FantLab ru

Геннадий Прашкевич «Белый мамонт»

Белый мамонт

Повесть, год; цикл «Полярные сказки»

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 17

 Рейтинг
Средняя оценка:6.84
Голосов:80
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Давно замечено, что история мирового искусства похожа не столько на гигантскую лестницу, непрестанно уходящую ввысь, где каждая ступень все более и более совершенна, сколько на горную цепь, отдельные вершины которой, всегда недостижимые, образуют единую, невероятную по красоте и необычности панораму.

Не все вершины пощажены временем. Силы природы и социальные катаклизмы всегда вмешивались и продолжают вмешиваться в жизнь искусства. Некоторые из вершин известны нам теперь только по позднейшим перерисовкам, по отголоскам архаичных мифов, другие забыты безвозвратно, что же касается неандертальских шедевров, то они сохранились фрагментами. Полную картину уже никогда не воссоздать. Но мы до сих пор находим пещеры с наскальной живописью, изучаем следы доисторических сооружений, обломки странных орудий. Там, где единый каменный рассказ разорван, где нет никакой возможности восстановить утерянное, мы пытаемся заполнять лакуны более поздними фрагментами мирового искусства, совпадающими с первоосновой по интонации.

© Геннадий Прашкевич

Входит в:

— антологию «Перпендикулярный мир», 2004 г.

— журнал «Если 2003'8», 2003 г.

— сборник «Белый мамонт», 2015 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 57

Активный словарный запас: низкий (2522 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 52 знака — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 0% — на редкость ниже среднего (37%)!

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Бронзовая Улитка, 2004 // Средняя форма

лауреат
Странник, 2004 // Средняя форма

лауреат
Мраморный фавн, 2003 // Повесть

Номинации на премии:


номинант
Портал, 2004 // Средняя и малая форма

номинант
Интерпресскон, 2004 // Средняя форма (повесть)

номинант
Сигма-Ф, 2004 // Средняя форма, повести

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)

Перпендикулярный мир
2004 г.
Белый мамонт
2005 г.
Белый мамонт
2015 г.

Периодика:

Если № 8, август 2003
2003 г.




Доступность в электронном виде:

 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  16  ]  +

Ссылка на сообщение , 21 августа 2014 г.

Переведено с русского на неандертальский и обратно на русский. Поскольку все выученные наизусть стихи автор отзыва постыдным образом забыл с появлением Интернета, а лезть на полку за книжками ему неохота, то всплывающие в тексте странные фразы пытаются имитировать манеру, в которой Прашкевич цитирует Велимира Хлебникова и Анну Ахматову в тех местах, где хромает логика повествования...

1. Прашкевич был. Сердитый. Книжки умные хотел печатать. Дети Мертвецов, лежащих у Кремлевской стены в городе, где раньше был Белый Царь, не давали печатать...

В тундру пошел. К юкагирам ходил, к якутам ходил, к чукчам ходил. Слушал...

Еще дальше в тундру пошел. Мамонта кости выкопал, на пригорок сел, лемминга раздавил, не заметив...

Совсем далеко в тундру пошел. Хотел кости неандертальцев искать. Хотел сперва в Испании искать, денег не хватило. Искал там, где пришлось. Ничего не нашел. Сел на пригорок, еще одного лемминга раздавил. Специально раздавил...

2. Огненной воды много взял. Долго думал...

Сердитый. Очень сердитый был. Напишу, говорит, повесть про мамонта и неандертальцев, про Детей Мертвецов и про леммингов. Вставлю туда юкагирские сказки, чтобы не сказали, что зря их слушал. Стихи всякие вставлю в разные неожиданные места. Критик ведь шибко хитрый, его просто так, как глупого лемминга не раздавишь. Эрудицией раздавить можно...

3. Мертвые с косами скинули царя...

4. Горбатый, я сказал, Горбатый!!!

5.Писатели были, критики были, фэны были. Огненную воду пили, сушеные мухоморы ели, премии раздавали. Очень сердитые. Огненная вода кончилась, сушеные мухоморы червяк съел, премии еще не всем раздали...

Тут Прашкевич пришел. От города Белого Царя до тундры далеко. Детей Мертвецов прогнали, Горбатого скинули, того, кто с моста нырял и оркестром дирижировал, на пенсию провожали, а он все шел...

6. И вам седло большое, ковер и телевизор...

7. Дали Прашкевичу премию. Те, кто ничего не понял, дали за то, что ничего не поняли. Те, кто все понял, шибко напуганы были. Вдруг и про них что-нибудь с неандертальского переведут, добавив к описанию конвента меланезийские сказки и стихи Баркова. Дадим, говорят, премию, пусть не пишет про нас, лучше пусть про Брэдбери пишет, про Лема и Толкиена...

8. Ваш покорный слуга читателем «Белого Мамонта» был...

Мед-пиво пил, по усам текло в рот, не попало. Очень сердитый был...

Хотел про неандертальцев дельное произведение прочесть. А вынужден был прочитать некий постмодернистский экзерсис, действие которого почему-то ни на шаг ни приближает к постижению того, как человек от добывания пропитания как главного смысла жизни сделал шаг к Истине, Добру и Красоте...

Вынужден был прочитать о том, как существа с шумерскими, семитскими, хурритскими, эламитскими, исковерканными египетскими именами несут всякую ахинею и мыслят цитатами из еще не написанных стихов. Все сплошь убогие, хромые, кривые. Бегают за мамонтом, бегают друг за другом, заставляют автора писать, писать, писать заунывные строки, пытаясь выстрадать нечто жутко оригинальное...

И впрямь ведь очень оригинально написать, что у мамонта была рыжая челка вперед, как козырек бейсболки...

Очень сильно это наблюдение приближает к постижению таинства зарождения разума в черепной коробке древнего человека и появления тех, кто спел первую песню и был первым художником...

Оценка: 3
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 декабря 2007 г.

Становление человека есть рождение искусства. Об этом, по сути, написана замечательная повесть Прашкевича. Строки великих стихов проступают из будущего: они еще не написаны, но мысли и чувства обитателей неандертальского стойбища — залог того, что стихи эти появятся.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 января 2010 г.

Успех «неформатной» повести «Белый мамонт» с обескураживающим пояснением в выходных данных – «перевод с неандертальского» (премия Б.Стругацкого «Бронзовая улитка», премия Международного Конгресса фантастов «Странник», ряд других премий) лишний раз доказывает, что смелости язвительных операций мысли Прашкевича нет никаких границ. Первые люди пытаются найти управу на мохнатого Творца земли и неба – белого вечного мамонта Шэли. Они придумывают огромное копьё с парусом, а заодно – поэзию и живопись. «Многие вершины, – пишет «переводчик» во вступлении к повести, – казавшиеся нам вечными, известны теперь только по позднейшим перерисовкам, по отголоскам чудовищно архаичных мифов, другие забыты безвозвратно; что же касается неандертальских шедевров, они вообще сохранились фрагментами. Полную картину уже не воссоздать. Но время от времени мы находим темные пещеры с наскальной живописью, изучаем следы неясных доисторических сооружений, обломки странных орудий. Там, где единый каменный рассказ разорван, где нет никакой возможности восстановить утерянное, мы пытаемся заполнять лакуны более поздними фрагментами мирового искусства, совпадающими с первоосновой по интонации. Это, в общем-то, в природе человека. Это очищает от скверны».

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 июля 2015 г.

Перевод с неандертальского. Как Люди Льда делали совершенное оружие на своего Моби Дика. И параллельно создали искусство. Как всегда у Геннадия Мартовича, написано изумительным языком. Повесть насыщена поэтическими цитатами, что только усиливает впечатление.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 марта 2011 г.

Прекрасно изданная форматом с записную книжку премированная повесть Прашкевича этакий сказ баечного толка про якобы древних людей. Что-то типа «Кроликов и удавов» Искандера, но попроще, без амбиций, да и посмешнее. Такие книжки Прашкевич может писать километрами. Навряд ли прям стоило эту повестушку издавать — в сборнике смотрелась бы неплохо, а на отдельный том ну никак не тянет. Читал минут 30, удовольствие соразмерное с ценой

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 27 сентября 2010 г.

Интересно и необычно. Интересно, потому что необычно? Пожалуй. Современные стихи и словечки, вплетенные в канву повествования, воспринимаются по-особенному. Но все же начало заметно сильнее окончания. Словно автор уже «дорабатывает» повесть, далеко не так вдохновенно, как ее начинал. Теряется атмосферность, становится скучновато. Мало событий, невыразительные герои. По-моему, затянуто.

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 января 2013 г.

Необычная повесть, прочитал только что. Радует небольшой формат, если бы объем был больше, читать стало бы невыносимо. Первобытное племы, история его развития через призму постоянных взаимоотношений с белым мамонтом Шэли. Сначала он помогает первому человеку, а потом начинает охотиться на охотников (словесный каламбурчик случился) этого племени. Прямые диалоги отсутствуют, повествования идет как мысли мамонта, людей. Несколько поколений люди думаю как убить белого мамонта, рисуют об этом картины, создают суперсекретное оружие.. а когда решаются мамонт исчезает. Странная притча, читабельная на один раз. Сомневаюсь что второй раз захочется прочитать, да это и незачем.

Оценка: 6


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу