fantlab ru

Кристиан Крахт «Империя»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.83
Оценок:
6
Моя оценка:
-

подробнее

Империя

Imperium

Роман, год

Аннотация:

В “Империи” Крахт рассказывает нам достоверную историю Августа Энгельхардта, примечательного и заслуживающего внимания аутсайдера, который, получив образование помощника аптекаря и испытав на себе влияние движения за целостное обновление жизни (Lebensreformbewegung), в начале XX века вдруг сорвался с места и отправился в тихоокеанские германские колонии. Там, в так называемых протекторатных землях Германской Новой Гвинеи, он основывает «Солнечный орден»: квази-религиозное сообщество, которое ставит целью осуществить идеалы нудизма и вегетарианства на новой основе – уже не ограничивая себя мелкобуржуазными условностями Вильгельминовской империи. Энгельхардт приобретает кокосовую плантацию на острове Кабакон и целиком посвящает себя – не заботясь об экономическом успехе или хотя бы минимальной прибыли – теоретической разработке и практическому осуществлению учения о кокофагии. «Солнечный человек-кокофаг», свободный от забот об одежде, жилище и питании, ориентируется исключительно на плод кокосовой пальмы, который созревает ближе к солнцу, чем все другие плоды, и в конечном счете может привести человека, питающегося только им (а значит, и солнечным светом), в состояние бессмертия, то есть сделать его богоподобным.

Примечание:

Книга удостоилась немецкой премии Вильгельма Раабе (Wilhelm-Raabe-Literaturpreis 2012).



Издания: ВСЕ (1)
/языки:
русский (1)
/тип:
книги (1)
/перевод:
Д. Липатов (1)

Империя
2013 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Не люблю я, когда в книге форма превалирует над содержанием. Не надо закольцовывать романы ради самой закольцовки. Не надо ломать «четвертую стену». Не надо вообще, пожалуйста, пытаться разговаривать с читателем. Не надо писать «а теперь, читатель, мы с тобой перенесемся» или «представьте себе такую картину». Мало у кого получается использовать такие трюки, честное слово. Просто расскажите мне историю. А еще лучше — интересную историю, которая бы увлекала.

Империя — как раз из таких, где автор пускается во все тяжкие, лишь бы показать автор не умер, и дело его живет, что важен в первую очередь рассказчик, а не история, и где читателя болтает как в сливе унитаза. У Кристиана Крахта весьма манерный стиль, с множеством стремных метафор, странных отступлений, кинематографических приемов, не всегда уместных.

Крахт, кажется, имел какую-то идею-фикс — запилить в текст романа как можно большее число немецких имен описываемой эпохи. Но сделать это как все нормальные писатели он не хотел, поэтому подал их с некоей выпендрежностью, а именно — давая весьма туманные описания. И если какие-то (Гессе, Эйнштейн, Гитлер) считываются довольно легко, то многие, я подозреваю, не известны даже самим немцам. В принципе, это создает довольно крепкую связь между событиями романа, персонажами и эпохой, только каким-то очень странным, нарочитым способом. Также в романе использованы несколько персонажей их чужих произведений, и опять-таки, явно для того, чтоб автор мог выпендриться еще и таким макаром.

Во второй половине возникло впечатление, что роман понес и автор утратил над нем контроль. Всего много, но проговаривается на бегу, словно это синопсис, словно Крахт хотел за все это взяться, но времени мало, а писать много, а тут то ли издательский дедлайн, то ли просто лень стало, в общем, огромные куски интереснейшего материала просто выкинуты автором за борт или перемолоты в крошево, которым читатель обсыпан с ног до головы, но осознать и впитать не способен.

При том, что декорации весьма увлекательные — германский протекторат Новая Померания (на Соломоновых островах) накануне Первой мировой войны, но сама история получилась откровенно бледной и пустой. Некий молодой немец, фанатик вегетарианства, прибывает в Папуасию, дабы запилить кокосовую плантацию, сходит там потихоньку с ума и... и все. Сам персонаж очень далек от меня, так что ассоциировать себя с ним и как-то симпатизировать ему было почти невозможно, но это реальное историческое лицо и то, что он делает, крайне оригинально и необычно. Вот только в книге нет никакой истории с ним. Приехал, купил плантацию, помучался, сошел с ума. Талант у автор есть — глупо отрицать, но он никак его не использует. Чтобы хоть как-то разнообразить действие, Крахт иногда отвлекается на эпизодических персонажей, но лучше не становится, потому как толку от этого как от козла молока.

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Удивительный роман удивительного автора. Но что же тут удивительного?

Хорошая аннотация к книге позволяет не останавливаться на сюжете и поверхностном смысле истории, а сразу перейти к сути.

Этот роман — рассуждение о смысле жизни и смысле истории. Может ли существовать империя из одного человека? Или можно ли рассказать об истории целой могущественной империи сквозь призму судьбы одного человека?

На первый вопрос Крахт отвечает отрицательно, пусть и не по очевидной причине. Империя Энгельхардта невозможна не потому, что он аутсайдер-одиночка, а потому, что основана она была на идеалистических и напрочь оторванных от жизни основаниях. Своим крахом Энгельхардт предрекает крах другой идеалистической, основанной на мифах и солярных символах, империи — Третьего Рейха. Так что на второй вопрос — о призме судьбы — Крахт отвечает положительно и с блеском обосновывает его всем своим романом. И его еще обвинили в пропаганде фашистских идей! Удивительная (впрочем — нет) близорукость либеральной немецкой критики.

Жизнь голого человека на пустынном берегу во имя осуществления сумасбродной и беспомощной идеи может оказаться не бессмысленной, если послужит горьким уроком последующим поколениям близоруких мечтателей. Впрочем, крах революции молодежи 1960-х годов и вообще всей этой кислотно-хипповской утопии показывает, что от повторения ошибок человечество, к сожалению, не застраховано. Надо, товарищи, быть чутче и зорче к урокам прошлого. Особенно, если преподаны они в такой увлекательной форме, как в романе Крахта.

Ведь это настоящий манифест метамодернизма в жанре максималистского романа, о котором так хлопочут и которого так взыскуют прогрессивные критики всего мира. Используя техники палимпсеста, пастиша, римейка, сжимая целые пласты истории и культуры в сверхплотные корпускулы короткого текста, Крахт воссоздает целую вселенную, даже россыпь альтернативных реальностей, на пространстве всего-то ста пятидесяти страниц. Тут тебе и смесь видов искусства от кино до комикса, и жанров — от ужастиков до политической хроники, и регистров стиля — от высокой трагедии до балаганного театра на площади. И все это подано чувственным, изощренным и извилистым стилем. Как же это далеко от холодной отстраненности и «техники нулевого письма» ранних романов Крахта. Удивительно богатая палитра творчества при общей немногословности.

Ведь он и сам человек удивительный. Своей собственной, счастливой, судьбой доказывающий, что человек — это не безвольный раб обстоятельств, а должен, просто обязан взыскивать духовную свободу и собственный нравственный путь. Выходец из семьи, принадлежащей к высшему слою буржуазии (не то, что его герой Энгельхардт — ученик аптекаря). Частные привилегированные школы, самые престижные вузы, теплое местечко под крылом могущественного отца. А вот поди ж ты — вырос в такой среде и выпестовал в самом себе если не коммуниста, то уж точно убежденного социал-демократа классической немецкой выучки. Скиталец, человек мира. Сочувствующий исследователь маргинальных и вымирающих культур. Он и к примитивным людоедам относится подлинно демократически, понимая условия их существования. Видит людей, а не порабощенный бездумный скот.

Да, в его идеях есть противоречия (А у кого их нет?). Да, он склонен к мистицизму (А кто из нас не склонен в минуту тяжких раздумий?), но и в других книгах, и в своем замечательном романе «Империя» он верно оценивает политические и социальные аспекты человеческого бытия. Что капитализм и империализм — это кровожадное злодейство, неизменно приводящее к мировой войне и уничтожению миллионов, что либерализм — это тот же фашизм, просто в бархатной упаковке (вот за что его критики-либералы не любят! Правда глаза колет), что прекраснодушный идеализм и оторванность от живой жизни неизбежно приводит к деградации и самоуничтожению (человек эпохи глобальной виртуальной сети, один на один с двумерной реальностью монитора, кто это, как не тот же голый Энгельхардт на пустынном пляже?).

Так что короткий, но удивительно насыщенный роман Крахта — это книга не только о прошлом, но и нашем жестоком настоящем и тревожном будущем. Это самый передовой край современного искусства в чем-то совершенно адекватный, а в чем-то и превосходящий уровень развития нашей цивилизации.

П.С. Кстати, финал в кинотеатре, закольцовывающий сюжет и выводящий саму ткань романа в иные плоскости бытия — это явственная аллюзия (в этом переполненном аллюзий романе) на финал великой «Радуги гравитации» Пинчона, чьим несомненным и способнейшим учеником Крахт и является.

Оценка: 10
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Долгожданная покупка предвосхитила все ожидания. Отличная книга про фантастического человека-кокофага и его маленькую империю.

Название книги и аннотация к ней вполне могут сбить читателя с толку. Речь в романе идет не только об империи Августа Энгельхардта, немца, чей порыв поселится в протекторатных землях Германской Новой Гвинеи был вызван его личными порывами, но и об Империях, разрушившихся после первой мировой войны.

Действие книги происходит в начале 20 века, века великих открытий и ужасных перемен. Достоверная история, поведанная Крахтом, о молодом немце, примечательном и заслуживающим внимания аутсайдере, который, получив образование помощника аптекаря и испытав на себе влияние движения за целостное обновление жизни, вдруг сорвался с места и отправился в тихоокеанские германские колонии. Он основывает «Солнечный орден»: квази-религиозное сообщество, которое ставит целью осуществить идеалы нудизма и вегетарианства на новой основе – уже не ограничивая себя мелкобуржуазными условностями.

Таким идеалистом и был Август, бросивший вызов всему миру. Книга полна курьезных историй быта и жизни в экваториальном поясе. Сквозь хрупкую натуру Августа, автор проецирует всю пропасть между «новыми» и старыми людьми, между их идеалами. Самое страшное происходит уже на райском острове, где молодой плантатор не смог перебороть себя, уподобляясь тем, кого он презирает.

Очень философское, но в то же время ироничное произведение, написанное крайне живым языком.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх