fantlab ru

Бентли Литтл «Сгинувшие»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.54
Оценок:
81
Моя оценка:
-

подробнее

Сгинувшие

The Vanishing

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 12
Аннотация:

По Калифорнии пронеслась череда странных и страшных вспышек насилия. Весьма уважаемые и богатые люди, один за другим, внезапно бросились убивать всех, кто попадал им под руку, начиная со своих семей. При этом они оставляли на местах преступления странные надписи на неизвестном языке, расшифровать которые не сумели лучшие лингвисты страны. Репортер газеты «Лос-Анджелес таймс» Брайан Хоуэлс понял, что в руки ему сама собой упала сенсация. Он рьяно принялся за журналистское расследование — и постепенно стал сводить воедино разрозненные факты, указывавшие на то, что истоки нынешнего насилия кроются в далеких временах Золотой лихорадки в Калифорнии. А также на то, что убийцы эти — не совсем люди. Точнее, совсем не люди...


Издания: ВСЕ (2)

Сгинувшие
2017 г.

Издания на иностранных языках:

The Vanishing
2007 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

В данном произведении Литтл наворотил такого, что после прочтения паришь, раскинув мозги в скрещенную позу в стиле фейспалма-крадущегося тигра-сальто-мортале. Как всегда, автор любит подкинуть нам побольше абсурдности, жестокости, сексуальной извращенности, нелогичности и, увы, по традиции — убогую концовку.

Если детально начать разбирать все составляющие привычного коктейля Бентли, то он в этот раз получился излишне пресным, но со своеобразным привкусом. Ибо та самая крышесносная абсурдность в данном произведении вызывает не восхищение, а скорее изумление и почесывание плечевого сустава для его дальнейшего пожатия. Слишком много в книге патовых ходов, тупиковых ветвей, ведущих лишь к обрыву повествования (вот зачем, например, была нужна приехавшая семья, дети которой уходили из дома, видели ритуал, а произошедшее с им матерью событие никоим образом не отразилось на них и не стало фитилем для взрыва, и в определенный момент автор просто бросил их, лишь впихнув непонятно для чего главу их семейства в финальную развязку, где он лишь мешался), мало стыкующегося между собой. Жестокость описана слишком упрощенно, нет духа истинного сплаттера, лишь обрывки, как в сумбурных трейлерах. Сексуальная извращенность переливается через край, эта зацикленность Литлла на нетрадиционных перверсиях порядком начинает утомлять к середине книги, и просто подбешивать в концовке. Нелогичного, именно не нарочито абсурдного, тоже полно в тексте, начиная от поведения богача Лью с Кэрри (он легко доверил ей самые сокровенные секреты, и спокойно дал позвонить), заканчивая реакциями властей на появление странных детей и буйство природы. Ну а концовка становится просто вишенкой на торте, претендентом на оскар за «тупейшую и убогую концовку литературного произведения», ибо зловонная магия уничтожилась чуть ли не по щелчку пальцев непонятно с какой стати появившихся на сцене коммандос, а наваждение, оказывается, можно игнорировать и сопротивляться любым возникающим желаниям.

Из героев впечатляет только репортер, он самый живой и адекватно реагирующий персонаж, но при этом он не производит впечатление того самого нового сотрудника крупной газеты, готовы грызть и землю, и свой карандаш, и глотки коллегам за место на первой полосе, с таким же успехом его можно было сделать в романе водопроводчиком, ничего бы не изменилось. Ведь учитывая, что он сотрудник газеты «ЛАТ», у него есть возможность узнать больше (что и было достигнуто на месте преступления, только опять же это толком ни к чему не привело), использовать связи и т.п., и это можно было раскрутить и подать как изящное блюдо.

Отдельного упоминания и недоумения достойны животные-чучела, они как раз немногие в этой книге пугали

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
подумать только, ты разрубаешь зверя пополам, а он потом словно склеивается и снова ползет к тебе. Ты опять его расчленяешь, а он снова склеивается, как жидкий терминатор, и продолжает преследовать тебя

но почему-то послужили лишь колоритным фоном, а не конкретными действующими лицами(мордами), способными вызвать жуткий хаос и посеять панику, так как возникали вопросы касательно их полного истребления.

Огромный плюс автору за небольшое культурное просвещение, так как в романе множество упоминаний знаменитых и не очень людей искусства, музыкантов, актеров, а также произведений, культурных ценностей.

Историческая линия про Маршалла и золотую лихорадку вгоняет в уныние, так как всё происходящее беспроблемно предугадывается, и при этом никаких невероятных остросюжетных событий не происходит, исключая надоевшие за время чтения оргии и все с этим связанное. Я бы предпочел, чтобы Литтл не раскатывал эти золотометания на несколько глав, а изложил кратко в одной, вступительной, а потом постепенно раскручивал маховик, используя в начале коронную фразу «столько то лет спустя». Эта линия выглядит как хвост у человека, она лишь рождает очередные вопросы и вновь взывает к нелогичности: почему то зло вдруг затаилось с тех времен и решило нанести удар именно через 150+ лет? Уверен, старина Бентли сам не знает ответа на этот вопрос и всячески будет выкручиваться и переводить тему.

Несмотря на множество минусов, идея романа заслуживает похвалы, а воплощение, пусть и хромающее, но периодами ловит в «капкан безотрыва», да и герои частично привлекают, все же не являясь просто «слепленными из того что было». Тем, кто привык к фирменному Литтлу, будет все знакомо, развлекательно и немного познавательно, а в конце ехидно ухмелительно. Для посторонних этот роман не подходит, могут не понять и упустить своеобразного талантливого автора, лишая себя веселых приключений в мире абсурда его более сильных произведений.

Оценка: 7
– [  10  ] +

Ссылка на сообщение ,

Это не Бентли Литтл. Это какая-то кучка литературных негров, какждый из которых кропал свой кусок, а потом криво-косо эти куски попытались сшить в единое произведение. В результате получили крайне неудобочитаемое произведение не то что с невыстрелившим ружьем, а целой забытой батареей генерала Раевского.

Дочитал только из-за привычки дожимать книги до конца. Интересная вроде идея и даже поначалу увлекательный сюжет скатывается.. нет, не в трэш, а в абсолютно немотивированные поступки и описания. Ну зачем, например, описания детей с мордами животных? Что изменится в романе, если их убрать? И вообще, нормально так, живет у одинокой мамы ребенок, на минуточку, с мордой ламы (именно целой мордой, а не просто физическим дефектом, мордой, Карл!) — и всем пофиг!)) Нет врачей вокруг, журналистов, тератологов, владельцев зоопарков, в конце концов! Создается впечатление, что у них в Штатах там каждый второй с мордой ламы. Или мозгами.

Или дорога, вымощенная золотыми кирпичами, внезапно отмеченная на картах туристических маршрутов и сохранившая все кирпичи (кто их плавил, интересно, если у самих монстров (светящихся ДРЕВНИМ ВСЕЛЕНСКИМ злом), ума хватает только трахать и убивать все что движется (и последовательность этих действий вовсе не однозначна)?! А, да, золото «проклято»... И что, не нашлось пары авантюристов, не верящих в проклятье, чтобы наколупать себе золотых стройматериалов? То же самое касается и флэшбэка с описанием «ручья, полного самородков». Неужто отморозки-старатели времен золотой лихорадки побрезговали бы золотом, будь оно проклято даже самим Сатаной и отмечено его личным автографом? Тем более монстры, прекрасно убиваемые из огнестрела — да их бы в фарш перемололи. Это ведь и не люди даже, чего жалеть?

Ну как это... Ну как это вообще хоть сколько-нибудь всерьез писать, блин?!

И подобных немотивированных подвыподвертов настолько много, что читать делается невозможно. Литтла вообще читать можно только избранно — уж больно шаблонно у него все. Но тут из всей книги сквозит выполнение контракта с издательством, а не авторское желание писать.

В общем, к прочтению не рекомендую.

Оценка: нет
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Думаю, я не совру, если скажу, что каждый автор художественной литературы пишет прежде всего о том, что близко и дорого его сердцу.

Вот и Бентли Литтл практически всегда выбирает в качестве места действия своих произведений родную ему Аризону.

Однако не забывает он и о других штатах «Четырех углов» (Колорадо, Нью-Мексико, Юта) и о Калифорнии.

Причем, периодически Литтл обращается к истории этих территорий, насыщая ее загадочными и жуткими событиями, отголоски которых внезапно начинают звучать уже в наше время.

Например, в романе «Возвращение» героям пришлось бороться с силой, уничтожившей доисторическую индейскую культуру Анасази.

А в книге «Кочегарка» персонажи столкнулись со злом, связанным с гибелью китайских мигрантов, участвовавших в строительстве железных дорог в эпоху активной колонизации Запада США и золотой лихорадки середины 19-го века.

Последняя, по-видимому, настолько захватила мысли Бентли, что он решил посвятить ей отдельное произведение, получившее название «Сгинувшие».

Повествование в книге ведется сразу в двух временных пластах: настоящем и прошлом.

В первом из них по Соединенным Штатам прокатывается волна жестоких убийств, совершенных богатейшими бизнесменами страны.

Данные происшествия неожиданным образом затрагивают репортера газеты «Лос-Анджелес таймс» Брайана Хоуэлса, который начинает собственное расследование необъяснимых вспышек насилия.

Вторая сюжетная линия рассказывает о путешествии плотника Джеймса Маршалла из Миссури в Калифорнию и о том как он 24-го января 1848-го года обнаружил золото в водах реки Американ-Ривер вблизи лесопилки Джона Саттера, спровоцировав тем самым начало Калифорнийской золотой лихорадки.

Именно тогда, по мнению Литтла, новоиспеченные старатели узнали об истинных владельцах желтого металла, встреча с которыми способна принести еще больше бед, чем набеги индейских племен.

Обе части романа, на мой взгляд, получились одинаково интересными за счет наличия грамотно выстроенной интриги и хорошо прописанных персонажей, действующих в разнообразных локациях (от мегаполисов и маленьких городков до гор и лесов).

И хотя жизнь Джеймса Маршалла, протекавшая за рамками происходивших с ним пугающих событий, была показана весьма скупо, я не стану записывать это в минусы книги.

Также как и финал.

Да, он вышел слегка наивным и скоротечным, но, положа руку на сердце, замечу, что бывали у Бентли развязки и похуже.

В целом, «Сгинувшие» — достаточно стандартный для автора роман, в котором в равной степени перемешались ужасные предзнаменования настоящего и не менее ужасные тайны прошлого.

Рекомендовать всем и каждому такую гремучую смесь я не стану, но уверен, что поклонники таланта Литтла точно останутся довольны.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Раньше я был твердо уверен в том, что пальму первенства по тупоумию обоснования хэппи-эндов в своих романах держит по праву Дин Кунц. Но господин Литтл достойный конкурент на данном поприще. Что делать, когда придуманное зло действительно всесильно, действительно непобедимо, а заканчивать логической победой оного автору ну аж никак не хочется? Можно за ослиные уши притянуть хороший конец с самым бредовым основанием, как делает это упомянутый выше Кунц в «Фантомах». А можно и вообще никому ничего не объяснять. Какого хрена зло ничего не делает чтобы остановить пришедших изничтожить его людей в сраховщике, пордон страховщике? А хрен его знает.

Но вернемся к нашим баранам, то есть к сгинувшим. Тут тоже группа людей явилась в логово вселенского зла. Но вот вопрос: как остановить кровожадных монстров, готовых в любую секунду растерзать наглецов? Ответ: очень даже просто. Надо всего лишь начать рассказывать им детские (ну или не совсем детские) стишки. Тогда монстры впадут в ступор и будут просто смотреть как люди уничтожают их.

Дааа, Кунц с «Фантомами» и Кинг с «Оно» просто отдыхают!

Оценка: нет
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Пожалуй, самым мрачным, после знакомства с Сгинувшими оказывается ощущение, что в очередной раз за интересной аннотацией спряталась пустышка.

Вроде бы давным-давно приучил себя не верить завлекательным речам на обложке книги, но вновь попадаю в ту же яму.

Да, безусловно, сюжет о неких загадочных тварях, устроивших кровавый праздник в отдельно взятом штате Америки, история влиятельных семей, с отсылкой ко временам Золотой Лихорадки интересна, заставляют ожидать ряда напряженных сюжетных поворотов, мрачной атмосферы загадок и прочего, но они не выдерживают проверку при знакомстве со всеми заявленными событиями.

Пусто, чертовски пусто оказалось содержание Сгинувших.

Львиную долю книги нам описывают какую-то унылую возню никак не связанных между собой персонажей.

Брайан Хоуэлс, главный герой и вроде-бы толковый журналист, ровно топчется на месте, едва ли приближаясь к пониманию происходящего, тоже касается и Кэрри Дэниэлс, агента социальной службы, которой волей случая выпало столкнуться с необъяснимым.

Гораздо больше времени уделено описанию флэш-беков с участием Джеймса Маршала, ставшего инициатором той самой охоты за золотом и похождениям существ, чьим смыслом существования по сути является бесконечно совокупление с мирными жителями и периодические убийства.

Последнего настолько много, что вместо «ужаса», вызывает брезгливость и мысли об озабоченности автора нетрадиционным сексом и прочим хентаем,

Не похожи беснующиеся зверюшки ни на что мистическое, древнее и жуткое, скорее уж на шайку мутантов или чего-то похожего, сущность их так и не раскрывается толком, они лишь обозначаются, как некие коренные жители стерегущие богатства и строящие дороги из золотого кирпича.

Что? Зачем? За каким чертом это золото так важно, нам не расскажут. Оно проклятое и точка. Зато будет много раз упомянуты эрегированные фаллосы и похоть обуревающая персонажей.

Сюжет этой истории мог бы тянутся бесконечно долго, если бы ближе к финалу не сыграл рояль в кустах

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
в лице вышедшего из комы сына одного из убийц-чудовищ, который мигом разрешает все трудности, путем привлечения отряда вооруженных наемников
.

Концовка в духе «порешили кое-как супостатов и ладно».

А ведь могла получиться конфетка, удели автор больше внимания загадкам, добавь разных отсылок к мифологии коренных жителей Америки и надели главных героев интересными характерами...Но, что выросло, то выросло.

Книжка на один вечер, не более и то только, если у вас под рукой не нашлось более увлекательного чтива.

Оценка: 4
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Являясь поклонником Стивена Кинга, решил-таки, ознакомиться с творчеством писателя, на обложках которого, имя Мастера присутствует в качестве «поручителя». Имею в виду новую серию Эксмо «Стивен Кинг поражён». Отобрал для себя несколько произведений из того что издано, и понеслось. Сразу скажу, первое мое знакомство с автором не задалось. Роман «Сгинувшие» привлёк моё внимание тегом сплаттерпак в жанровом классификаторе. Давно хотел почитать что-то в подобном жанре. В общем, совпало несколько факторов: разрекламированный автор, интригующая аннотация да ещё и сплаттерпанк.

На деле всё оказалось гораздо проще и скучнее. Вроде бы идея, сама по себе интересная, но вот исполнение явно подкачало. Весьма интригующее начало: череда зверских убийств, совершённых весьма состоятельными людьми, оставленные на местах преступления послания на непонятном языке. Какая между этими убийствами связь? Кто или что стоит за всем этим? Кстати, само описание зверских убийств весьма поверхностное для сплаттерпанка. Читая подобный жанр, лично мне хотелось бы побольше кровавых подробностей.

Но, положительные впечатления от неплохого начала, постепенно нивелируются некоторыми сюжетными поворотами и нестыковками. Например:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Когда соц. работница Кэрри идёт на свидание с одним из этих богачей, кажется Хаскелом. Он приводит её в свой шикарный загородный дом и показывает свою «ферму», где добывает «органическое молоко». (Кстати эта идея показалась мне весьма интересной, хоть и не оригинальной: состоятельный человек, медленно сходящий с ума, живущий в большом особняке, в котором держит взаперти свою жену и неполноценного ребёнка, а во дворе содержит «ферму» с женщинами-пленницами. Можно было бы, наверное, из этого развить отдельную историю, даже без всяких фантастических домыслов, просто реалистичный триллер.) Девушка на панике, понимает что попала в апартаменты к маньяку. Лихорадочно думает что делать. А потом… А потом проситься в туалет. Оттуда звонит в полицию. Да, просто звонит, и у неё даже не разрядился телефон. Как так-то, это ужасы или что? Копы приезжает буквально за несколько минут и прикрывают «лавочку» Хаскела.

Постепенно автор пытается впихнуть в роман всяческие элементы ужаса и трэша:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

животные-зомби (напомнило о КДЖ С. Кинга), дети с головами животных, оргии с демонами (попахивающие каким-то хентаем, и ничего, кроме отвращения не вызывающие).

Всё это вместе выглядит как-то неубедительно и кажется не связанным между собой.

Флэшбэки в 19-й век читаются крайне скучно. Непонятно, зачем автор ведёт рассказ от лица человека, реально существующего в истории (если верить прим. переводчика). Понятно, что их основная задача пролить свет на происходящие в настоящее время события, но некоторые вопросы так и остаются без ответов.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

С чего всё началось вроде понятно. А почему пик агрессии случился более чем через сто лет? Не упомянуто ни одного промежуточного случая за более чем вековую историю, хотя нет, один всё-таки указан: в самом первом поколение после связи людей и демонов. Почему через N-ное число поколений стали рождаться дети с головами животных? И причём здесь животные-зомби?

Финал романа откровенно слит. От души посмеялся над

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

бравыми коммандос, которые вшестером (+ пара главных героев) разнесли весь рассадник демонов.

Итог: весьма посредственное произведение с вроде бы неплохой, интересной, но слабо реализованной идеей. Из плюсов могу выделить интригующее начало и очередное напоминание всем простой, старой как мир, истины о том, что «лёгких денег не бывает» и «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». За всё приходиться платить, пусть и через несколько поколений и пусть в такой извращённой форме. По-моему это и является «моралью сей басни». Минусы перечислять не буду, так как их больше и основные я уже указал по тексту.

Если бы не мой сдержанный, лояльный подход к выставлению оценок, то поставил бы, наверное, тройку или четвёрку. А так шесть баллов из десяти (ниже оценки просто не ставлю по своим личным соображениям). Но, несмотря ни на что, продолжу знакомство с автором. Хочется для себя составить более полную картину его творчества. Благо и по рейтингу и, по отзывам у Б. Литтла есть более удачные произведения.

Напоследок хочется сказать отдельное спасибо издателям за то, что берутся за малоизвестных в нашей стране авторов, пишущих в жанре хоррора. В плане оформления серии «Стивен Кинг поражён» у меня претензий нет. Стильная обложка, среднего качества бумага, возрастной цензор способствует выпуску книг в плёнке, что, лично для меня, немаловажно. (Я вообще за то, чтобы все новые книги реализовывались в плёнке. Можно смело заказывать книгу в интернет-магазинах и не переживать за её сохранность при транспортировке.) Надеюсь, что серия продолжит своё существование, и не будет ограничиваться произведениями одного писателя.

Оценка: 6
– [  -1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Я нелюбитель читать о

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
кровосмешении с монстрами
, именно поэтому снизил балл. За эпилог пришлось накинуть балл. В целом жутковатая история с прекрасным завершением.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх