Илья Бояшов «Безумец и его сыновья»
Книга «Безумец и его сыновья» повествует о безымянной деревушке, в которую с фронта возвращается ее единственный уцелевший обитатель-мужчина — пьяница, бабник, богохульник и дебошир по прозвищу Безумец. Вооруженный трофейной губной гармоникой да волшебной фляжкой, в которой никогда не иссякает водка, праздный и равнодушный ко всему, Безумец представляет собой воплощение дикого животворящего начала. Он брюхатит женщин и оплодотворяет землю, его поле колосится в любую засуху, а на холме, где он ставит избу, даже зимой цветут яблони и щебечут птицы. Противостояние прибывшего из города коммуниста-аскета Беспалого и Безумца повторяет историю борьбы христианства с язычеством, апостола Павла с древним Паном. Однако если в мировой истории победа осталась за христианством, то у Бояшова наделенный страшноватой «земляной» силой Безумец шутя одолевает противника. Могучий и неуязвимый для чужих, Безумец оказывается совершенно беззащитен перед своими подросшими сыновьями. Те же, свергнув ненавистного отца, внезапно понимают, что изгнали не просто бессердечного негодяя, но заступника и хранителя их земли – вечно пьяного и распутного русского гения местности.
На момент выхода произведение фигурировало как повесть, позже получило определение — роман, являясь типичным представителем среднеразмерной бояшовской прозы, которую сам автор именует как «маленький роман».
Входит в:
— сборник «Безумец и его сыновья», 2002 г.
— сборник «У Христа за пазухой», 2011 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
bvelvet, 7 января 2011 г.
Бояшов — не Маркес, а это сочинение — не «Сто лет одиночества», хотя потуги на магический реализм имеются... Написано хорошо, грамотно, среднестатистической петербургской прозой может именоваться. Тут вам и философия, и рассуждение о тайнах русской души, и преломление истории ХХ века. Только скучно все это как-то, неоригинально и не слишком эмоционально. Как будто дали интеллигенту задание: порассуждай о русскости и представь отчет в художественной форме...