то «Витражи» вообще стали восприниматься мной как не слишком удачный пролог.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чудесная повесть — чем плох такой отзыв?

Если про стих начать писать библиографическое исследование, это может стать прекрасной отдельной книгой, а может убить всю легкость воздушность и невесомость исходного материала. Мне про эту повесть хотелось написать «чудесная» — и ограничиться этим, потому что многоплановость значения этого слова, что так важно в стихах, исчерпывающе описывает все, что в ней есть. Чудесная идея, мир чудес, и чудесные стихи — чтобы не повторять все это в отзыве, можно резюмировать — чудесная повесть.

После этой повести, читая стихи, часто ловила себя на мысли, что пытаюсь понять, как они прозвучали бы в «том» мире, какое действие возымели бы. еще мне кино очень хотелось бы увидеть по этой книге.

Оценка: 10
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это было самое первое произведение, с которого начались для меня Олди. В далеком 1992-м, в варианте издания серии «Элитарная фантастика» издательства «2й блин». Не было там никакого намека на то, что это свои! Рядом с Каттнером и Говардом воспринималось на автомате — ИНОСТРАНЕЦ. И, причем, кто-то совсем незнакомый, а перечитана до этого (за предшествующие 7-10 лет) была практически вся фантастика изо всех окрестных библиотек. И никакой сторожок не сработал. И первые ощущения «невозможности» в процессе чтения — ТАК(!) перевести с иностранного НЕ-РЕ-АЛЬ-НО! И сколько бы ни перечитывал — открываются новые и новые связи событий, уровни смыслов, переходы: стихи-в-прозу-в-стихи, все больше деталей и все нереальней масштабность и количество измерений — в таком маленьком объеме — такая огромная вселенная! Тут же был «Живущий в последний раз», который с первого раза не пристыковался совсем. И со второго тоже... Спустя, наверное, год или два, в другом издании вышли «Сумерки мира». Сумерки заставили перечитать все ранее читанное... Еще позже «попались» «Дорога», «Зверь-книга» и остальное...

...не передать ощущений, когда стыкуются многомерные вселенные.....

Спасибо Вам, Дядя Олег и Дядя Дима! :)

PS. И если какая-то Вещь поначалу сопротивляется и «туго идет», или не принимается с первого раза — она неудержимо начинает нестись с середины, или проходит со второго-третьего раза («Баламут»). И потом еще и еще перечитывается. На одном дыхании......

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх