fantlab ru

Ильдар Абузяров «Мутабор»

Рейтинг
Средняя оценка:
5.00
Оценок:
2
Моя оценка:
-

подробнее

Мутабор

Роман, год

Номинации на премии:


номинант
Национальный бестселлер, 2013



 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Зверинец

«Единственное, что меня мучает, почему Бог меня так любит, что не убил сразу за все мои прегрешения?»

Единственное, что мучает в данный момент меня — почему Бог не убил автора до того. как он написал этот роман? Тогда я не убила бы на его чтение целого дня. Но будем оптимистами, во всем можно найти положительные моменты: 1. познакомилась с еще одним финалистом Нацбеста, хотя премия и прекратила существование, она больше двадцати лет была ярким явлением нашей культурной жизни; 2.теперь я знаю, что из себя представляет писатель Ильдар Абузяров и стану обходить его десятой дорогой; 3. в очередной раз убедилась, что русская литература двадцатых на порядок превосходит ее же образца десятилетней давности. Три хороших вывода — это больше, чем ничего.

В принципе, блёрба Захара было бы достаточно, чтобы насторожиться, но обложку с символически намекающей (на что? близость к Набокову или, на худой конец Пересу-Реверте? сложную аллюзию к Гоголю и Достоевскому с их «маленьким человеком»? ) пешкой я рассмотрела уже в процессе написания отзыва. Зато иллюстрации с рыбами-птицами-зверями внутри книги дивно хороши, и удовольствие от возможности их разглядывать можно прибавить к достоинствам издания — уже четыре.

И наконец, книги — они же как дети. Их надо гладить по голове и разговаривать с ними, некрасивые нуждаются в этом не меньше залюбленных и захваленных. Чтение — аналог такого поглаживания, кто-то должен был прочитать эту книгу, раз уж автор не (см. первый абзац). Уже пять! Итак, «Мутабор»: роман о природе, предпосылках, развитии и итогах «цветных» революций, завернутый в доппельгангерскую историю «Принца и нищего», в свою очередь завернутый в детективно-конспирологическую историю поиска сокровищ с вкраплениями шахматной тематики (все же набоковиана).

В целом как-бы философские рассуждения о природе добра и зла, о единстве и родстве всего сущего на планете. Есть еще линия людей-камней, тюремная, психоделических снов, любовная и блокадного Ленинграда. К счастью самая небольшая, автор не успел там сильно напакостить. Каждая составляющая плоха, все вместе удручающе плохо. Читательские ощущения можно сравнить с пережевыванием горсти жмыха, когда выплюнуть не можешь.

Стилистически убого, вот например: «Магазины в районе Тверской рассчитаны исключительно на зажиточных покупателей и кусаются своими ценами.» Примерно таким языком и с тем же уровнем глупой сентенциозности весь текст. Структурно рыхло и вяло, отдельные линии не встраиваются в повествование, повисают хвостами, и в целом роман создает впечатление неряшливо склепанного из хлама со свалки зданьица, в котором часть стены из куска фанеры продолжается облезлым линолеумом и бесформенным листом проржавевшего железа. Но с претензией, как-будто сарай вдруг вспоминает, что в иранском это слово означает «дворец»: внезапно дорическая колонна, голубой купол минарета, и от того еще грустнее — уж лучше бы был сараем.

Можно было на этом закончить, но кажется, если я кратко не перескажу содержания, этого не сделает никто, а «Мутабор» — бедного страшненького и никому не нужного ребенка жаль, потому слушайте. К петербургскому рикше-гастарбайтеру попадает мобильник богатого пассажира, который честный парень хочет вернуть, но, прочитав переписку, из которой узнает об отъезде хозяина и месте, где лежат запасные ключи, забирается в его квартиру и начинает вести жизнь баловня судьбы, примерив личность хозяина вместе с его вещами и машиной (теперь мы знаем, откуда Глуховский попер идею своего «Текста», шестой плюс).

Хозяин, в свою очередь, едет в командировку от импортного фонда природоохраны в Кашевар (гибрид Киргизии, Узбекистана, Молдовы, Украины и Таджикистана), откуда родом его двойник, с официальной целью поснимать животных эмирского зверинца, неофициальной, о которой сам пока не догадывается — стать летописцем очередной цветной революции, которую инспирируют западные спецслужбы. Пока Фарас жирует в его квартире, Грегор, облыжно обвиненный в убийстве священного для кашеварцев черного лебедя, вынужден пуститься в бега и превращается в бродягу в стране, куда прибыл лордом. Ну, вы помните, в «Калифе-аисте» бедолага правитель тоже лишился всего из-за неосторожного любопытства, отсюда и волшебное слово «мутабор» в названии.

Международная мафия, тем временем, охотится за набором шахмат из особого кашеварского янтаря, который опровергнет теорию Дарвина, но им нужен не за тем, а за тем, чтобы решив особую шахматную задачу найти месторождение алмазов в Кашеваре. К этому бреду добавляется история стариков-разбойников оппозиционеров, планирующих убийство олигарха, всех зовут именами драгоценных камней. История спецагента Кэт, которую благородный герой сначала трахает, потом засовывает с кляпом во рту и полиэтиленовым мешком на голове в багажник и везет так по жаре, без еды, воды и туалета три дня (класс, да?) И есть еще не пришей куда рукав история политзаключенного.

Все, я больше не могу. Но думаю, что когда придет мой смертный час и святой Петр спросит, какими муками я заслужила вечное блаженство, я отвечу, что прочитала «Мутабор» Абузярова. И жемчужные врата откроются передо мной.

#русская литература начала десятых, Ильдар Абузяров, финалист Нацбеста, двойничество, социальная проза, конспирология, криминал, политика

ДП 2023, сентябрь основа. ДПиДА

Оценка: 5


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх