fantlab ru

Виктор Точинов «Георгиевский крест»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.88
Оценок:
100
Моя оценка:
-

подробнее

Георгиевский крест

Другие названия: Крестоносец

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 25
Аннотация:

На улицы вышли неподкупные крокодилы-полицейские. Чиновниками сажают работать обезьян. Часть населения закрыта в гетто. И за всем этим следят бдительные спецслужбы. Это ли не конец света?..

Входит в:

— антологию «Конец света с вариациями», 2013 г.

— антологию «Kroki w nieznane 2014», 2014 г.

— сборник «Все лики смерти», 2014 г.



Конец света с вариациями
2013 г.

Самиздат и фэнзины:

Все лики смерти
2014 г.

Издания на иностранных языках:

Kroki w nieznane 14
2014 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Хороший триллер — антиутопия. И не только тем, что здесь откровенно показаны обезьяны бесхвостые в полицейских начальниках, а крокодилы — сотрудниками ДПС. Это автор просто сыронизировал, не особо и замаскировав свою неполиткорректную точку зрения, поскольку какой-нибудь «Робот FEDOR» и то обошёлся бы дешевле, чем генномодифицированные рептилии и приматы, не говоря о большей функциональности робокопа.

Сама идея отделить овнов от козлищ, устроив апартеид и режим «банок» для большинства населения не особо новая, как и то, что для исключения коррупции, а также сочувствия к тем, чьи права урезаны, нужен особый вид блюстителей, далёких от народа.

Хотя и на каймана, как выясняется, есть свой метод быстрой нейтрализации, ежели тот вдруг слетит с катушек.

Вот борьбе одного человека против рептилоидной системы управления страной и посвящена эта повесть. В целом написано вполне связно, хотя и без особого раскрытия темы выживания вне закона в этом новом мире.

Рекомендую.

Оценка: 8
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Эта повесть здорово меня прихватила. Точинов вообще очень неровный писатель, у него произведения то коммерческие, то — совсем наоборот (да он и сам не делает из этого секрета). Так вот это произведение — отнюдь не коммерческое. Имхо, его некоммерческие произведения на голову выше коммерческих. Как и здесь. Георгиевский крест, как эстафета, от первого славного защитника Отечества, через множество поколений, в царство добра и справедливости, к последнему обладателю — защитнику и борцу за это самое царство. Только кончилось и добро, и справедливость. Остались зло и ложь. Эстафета закончилась. Некому крест передать. Финита. Повесть временами смахивает на театр абсурда. Только это не абсурд — это зло и ложь, могущественные и неодолимые зло и ложь. Жить в таком мире, словами кота Баюна из знаменитого «Понедельника» АБС, — «Не советую, мнээ-яу! Съедят.»

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Динамично, ярко. Не скажу, что ровно — отдельные куски повествования провисали, их хотелось проскочить быстрее, чтоб не раздражаться. Хороши зверюги, конечно, их совершенно явственно видишь в отведённой автором роли. Журналист Юля с теорией, соответственно, а-ля Латынина.

Сейчас, в свете происходящих событий, воспринимается очень злободневно...

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вообще-то я не собирался писать отзыв. Повесть цельная, жанровая, и в этих рамках — великолепна. Оценка моя совершенно осознанная, выверенная, вычищенная от эмоций, которых после заглатывания повести было, признаюсь, достаточно. Разных. Но, имхо, именно так следует оценивать высококачественно, и настоящим профессионализмом сделанный продукт. Даже если он не совсем твой. Ведь если так цепляет, что даже не сразу понимаешь насчет «не совсем твой» — это признак качества, без сомнений.

Но прочел предыдущие отзывы и решил немного подискутировать.

Удивили претензии к языку. Язык идеален для данного жанра. Простой, ясный, без глупых излишеств, позволяющий полностью «нырнуть в текст». Грамотный, зрелый стиль. У меня — никаких претензий.

Я не большой спец по боевикам, вообще не критик, но на мой потребительский вкус и с этим все ОК: динамика в норме, провисаний нет, все необходимые ингредиенты присутствуют, причем качественные и в нужных дозах. Ничего лишнего. Само по себе наличие шаблонных приемов не мешает восприятию, наоборот, помогает, если они создают оптимальную форму, не подменяя содержание. Герои шаблонны, но не картонны — и это здесь скорее плюс, чем минус. Не хватало еще достоевщину разводить в боевике.

Две сюжетные линии — что само по себе показатель — оказываются связаны... не скажу как, поскольку сам догадался не сразу, но очень грамотно связаны — это жирный плюс. А вот философии не заметил. Она была бы тут явно лишней. Ее и нет.

Фантастическое допущение об использовании рептилий в качестве блюстителей закона — красиво. (Рептилия — это ж наш архетипический враг, тот же дракон, только маленький.) Но если бы оно составляло содержание повести, пару баллов пришлось бы скинуть, невзирая на красоту. Драконья бездушность формальной законности — лишь деталь, причем деталь точная и адекватная основному конфликту. Даже ключевая. Но не сам конфликт.

Конфликт же — да, социальный. (Причем умело отраженный в личном.) И будь он так примитивен: «зло и ложь, могущественные и неодолимые», и насквозь пропитанный добром и правдой герой в мужественной борьбе с ними — фиг бы я отличил этот текст от обычных боевичков. Но разве главная героиня лжет? Разве она, вполне себе положительный персонаж, всего лишь наивно заблуждается, прозревая к финалу? Финал вроде подталкивает к такому выводу, но я бы не спешил его делать. Повесть, на мой взгляд, не опускается на бинарный боевичковый уровень мышления. Во всяком случае, мне хотелось бы так думать. Жаль, если на самом деле я лишь домыслил за автора то, что у него вышло случайно и является не замыслом, а недоработкой. (Мне не хватает контекста, чтобы судит об этом: я почти ничего больше не читал у Точинова.)

А думается мне вот как. Обзывая Егора «анчоусом», Юля просто заигралась в себя-журналистку, зачем-то продолжая глупый спор, в чем сама тут же и раскаялась. Егор вовсе не анчоус, по натуре своей он вполне «полноценный» гражданин — не олигофрен, не дебил, а если и уголовник, не платящий налоги — то вынужденно. Он ведь стал таковым не из идейных соображений, а просто в порядке самозащиты. Идеологию в оправдание себе он подогнал уже позже, разобравшись в том, с какого перепугу ему пришлось превратиться в террориста. Сцена в «банке» тому подтверждение. Вот его персональный когнитивный диссонанс, характерный, впрочем, для идейных террористов: от «анчоусов», за права которых он вроде бы борется, его, оказывается, физически тошнит! Он явно чужой среди них. Зато сами они вроде как вполне довольны своей жизнью (пусть этот аспект и не раскрыт в повести). И посмотрите, на кого направлена террористическая деятельность «идейного борца с системой». На деталь! На безмозглых рептилий! Это подход к работе вовсе не народовольцев, отстреливающих верхушку системы, а луддитов, портящих оборудование. Обреченный подход, однако. Но может, в нем есть своя сермяжность?

Видимо, не все так просто. Нет очевидного добра и зла, есть проблема — сложнейшая, неразрешимая ни в рамках одной маленькой повести, ни вообще: а вправду ли все люди равны?

Ведь ничего нового в избирательном цензе нет. Он в истории не исключение, а правило. Это только в последнее столетие мир свалился во всеобщее избирательное право, а до этого типичными были самые разные цензы: сословный, имущественный, образовательный, и др. И неспроста. С точки зрения стабильности социума в цензе есть своя логика и свой резон. Да и всеобщность права — только видимость, буффонада. Ее давно нивелировали, всеобщность эту, различными методами: в одних странах низвели до декоративно-прикладного искусства при реальной неподконтрольности «избранной» власти, в других завуалировали с помощью замысловатой системы сдержек и противовесов институтов гражданского общества. Но нигде кухарки государствами не управляют! Демократия — миф, лозунг, идейный принцип, социальный компенсатор — называйте как хотите, но всяко не конкретный механизм формирования власти.

Так, может, дьявол именно в деталях? Может, проблема не в самой структуре социума, фиксирующей неравенство, а в том, какими методами она создана и поддерживается, какие детали использованы в механизме поддержки? Может, потому и агрессию свою Крестоносец направил на самую уродливую из этих деталей? Рептилии как образ бесчеловечности — не только закона, но и всей системы отношений в том обществе, что нарисовано автором — вот где дьявол! Ввести ценз, лишить возможности управлять страной тех, кто не готов к этому — это одно. Это даже в каком-то смысле честнее, чем разыгрывать спектакли на выборах. (В конце концов, мы же с вами не против, чтобы водительские права давали только тем, кто умеет водить, и чтобы лишали тех, кто не способен не садиться за руль пьяным? Или давайте введем всеобщее водительское право?) Но совсем другое — когда вместе с избирательным испаряется куда-то другое, фундаментальное — право на уважение, право называться и быть человеком. Страшно не то, что одни голосуют, а другие нет (что одни могут купить себе домишко на Ривьере, а другие нет, что одни могут пилить трубу, а другие нет, и т.д.). Страшно, когда первые возомнили себя ариями, не просто обзывая, но и считая (искренне!) вторых «анчоусами», а вторые вдруг оказались в гетто, из которого выбраться все тяжелее, да и неохота, ибо его привычная обыденность милее каких-то там прав.

Вот тут и проявляется символизм георгиевского креста! Нет, не с цензом борется Крестоносец. И не с рептилиями. А с вечным шварцевским Драконом, с неодолимым фашизмом, происходящим из наших же благих намерений, наших комплексов и нашей гордыни.

UPD 31.03 Перечитал свой отзыв через день после написания. Пожалуй, все же я что-то домыслил, спроецировав месседж повести на себя и тем преломив действительное в кривоватом зеркале желаемого. Наверное, авторские акценты расставлены чуть иначе. Но, имхо, возможность широкой трактовки лишь подтверждает высокую оценку.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

…Имеет ли право голоса человек, живущий на пенсию, или пособие, то есть, не платящий налоги? Может ли участвовать в решении вопроса «как жить стране?» олигофрен, дебил или уголовник? Не стоит ли четко поделить население на две части: одних обеспечить работой, дешевой водкой и зрелищами, а другим – оставить право голоса на выборах и референдумах? Люди-анчоусы и люди-дельфины…

Острейшая по нынешним временам социальная фантастика, соединяющая в разной мере, но одинаково профессионально, прошлое, настоящее и будущее России.

Социальная составляющая – высший балл. Почти столько же за составляющую фантастическую и за героев. Детективная линия, язык и боевка – средненько. Отдельные плюсы за драматизм (в том числе, за драматизм любовных отношений) и за философию (в том числе, за философию терроризма).

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

В одну повесть автор поместил как минимум две идеи, которые сами по себе достойны крупного произведения (применение животных и банки-гетто). И сюжетных линий ещё бы на пару хватило. И оттого многое в повести слабовато проработано, выглядит незавершённым.

Но всё же — очень хорошо! Смысловая нагрузка — в наличии, динамика подачи материала — на уровне. Повесть и захватывает и сопереживать заставляет.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх