Фред Саберхаген «Планета берсеркера»
- Жанры/поджанры: Фантастика (Космоопера | Планетарная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Военное
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Искусственный интеллект | Спасение мира | Культы
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Пятьсот лет прошло с тех пор, как объединенный флот человечества разгромил армаду берсеркеров в битве у Каменной Россыпи. Но, хотя победа людей была бесспорной, одна из машин — убийц — полуразрушенная и обезоруженная — сумела скрыться в тайном убежище на планете под названием Охотник. Годы спустя на Охотнике возник новый культ — поклонение Смерти как единственному и главному богу. Так Охотник превратился в планету Берсеркера.
Входит в:
— цикл «Берсеркер»
— журнал «Worlds of If, July-August 1974», 1974 г.
— журнал «Worlds of If, May-June 1974», 1974 г.
- /языки:
- русский (4), английский (3)
- /тип:
- книги (5), периодика (2)
- /перевод:
- О. Степашкина (2), Н. Туманова (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Darth_Veter, 8 февраля 2023 г.
Владелец звездолета «Орион» Оскар Шенберг организует сафари на Охотничью планету, известную своими необычными животными. Пятьсот лет назад у этой планеты разыгралось последнее в истории сражение между людьми и берсеркерами. Последние были повержены и рассеяны по космосу. А через какое-то время на Охотничьей планете появился культ, посвященный варяжскому богу смерти Тору. Каждый местный год 64 опытных бойца собирались на турнир у Горы Богов, чтобы выявить самого искусного из них. Как и положено, проигравшие получали в награду только смерть и право пировать на «том» свете в компании со своим богом. А вот что было с победителем, никто не знал. До тех пор, пока корабль Шенберга не приземлился в окрестностях горы, чтобы его пассажиры смогли своими глазами взглянуть на это смертельное шоу...
Опытному читателю с первых строк становится ясно, что на Охотничьей планете имеется какая-то тайна, связанная с последней битвой против машин-убийц. Автор не спешит сорить подсказками, как он обычно это делал в двух предыдущих частях. Тайну культа Тора вы узнаете в последней четверти романа, когда события подойдут к своей кульминации. А до тех пор будете наслаждаться сценами охоты в полярной зоне планеты да утомительными описаниями ритуальных поединков у Горы Богов. Описания и на самом деле утомительные и совсем не интригующие: одно только перечисление всех участников ристалища занимает свыше одной страницы! Экипаж «Ориона», играющий в сюжете ключевую роль, без дела слоняется по планете, бесцельно прожигая целые дни, пока закономерно не попадает в ловушку, причем не очень-то искусную. Ладно, местные аборигены не «отличаются умом и сообразительностью», но опытные представители цивилизованных планет уж могли как-нибудь разглядеть расставленный на них капкан, разгадав заодно суть смертельного турнира! Автор намеренно делает их такими тупыми, чтобы сохранить интригу до самого финала. Хотя, если говорить правдиво, никакой особой интриги вначале нет — она появляется как раз с половины повествования, когда «Орион» садится у подножия Горы Богов. Далее всё идет «по наклонной», ускоряясь по закону экспоненты. Но за основных персонажей особо не переживаешь, ибо описаны они бегло и схематично. Пожалуй, только Карлос Суоми способен вызвать у читателя хоть какое-то сочувствие. Даже владелец «Ориона» выглядит бледной тенью на стене, которая может время от времени разговаривать на определенные темы. Парочка сюжетных поворотов в финале несколько оживляет действие, но не способна сильно удивить бывалого читателя. Если вы не заснете над чтением первой половины, то вполне закономерно доберетесь до самого конца.
Культ Тора — самая интересная находка автора, а вот сам Тор меня лично не впечатлил — я его представлял более сильным и опасным противником. Неплоха также сцена с трансляцией записей переговоров Йоханна Карлсена, спасшая от уничтожения целую планету. Остальные авторские находки не так интересны и впечатляющи, как хотелось бы. Писатель явно начал халтурить на волне популярности своей первой части. Только вот надолго ли его хватит?
------------
РЕЗЮМЕ: рассказ о том, как частный звездолет попал в искусную ловушку машины-убийцы на Охотничьей планете. Читабельна ровно половина из представленного объема романа.
MarchingCat, 22 октября 2015 г.
В турнире со смертельным исходом 64 претендента. Бьются насмерть на выбывание. И автор исхитрился описать КАЖДЫЙ из поединков, пару за парой, день за днём. Конечно, очень важные детали в романе про спрятавшегося берсеркера... (это сарказм).
Как тупо приключенческая фантастика в традициях, скажем, Берроуза — весьма неплохо. Но в саге о войне людей с машинами ждёшь от романа совсем иного наполнения страниц.
Окончательно вспомнил почему мне этот цикл ещё в 1990-х не понравился. Дальше перечитывать не буду.
osipdark, 19 декабря 2013 г.
Ну, ничего такого уж особенного тут нет, хотя, идея о деградации отдаленных миров людей и образования культа поклонения им хороша. И все эти полу-боги, которые являлись лишь не очень совершенными роботами... Герои и их характеры представлены не очень хорошо.
И, опять по идеям: то, каким образом берсеркер захватил власть, как Карлесон стал полу-богом... Вполне хорошо и умно.
П.С. Скажу честно, все эти бои между участниками турнира я читал весьма бегло.
Mitgarda, 7 февраля 2013 г.
Роман хороший.Категорически не согласен с тем,что современные писатели способны создать что-то лучшее.Никто из современных писателей не в состоянии подняться до уровня Саберхагена,а он,в свою очередь не самый популярный из фантастов прошлых десятилетий.Роман о планете Охотник выбивается из общей канвы цикла «Берсеркер»Здесь нет космических сражений.Его жанр- планетарная фантастика.А вообще он здорово смахивает на помесь фильмов «Смертельная битва» и «Терминатор».Теже боевые турниры.Мистика.А также злобные машины и роботы-убийцы.Но читать можно.
lubar, 13 декабря 2010 г.
Роман понравился меньше, чем второй. Четкая временная привязка к битве у Каменного Края это скорее плюс. Можно посчитать что через 500 лет после битвы, человечество спало относительно спокойно. Интересный сверхсветовой эффект — онлайн трансляция из любого времени.
Удачной получилась религиозная составляющая. Фантаики одной религии поддерживают игру в другую религию, тоже жесткую, но все-таки не культ смерти.
А вот описания битв далеко не всегда казалось интересным. Фиксация внимания на всех 64 героях, когда сыграют в результате только два или три кажется неоправданной, вряд ли много читателей смогли запомнить характеристики хотя бы последних 8 бойцов.
Зато земляни действительно получились хорошо. И как это принято у Саберхагена опять в конечном итоге один маленький человечек, должен спасть мир.
Сцена жертвоприношения оказалась страшнее и отвратительнее боев и по большому счету необходимости в ней не было.
darkseed, 15 января 2010 г.
Первый раз я прочитал эту книгу еще в начале 90х. Тогда мне серия о Берсеркерах очень нравилась. Многие произведения из серии я помню до сих пор. К этой книге это не относится. Более того, перечитывая эту книгу, я даже не вспомнил, что когда-то ее читал! Для меня — случай вопиющий. Попробую в этом разобраться.
Итак. Книга написана старомодным языком, который после слабой работы редактора и корректора не прибавил мне удовольствия от чтения.
Далее. Автор явно обильно «льет воду». Зачем-то подробно описывает нам планету, периоды обращения вокруг светила, ее живность и прочее. Спустя четверть книги он про все это забывает и совершенно не использует. Треть книги занимает поединок бойцов друг с другом. Зачем-то даются 64 имени бойцов, описываются их сражения и т.п. Я понимаю, что сражения были бессмыслены для жрецов. Но для чего они читателю? Только автору — ведь за объем платят больше.
Следущее. Предсказательские способности автора. Далекое будущее. Корабли, летающие на сотни световых лет только для развлечения богатых. И при этом — видеокамера записывающая изображение ВМЕСТЕ (!) со звуком. Потрясающее достижение.
Короче, перестаю изливать желчь.
Итог: сейчас половина наших МТА пишет гораздо лучше, чем Саберхаген. Теперь я понимаю, почему к неплохому циклу утратили интерес. Из-за таких вот романов, общей архаичности и неспособности придумать на эту тему нечто действительно оригинальное.
Оценка 5 только за то, что написано все-таки в 70х. Тогда, особенно у нас в СССР, сошло бы за конфетку.
AlisterOrm, 23 октября 2010 г.
Роман написан несколько живее, чем предыдущий — «Брат Берсеркер». Команда охотников летит на планету Охотник, вполне понятно, зачем. Там их, однако, встречает неожиданное испытание — целая секта поклоняющихся Смерти, воплощённой в чудом уцелевшем электронном мозге берсеркера.
С одной стороны, роман, без сомнения, принадлежит к Нф, однако в нём есть и элементы фэнтези — общий антураж, и сама идея борьбы со Злом, воплощённым в Смерти. Однако, несмотря на то, что книга написана в ярких и сочных тонах, не остаётся ощущения «послевкусия» после прочтения, он воспринимается совершенно равнодушно, и герои не вызывают ни малейших эмоций. Тоже самое и с сюжетом — мы видим череду поединков на турнире в честь местного бога, сцену жертвоприношения, попытку берсеркера вырваться с планеты на корабле охотников — сюжет стремительно, но несколько неуклюже развивается, некоторые сцены просто проносятся галопом перед глазами, не оставляя за собой никакого смысла.
В целом, роман неплох, вполне подходит для одиночного прочтения, перечитывать его смысла е имеет.
tiun, 3 февраля 2011 г.
Понравилось больше чем остальные произведения в саге. Читал давно, сюжет остальных уже и не вспомню. А эту книгу помню очень хорошо.
Lone Reaper, 30 августа 2008 г.
Третья часть цикла, которую мне после неудачной второй читать не очень хотелось. Однако, я со всей серьезностью взялся за него, в итоге не разочаровался. А ныне считаю этот роман лучшим из первых пяти прочитанных мной...
Для кусочка космическо-военной эпопеи роман зачинается весьма необычно. С описания турнира между лучшими воинами планеты Охотник. Но стоит на планете объявиться компании прилетевших на экскурсию землян, как все встает на свои места: будут вам и стрельба и берсеркеры в различных обличиях. Самое же странное во всем рассказе, что на самом деле сам турнир, занимающий половину повествования, не несет никакой сюжетной нагрузки — этому даже удивятся сами персонажи в финале. Но это призвано лишь еще сильнее убедить читателя в невероятной жестокости и безжалостности берсеркеров. Герои (которые с Земли) весьма неплохо прописаны, особенно отчаянный капитан Шонберг, проявивший всю свою рисковую натуру (пусть даже и несколько двусмысленно) и Карлос Суоми, из робкого парня за пару дней превращающийся в настоящего мужчину. Войны-турнирщики тоже занятны благодаря своим уникальным методам боя, однако всех переплюнул Джайлз Вероломный — в вероломстве ему действительно не откажешь, не перехитрил он разве что самого себя!..
А в целом сюжет достаточно прост, но облеплен множеством фишек и не обязательных, но вовсе не лишних моментов. Это как песня с несложной мелодией, но богатой аранжировкой, делающей из мало чем выделяющего материала настоящую конфетку. Сильный роман, держащий в напряжении необычностью повествования и взрывающийся по-настоящему правильным и изящным финалом, как раз в стиле и духе всего цикла...
И что же я вижу? Вы все еще на Земле?! А ну, собрали вещи и марш на планету Охотник!..