FantLab ru

Урсула К. Ле Гуин «Прозрение»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.67
Голосов:
141
Моя оценка:
-

подробнее

Прозрение

Powers

Роман, год; цикл «Легенды Западного побережья»

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 19
Аннотация:

Быть рабом — незавидная участь... Но если ты в рабстве с младенчества и другой жизни не знаешь, если ты образован — тебя учат вместе с хозяйскими детьми, если ты боготворишь своих хозяев и веришь в их богов — то так ли уж плоха жизнь раба? И какой путь надо пройти, чтобы понять, что свобода — это не просто слово из книги...

© VAI

Входит в:

— цикл «Легенды Западного побережья»

— условный цикл «Nebula Awards»  >  антологию «Nebula Awards Showcase 2010», 2010 г.


Награды и премии:


лауреат
Небьюла / Nebula Award, 2008 // Роман

Номинации на премии:


номинант
Премия «Индевор» / Endeavour Award, 2008 // Лучшая книга в жанрах фантастики и фэнтези

номинант
Локус / Locus Award, 2008 // Подростковый роман

номинант
Портал, 2010 // Переводная книга

номинант
Премия сайта Elbakin.net / Prix Elbakin.net, 2011 // Переводной подростковый роман фэнтези (США)

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)

Прозрение
2009 г.
Прозрение
2009 г.
Легенды Западного побережья
2017 г.

Издания на иностранных языках:

Nebula Awards Showcase 2010
2010 г.
(английский)
Annals of the Western Shore
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Я уже читала пару других романов из того же цикла, «Проклятый дар» и «Голоса». Что сказать, «Прозрение» — в целом такое же. Не вершина творчества Ле Гуин, безусловно, и даже если мерить по ее средней планке (ну если считать среднюю вещь Хайнского цикла, типа «Города иллюзий»), пожалуй, ниже среднего. Все то же неторопливое, медлительное повествование, очередной роман-воспитание, пользуясь традиционными классификациями. Тот же мир Западного побережья, но другой регион. Мальчик, выросший в рабстве, в обществе, для которого рабовладельческий строй является единственно возможным и мыслимым общественным устройством. Города-государства по типу греческих полисов, постоянно то ведущие между собой войну, то заключающие союзы. Бесконечные истории войн, побед и сражений *свободных* людей, которые поначалу кажутся мальчику самым важным и возвышенным, но у читателя (за счет взгляда Ле Гуин) оставляют стойкое ощущение мышиной возни.

Текст построен по принципу «робинзон — гвардеец — террорист» и тд., только в данном случае это «раб — дикарь — разбойник — селянин — школяр». Герой проходит все эти этапы на протяжении текста и в итоге оказывается на пороге реализации не то чтобы своей недостижимой мечты, а некой жизни, о которой он даже никогда толком не мечтал, потому что не воспринимал ее как сознательную возможность. Жизни свободного человека, который может заниматься тем, чем ему больше всего хочется — учиться в университете и общаться со своим кумиром — великим поэтом. Концовка, признаюсь честно, чересчур уж сахарна на мой взгляд, слишком хороша для Ле Гуин. И я не вижу в ней борьбы или победы, только жесткую руку то ли фатума, то ли уставшего автора. Концовка уровня супругов Дьяченко, не в обиду им будет сказано.

По большому счету, сама главная, она же самая важная и самая занудная часть — это период рабства. И здесь с одной стороны очень мастерски показано поведение героя, который в рабстве вырос и считает это нормальным, искренне предан своим хозяевам и своему дому. А с другой стороны, все равно нельзя не удивляться, насколько for granted мальчик воспринимает некоторые, гм, «свинцовые мерзости», неизбежно присущие этой формации. Что дает четкое ощущение дисбелива и легкого раздражения. К тому же эксплуатация темы рабства и издевательств хозяев над безответными рабами — это, пардон за каламбур, такой банальный и пошлый эксплуатейшн, что от Ле Гуин как-то даже не ожидаешь. Можно долго спорить о том, что естественно и что не естественно, но у каждого человеческого существа есть характер, который должен проявиться рано или поздно. У героя характера нет. Не в том плане что это недоработка автора, а в том плане, что он, что называется, «бесхарактерная тряпка». Терпит, сколько сможет, а когда уже перейдены все возможные пределы, просто сбегает.

И в тексте совершенно нет той жутковатой привлекательности, странного трепета, который рождает незнакомый и таинственный мир, который присущ Хайнским вещам. Описанный мир велик, но как-то слишком ясен и скучен, и в романе на самом деле нет ни одного героя, который вызывал бы бурную приязнь или интерес. Даже легендарный Орек Каспро в итоге оказался не тем таинственным человеком из снов, а добрым дедушкой Морозом, который дарит хорошем мальчикам путевки в новую жизнь за то, что они хорошо вели себя в предыдущей. Не задевает за живое, а потому скучно.

Оценка: 6
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Новый и уже премированный роман классика жанра... Так и хочется надеяться, что к нам вернулась старая добрая Ле Гуин Планеты Роканнона и Земноморья. Ан нет. Потому что уже были и Всегда возвращаясь домой, и феминизм, и авангардистские эксперименты — из песни слов не выкинешь. Поэтому ничего удивительного в том, что ни откровений, ни ностальгии от этой книги ждать не приходиться, нет. То есть, новые находки, идеи, переживания, стиль — все это где-то там... которое не здесь. В этом романе Ле Гуин классична до предела, следуя давно апробированному канону подросткового квеста — путешествие, встречи, впечатления, самопознание, хэппи-энд. Наверное, в 70-е годы такой роман был бы встречен на ура. Но сейчас появилось огромное количество авторов, эксплуатирующих подобный жанр с гораздо большей отдачей. Что может им противопоставить Прозрение? Тягучий, засасывающий темп повествования, переполненный описаниями и созерцательностью? Но не столь уж зрелищны эти описания. Проработкой этнических и антропологических элементов быта? Но академичная сухость языка заставляет вспомнить музейные реконструкции в диорамах. Идейный посыл о психологической сущности свободы и подчинения? Кажется мелковатым на фоне всего того многообразия, что уже написано на эту тему. В сухом остатке достоинств можно назвать, пожалуй, лишь покой, отстраненность, которые навевает этот роман. Расслабленное парение на волнах искусно сплетенных слов и великолепного перевода.

Вердикт: несомненно, вы получите удовольствие от Прозрения, если не будете ждать от него слишком многого. Талант классика НФ и на склоне лет остается талантом. Впрочем, перечитывать, скорее всего, тоже не будете.

Оценка: 7
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Что в этой книге интересно? Подробное описание психологии раба. Раба-ребенка, выросшего и воспитанного в рабстве, по своему счастливого, познающего окружающий мир со своей, единственно доступной ему точки зрения. Он растет, взрослеет, он готов защищать этот свой мир, свою семью (в смысле — хозяев), свой город, а его мир предает его. И начинается долгий путь беглого раба среди людей, очень разных, но, как правило, только по названию считающихся свободными. Так ли уж свободен лидер беглых рабов? А отшельник, живущий в одиночестве? Так ли уж свободны люди далекого племени, живущие своими простыми заботами? Ле Гуин не указывает пути к свободе — герой просто должен переплыть реку, чтобы попасть в мир действительно свободных людей. Похоже, для каждого — это своя река...

Фантастики в книге практически нет. Видения, показывающие будущее — это, скорее, символ стремления к свободе, вначале подсознательного, затем целеустремленного.

Название переведено как-то странно. Собственно, прозрения в романе-то нет... А вот в оригинале — «Powers» — видимо, от «mental powers» — умственные способности — это уже как-то ближе... Похоже, именно умственные способности, грамотность, память и открывают герою путь к свободе.

Книга, в общем, не плохая. Бабушка Урсула писать умеет... Но, берясь за роман, не ждите от него ничего особенного — это просто мастерски и психологически точно написанный жизненный путь одного подростка...

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Больше бы таких книг о любви к чтению. Да, безусловно это самый лучший роман трилогии. Что тут мне больше всего нравится, так это то, что здесь нет вооруженного противостояния, в которых участвует главный герой. Очень ровное, неторопливое повествование. Да и в чем то более душевное, душевнее даже чем первый роман. 8/10

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Все знакомо. Как если бы всё, от Гэвир Айтана до Бриджина, от господского дома в Этре до Сердца Леса сошло со вторых планов «Техану» и «Четырех путей к прощению». Путешествие по реке — «Толкователей». При этом неожиданное сопротивление шаблонам. Ле Гуин действует на территории приключенческого романа, этнографии и мировоззрений в «Прозрении»(почему не «Силах»?) меньше, чем в №1,2. Но, ни осада города, ни планы восстания рабов, ни одержимые преследованием маньяки, ни даже возвращение к своему народу не переводят действие на накатанные романтические дорожки. Это достоинство, но оно же привело к монотонности в изложении.

Волшебство здесь больше похоже на сон или мечту, чем на магию учебы и труда. История про корешки и грибочки — хороший пинок по кастанедовщине, хербертовскому спайсу и прочим расширителям сознания. Остальное — классический случай черпания непосредственно из информационного поля.

Мир. Люди, обычаи, звуки, запахи... Чужая жизнь, чужая страна глазами иллюстрированного журнала. На болотах никого не беспокоят ни комары, ни мошка. Утверждается, что к городу рабов ведут путаные секретные тропки — при том, что в него регулярно приводят захваченный на дорогах скот. И т.п.

Перевод очень приличный, гладкий по языку. Эмоции доходят словно через толстый слой ваты.

Светлый, спокойный финал, неожиданно объединяющий трилогию, может считаться основанием для полученной премии? Или нет?

Рекомендую исключительно знатокам рассказов о духовном возрождении и любителям псевдоисторических романов. А так же тем, кто зафанател от «Четырех путей к прощению».

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх