Дмитрий Глухов, Денис Елеонский «Нигде»
Для следователя Ивана Лебедева день 6 июня 2030 года стал роковым. Сперва в его районе произошло убийство
человека, который не значится ни в одной базе данных.
А затем с улицы города исчез целый дом вместе со всеми жильцами. Расследование этих двух, казалось бы, не связанных между собой событий привели Лебедева к ошеломляющему открытию. Отныне его жизнь никогда не будет прежней. Как и жизнь всех, кого он знал и любил.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 449
Активный словарный запас: очень низкий (2408 уникальных слов на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 51 знак — на редкость ниже среднего (81)!
Доля диалогов в тексте: 54%, что гораздо выше среднего (37%)
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mak-grou, 5 июля 2019 г.
Сюжет у книги довольно интригующий: в одном из среднестатистических городов недалёкого будущего, где в полиции работает следователем некто Максим Лебедев, происходит первое за 9 лет убийство. Какой-то незарегистрированный в системе пользователь позвонил в дежурку и сообщил адрес происшествия. Приехавший на место Макс видит повешенный труп жильца, вступает в схватку с преступником, которому, несмотря на полученные в драке ранения и прямое попадание из табельного оружия, удаётся сбежать по крышам, чуть ли не растворившись в воздухе. Более того, вернувшись обратно в квартиру, Макс обнаруживает, что пропал и сам труп и какие-либо следы насилия, а всё, что было разбито, снова оказалось целым.
Вскорости, на одной из улиц на глазах Макса запросто исчезает жилой дом под №6, а заодно стираются все упоминания о нём в базе данных и воспоминаниях горожан («Вы, кажется, что-то путаете. Здесь так всегда было. Четвёртый, потом восьмой...), а сам он, пытаясь разобраться в ситуации, влипает в неприятности и становится изгоем, за которым начинает охоту НСБ (местный аналог ФСБ).
Думаю, не сильно раскрою карты (книжка-то вышла в серии Cyberpunk), если скажу, что действие, как выяснилось, происходит внутри компьютерного мира, поделённого на несколько уровней — элита живёт в лучшем, есть также средний и самый простой, где ресурсы экономят не только на Солнце и тенях (из-за чего погода всегда пасмурная), а также на ветре и шелесте листвы. Ну а всякие там дома как раз и схлопываются по причине экономии и переброске освободившихся мощностей на уровень побогаче.
Но не спешите радоваться, поклонники киберпанка — на этот раз праздник обошёл нас стороной и новой «Матрицы» не получилось, ибо у книги два автора, и как это часто бывает, кто-то из них «сильно лажает». Довольно объёмистый том делится на две части, и вот первая — с погонями и преследованиями, внеплановыми перезагрузками уровней и прочими приключениями, ещё как-то вызывает интерес, при том, что собственно киберпанка в ней — ноль целых, ноль десятых.
Заканчивается первая часть на самом интересном месте: герои выходят в реал (в телах роботов!) и оказываются на борту космического корабля, скитающегося в поисках новой планеты для жизни, точнее планета уже найдена, с калифорнийским (!?) климатом, необычайной красоты побережьями, голубыми морями, густыми лесами и хрустальными водопадами. Короче — похлеще старушки Земли, которая погибла в результате... нет, не атомной войны, а от банального смещения полюсов.
На борту ценный информационный материал — земные богачи просто купили на корабль билеты (соответственно все, кому не хватило денег, погибли), для экономии места их сознание оцифровали и необходимо только посадить этот Ковчег на планету, наштамповать клонов и переместить туда оцифрованные копии, чему и препятствует группка заговорщиков, решившая навечно остаться в виртуальном мире. В итоге, правда, выяснится, что при таком раскладе корабль всё равно сгорел бы в слоях атмосферы, поскольку автоматика заранее начала производство клонов и вышел бы перегруз, а главный злодей просто об этом забыл...
Так вот, вторая часть это не продолжение первой, а, как говорится, дубль два — тот же виртуальный мир, только другой уровень, новые герои и всё та же лабуда с постепенным осознанием себя и окружающего мира. Причём написано это ГОРАЗДО слабее первой части и откровенно говоря, вообще не увлекает. Перед нами проходит скучная жизнь каких-то низов общества, грабящих банки и заранее знающих, что и когда произойдёт... Под конец всплывают герои первой части, имена которых уже благополучно забылись и приходится мучительно вспоминать, кто такой был, к примеру, «Тыца»?
Само повествование и вовсе превращается в чистое графоманство: возрастает количество ляпов и грамматических ошибок, распадающийся на фрагменты сюжет сшивается белыми нитками, накопившиеся проблемы решаются буквально походя: в первой части нам долго и подробно объясняли, как Макс со товарищи оказался заперт на мостике корабля в телах роботов, заряд батареек кончается и выхода, как реального, так и виртуального, нет, как вдруг выясняется, что выход всё же есть, просто надо банально куда-то там законнектиться...
Дальше герои застревают на одном из уровней, все входы и выходы перекрыты НСБ, как опять же, вдруг, выясняется, что можно выйти через резервный уровень — спрашивается, неужто там в НСБ все идиоты и про такую возможность не знали!? Причём все эти «вдруг» заранее не просчитываются, авторы буквально выдумывают их на ходу. Апофеозом идиотизма и глупости выглядит описание «возрождения» будущей цивилизации, т.е. когда корабль сядет на планету и информационные копии людей загрузятся в клоны: «Сначала все будут одинаковые. Почти совсем одинаковые, каким их сделает машина-создатель. Но потом, под влиянием своих генов и своего разума эти люди начнут меняться. Худеть, толстеть, их лица будут приобретать то выражение, что диктует им внутренняя сущность. Будет очень много работы... Надо заново строить цивилизацию!».
То, что роман комкался абы как и дописывался в спешке, наглядно демонстрирует стр. 423, где в диалог героев неожиданно вклинивается тот самый Тыца (ну и имечко, блин), встреча с которым по сюжету ещё даже не произошла! И это несмотря на то, что у книги помимо корректора, аж три редактора — должно быть они и сами запутались в сюжетной каше и не стали ничего исправлять, если вообще читали текст.
Когда закрываешь последнюю страницу, кроме разочарования ничего не испытываешь, а ведь какой был потенциал! Перед нами наглядное пособие по превращению отличной, в общем-то, задумки в нечто неудобоваримое. Ка я уже говорил, кто-то из авторов (если не оба) определённо слажал, и вместо киберпанка мы получили «киберпук», причём при полном отсутствии юмора...
А вот само издание книги удалось — плотные белые листы бумаги, названия глав на каждой странице, красивое оформление обложки — всё указывает на серьёзность намерений издателей. Вот только серия после такого текста вроде бы сразу и загнулась...
P.S.: новые отзывы в моей авторской колонке здесь: https://fantlab.ru/user157189/blog
TrollBoroda, 26 декабря 2013 г.
Начну с того, что в аннотации имя главного героя указано не верно. Зовут его не Иван, а Максим. Да и фамилия его позже поменяется, с Лебедева на Воронова. Это не единственный минус издания. По тексту разбросанно достаточное количество всевозможных опечаток, недопечаток и других видов ошибок которые бросаются в глаза. Самый яркий пример вместо слова «сетка» набрано «стека». Или, неожиданно всплывает имя персонажа, который появляется в тексте спустя десяток страниц. Можно подумать что в издательство принесли текст, не до конца отредактированный, да так и напечатали.
Но это все касается только издания. Что же я могу сказать на счет самого текста?
Роман разбит на две части, и повествует о двух «условных» ГГ. Заявленном Максиме Лебедеве, полицейском из «мира утопии». И Агаты Птициной, юной преступницы из «мира антиутопии». При чтении первой «утопической» части в голову постоянно лезли мысли, где-то у кого-то я это видел. На ум приходили поочередно воспоминания о фильмах «13-й этаж», «Особое мнение», «Матрица», «День сурка», «Начало». Из книг вспомнился С. Лукьяненко со своим «Черновиком» и «Лордом с планеты Земля». Все эти аллюзии, лично меня, отвлекали от самого повествования. Что не способствовало погружению в мир романа. Да, если говорить откровенно, не очень-то хотелось погружаться в этот «утопический» мир. Вышел он чересчур «лубочным». Кругом чистота и порядок, люди работают от силы 3-4 часа. Некоторое время назад была популярна игра в лапту, собиравшая толпы фанатов и поклонников. Полиция больше занята прохождением авто-симуляторов. И так же не обременена работой. Главный герой получился таким же «лубочным» как и мир. Т.е. я уже получил мир который мне не интересен и героя которому я не переживаю. Оставалась надежда на экшен. Вся «движуха» появилась к концу первой части, но была она столь же картонной, как и описываемый мир. Единственный светлый момент, когда авторы дали объяснение всему происходящему. Тут меня порадовала сама идея спасения человечества указанным способом.
Но, на самом интересном месте, в середине книги, начинается вторая глава. И можно подумать, что авторы решили рассказать все то же самое что и в перовой части, только через призму «мрачности». По сути так и оказалось, заняло это две-трети второй части. Затем авторы плавно слили вместе все происходящее в один поток. Я бы добавил что последние страниц 40-50 авторы просто «слили» роман. От всей крутизны группы героев, от всего этого «Режима бога» у меня глаза на лоб полезли от изумления.
В итоге. Идея романа не плоха. Воплощение ужасно. Мир — картон, персонажи — я бы сказал наброски карандашом на салфетке. Для дебюта, как серии, так и авторского, на мой взгляд очень слабо.