fantlab ru

Урсула К. Ле Гуин «Легенды Западного побережья»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.97
Оценок:
122
Моя оценка:
-

подробнее

Легенды Западного побережья

Annals of the Western Shore

Цикл

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Западное побережье — еще один, наряду со знаменитым Земноморьем, фэнтезийный мир, созданный Урсулой Ле Гуин. В этом мире, на западной окраине какого-то вымышленного континента, кочевники — обитатели пустынь соседствуют с торговыми городами-государствами на берегу моря, а полудикие болотные племена — с феодальными кланами Верхних земель. Но и сыну главы горского клана Орреку, и девочке Мемер, живущей в оккупированном кочевниками приморском торговом городе, и мальчику-рабу Гэвиру приходится решать одну и ту же задачу: осознать свое место и предназначение в мире, определить свой жизненный путь и в конечном итоге найти свою судьбу.

Примечание:

Карты Западного побережья можно посмотреть на сайте писательницы.



Содержание цикла:


7.81 (285)
-
16 отз.
7.83 (186)
-
13 отз.
7.64 (169)
-
8 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (10)

Проклятый дар
2007 г.
Голоса
2008 г.
Легенды Западного побережья
2008 г.
Прозрение
2009 г.
Прозрение
2009 г.
Легенды Западного побережья
2017 г.
Проклятый дар. Голоса. Прозрение
2023 г.

Издания на иностранных языках:

Gifts
2005 г.
(английский)
Nebula Awards Showcase 2010
2010 г.
(английский)
Annals of the Western Shore
2020 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Западное побережье – еще один, наряду со знаменитым Земноморьем, фэнтезийный мир, созданный Урсулой Ле Гуин. Земноморью, однако, в известности и популярности он сильно уступает. Прежде всего, как мне кажется, из-за позднего появления – в 2004 году, уже на закате творческого пути писательницы. Кроме того, сказывается небольшой по сравнению с эпическим размахом Земноморья объем написанного о Западном побережье – всего три не слишком длинных романа: «Проклятый дар», «Голоса» и «Прозрение». Каждый из них представляет собой вполне самодостаточное произведение и не требует обязательного знакомства с двумя другими. В трилогии, правда, присутствуют два сквозных персонажа, но если в первой части подростки Оррек и Грай – главные герои, то во второй они, уже повзрослевшие, – не более чем второстепенные действующие лица, а в третьей – вообще эпизодические. Так что читать «Легенды Западного побережья» можно в любом порядке и даже не целиком.

Западное побережье – это действительно западная часть какого-то вымышленного континента, географически весьма разнообразная и населенная разными народами: есть кочевники, живущие в пустынях, есть торговые города-государства на берегу моря, есть полудикие болотные племена, есть феодальные горские кланы Верхних земель. Кстати, в Верхних землях, где происходит действие первой части трилогии, нетрудно угадать самую обыкновенную горную Шотландию. Возможно, в замыслы Ле Гуин при работе над «Проклятым даром» не входило создание целого нового мира, и она ограничилась таким вот несложным творческим приемом. В дальнейшем, как видим, эти намерения изменились – Верхние земли стали частью большого целого, появились карты как всего Западного побережья в целом, так и отдельных его частей и городов. А вот магия на Западном побережье сведена к минимуму: в первой книге у каждого клана есть свой магический дар, во второй присутствуют духи-прорицатели и волшебные книги, в третьей играют некоторую роль провидческие способности – и больше ничего. В целом Западное побережье вышло похожим на мир Элдерлингов, созданный Робин Хобб, однако сильно проигрывает ему по тщательности проработки. Его трудно воспринимать как единое целое, так как действие каждой из трех книг происходит в новом месте, а все прочие в лучшем случае упоминаются между делом. Отсутствуют и какие-либо ссылки на общую историю этого мира. В результате Западное побережье получилось каким-то набором разрозненных цветных пятен: вот тут город, вот тут болото, они описаны более или менее подробно, а что между ними и что их связывает воедино – непонятно. Может быть, Ле Гуин после «Голосов» и «Прозрения» собиралась писать о Западном побережье и дальше – ведь на созданных ею картах немало мест и названий, которые в книгах не упоминаются вообще, – но по какой-то причине так и ограничилась тремя частями.

«Легенды Западного побережья», по-видимому, рассчитаны в основном на подростковую аудиторию: каждая часть трилогии посвящена прежде всего взрослению героя и осознанию им своего места и предназначения в мире. На мой взгляд, лучшая из трех – вторая книга, «Голоса». Ее действие происходит в торговом городе Ансуле, завоеванном кочевниками-альдами, считающими письменность дьявольским изобретением и уничтожающими все книги, которые попадают к ним в руки. Главное действующее лицо – девочка по имени Мемер, одна из тех, кто знает о существовании древней библиотеки, хранящейся в Ансуле в великой тайне от альдов. Именно образ Мемер – энергичной, деятельной и находчивой – и является одним из основных достоинств второй книги, в то время как главные действующие лица первой и третьей – сын главы горского клана Оррек и мальчик-раб Гэвир – скорее портят их. Оррек всю книгу только и делает, что предается отчаянию и самоуничижению, безумно боясь даже попробовать укротить свой магический «проклятый дар». Гэвир, сталкиваясь с трудностями и препятствиями, не пытается их преодолевать, а долго молча терпит и потом тихо сбегает – и так несколько раз, пока, наконец, он не находит свою «землю обетованную» – то есть, попросту говоря, приходит на готовенькое. Возможно, что Ле Гуин и намеревалась слепить Оррека и Гэвира из теста покрепче, но, будучи радикальной феминисткой с многолетним стажем, на склоне лет, похоже, уже просто разучилась создавать нормальных персонажей мужского пола, превращая любого из них (возможно, даже неосознанно) в безвольную тряпку. А все те качества, которых она лишила Оррека и Гэвира, достались Мемер.

В конце концов, правда, счастливо находят свое призвание все трое:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Оррек и Гэвир становятся поэтами, сказителями и певцами, а Мемер – толковательницей книжных пророчеств.
И вот тут любопытно отметить единое связующее звено, которое привело каждого из них к цели, – это книги. Для Оррека толчком к выходу из пропасти отчаяния послужили записи легенд и баллад, сделанные его матерью, на судьбу Мемер сильно повлияли магические книги в тайной библиотеке, а Гэвиру помогли вообще все книги, какие ему довелось прочитать, в первую очередь – томик стихотворений Оррека. Человек читающий всегда лучше нечитающего – такой можно сделать вывод, если взглянуть на эти три истории вместе. «Лучший цикл о любви к книге», – говорится в одном из старых отзывов. Отлично сказано – не убавить и не прибавить.

Стоит ли читать «Легенды Западного побережья»? В общем-то да, только, если вы не принадлежите к целевой аудитории трилогии, заранее приготовьтесь к тому, что от нее не следует ожидать слишком многого. Несложные сюжеты, понятные, простые и односторонние персонажи, легко выделяемая из текста мораль (к чести писательницы, подаваемая без излишней нравоучительности и занудства) – одним словом, самое подходящее чтение, если занимать голову чем-нибудь серьезным неохота, но и читать какую-нибудь халтуру тоже не хочется. Все-таки Урсула Крёбер Ле Гуин даже на закате своей писательской деятельности, если находила в себе силы отказаться от феминистских эскапад и мысленного моделирования различных нарочито несуразных социумов, неизменно оказывалась лучше большинства современных сочинителей фэнтези. И очень жаль, что «Легенды Западного побережья» так и не получили дальнейшего развития.

Оценка: 7
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

У Ле Гуин гораздо популярнее другие циклы — Хайнский и Земноморье, например. Про «Легенды Западного побережья» вам в лучшем случае скажут, что цикл проходной и лучше читать что-то другое, а в худшем случае просто пожмут плечами, т.к. впервые слышат о нем. Покупая эту книгу, я скорее добивал всю Урсулы Ле Гуин, которую выпускала Азбука в серии «Мир фантастики». Мною были прочитаны прекрасные романы о Земноморье, о межпланетном объединении цивилизаций, оставившие после себя море положительных эмоций. Почему же «Легенды», судя по статистике, хуже?

В книге 3 романа со сквозным сюжетом, но в принципе их можно читать и по отдельности. Первая история, «Проклятый дар», мне понравилась больше всего. У некоторых людей из Нагорья (под ним явно зашифрована Шотландия) с рождения есть уникальный дар. Кто-то может общаться с животными, кто-то лечит, кто-то разрушает. У таких людей свои семьи и свои семейные территории, на которых они живут, пашут землю, выращивают животных. Начинается роман очень неспешно и ты не сразу понимаешь, в каком месте сюжет начнет активно развиваться. Глава одной семьи умеет убивать взглядом, и он хочет, чтобы и его сын поскорее научился владеть этим даром. Но вот сын, к сожалению, не видит в этом какой-то пользы, скорее наоборот. На этой почве рождается конфликт, который усиливается после инцидента с соседом, чей дар состоит в распространении хвори.

Стилистически роман — все та же Ле Гуин, которую мы знаем. Неспешный меланхоличный рассказ с грустными мыслями, с поиском правды и того самого узкого выхода. Многие из нас мечтали когда-либо владеть какой-то суперсилой, но представьте себе, что дарованная вам суперсила вам противна. И как сложно удержать мировые отношения, когда посеяно зерно раздора, особенно когда недопонимание появилось у сверхлюдей. Своим мощным умением ты можешь навредить всем окружающим, даже тем, кто тебе дорог.

Конфликт отца и сына — тоже важный момент, поднимаемый в романе.

Роман закончился довольно быстро, и после него мне очень хотелось обсудить его с теми, кто уже знаком с «Проклятым даром». Вроде с одной стороны и как-то вяло по развитию, но темы, поднятые в романе, интересные. И еще более интересно было узнать, что же будет дальше, ведь второй роман является хоть и не прямым, но продолжением.

А в «Голосах» уже совсем другой главный герой — девочка из южных земель, чей город был завоеван вражеской Империей. Новая власть запретила книги, богов, культуру, историю. Книги не доведут до добра — считают варвары. Возьмите наших богов, нашу культуру, наши традиции — тогда будет вам мир и хорошая жизнь. Конечно, убить в себе себя за несколько лет невозможно. Жители Ансула хоть и внешне смирились с новой властью, но внутри бушует огонь несправедливости. Толчком к действиям послужил приезд в город известного поэта. Оказывается, новый глава города любит поэзию, и возможно у гостя получится повернуть колесо вспять...

Этот роман, к сожалению, мной не был понят до конца. Он для меня был просто скучным и довольно банальным. Стихи, высекающие искры революции, книги, разрушающие каноны, женщины, не имеющие прав — вот основные темы романа. Я все ждал, когда повествование начнет закипать от накала страстей, но так и не понял, где и кому я должен был сочувствовать и переживать. Может быть потому что я не люблю стихи и не понимаю поэзию?

Трети роман повествует о рабстве. О том, что рабство может быть принято нормой в каком-нибудь сумасшедшем обществе. И даже когда ты выпутываешься из кандалов, не до конца понимаешь. правильно ли ты делаешь, не захлебнешься ли свободой, ведь свобода может убить тебя, беззащитного человеческого птенца. Герой бежит от той жизни, в которой он находился с рождения. Но он попадает в другие общества, с другими законами. Найдет ли он себя? Настигнет ли его кара хозяев? Где можно найти найти спасение рабу?

Этот роман по эмоциям для меня где-то посередине между первым и вторым романами цикла. Периодически было интересно, периодически скучно. Я уже не могу точно вспомнить, в каком моменте я перестал придираться к странной логике бывшего раба, поняв, что роман-то ведь не про приключения, а про манифест (что традиционно для писательницы).

По оценкам романам получилось что-то около 8, 6 и 7. В целом 7/10. Это действительно не самый яркий, интересный цикл Урсулы Ле Гуин, и советовать его читать тем, кто не читал лучших ее романов, я бы не стал. В некоторых рецензиях фанаты прям очень жестко высказываются об этом цикле, но я бы не сказал, что он плох. Есть за что ругать (как обычно, вялотекучесть и вечная тема борьбы с несправедливостью), но и волшебная меланхоличность, присущая стилю Ле Гуин, тут однозначно есть.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первое знакомство с творчеством Урсулы Ле Гуин планировал начать с цикла «Волшебник Земноморья», но спустя время, последний был оставлен на десерт, а знакомство началось с «Легенды Западного побережья». А зря…

«Проклятый дар» встретил меня сельским обликом, бытовыми склоками и семейными разногласиями. Житейские и психологические аспекты соседствовали с индивидуальной магией и взаимоотношениями родов, естественно с дружбой и любовью. «Голоса» вышли лучшей и хоть в чем-то интересным романом, хотя, изобилие рассуждений и изречений основных героев порой напрягали и отталкивали от дальнейшего прочтения. «Прозрение» вновь навеяло скукой и занудством. Заключительная часть пути героя, в который он смог достичь своей цели и это немного скрасило серость повествования.

В итоге весь цикл не покидало ощущение, что это не фэнтези, а социальная драма с элементами философии и психологии в обертке желаемого. Ничего против не имею и периодически такие произведения стоят в очереди для чтения, но хотелось волшебства, а получилась ерунда.

Теперь, вся надежда на десерт, но только тогда, когда будут забыты потерянные часы данного цикла.

Оценка: 2
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Урсула ЛеГуин как писательница-фантаст всегда стояла у меня на особом месте. Еще в начальных классах я случайно прочел её «Планету Рокканона» и остался совершенно поражен этим невероятным миром, так не похожим на наш. Да, многие авторы придумывают удивительные сложные миры от которых захватывает дух, которые даже осознать сложно, но именно у ЛеГуин миры живые настолько, что при всей их непохожести они максимально понятны и в них действительно веришь. Основа в её книгах — это всегда не сюжет и не нагромождение научно-фантастических выдумок, а социология, отношения рас, классов, отдельных личностей друг к другу. Я думаю, что когда погибает книжный персонаж, а тебя накрывает до слез, до такой степени, будто ушел кто-то знакомый и близкий — это лучший комплимент писательскому таланту.

Трилогия «Легенды Западного побережья» как раз об этом всем. Жанрово будучи классическим фэнтези эти книги на самом деле не про махачи на мечах и магии. Вместо этого они мастерски поднимают вопросы обладания одних людей другими, ущербности и несправедливости мира, в котором это является нормой. При этом у автора получился не критический посыл в духе «рабство — это плохо», а всестороннее и взвешеное обсуждение. Персонажи в книгах спорят, приводят различные мнения, защищают и оправдывают, остаются при своем или меняют взгляды под давлением фактов и обстоятельств. Также и образ рабства здесь — это не обязательно надсмотрщик с кнутом. Это может быть и попытка одного человека получить власть над равным себе для каких-то своих целей и даже рабство человека над самим собой, когда личность сама же загоняет себя в какие-то границы и даже подумать не может о том, чтобы разрушить сдерживающие ее цепи.

Главными персонажами всего цикла являются Оррек и Грай, в первой книге совсем еще молодые ребята, пытающиеся найти свой путь в жестких рамках того общества, в котором они были рождены, но с которым не могут смириться. Во второй книге главный персонаж уже новый, а повзрослевший Оррек является символом, двигателем перемен, который в итоге приводит желаемое к действительному. В третьей же и последней книге цикла не сам Оррек, а уже его литературные труды являются главными помощниками главного героя, помогая ему найти и себя и путь, который приведет его в то место, которому он назначен какими-то высшими силами.

Если вы заинтересовались, но не готовы осиливать трилогию, то я бы посоветовал прочесть хотя бы последнюю книгу. Если «Проклятый дар» и «Голоса» просто хороши, то третья книга — «Прозрение» — меня очень впечатлила. Да, тяжелая, драматическая, но точно заслуживает быть прочитанной. В конце-концов, лучше познавать ценность и хрупкость человеческой жизни из книг, а не на собственном опыте.

Оценка: 9
– [  13  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вы знаете, сначала я думал при прочтении, что три книги — маловато для этой истории, вернее историй. Все же истории камерные, как сказали ниже, и почти никак не связанные друг с другом. А городов-государств много, и уверен, что о каждом городе есть что написать. Но вот как-то автор на последних 20-ти страницах третьего романа, сумела так ловко все провернуть, что не возникает ощущения недосказанности. Жалею ли я, что прочитал эту трилогию? Безусловно нет. Я лишь жалею, что не «набрел на автора» раньше, гораздо раньше. Зато я знаю у кого Робин Хобб училась писательскому мастерству

Оценка: 7
– [  14  ] +

Ссылка на сообщение ,

Перечитал цикл — запоем, как одно произведение, — и укрепился во мнении, которое сложилось у меня при первом прочтении: это, пожалуй, лучший цикл о любви к книге.

Три чрезвычайно камерных истории (даже несмотря на широкий географический охват последней части), в каждой из которых герой находит смысл своей жизни и разрешает основной конфликт только благодаря страсти к чтению. Чуткость к поэзии, инстинктивное ощущение ее красоты — вот что объединяет центральных персонажей трилогии, вот что помогает им преодолеть самые тяжелые испытания.

Мне кажется, это очень редкий и ценный подарок от Урсулы Ле Гуин.

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх