Феликс Дан «Борьба за Рим»
В произведение входит:
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Sergio Blanc, 21 сентября 2024 г.
Роман живописует ожесточённую борьбу за Италию, за Рим, развернувшуюся в VI веке между византийцами, готами и, наконец, самими итальянцами, если так можно назвать тогдашних жителей Апеннинского полуострова. В тексте мы встретим огромное количество интриг, заговоров, предательств, двойных предательств, убийств и прочая.
Главные действующие лица книги, положительные во всяком случае, — это повсеместно готы. Характерный факт: текст романа состоит из 7 книг каждая из которых названа именем готского правителя. Судите сами:
- 1 книга: Теодорих;
- 2 книга: Аталарих;
- 5 книга: Витихис;
- 7 книга: Тейя.
Таким образом, перед нами расстилается масштабное историческое полотно, описывающее закат и гибель государства готов в Италии. Симпатии автора к готам видны невооружённым глазом и, посему, гибель эта описана красиво, романтично и излишне, на мой непросвещённый взгляд, пафосно. Лишь Теодорад в четвёртой книге выведен как откровенное ничтожество. Остальные же готские вожди — это просто образцы жертвенности и героизма, ставшие жертвами обстоятелств, предательств и интриг. Впрочем об этом я уже упоминал в начале отзыва.
«Схватка за Рим» — текст приличного «живого» исторического уровня. Добротно. Широко. Интересно, а местами даже поучительно.
Читать ценителям исторической литературы. Особый шарм роману придаёт время написания: далёкий 1876 год!
prometey2102, 14 сентября 2018 г.
Я начну издалека. Национал-социализм вещь действительно мерзкая, и как отмечали многое исследования, пытавшая совместить в себе абсолютно несовместимые вещи. В германской форме фашизма в догму входили идеи как Ницше так и Блаженного Августина, которые мягко говоря плохо связаны друг с другом. Как следствие, и Ницше и Августин и многие другие авторы были опошлены нацизмом, упрощены, построены таким образом, дабы стройно поддержать расовую теорию. Феликс Дан также немножко попал под этот феномен. Его книга очень хороша, прежде всего своей формой. Это не совсем роман — тут много диалогов, мало описаний, скорее это похоже на пьесу, или поэму со многими сюжетными поворотами о падении королевстве Остготов. Но книга кое-чем отличается от обычных романов. Как правило, книги о событиях 6 века не сомневаются в варварстве остоготов, франков и прочих, и как следствие, особого сочувствия к ним нет. В романе Дана остготы и есть главные герои, а отнюнь не надменные и подлые византийцы. Готы благородны, мудры, и постепенно Дан медленно подводит к мысли что истинным наследником римской империи является не далекая Византия, а именно племена готов, и что только воля божья не позволила этому государству устоять под ударами Византии. И конечно, предательство. Готы тут — герои, бьющиеся против захватчика. Это интересная, нетипичная трактовка, которая имеет право на существование. Есть тут и несколько трагичных любовных линий, отличный главный злодей-интриган, интересный образ Велизарий. Очень понравился диалог Нарсеса и Велизария, в котором евнух признает величие Велизария как великого героя, но говорит о том, что сам он — великий полководец, коим не является Велизарий. Очень хорошая характеристика. Несмотря на то, что это произведение было связано с нацизмом, автор особо выделяет вполне хорошие отношения готов и евреев, тем самым подтверждая мою мысль о любви нацистов включать в свое учение вещи, противоречащие друг другу. Написано очень талантливо, книга хорошая как исторический роман, но несколько наивная. Готы тут именно герои. Гильдебрант, Тейя, Тотила и прочие словно рыцари круглого стола, склонны к любви и благородству. Это все же выглядит не очень правдоподобно. Слишком возвышенно. Слишком цивилизованно. И тем не менее, рекомендую к прочтению, очень интересный текст. Обычно авторы выступают именно на стороне Велизария, сочувствуя замыслу императора Юстиниана по восстановлению Римской империи, здесь точка зрения отличается, что делает произведение более интересным.