fantlab ru

Януш Вишневский «Одиночество в сети»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.61
Оценок:
230
Моя оценка:
-

подробнее

Одиночество в сети

S@motność w Sieci

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 14
Аннотация:

Один из самых пронзительных романов о любви, вышедших в России в последнее время. «Из всего, что вечно, самый краткий срок у любви» — таков лейтмотив европейского бестселлера Я.Вишневского. Герои «Одиночества в Сети» встречаются в интернет-чатах, обмениваются эротическими фантазиями, рассказывают истории из своей жизни, которые оказываются похлеще любого вымысла. Встретятся они в Париже, пройдя не через одно испытание, но главным испытанием для любви окажется сама встреча…

Осенью 2006 года по этому роману — главному польскому бестселлеру начала XXI века — был выпущен фильм, в первый же месяц проката поставивший рекорд кассовых сборов, обогнав все голливудские новинки.

Экранизации:

«Одиночество в сети» / «S@motnosc w sieci» 2006, Польша, реж: Витольд Адамек



Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (7)

Одиночество в Сети
2005 г.
Одиночество в Сети
2005 г.
Одиночество в Сети
2007 г.
Одиночество в сети
2008 г.
Одиночество в Сети: Триптих (расширенная версия)
2008 г.
Одиночество в сети
2018 г.

Аудиокниги:

Одиночество в Сети
2017 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ох. Данная нетленка добралась и до фантлаба.

Когда-то мне советовали её прочитать очень разные люди. Говорили в том плане, что вроде как шедевр современной литературы и самая жизненная книга. Когда у меня, наконец, дошли до неё руки, я был невероятно разочарован. Это набор псевдо-трагических банальностей, которые, предположительно, должны выбивать слезу, а по факту заставляют думать “что я только что прочитал?”. Эталонное произведение жанра “всё равно что писать, лишь бы грустно и типа про любовь”.

Я не уверен, стоит ли прятать под спойлер некоторые элементы сюжета (ибо всё очень стандартно для подобных книг), но, на всякий случай:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Главный, или по крайней мере полуглавный, персонаж (назвать его героем язык не поворачивается) влюбляется в глухонемую девушку. Конечно же, по законам жанра он находит чудо-доктора, который способен её излечить. Но, по тем же законам того же жанра, её — вот незадача! — переехало трактором, и, как назло, прямо накануне операции. Ну, главперсонаж, само собой, в запой, а когда протрезвел, стал доктором наук где-то в Мюнхене. Бывает.

И далее в том же стиле. Стоит только главперсонажу вспомнить своих студенческих друзей, как сразу выясняется, что у подруги была булимия, а друг тоже умер.

И даже случайный попутчик говорит, что его жена погибла при взрыве американского посольства в Тель-Авиве, и “в машине стало тихо-тихо”, а вот меня после такого поворота окончательно пробило на хи-хи.

По поводу непредсказуемого сюжета — вот вам загадка.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Главперсонаж опаздывает на самолёт. Как вы думаете, что произойдёт в следующей главе?

При чтении я постоянно вспоминал знаменитую “Красную Пашечку” Иванова. Редкий случай в мировой литературе: блестящая пародия на произведение написана за двадцать лет до самого произведения.

И всё же, справедливости ради, отмечу, что книга запомнилась очень хорошо. Не знаю, что стало причиной — скорее всего, сильнейшее разочарование, но может, что-то ещё.

Оценка: 3
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впечатление от книги — отвратительное! Потраченное время и испорченное настроение. На мой взгляд, любви там нет вовсе, сплошные сопли и жалость к себе. Что случилось с мужчинами, если они стали писать такие книги, и что еще хуже, — так чувствовать? Содержание схематично я бы передала так: я несчастен, я несчастен, пожалейте меня, я не виноват, это судьба такая. Если хочется идеализированно-карамелизированной любви, так уж лучше взять любовный роман типа «уси-пуси», там хотя бы нет претензий, что это реальность, и постельные сцены, примитивны, но соответствуют жанру. А здесь вроде как любовь, романтика, нежные и тонкие чувства, а потом раз — секс с забытым тампоном, под наркотиками и т.п. Если бы я писала эту книгу, то только для того, чтобы в читателях ни в коем случае не осталось «устаревших» и не модных представлений о том, что любовь — это верность, забота, надежда, самопожертвование, борьба и победа.

Оценка: 2
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Если хотенчик изначально сидит внутри, то вероятней всего он превратится в нечто реальное...

Книга, которую нужно было прочитать ещё десятка полтора лет тому назад, т. е. сразу после появления русского перевода и выхода романа на русском языке. И чего греха скрывать, ведь не раз натыкался глазами на этот томик, и даже пару-тройку раз брал «Одиночество...» в руки, но всякий раз по каким-то причинам ставил назад на библиотечную полку. Впрочем, ничего непоправимого не произошло и книга нисколько не устарела (разве что аськой теперь вряд ли кто ещё пользуется). Да и невозможно устареть тому, история чего насчитывает N-кол-во тысячелетий, т. е. практически вечность. Потому что главным и основным предметом рассмотрения в этом романе стала Любовь.

Многие могут возразить — поскольку речь идёт о виртуально-сетевых знакомстве-общении-отношениях, то и счёт может идти только на несколько десятков лет (когда там у нас первое электронное письмо было отправлено?). Однако способ, каким пользуются наши герои (Он и Она) для установления взаимоотношений, является только лишь способом, формой, техническим приёмом. Потому что как ни крути, но способы и впрямь меняются с временами и эпохами, и тем более с культурами (начиная с дымов костров, грохота тамтамов и песен-йодлей и заканчивая фейсбучными и инстаграммскими кнопканиями), однако главным всё равно было, есть и будет взаимное (это при счастливом раскладе) или невзаимное острое притягательное чувство людей друг к другу.

Понятно, что теперешняя мода имеет тенденцию к усложнению гендерно-половой системы чувственно-эротических и сексуальных отношений и связей, однако Януш Вишневский всё-таки рассмотрел пример классический (уже упоминавшиеся Он и Она). Немодно и потому не возбуждает? Возможно что и так (тут кто к чему привык), но думается, что Вишневский вовсе и не преследовал цель возбудить читателя сексуально-эротически. Эмоционально-чувственно — да, а вот сексуально… Нет, всё-таки нет, даже при наличии нескольких довольно откровенных сцен.

А для усиления картины мира и для усложнения рассматриваемой любовной конструкции Вишневский приводит в книге ещё несколько историй о любви и браке, и об отношениях и связях, о чувствах и эмоциях, о поступках и… Поступках. Чтобы рассматриваемые в романе отношения пары Он и Она не были единственными и исключительными, чтобы была возможность посмотреть на разные другие варианты дуальных разнополых пар (без всяческих триад и ещё больших по составу микрогрупп) в разных степенях развития такого рода связей. И заодно, чтобы читатель сумел повнимательней присмотреться к нашим виртуальным влюблённым — и к Нему и к Ней (именно потому автор показывает нам обоих героев романа и в более ранних отношениях).

Наверное эта книга в сильнейшей степени адресована сентиментальным романтикам (в том числе и по себе сужу). Однако в самом конце автор припасает для читателей солидный такой ушат отрезвляюще холодного душа — как только романтическая сторона отношений для Неё превратилась во вполне реальное особое физиологическое состояние с максимально реальными последствиями, то тут и возникла ситуация Выбора — Выбора самого серьёзного и ответственного. И можно ли (и тем более нужно ли) судить и осуждать нашу героиню за тот выбор, который сделала она? Как ни досадно, но вот лично я не берусь...

Оценка: 8
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Баклажаны в помидорах

Дважды тебе не войти в одну и ту же реку.

«Одиночество в сети» в две тыщи первом стало бомбой. По крайней мере, о книге говорили многие, а слышали все. Нет, я не читала. Открыла по настойчивой рекомендации подруги, прочла пару глав, сильно заскучала, отложила, да так и не вернулась — не поклонница Вишневского. Отрицать, однако, что ее появление открыло эпоху сетевых романов, столь же яркую, сколь быстротечную, не рискнет даже самый большой ненавистник автора, буде таковой найдется.

Занятно, что «Одиночество...» так и осталось единственным более-менее заметным образцом жанра. Нет, пытались писать о своем опыте интернет-любовей многие, это ж стало на некоторое время всеобщим поветрием. Но ни одной значимой книги, кроме романа умницы поляка, успевшего первым, так и не появилось. А теперь мир переболел этой детской инфекцией, вряд ли уж и появится. Странно, имея в виду, что эпистолярный роман имеет богатую историю и давние традиции, любовно-сетевой мог бы ответвиться хотя бы как поджанр. Но вот неинтересно оказалось.

Автор фатально не понял, и, спустя девятнадцать лет, написал продолжение. Вернее окончание, потому что был еще расширенный вариант, прошедший незамеченным читающей публикой, хотя фанаты наверняка не пропустили. Финальная книга в русском переводе «Возвращение к началу», но оригинальное название «Конец одиночества» лучше отражает содержание. Одиночество героев завершится, каждый обретет свое счастье. Может быть не тем способом, какого желали бы для героев поклонники первой книги, но жизнь раздает сестрам по серьгам, не спрашивая о наших предпочтениях и в конечном итоге, что ни делается — все к лучшему.

О сюжете: младенец Якуб, плод запретной страсти, успел вырасти и встретить свою любовь, прекрасную Надю девушку тремя годами старше. Их отношениям, их семейным, дружеским, рабочим и соседским связям и будет посвящена книга. Ничего общего с интернет-любовями, вопреки аннотации, не имеющая. Герои познакомятся в монастыре, где программер Якуб налаживает локальную сеть, чтобы монахини могли прививать компьютерную грамотность старикам в окрестных деревнях, а Надя выполняет кое-какие реставрационные работы.

Дальше роман молодых людей со множеством унылых постельных сцен, с описанием чувств, являющим невыносимую смесь пафоса и сентиментальности, будет развиваться беспрепятственно. Не считать же препятствием отъезд Нади на полгода в Мюнхен, где реализует блестящую возможность карьерного роста, да к тому же Якуб станет навещать ее каждые выходные — у тети Ани из первой книги весьма кстати окажется в Мюнхене жених, к которому ездит на машине (такое, очень польское сочетание гонора и практичности).

Якуб с Надей станут нитью, что приведет читателя к продолжению истории Агнешки из «Одиночества...», которая не сломала семью, не разрушила имеющегося ради иллюзорной надежды на счастье с сетевым поклонником, и поступила верно. Хотя раз в году, в дату свидания со своим Якубом, напивается, оплакивая несбывшееся. Истории их счастливого брака с Иоахимом, воспитавшим мальчика, не подозревая о том, что не он его биологический отец, противопоставлена судьба Нади. Ее мать сбежала за новой любовью, бросив мужа с годовалой дочкой, и тем нанесла ему смертельную рану. Мораль, сколько понимаю: гуляй, но потихоньку, чтоб никто ни о чем не узнал.

Но без дополнительной интриги чего-то не хватало, потому автор ввел в повествование камео книги. Герои «Возвращения...» читают первый роман, а некоторые из них, как бывшая участницей событий Агнешка и умничка Надя, даже догадываются, что описанная история в точности совпадает с реальностью, и... Боги мои, какая несусветная чушь! До появления книги это было просто тупо, скучно и сопливо-сентиментально. С ней стало совершенным абсурдом, но надо ж как-то дотягивать до финала. Аудиокнига в исполнении Игоря Князева превосходна, и это единственное, с чем русскоязычному читателю в этом случае повезло безусловно.

Оценка: нет
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Никакая книга не умиротворяющая, не верьте! Черта с два — для снятия умственного напряжения!

Ощущение после прочтения такое, вроде бы кто-то нагло нагадил в душу и вдобавок всю эту «прелесть» размазал тебе по физиономии и натолкал в рот. Послевкусие от книги — как острыми граблями до крови по груди и так много раз. Отвращение до дрожи от главной героини — стерва, разорвавшая душу и так израненному человеку, эгоистка, которой захотелось романтики, не думая о последствиях. Фу, мерзость.... После прочтения хочется только хорошенько отплеваться.

Извините за столь гневный отзыв, но не могла не написать, дабы предостеречь других от отвратного настроения после подобных «шедевров», пусть они хоть миллион раз бестселлеры. Поберегите нервы.

Оценка: 1
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Спокойная, даже суховатая книга, ни разу не «втягивающая» в себя при прочтении. Пытаясь рассказать сюжет подруге осознала, что и рассказывать особо нечего — переплетающиеся воспоминания двух людей. Несмотря на напряженный и неожиданный финал, в целом книга остается посредственной. Читать можно, для общего развития, как говорится, но — ничего особенного.

Оценка: 6
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мужчина пишет «под женщину».

Мужья — тряпки и т.д и т.п.

Глухонемая, попавшая под трактор накануне спасительной операции.

Не успел в разбившийся самолет, когда летел к Ней.

Выжимаем сопли.

И что?

Написано для выколачивания денег из женщин. Вот и все...

Оценка: 3
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Истерическая книга,

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
глухонемая, но очень умная девушка попала под трактор во дворе больницы спасая ребенка накануне своего чудесного исцеления
— хотелось бы думать что он стебался, когда писал такой бред, но нет, он серьезно.

Оценка: нет
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Из хорошего. Роман действительно увлек — непредсказуемостью, драматизмом, трагизмом, множественностью сюжетных линий, достоверностью некоторых переживаний таких как отчаяние, безысходность, горе утраты, даже панические атаки и прочие признаки депрессии.

Далее Интернет — максимально романтизированная, даже болезненная зависимость от него. Все нюансы ощущений от глубокой виртуальной привязанности, от таинства анонимности и потому максимальной близости. Каждый, кто хотя бы немного испытал эмоции от общения в Сети, остаться равнодушным не сможет. А уж тот, кто обрел тут свое спасение, свою любовь, посмел согрешить или ощутить горечь предательства, так и вовсе прочувствует полную сопричастность с происходящим.

Еще это произведение подбрасывает ключи к спасению от притягательной прелести бездны. Это спасение лежит в сопереживании чужому горю и в отдаче какой-либо деятельности до беспамятства, до истощения, чтобы не оставалось времени на раздумья о бессмысленности собственного бытия. Может, все это и не ново, но рада, что это спасение в романе все же предлагается. Есть и еще одно спасение, главное — это любовь, но все же в финале автор вынес ей жестокий приговор. Да, собственно, почему только в финале? Хоть кто-нибудь в романе испытал счастье от любви? Нет...

Еще любопытный момент. Все персонажи романа до единого — глубоко несчастные и одинокие люди. Кроме того, они как правило обладают неординарным умом и имеют блестящее образование. Хочешь не хочешь, а усматриваешь в этом некую закономерность: «Во многой мудрости много печали. И кто умножает познания, умножает скорбь». Зато через этих персонажей в роман проникает наука — то там, то тут разбросаны любопытные научные факты из разных областей знаний. Это придает некоей пикантности и приятно разбавляет основной сюжет.

Кроме всего вышеперечисленного, сопереживание вызывает и главный герой. Человек он неординарный, одаренный, умный, глубокий, добрый. Разве что жизненным трудностям совершенно не способен противостоять. Нет, он пытается, конечно. И попытки его даже можно назвать героическими. И все же чрезмерная чувствительность, даже женская какая-то сентиментальность и поэтический трагизм, надрыв, самого его после этих героических рывков низвергают в пропасть, на самое дно, из которого он выбирается с огромным трудом.

Все вышеперечисленное не могло оставить равнодушной и держало в напряжении. Тем не менее, во время чтения в мыслях всплывали сплошные «но», из-за которых периодически хотелось все бросить.

Во-первых, стиль: малоописательный, сумбурный, рваный, поспешный какой-то. Из-за этого в начале вообще трудно разобраться, кто есть кто. К тому же событий чересчур много, и они довольно-таки насыщенные и серьезные, но проникнуться каждым из них не получается из-за стремительности повествования, остается ощущение надуманности, недоверия к происходящему.

Во-вторых, какая-то неправдоподобная истеричность абсолютно всех персонажей. Когда речь о трагичных моментах, я не спорю — эмоции очень сильные, но когда в любой детали ощущается какая-то нездоровая нервозность и экзальтация, начинаешь себя считать совершенно бесчувственным человеком. Возможно, я просто не сентиментальна. Точно. Я, например, не люблю женскую литературу, а Януша Вишневского преподносят как очень женского автора, знатока женской психологии... Не знаю... Я, наверное, люблю мужских авторов)) Их мне изучать интереснее, а про женщин мне все известно гораздо лучше, и это знание позволяет слишком хорошо замечать ошибки мужчины, который думает, что видит женщин насквозь) Особенно в этом смысле в романе был явный перебор с месячными.

В-третьих, крайне депрессивный тон произведения в целом. События романа и настроение героев настолько гнетущие, мрачные, беспросветные, истеричные, что порой все это скатывается до душевного садомазохизма, вроде того, что так любит Ларс фон Триер. В одной книге собрано все: суицид, страдания сексуальных меньшинств, жертв режима, жертв общественного мнения и травли, жесточайшие кровавые несчастные случаи (неоднократные), алкоголизм, наркомания, страшное убийство, авиакатастрофа, ужасы живодерни, изнасилования, тяжелые заболевания, депрессии, людское равнодушие, людская жестокость, невежество, предательство, беспросветное одиночество — в частных случаях и в глобальном смысле как мироощущение некоторой категории людей. Все эти ужасы и многие другие для усиления эффекта иногда преподносятся на фоне оскорбительного безразличия или грубой насмешки. Весь этот негатив жестоко омрачает любые светлые моменты. Невольно всплывает вопрос — ради чего это все? Идея в целом совершенно невразумительна, если только автор не ставил целью убедить всех отчаявшихся людей в том, что их отчаяние обосновано и сопротивляться желанию оборвать свою никчемную жизнь — бесполезно.

Вы готовы ко всему этому? Тогда велкам. Если не готовы, то лучше не читайте или не воспринимайте повествование всерьез, не верьте ему до конца, потому что мир не всегда такой и не весь, он может быть другим, стоит только дать миру новый шанс, чаще всего не один. В общем и целом роман на шедевр, с моей точки зрения, не тянет. Слишком он невразумительный и неровный. Есть сильные моменты, но есть и очень слабые, неубедительные. Автор явно переборщил с накалом страстей, отсюда много неправдоподобности и какой-то наивности.

Оценка: 7
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Начинал книгу,не знакомясь с аннотацией и не имея представления о творчестве Вишневского (почти всегда так делаю, особенно с незнакомым автором, люблю проваливаться в мир, не имея ни малейшего представления куда и о чем в нем идет речь). Имел четкое понимание, что книгу прочитаю, но она мне не понравится (почему так казалось). Но не тут-то было. Книга интересная, переполненная чувствами. Именно этот факт может не каждому понравится, но в этой книге эта чувственность выглядит гармонично. Герои раскрыты полностью. История закончена от начала до конца. Если бы меня спросили, как можно охарактеризовать книгу несколькими словами, я бы ответил: «чувственная правдивость». Автор глубоко копает в переживания героев и именно там происходит все интересное. Из книги узнал несколько интересных фактов для общего развития. Книга если и не для каждого то совершенно точно подходит сторонникам именно такого жанра.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я согласна это назвать шедевром. И бестселлером. Да чем угодно, главное, чтобы с оттенком восторга. Януш Вишневский меня, как автора, размазал по стенке мелким слоем.

Эта книга это твердая, хорошая написанная нить основного сюжета, на которую нанизываются бусинки отступлений, что прямо к сюжету не относятся. Вечные флешбеки, размышления о жизни, огромные куски текста, рассказанные «левыми» персонажами. И другого автора я бы за такое прибила… а здесь? А здесь впервые почти каждую бусинку я встречала с восторгом, впервые мне не хотелось возвращаться на основной сюжет, потому что там было интересней.

Автор умен до жути и так же до жути наблюдателен. И с каким же он удовольствием проехался по очень многим больным точкам. Схватил читателя на шиворот и засунул в шкуру наркомана, который в первый раз пробует кокаин. И в шкуру самоубийцы, и не одного. Заставил до конца прочувствовать дно депрессии и увлеченность работой настолько, что для сна не остается времени. Для мыслей не остается времени. Вместе с автором вы заглянете в спальню внешне таких респектабельных, таких красивых пар… вместе с ним и с его героем сапожищами пройдетесь по жизни других людей, подсмотрев самое тайное, самое важное. И переживете переломы, когда все, что было в прошлом, летит в пропасть и жизнь меняется кардинально. В один миг.

И узнаете много нового, в подробностях. И про ДНК. И про действие кокаина. И про судьбы знаменитых людей. И про Интернет, хотя последнее, увы, уже устарело. А еще поплачете и не раз над разбитыми вдребезги судьбами… о, в этом романе есть над чем поплакать. И есть над чем посидеть в тишине, отдавая должное циничности автора.

А еще автор восхищается всем. Наукой, искусством, и все его герои такие же. Увлеченные чем-то до ужаса, до дрожжи в коленях. Настолько яркие, все, до единого, что себя чувствуешь глупой серой мышкой. И ни черта не чувствующие, что они яркие.

И в романе нет ничего святого. В одном эпизоде показав героя ангелом, автор обязательно в другом этому герою прилепит копыта и хвост. При этом все это рассказано убедительно, что веришь. В каждое слово. В каждую эмоцию. В каждый всплеск истерики. И все это настолько впечатается эмоционально в вашу память, что попробуйте теперь отодрать.

Истерика тут тоже, кстати, по делу.

А язык… о!!! какой тут вкусный, атмосферный и захватывающий язык, хотя вначале я ой как могла придраться и в местоимениях местами путалась. Но все прощу! Этому автору я прощу что угодно. За картинки настолько яркие, что перед глазами стоят. Долго стоят… И чувственности, эротики, взрослой тематики тут по уши. Но ни капли, представьте себе, пошлости.

Я хочу купить эту книгу и поставить на полку.

И никогда не перечитывать.

Сдается мне это не тот роман, который можно забыть.

Понравился ли роман? Нет, не понравился. Он меня убил.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Год назад прочитала эту книгу и она отпечаталась в памяти... Читалась сложно. переживания героев их мысли, заставляли обдумывать каждую строчку.

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Антология эротических фантазий несчастного технаря. Если бы не занимательные научные подробности и ряд пикантных, рельефных историй из жизни, это был бы чан тухлых слёз и соплей, но благодаря охлаждающему действию выше сказанного достигается определённый баланс — книгу можно читать, при этом не заскучав и не блеванув на середине. И именно этот охлаждающий каркас в итоге и запоминается, оставляя от книги весьма снисходительное впечатление. Хотя понятно, что это скорее промокашка для писателя, чем вкусняшка для читателя.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не многие книги могут вызвать у меня такой бурный отклик. Я стала такой несчастной.Я так плакала...

Плевать на стиль, язык, сюжет. Ничего не хочу об этом говорить. За эмоции только 10! Потрясающая книга!

Оценка: 10
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохая книга. Очень много историй про любовь и ни одной со счастливым концом(( Больше похожа на реальность, а не на сказку. Сами истории интересные, но как по мне, автор не очень интересно их рассказывает.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх