FantLab ru

Лоис Макмастер Буджолд «Кольца духов»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.37
Голосов:
237
Моя оценка:
-

подробнее

Кольца духов

The Spirit Ring

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 26
Аннотация:

Действие происходит в Италии эпохи Возрождения. Коварный кондотьер Ферранте и его подручный злой маг захватывают маленькое герцогство Монтефолья, и только герои романа, дочь ювелира-волшебника Бенефорте Фьяметта и швейцарский рудокоп Тьейр Окс, способны помешать свершиться великому злу...

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (2)
/языки:
русский (2)
/тип:
книги (2)
/перевод:
И. Гурова (2)

Кольца духов
1997 г.
Кольца духов
2005 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Буджолд — одна из самых популярных у нас зарубежных писательниц в жанре фантастики и фэнтези. Десятки тысяч читателей с увлечением следят за приключениями Форкосигана, достаточно известно и «Проклятие Шалиона». А вот роман «Кольца духов», к сожалению, в значительной мере прошел мимо большинства отечественных читателей. И совершенно напрасно, ведь на мой взгляд, эта книга не уступает другим лучшим произведениям автора, хотя и заметно от них отличается.

Итак, место и время действия — альтернативная история Северной Италии примерно соответствующая нашему 16 веку. Знаменитая эпоха Возрождения, когда выдающиеся произведения человеческого разума удивительным образом сочетались с мерзостью законов и обычаев. Коварные интриги, тайные убийства, кровавая борьба за власть, гнусный разврат — все это в изобилии присутствовало в реальной истории, и все это есть, хоть и в несколько сглаженном виде, в мире, созданном Буджолд. Но, помимо всего прочего, в этом мире есть еще и магия: белая, которую практикуют священники, и черная, находящаяся под строгим запретом.

Завязка романа достаточно проста. Выдающийся мастер-ювелир Бенефорте (в котором без труда угадывается Челлини) преуспевает при дворе герцога Монтефольи, создавая свои шедевры не без помощи магии. В делах ему помогает его дочь и ученица Фьяметта. Его друг — капитан гвардии герцога Ури Окс вызывает в Монтефолью из Швейцарии своего младшего брата Тейра, чтобы тот стал учеником Бенефорте. Мирное существование прерывается коварным нападением герцога Ферранте, который с помощью черной магии захватывает Монтефолью и убивает ее законного правителя. Судьба города оказывается в руках юных Тейра Окса и Фьяметты, которым помогает ученый аббат Монреале.

Роман обладает целым рядом достоинств. Во-первых, не могу не отметить то, насколько грамотно написана книга, насколько удачно Буджолд передала особенности эпохи, насколько тонко она смогла соединить реальность средневековой Италии с художественным вымыслом, насколько изящно встроила магическое в реальность. В итоге, благодаря реалистичности описываемых событий книга цепляет и заставляет поверить в происходящее. Отмечу заодно и достаточно оригинальную систему магии, и удачно выбранное место, которое легальная магия могла бы занимать в средневековом обществе.

Во-вторых, отмечу действующих лиц романа. Вроде бы автор не блеснула какой-то особой выдумкой, а ее персонажи — достаточно обычны и отнюдь не являются некими сверхгероями. Но насколько удачно показан каждый из них, как тонко подчеркнуты индивидуальные черты каждого. Каждый персонаж — и положительный, и отрицательный — очень индивидуален и именно это придает такое правдоподобие происходящему. Особенно отмечу то, что Буджолд показала и страх, и сомнения, и непонимание происходящего своими героями, их надежды, их удачи и неудачи. В результате за персонажей этого романа действительно готов блоеть душой.

В-третьих, роман оригинален и увлекателен. Тема, место и время действия не слишком часто встречаются в фэнтезийной литературе. Необычные повороты сюжета не могут не радовать, а отсылки к реальным событиям заставили меня еще и порыться в исторической литературе, чтобы разобраться, где заканчивается реальная канва событий и начинается авторский вымысел. Несмотря на то, что автор явно не гналась за броскими сценами, некоторые моменты в романе особенно эффектны.

К тому же роман написан хорошим языком и читается на редкость легко, за что особое спасибо автору и переводчику.

Ну и, наконец, роман содержит совершенно верные, на мой взгялд, идеи, что вообще типично для творчества Буджолд. Автор не просто рисует Зло и Добро, но и показывает всю разницу между ними и заставляет своих героев сделать осознанный выбор в пользу Добра, переступив через свои сомнения, соблазны и страхи.

В итоге перед нами книга, которая может и развлечь читателя и заставить его лишний раз задуматься. Рекомендую достаточно широкому кругу читателей. Думаю, каждый найдет здесь что-то интересное для него

Оценка: 9
–  [  11  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ну да, незамысловатый такой сюжет. С отсылками к мемуарам Бенвенуто Челлини и трудам Георга Агриколы. Да плюс к тому имя главной героини Фьяметты не просто переводится с итальянского как «огонек» ( таковы ее магические способности), но совпадает с именем предполагаемой возлюбленной Боккаччо. Еще можно порассуждать про прерафаэлитов и Фрица Ланга...

Эпоха, кстати, выбрана удачно. Это обыватели привыкли думать, что в средние века только и делали, что жгли ведьм на костре. Виновны в этом, правда, не они , а всякие лжефилософы -остроумцы вроде Вольтера и Гольбаха, выдумавшие тьму стереотипных фраз про «ужасы мрачного средневековья». Они же не знали, что в средние века церковь выступала часто именно против охоты за ведьмами, поелику считалось грехом верить в колдовство. А вот, когда началась эпоха Возрождения, гуманисты призвали к высвобождению человеческой натуры из-под диктата церкви. Это позволило создать массу шедевров литературы и искусства, но одновременно начался упадок морали, сопровождаемый невиданными прежде злодеяниями. Добавьте сюда частые эпидемии чумы, угрозу иноплеменных вторжений и прочие кошмары. Жить стало весьма страшновато. Обывателям начали везде мерещиться козни нечистой силы и ее приспешников, а многие сильные мира сего увлекались чернокнижием. Вот и начался массовый и международный психоз, апогеем которого стало превращение в бестселлер кошмарной книги «Молот ведьм» Шпренгера и Инститориса... Это нам легко говорить об эпохе Возрождения, а для современников была скорее эпоха Страха. Вот и решила Буджолд, что лучше всего выдумать мир, похожий на Италию эпохи Возрождения, где все поголовно верили в магию. Пусть не просто верят, а используют на деле.

Вот, кстати, тут и прозвучала еще одна фамилия из книги Буджолд. Сюжет раскрывать не буду, но на фамилию «Шпренгер» обратите внимание...

Понятно и то, что мастер Бенефорте — это трансформированный образ Бенвенуто Челлини. Челлини, кстати, был человеком своей эпохи: гениальный творец и почти абсолютно лишенный моральных принципов. Кстати, мастер Бенефорте в романе, хотя в итоге служит делу добра, но не так уж и далек от того, чтобы склониться ко злу...

Достоверны, как мне кажется, и образы братьев-швейцарцев, рудокопа и наемника. Ведь именно швейцарцев нанимали в свою охрану короли Франции и римские папы. Они, конечно, стоили немалых денег, но были надежны и бились за своего нанимателя насмерть (почти всегда, за редкими исключениями). Не зря Фьяметта доверила свою судьбу именно швейцарцам...

Я не буду дальше устраивать дебаты на исторические темы, но и так ясно, что простота данной книги — кажущаяся; а заодно напомню, что гораздо проще писать темным и запутанным языком, чем сочинить нечто изящное и незамутненное...

Оценка: 9
–  [  10  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Средневековье обладает удивительной притягательностью для всех любителей фэнтези. Конечно, как без этого — рыцари, закованные в доспехи, мечи и щиты, сверкающие на солнце, развивающиеся по ветру флаги и плюмажи, шатры на ристалище, замки, прекрасные и грустные дамы в богатых нарядах. Если отправишься в поход, то через безлюдные земли, темные леса и занесенные снегом горные перевалы. Да, и обязательный атрибут: власть церкви и инквизиция, что добавляет мрачных красок в общую картину. Но при всем этом, наступил уже расцвет искусства и ремесел, алхимики в тайных лабораториях ведут свои упорные изыскания, а астрономы вглядываются в ночное небо. Переходный период: новое время науки и техники уже на подходе, но и старый мир — еще не забыт, то и дело, напоминая о себе старыми песнями и легендами. Как тут удержаться и не добавить немного Магии?

Так, что сойдемся на том, что время для романа о Магии, Любви и Мрачных тайнах выбрано удачно. И не менее удачно выбранное место: Северная Италия, раздробленная на маленькие государства, вечно враждующие и опутанные политическими интригами, в которых удачный удар кинжалом или капля яда — главные аргументы в спорах правителей.

Итак, время действия — Средневековье, место — действия — маленькое вымышленное герцогство Монтефолья на Севере Италии, где трудится честолюбивый маг-ювелир Бенефорте. И использует он свою магию вполне легально, с разрешения церкви и правителя. Одна из удачных находок: хоть и здесь встречаем вездесущую инквизицию, но церковь сама не прочь использовать «белую магию» и позволяет это другим. Этакое разрешенное волшебство.

Но ведь есть еще и «черная магия». Вот с теми, кто использует запретное, у церкви и инквизиции разговор особый. А грань между белым и черным иногда так размыта: немножко вправо, немножко влево — и это уже совсем другая история.

Ничего не скажешь, эпоха в романе передана исключительно достоверно: исторические детали столь искусно переплетены с фэнтезийным вымыслом, что картина возникает абсолютно достоверная. При этом автору удалось избежать в своих описаниях излишней детализации и многословия, оставляя простор для фантазии читателя.

И, как результат, получилась осень волшебно-мистическая история: Магия просто таки витает в воздухе, пропитывая все действие своим присутствием. И даже любовную историю, в которой юная волшебница Фьяметта и молодой рудокоп Тейр находят друг друга, а затем побеждают врагов, исключительно благодаря Магии/в том числе, и запретной/.

Есть у романа и еще одно несомненное достоинство. Он лаконичен, завершен и не угрожает вылиться в бесконечный цикл. Замечательная и милая сказка в исторических интерьерах о двух юных сердцах, старом волшебнике, добром священнике, храбром солдате и кучке злодеев, предавшихся темным силам, в итоге которой побеждают Свет, Любовь и Добро.

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как ни странно, книга очень сильная. Хотя первое прочтение почти не... Потом. Существенно позднее. Читая Умберто Эко, ловя отзвуки историй раннего Возрождения, уходя — еще глубже, в почти-историчность артурианы Мэри Стюарт, вдруг замечаешь то тут, то там то связки, то типажи.

В итоге все, что можно вменить «Кольцам духов» — книга коротковата и быстровата. Горное дело — мельком. Итальянские жуткие интриги — мельком. Алхимия, восходящая к латинской традиции — мельком!! Если ты врубаешься во все эти вещи, то кратенькие отсылки и намеки позволяют насладиться глубиной и объемом мира. Если же нет — читатель толком вообще не догоняет, что произошло.

Итог — книжка для homini saрientis, а простолюбителю простофэнтези лучше пройти мимо.

И еще. Именно на «Кольцах» я уловила впервые, как Буджолд строит текст — всегда есть центральная сцена, а в центральной сцене — центральная реплика. Подозреваю, что автор придумывает реплику, а дальше танцует все остальное...

Здесь кульминация особенно хороша

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Дух погибшего воина, находящийся в бронзовой статуе, с великолепным презрением отвечает магу, пытающемуся изгнать его из статуи привычным методом — разрушая связывающие узы: «Ты не можешь освободить меня. Я не пленник!» — и сносит незадачливому злодею голову.[

Красиво подана неспособность злодея представить себе самоотверженность и верность — и то, как он проигрывает из-за того, что не смог предусмотреть.

ну, и младший брат воина — личность крайне симпатичная. И вообще герои приятно написаны. Но мир, да... Набросок. Именно из-за излишней, по всей видимости, надежды на подкованность читателя.

Оценка: 9
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень приятная и динамичная книга. Единственный роман Буджолд, который я прочитал от начала до конца (Что-то Форкосиган меня никак не заинтересовал, а Шалион просто под руку не попадался). Странным образом «дамское» видение средневековья оказалось очень убедительным. Буджолд не слишком заостряет внимание читателей на разных «натуралистических» деталях (описания соответствующие есть, но они весьма ловко сработаны). Еще наличествуют обаятельные герои и простой, но качественно отработанный сюжет. Столкновение белой и черной магии может быть очень интересной темой. Да, про это уже писали... Но всегда можно, используя исторические детали, так обыграть волшебство, что у читателя сложится впечатление новизны.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Да, весьма незамысловатый сюжет. Но читается с увлечением и с полным сочувствием к героям.

Не стоит, наверное, сравнивать с Барраяром и Шалионом, — это просто другая работа. Вполне достойная, как мне кажется. Главное, что здесь живут и действуют совершенно живые люди: и положительные герои, и негодяи. И даже совсем второстепенные герои бог весть какого плана — тоже живые. А это и есть мастерство писателя...

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мир выписан очень поверхностно, герои — грубыми мазками. Активность деятельности-средняя. Читается достаточно легко. Перевод — так себе, на скорую руку. Книга способна вовлечь, если тема интересна (история+некромантия). Буджолд то ли спешила при написании, то ли не сильно прочувствовала тему и не увлеклась ею.

Резюме: достаточно проходная сказка без психологизма, без тонких граней и панорамного сюжета.

Изюминка: отсылка к Св. Августину «Ад — это не место, ад — это время..»

Оценка: 7
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга добрая и нестрашная. Книга, которую можно подарить на Новый Год. Самое интересное в книге — ее мир. Мир, где магия возможна. Мир, где Церковь дозволяет использовать магию в добрых целях.

P.S. Героиню книги зовут Фьяметта, и мне забавно было читать про свою почти тезку (по паспорту-то я не Фьяметта:smile:).

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Понравилось, хотя настроена была скептически :smile: Может и не самое сверхгениальное произведение за всю историю существования фэнтези, но написано хорошо.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Всё достаточно просто, без изысков, но читается легко. Язык приятный, герои хорошо прописаны, действие динамично. Совсем не похоже на Барраярский цикл. Думаю, автор при написании этой книги просто отдыхала от Форкосиганов.

Оценка: 7
–  [  0  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Намного ниже обычного уровня данного атвора.

Оценка: 4
–  [  -1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Редкая мура. Эта книга была первой из прочитанных книг Буджолд и надолго отбила мне охоту читать какие-либо книги этого автора. Но Форовский цикл, это, да вещь!!!!

Оценка: 2


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх