fantlab ru

Елена Арифуллина «Взгляд сквозь пальцы»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.27
Оценок:
76
Моя оценка:
-

подробнее

Взгляд сквозь пальцы

Роман, год

Аннотация:

У Ольги Вернер, врача из курортного черноморского городка, больше нет тени. Но у нее осталось мужество — мужество отчаяния. Ей нужно спасти себя и своих детей, переиграть могущественного противника и вспомнить, как это — обрадоваться по-настоящему. У нее в запасе только сорок дней, а потом…

Отступать некуда. «Исполнись решимости и действуй — это выбор благородных». Так сказано в книге, которую Ольга никогда не читала, но почему-то знает наизусть.

Увидеть мир таким, каков он есть, можно только сквозь пальцы.

Входит в:

— сборник «Взгляд сквозь пальцы», 2013 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 216

Активный словарный запас: чуть выше среднего (2960 уникальных слов на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 22%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Премия «Бегущая по волнам», 2014 // Лучший женский образ в фантастическом произведении - Ольга

Номинации на премии:


номинант
Созвездие Аю-Даг, 2014 // Премия "Золотая цепь"

номинант
Аэлита, 2015 // Премия «Старт»

номинант
Премия «Планета Крым» (имени Леонида Панасенко), 2019

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)

Взгляд сквозь пальцы
2013 г.
Взгляд сквозь пальцы
2019 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Время действия судя по приметам 2003 или 2004 год. Место — приморский курорт на юге России (я в те времена каждое лето бывал в Анапе, поэтому четкая ассоциация возникла именно с ней, но в целом как я понял образ условный; как бы то ни было все весьма узнаваемо). Героиня Ольга Вернер — врач-психиатр средних лет, в сезон подрабатывает, выводя отдыхающих из алкогольного помутнения. У нее две дочери, подросток и дошкольница, и муж, тоже врач, который зарабатывает деньги для семьи в горячей точке Африки и с которым практически нет связи. Совершенно неожиданным, практически случайным образом, Ольга сталкивается с потусторонним миром города — оборотни, призраки, русалки и т.п. Причем потусторонние силы хоть в основном и понятные русским и европейцам, но их место в мире и сюжете скорее заставляет вспомнить синтоизм, чем христианство. Вообще, у меня как ни странно возникли ассоциации с аниме* «Код Гиас» — и там и там похожая завязка — древняя ведьма дает герою сверхспособности, чтобы избавиться от бессмертия, и там, и там сверхспособности включают возможность диктовать людям свою волю, и там и там целый клубок мистических и реалистических конфликтов, при чем реальность оказывается, пожалуй, острее и значимее мистики. Разница в том, что сюжет аниме хоть и поднимает жизненные проблемы, но при этом подчеркнуто гротескный и масштабно-политический, здесь же все локально и чрезвычайно жизненно. Ольга вынуждена спасать себя от превращения в зверя и от толпы стремящихся убить ее оборотней, своих дочерей от взявшей их в заложники русалки, а старшую персонально от растления, попутно решать сложные жилищные проблемы своей семьи. Дополнительно идет еще пара линий, в частности одна связана с духами солдат, погибших, освобождая город о фашистов (я все ждал, что эти русские ками как-то помогут героине в ее противостоянии, но эта линия осталась фоновой; тем не менее, она на мой взгляд выводит эту историю на иной уровень, чем если бы ее не было). В общем, — динамичная, жесткая и в то же время добрая история. Развязка основной коллизии прелестна, не могу не отметить, что героиня потом, кровью, насилием и любовью выбила себе право на чудо.

*Кстати, я подумал, что посмотрел бы с интересом близкую к тексту мультипликационную экранизацию этой книги. Для игрового кино все-таки многовато визуальной жести — мертвые девочки, собаки с развороченными пистолетным огнем мордами. А в мультфильме это можно было бы показать так, чтобы получилось жутко, но не отвратительно.

Оценка: 9
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

вот на удивление ХОРОШАЯ книга.

Вот на каждом уровне, от скорлупы к ядру — везде.

Написана ясным, внятным языком. Грамотно сбалансированный сюжет. Не совсем топорный — но и не перекрученный. Как минимум одно из больших ружей на стене выстрелило холостыми в потолок — ну а почему бы и нет; должно ж героям и везти иногда само собой.

Достаточно простые, почти монохромные, персонажи, но при своей простоте вполне правдоподобные.

Идеально сбалансированный месседж. Героиня этически безупречна, при этом совершенно не ангел, и далека от непротивления злу. С противлением как раз все очень хорошо.

Что есть в результате — книга, которую не очень сложно будет читать даже неопытному читателю; но которая не отвратит читателя опытного.

Оценка: 8
– [  19  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сюжет романа несмотря на всю его фантастичность, знаком до боли всякому, кто пережил 90-е, будучи уже сознательным взрослым человеком. Женщина средних лет, профессионал, борется за выживание своей семьи. Одна за всех, одна против всех. Постепенно теряет лицо, но находит в себе силы остаться человеком.

Подобные сюжеты (без фантастической составляющей) были очень популярны в 90-х, а потом, казалось, жизнь все-таки изменилась. Весь ужас в том, что действие романа происходит в южном провинциальном городе у моря в наши дни. Когда смотришь «сквозь пальцы» на нынешнюю благополучную вроде действительность, осознаешь, что по сути ничего не изменилось за двадцать лет. Люди все так же не живут, а выживают; так же «кидают»; так же исчезают без следа или озлобляются, на глазах превращаясь в оборотней. И может быть стало даже еще хуже, потому что тогда была надежда, что все это временно, а теперь… Нет ничего более постоянного, чем временное.

Читая роман, испытываешь беспрерывный стыд за то, что у нас (на постсоветском пространстве) высококлассные врачи, уважаемые во всем мире, вынуждены прозябать в нищете, что человек чувствует себя незащищенным, и нет никакой уверенности в завтрашнем дне. Интеллигентному человеку, такому как героиня романа Ольга Вернер, остается лишь уповать на то, что когда-нибудь в нем поселится оборотень, и тогда он сможет постоять за себя, отомстить своим обидчикам и восстановить справедливость.

Есть что-то жуткое в том, как она спокойно воспринимает свое перерождение и методично, без истерик и слез готовится переродиться. Ей не на кого положиться. Муж — пропал где-то в Африке, бабушка и родители давно умерли. Друзей, настоящих друзей, которые поддержали бы ее в трудную минуту, у нее нет. Есть дети, но не может она посвятить их в свою тайну. Одиночество, неустроенность, молодость, утекающая сквозь пальцы. И крохи доброты, которые героиня получает от случайных людей в ответ на свою доброту. Только это и помогает ей пройти свой квест до конца.

Финал поначалу внушает оптимизма. Героиня думает, что выжила и осталась человеком, но так ли это на самом деле? Можно сохранить лицо после всего, что с ней произошло, а как насчет души? Можно ли сохранить душу, после всего, что она натворила? Да и верят ли психиатры в существование души?

Жесткий, умный, правдивый, местами избыточно натуралистичный роман, который бьет по болевым точкам. Замечательный дебют. Случись он на пятнадцать-двадцать лет раньше, то Елена Арифуллина, как мне кажется, была бы известна сейчас не меньше, чем Мария Галина.

Оценка: 10
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книгу очень трудно отнести к какому-то определенному жанру — то ли городское фэнтези, то ли магреализм, то ли современная сказка для взрослых (помните сюжет, как нищенка проклинает жадную гордячку? Ну вот тут примерно так же, только без гордячки). От умершей в подъезде бомжихи Ольга Вернер, которая на своё несчастье проходила мимо, получает проклятье. То есть, поначалу ни о каком проклятии речь не идёт, у нас тут самый что ни на есть реалистичный реализм в зачине, а вот потом героиня внезапно начинает зарастать рыжей шерсткой, начиная с щиколоток, у неё пропадает отражение, а на смену ему в зеркала приходит лисья морда. Очень быстро выясняется, что через сорок дней Ольга станет лисой, если, конечно, не найдет способ избавиться от «подарочка».

На одном только поиске избавлении сюжет не сосредоточен. Теряя по капле привычный облик, Ольга открывает для себя мир, куда ход простому человеку невозможен. Мир оборотней-лис и оборотней-псов, утопленниц-морян, мятущихся призраков и прочих, прочих, прочих. Нашлось место даже для эльфов, хотя на мой взгляд с ними автор уже переборщила (сам по себе эпизод хорош, а идея о «реинкарнации» подменышей одновременно и жуткая, и интересная, только это сваливает «Взгляд...» уж совсем в эклектику, где кондовые сидхи соседствуют с призраками моряков-черноморцев). Потусторонних сущностей много, проблем у них тоже немало, а решать всё приходится Ольге, которой и так нелегко приходится.

Большая часть проблем Ольги Вернер носит бытовой характер. Нет вестей от мужа, уехавшего на заработки в далекую страну, Ольга вынуждена одна тащить двух дочек, всё время пропадая то на работе, то на подработках, поэтому на детей времени не остается, они отдаляются... Бытовые эпизоды — один из главных козырей романа. Реализм тут плотненький, достоверный, самую малость чернушный и очень богатый на детали, особенно в медицинской части (героиня — психиатр и нарколог). Немного даже жаль, что мистико-фэнтезийное начало в книги преобладает, убрать его или немного ограничить в проявлениях, вышла бы сильная драма про сильную женщину, которая ради детей и покалечить может. Но поскольку у героини есть оборотень внутри, которому покалечить или убить проблем не составляет, оборотень этими неприглядными делами и занимается, а активная и решительная поначалу Ольга вдруг становится пассивным наблюдателем, хотя и сама могла бы кого надо обрезком трубы по затылку огреть или, скажем, применить профессиональные навыки.

Вообще, с оборотнем у Арифуллиной во второй половине не получилось. Вернее, получилось совсем не то. Из страшного проклятия он превратился в дар, этакую палочку-выручалочку, которая действует кроваво, конечно, но очень эффективно, да и морально-нравственных терзаний не испытывает. В результате роман солидно так уходит от первоначальной темы «Если я стану оборотнем, что станет с моей семьей?» куда-то в сторону «Решаю все когтями и клыками». И эта метаморфоза впечатление смазывает, но незначительно, потому что во всем остальном «Взгляд сквозь пальцы» книга хорошая, а если учесть, что для автора это дебют, так и вовсе отличная.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Книга о том, как в интеллигентной, воспитанной женщине просыпается звериное начало.

Ольга Вернер — врач-психиатр, нарколог из семьи потомственных медиков. Она — разумная женщина, бережет семью, не конфликтует с начальством.

Она едва сводит концы с концами на полторы ставки, плюс работает за медсестру, плюс подрабатывает на скорой, плюс шабашит по ночам с риском для жизни — выводит из состояния психоза буйных алкоголиков. На руках у нее двое несовершеннолетних дочерей. Живет в съемной квартире, потому что деньги ее семья потеряла на жилищной афере. За аферой стоял главврач больницы, где она работает. Муж уехал в Африку зарабатывать деньги, с тех пор от него нет вестей.

Последней каплей становится дар оборотня, полученный Ольгой случайно. Через 40 дней она превратится в лису-кицунэ окончательно, и ей придется оставить семью, детей, мужа, нерешенную жилищную проблему... 40 дней на то, чтобы либо снять проклятие, либо максимально обеспечить будущее детей, чтобы они не попали в детский дом, не оказались на улице, чтобы о них кто-то позаботился.

Раньше Ольга действовала взвешенно и ответственно, ведь у нее дети. Не попрекала мужа за решение отдать деньги аферистам. Ведь надо сохранить семью. Не конфликтовала с главврачом. Ведь надо где-то работать. Одевалась неброско, недорого — ведь на улице цигане, а ей и ее детям еще жить в этом городе.

А теперь оглядываться на «ей еще...» Ольге смысла нет. Все — или ничего. В казалось бы неразрешимой ситуации Ольга больше не действует интеллигентно и разумно. Она убивает. Она не руководствуется разумом или лисьей хитростью. Она руководствуется инстинктом — уничтожить угрозу ее жизни и жизни ее детей.

Мне было очень грусно читать о враче-психиатре, «целителе душ», да еще и влалеющей какими-то гипнотическими навыками, которая убивает других людей и считает себя в своем праве. Человек должен руководствоваться разумом, Ольга идет на поводу у страха и инстинктов.

Книга очень яркая. Язык — выше всяких похвал. Герои живые, яркие, мотивированные. Но автор просто отлично пишет о том, что знает — работа психиатра, будни медика, быт, жизнь. А если выходит за зону комфорта — сразу плывет. Ну как можно не услышать звуки выстрелов от двух разряженных обойм из пистолета, если рядом идет народное гуляние (повышенные меры безопасности, нет?) а в парк рядом не зашел ни один человек «в кустики», ни одна парочка «посмотреть на звезды»? Есть и другие сюжетные ляпы. Ну и финал — на мой вкус он слишком уж «всем сестрам по серьгам».

Но книгу стоит читать. Дебютный роман Арифуллиной как бы обещает много приятных минут за чтением следующих книг автора.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Очень понравилась книга . Хотела прочитать ее ещё когда вышла в бумаге , но посчастливилось только сейчас . Всё , что я могла бы сказать , уже написали авторы предыдущих рецензий .

Присоединяюсь ко всем похвалам .

Оценка: 10
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда над прибрежным Городом восходит луна, на улицы его ложатся таинственные тени. Взгляните на них сквозь пальцы. Под угрожающий рокот морского прибоя у берега чутко дремлют погибшие солдаты. Блестит влажный Русалкин камень — место, где можно встретить моряну. Воют оборотни в парке, тихо тоскуют призраки на кладбище.

Город застыл на грани между мистикой и магическим реализмом, традиционный фольклор смешан с современными реалиями. История с первых же страниц затягивает удавку обстоятельств на шее главной героини, врача Ольги. Изматывающая работа, бедность, проблемы с детьми, разлука с мужем. Автор прописывает реалистичную сторону убедительно, подкупая искренностью и пугающей достоверностью. Зарисовки из врачебной практики, россыпь медицинских фактов, привычка оценивать людей через призму диагнозов и симптомов. Честно говоря, пожелай Арифулина — она бы могла написать отличную книгу о жизни медиков.

Героиня Ольга — врач-психиатр, а потому проблемы второстепенных персонажей раскрыты максимально жизненно и полно. Отдельные эпизоды, иногда светлые и счастливые, иногда пронзительные и трагические, нанизаны на общую нить сюжета, придавая ему объем. Сам сюжет, несмотря на отдельные недостатки — слишком простые решения, получился крайне увлекательным. Градус конфликта и безысходности повышается с каждой страницей, заставляя читать все быстрее, чтобы прикоснуться к развязке. Чтобы узнать, кто победит в гонке-схватке между кицунэ и человеком. Чтобы увидеть, в кого превратится героиня.

Итог: хорошая врачебная проза со слоями мистики и магреализма.

Оценка: 8
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Да, я трижды люблю эту книгу!

Как читатель, которому дали вкуснейший текст, написанный чистым, богатым, живым русским языком. Сюжет кажется простым, но развивается по нарастающей, держит в напряжении и не отпускает до последних строк. История ложится на душу, как своя, родная и близкая. Герои... Это прекрасные герои, каждый ярок и индивидуален. Ольга, её чудесные дочери, харизматичнейшая такса Макс, второстепенные персонажи от коллег-врачей до пациенток и санитарок — все они настоящие, харАктерные, тщательно прорисованные. И даже муж героини, который находится «за сценой» — великолепный, присутствующий и чувствуется, насколько любимый.

Как врач, которому так близки проблемы героини. И мизерная зарплата, и поиск подхода к каждому пациенту, и взгляд на мир через призму того, что многие зовут профдеформацией, а мы сами — просто «работой», и та жуткая усталость, которая копится на работе, и то, как наша профессия плотно переплетается с нашей жизнью и даже проникает в лексикон наших детей. И главный принцип, без которого никуда: «Светя другим, сгораю сам». Книга пропитана этим горьким и жизненно необходимым принципом от первой до последней строки.

И конечно, как заядлый собачник! Ну не могу я не поблагодарить автора за восхитительного Макса, написанного с величайшей любовью (не сочтите за спойлер, но именно такса Макс — звезда кульминации романа, обеспечивающий читателю небывалый катарсис). Спасибо, мой дорогой автор, за все эти мелкие фишечки собакообладателя в романе: от хозяйской рубахи, которая достаётся Максу в разлуке с хозяином до мастерски донесённых метаморфоз главной героини сквозь призму восприятия собаки.

Очень рекомендую к прочтению этот живой, очень жизненный и несмотря на все ужасы, что пришлось пережить героине, всё-таки очень добрый роман с каноническим построением сюжета, в котором герой проходит через нелёгкие испытания ради чего-то настоящего, и в итоге добро побеждает зло. Если честно, мне этой канонической схемы в нашей жизни очень не хватает.

Оценка: 9
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сорокалетняя мать двух дочерей, «соломенная вдова» и психиатр по профессии Ольга Андреевна случайно получает последний дар от лисицы-оборотня. За сорок дней ей нужно три раза обрадоваться своим новым способностям и заставить кого-то порадоваться тому же. Иначе она окончательно превратится в оборотня. Удастся ли выполнить это нелегкое условие или пора рыть лисью нору?..

Роман Елены Арифуллиной «Взгляд сквозь пальцы» написан в жанре городского фэнтези и является прекрасным образцом того, что получило название «магического реализма». Здесь тонко переплелись быль и небылица, явь и навь. Небольшое по объему произведение смогло вместить в себе несколько временных пластов и множество судеб, при этом сочетая острую социальную направленность с тонким лиризмом. Поэтому его с полным основанием можно назвать именно «романом», а не большой повестью, каковыми и являются большинство из современных произведений, именуемых романами. С оговоркой, что это «уплотненная проза».

«Движущаяся панорама событий» книги охватывает пять пластов времени: «древность» — средневековая Япония, «давным-давно» — события дооктябрьского периода и первых послереволюционных лет, «былое» — Великая Отечественная война, «недавно» — «лихие» девяностые годы и «сейчас» — наше время. И все эти периоды неразрывно связаны друг с другом, перекликаются и переплетаются, а не существуют сами по себе. Генетическая память, связь поколений, долг перед предками – это то, на чем базируется нравственная компонента романа. Понятие нравственности, морали для героини (и автора, само собой) отнюдь не пустой звук. Именно неравнодушие Ольги, ее способность чувствовать и сопереживать помогает, на наш взгляд, сохранить в себе человеческое начало и выйти победительницей из непростой, практически патовой ситуации. Вернее, нескольких ситуаций. Потому как перед героиней стоит задача не только выжить в «человеческом облике», но и просто выжить.

Судьба Ольги – это типичная доля многих из представителей интеллигенции, не сумевших приспособиться к новым, «рыночным» условиям. Став жертвами финансовой аферы нечистоплотного руководства, Ольга и ее муж Геннадий оказались почти на грани. Подработки, «калым», мелкие и крупные сделки с совестью – то, через что пришлось пройти в 90-х многим. Не все и справились с ситуацией, потеряв имущество, работу и даже самое жизнь. К счастью, Ольга и Гена достаточно талантливые врачи. Арифуллина со знанием дела описывает будни медиков, их нелегкий, а порой и довольно неприглядный на вид труд. Эпизоды выведения Ольгой пациентов из белой горячки описаны жестко, даже не без излишнего натурализма. Вообще, «явь» в романе какая-то тяжелая, беспросветная.

Тем ярче и контрастнее картины «нави». Здесь тоже использован принцип историзма. Колоритны сцены средневековой жизни японской лисицы-оборотня, глубоко драматичны истории жизни старухи Прохоровны, обреченной на вечную жизнь за людоедство, медсестры Татьяны, покончившей жизнь самоубийством из-за той же истории с финансовыми махинациями главврача и превратившейся в морену, девочки-привидения Полины, ставшей жертвой обольстителя-насильника. Прекрасно выписан образ безымянного матроса, не упокоившегося со времен Великой Отечественной, великолепен домовой Тихон. Небольшим диссонансом здесь, думается, стал эпизод с эльфом, подселившимся в тело человеческого младенца. Данный персонаж не очень хорошо вписывается в систему «домашней» нечисти (как ни странно, японка кицунэ не смотрится таким инородным элементом).

Печальная сказка (или быль со сказочными элементами), доказывающая, что терпение и труд таки и впрямь все перетрут.

Оценка: 9
– [  12  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Я бы осталась человеком, живи я этажом ниже» — фраза, с которой начинается дебютный роман Елены Арифуллиной.

И начинается с лукавства – человеком-то героиня осталась... Впрочем, по порядку. Ольга – психиатр и мать двоих дочерей – в результате досадного стечения обстоятельств становится оборотнем. А именно – лисой-кицунэ, японской нелюдью, известной также, как красавица Хино Изуми. Не спешите закрывать книгу. Никаких завываний на луну, никаких кровавых пожираний невинных младенцев здесь нет… Зато есть две четкие цели: спастись самой от окончательного превращения в животное и спасти дочерей от утопленницы Татьяны-моряны.

Чем меня в числе прочего поразила эта книга – подкупающей обыденностью, на фоне которой действительно веришь в невероятное. Вот Ольга тащит домой тяжелую сумку, вот мчится на очередной вызов, а где-то между делом бреет щиколотки, избегает зеркал и косится на ракушечный кораблик – прибор, измеряющий ее шансы на спасение.

«Хочешь человеком остаться — обрадуйся, что оборотнем становишься. Да не один раз, а трижды. А четвёртый раз пусть обрадуется тот, кто тебя любит — от всей души» — и на все про все 40 дней.

Казалось бы – нелепица полная, но автор – психиатр. И видится мне в условии, выставленном героине два психологических момента:

- Умей находить свет даже в полнейшей темноте.

- Отпусти, чтобы найти.

Замечали парадокс – проблема отступает, когда перестаешь на ней зацикливаться? Думаю, здесь произошло нечто подобное. Героиня нашла светлые моменты в своем положении, искренне порадовалась звериной сущности – да и как не порадоваться? Не живи в ней лиса-кицунэ, не уберегла бы она дочку от подонка. Не вырвалась бы сама от насильника. Не вернула бы украденные деньги и, опять же, не спасла бы дочерей. И ведь большинство неприятностей, которые случились с героиней, произошли бы в любом случае, независимо от оборотня. Но не стой за ней кицунэ, Ольга бы не справилась! Тут поневоле лису полюбишь.

К слову, полюбила ведь – так, что не захотела отпускать. И финальный аккорд воссоединения Ольги и Изуми-сан делает хэппи-энд не таким уж однозначным – как уживутся-то? И дело даже не в том, что одна – человек, а другая – призрак. А в том, что обе – очень сильные личности. Сейчас – одна смирилась и покорилась, но что будет дальше?

Впрочем, есть у Ольги еще один источник силы, кроме лисы-Изуми, — Энергия рода. Именно так, с большой буквы. «…моих нет, и помнить их кроме меня некому. Ты помни, ладно?» Помни, помни… — постоянно повторяет бабушка Стефа маленькой Оле. И Ольга помнит. Спустя годы. Потому и ставит памятник на берегу героям-десантникам, среди которых – и ее двоюродный дед Анджей Зелинский. И, я думаю, эти бабушкины истории, всплывающие среди творящегося безумия, эта память о роде и помогает ей, если не спастись полностью, то хотя бы остаться человеком. Обуздать зверя в себя. Приручить, даже. А это – огромный шаг к победе и сейчас, и в будущем.

И напоследок – не могу не отметить незамутненной радости дочери от известия, что мать превращается в лису. Перед такой непосредственностью отступят любые чары.

Как уже говорилось, «Взгляд сквозь пальцы» — дебютный роман автора. Дебют превосходный, я считаю. Ждем новых книг.

Оценка: нет


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх