Генри Лайон Олди «Вложить душу»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Городское фэнтези )
- Общие характеристики: Философское | Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка | Латинская Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
Как-то утром, пахнущим обреченностью, старый фиджийский жрец Мбете Лакемба повстречал американского ихтиолога Флаксмана. Ихтиолог был любопытен. Его интересовала и акула-людоед третировавшая побережье, и тайные обряды фиджийских жрецов, и множество других вещей. Доведет ли его это до добра?
Входит в:
— сборник «Дайте им умереть», 1997 г.
— журнал «Искатель 1998'10», 1998 г.
— роман «Нам здесь жить», 1999 г.
— журнал «Звездная дорога №10, 2000», 2000 г.
— сборник «Де батько твій, Адаме?», 2006 г.
— антологию «Украинская мистическая фантастика - 2006», 2006 г.
— сборник «Тени моего города», 2011 г.
— антологию «Книга тьмы», 2012 г.
— антологию «Стражи последнего неба. Русская еврейская фантастика», 2012 г.
Номинации на премии:
номинант |
Интерпресскон, 1998 // Средняя форма (повесть) | |
номинант |
Бронзовая Улитка, 1998 // Средняя форма |
- /языки:
- русский (7), украинский (1)
- /тип:
- книги (6), периодика (2)
- /перевод:
- О. Шарговская (1)
Периодика:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Manowar76, 27 сентября 2023 г.
Я сначала думал — как я вообще мог пропустить повесть Олди. Потом стало понятно — это вложенная история в романе «Нам здесь жить». Там ее когда-то и читал.
Побережье Америки. Мистическая акула. Бар в прибрежном поселке как декорации для детективной пьесы.
Олди хороши.
Ещё одна история о начале конца света, на этот раз с колоритом маори.
9(ОТЛИЧНО)
omaksimov, 13 сентября 2023 г.
Достаточно интересный но немного искуственный / надуманный рассказ. Действие перенесено в заброшенный рыбачий городок на побережье Южной Каролины. Большинство героев местный люмпен-пролетариат (red-neck). К ним в нагрузку показаны придурковатый профессор, язычник с остовов Полинезии, и непонятно как туда попавшие эмигрант-алкаш из Харькова со своим сыном. Ещё присутствует акула каким-то образом тоже приплывшая из Полинезии (наверное через Панамский канал). Герои вышли слишком карикатурные, очень много монологов, все изъясняються одинаково. Не самое лучшее произведение Олди.
dxbckt, 14 сентября 2018 г.
Небольшой рассказ написанный в стиле повседневной-бытовой-фольклорной магии (жизнь одного из тропических островов, на котором происходит нечто непонятное). Несмотря на малый объем — хорошо прописаны персонажи, атмосфера, да и сюжет в целом неплох. Конечно это не знаменитые многотомные циклы автора (Кабирский, Ахейский, Бездна голодных глаз и пр), но в целом (как уже говорилось) очень даже ничего — сюжет начинается в духе детектива (когда все персонажи по очереди рассказывают суть произошедшего), а финал вероятно понравится лицам с романтическим настроем (в стиле сказки «про вечную Лубоффь»).
Тимолеонт, 14 августа 2015 г.
Очень интересная смесь «Освободите Вилли» с «Челюстями». Страшная кровожадная акула, которую обижают злые людишки. Но она всё равно умудрилась подружиться с юродивым, но очень добрым и немножко умным парнем. «Вложить душу» хороша тем, что показывает творящиеся в мире «Нам здесь жить» события за пределами города.
Всё действие происходит в небольшом баре и об остальных событиях мы узнаём только из рассказов персонажей.
Посыл авторов очень прост и очевиден — люди злы, люди плохи, люди не могут договориться и поэтому убивают друг друга. И пофиг, что если посмотреть на мир животных без розовых очков, то увидишь столько жестокости, что хроники Освенцима покажутся не такими ужасными. Надоела романтизация и идеализация «животного мира».
ivan2543, 26 августа 2012 г.
Повесть была написана задолго до романа, частью, которого она стала – и прочитал я ее где-то за год до того, как «Нам здесь жить». Хоть и получилось это странно – дело в том, что сначала роман у меня «не пошел», и я, открыв его на середине, взялся за эту историю, так сильно выбивающуюся из основного текста – и по стилю, и по месту действия. Тогда она понравилась мне больше, чем история Города с его странным и нелогичным миром; и позже, когда я неожиданно «въехал» в суть романа, нравится не меньше.
История, в общем-то, для фантастики типичная: противостояние современного человека с его потребительским отношением к природе, видящего в ней исключительно источник дохода — и человека древнего мира, не противопоставляющего себя природе и относящегося к ней с уважением. Что же поднимает короткую повесть Олди над массой экологически-нравоучительных ужастиков? Как обычно – авторское мастерство. Здесь даже нет особенных стилистических ухищрений – все достаточно просто, но выразительно. Чтение повести создает буквально кинематографический эффект – настолько четкими и ёмкими стали портреты героев. Впрочем, авторы именно на такую «визуализацию» и рассчитывали – недаром герои очень похожи на архетипичных персонажей голливудских фильмов. Ощущение трагедии возникает в самом начале, и нарастает до самой шокирующей развязки, когда напряженность ситуации близка к безумию. Читатель словно бы присутствует в баре, где сталкиваются в словесном поединке убийца и любимая девушка убитого, своей кожей ощущает – кто-то не выйдет отсюда живым. Для подобного эффекта вводится герой-наблюдатель, ученый, приехавший для изучения уникальной акулы, из-за которой, собственно, и все и началось. Как и читатель, он совершенно не подготовлен и шокирован происходящим, не сразу понимая, в центре какого конфликта оказался.
Мифологический сюжет – обычное дело для Олди. Мифологичность этой повести – фундаментальна. История Пола – почти евангельская. Избранный древним духом моря, он мог бы стать покровителем человечества и примирить людей со стихией — но люди отвергли его и его путь. Он вернется – вторым пришествием, Страшным судом, уничтожая богоотступников и демонов – но это, впрочем, будет потом, когда маленькая трагедия американского прибрежного поселения станет часть всемирной трагедии. А в рамках повести исход его истории более оптимистичен; все же повесть не совсем о том же, о чем выросший из нее роман. Потому, что природа, в отличие от человека, вечна, она переживет миллионы таких мерзавцев, как Малявка Лэмб и его дружки. Но вот сколько они успеют уничтожить прекрасного, сколько они смогут погубить нормальных людей? Боги дарят воскрешение, но никто не войдет в одну реку дважды. Отвергая защиту, слепые в своем самодовольстве и эгоизме, люди порождают новых мстителей. Сколько сможет вытерпеть мир, прежде чем погибнет или, что вернее, изменится так, что людям больше не будет в нем места?
Достоинства произведения:
старая, но все еще актуальная тема;
философская идея;
предельная, болезненная достоверность образов.
Недостатки:
не обнаружено.
Итог: все время мешает прочитанный роман изолированному восприятию истории Пола и Н’даку-ванги. А ведь повесть не столько о «втором грехопадении», сколько о том, что прогресс не должен мешать человеку оставаться человеком. В том числе, и по отношению к природе. Цивилизованность не делает варвара культурным человеком. Даже если оставить сомнительную дорожку рассуждений о мудрости и превосходстве древних людей — современный человек, воспитанный обществом потребления, часто лишен элементарных моральных принципов, ничем не отличаясь от дикого зверя. Но почему-то считает себя лучше, чем те, кто во что-то верит.
mastino, 13 июня 2008 г.
Неоднозначное, несмотря на небольшой объём произведение. По мере прочтения, отношение к этой повести менялось с каждой прочитанной страницей. Менялось в лучшую сторону. Прежде всего, что хочется отметить — великолепный сюжет. Начавшись немного скучновато, со временем повествование набрало обороты, и интерес к происходящему начал повышаться в геометрической прогрессии. Концовка -просто великолепна. Действующие лица повести — каждый по своему интересен и необычен.
Теперь о грустном. Несмотря на всё великолепие повести, нельзя не отметить, что написана она тяжеловато. Порой, особенно в начале, приходилось буквально продираться через строчки, заставляя себя продолжать чтение. Правда награда за упорство получилась вполне достойной:)
Кроме того, не вполне понял, для чего нужно было делать из
Но подводя итог, можно сказать, что все эти недочёты меркнут перед общим великолепием произведения.
armitura, 12 июля 2008 г.
Наверное, такую повесть мог бы написать старик Хэмингуэй (не зря он упоминается в тексте), если бы вдруг решил заняться мистикой. Суровый, сдержанный, несмотря на всю фантастичность, сюжет, суровые и жесткие мужчины, привыкшие каждый день выходить в море и заниматься ловлей на самого опасного обитателя моря, и акулы, акулы, акулы... Моя давняя фобия, с младых ногтей я преспокойно смотрел «Фредди Крюгера» (оу, он ведь тоже упоминается в повести. Как мило:)), но какие-нибудь «Челюсти» пугали меня до того, что я не мог спать ночами.
Мастерство Олди оживило этих акул и я видел их не только на страницах книги, но они явственно проносились у меня в воображении, заставляя чувствовать себя неуютно.
Небанальная и очень крепкая повесть, которую, думаю, тот же Хэмингуэй с удовольствием прочитал, развалившись на кресле, стоящем на веранде его дома, покуривая сигару и прихлебывая очередную порцию рому.
vitamin, 16 сентября 2007 г.
Сия вложенная повесть пришлась мне по душе даже больше, чем роман «Нам здесь жить». Интересная история добавила колорита в повествование романа, разбавив его «городскую» атмосферу.
Yazewa, 12 ноября 2008 г.
Неплохая повесть. Сюжет немудрящий и во многом предсказуемый, но читается с интересом, потому что всегда интересны такие истории, в стиле современной легенды. Тем более, когда она строится по законам торжества справедливости. А акулы — аналогично, пожалуй, тиграм — излюбленный объект подобных историй.
Viktorrr, 10 января 2008 г.
Мастерски написанная вещь. ИМХО в роман «Нам здесь жить» эту повесть вложили совершенно напрасно, она там как пятое колесо в телеге, наверное для объёма добавили. Вот сижу и думаю — а не исправить ли мне 9 на 10, вещь-то действительно штучная и выдающаяся, даже для Олдей.
iwan-san, 11 февраля 2007 г.
Обожествление акулы, которая управляет всеми другими акулами — необычный ход, но не хватает легкости повествования.