fantlab ru

Роберт Ибатуллин «Роза и Червь»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.51
Оценок:
967
Моя оценка:
-

подробнее

Роза и Червь

Роман, год (год написания: 2013); цикл «Роза и Червь»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Первый контакт человечества с иным разумом начался... полным истреблением человечества — если не считать горсток выживших в подземных убежищах и на орбите. Впрочем спустя столетия память о далеком враге оказывается слабее неприязни к ближнему. Увлеченные политическими дрязгами жители Луны, Венеры и Марса не обращают внимания на покинутую и изуродованную Землю, где тем временем появляется новая чуждая жизнь.

Примечание:

Автор завершил выкладку текста на сайте «Самиздат» в 2013 году.

Затем 4 июня 2015 года в его блоге появилась запись:

цитата fortunatus
...я всё-таки решил дописать «Розу и Червя».

Издательство Celado берётся за его публикацию. Обещают издать в двух томах на хорошей бумаге и с цветными иллюстрациями. (Кстати, художник ещё не выбран. Если у вас есть кого порекомендовать, пишите). Моё решение вызвано не только перспективой публикации, но и тем, что у меня в уме наконец-то сложилась стройная идея финала, неожиданного, но закономерного.

Первую книгу в том виде, в каком вы её читали, и в каком она лежит в сети, прошу считать ранней редакцией. В неё будут внесены небольшие, но важные поправки.

Если судьба не посмеётся над моими планами, я намерен завершить работу к концу лета.

И по поводу продолжений:

цитата fortunatus
Считаю, что все линии там закончены, дальнейшая история предсказуема, а потому и развивать ее мне неинтересно. Нет, продолжение не планирую. Ну разве что рассказик — показать общую ситуацию в Солсистеме лет через тысячу.


Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 453

Активный словарный запас: высокий (3173 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 55 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 38%, что близко к среднему (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Интерпресскон, 2016 // Дебютная книга

лауреат
АБС-премия, 2016 // Художественное произведение

лауреат
Премия фестиваля фантастики и комиксов #МАРСНАШ, 2016 // Авторская книга (роман/сборник)

лауреат
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2016 // Книги — Лучшая отечественная книга

Номинации на премии:


номинант
Новые горизонты, 2016 // (роман)

номинант
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2016 // Лучший роман / авторский сборник русскоязычного автора

номинант
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2016 // Книга года

номинант
РосКон, 2017 // Роман

номинант
Китайская премия «Галактика» / 银河奖 / Yinhe Award (Chinese Galaxy Award), 2023 // Лучшая зарубежная книга

Похожие произведения:

 

 


Роза и Червь
2016 г.

Аудиокниги:

Роза и червь
2017 г.

Издания на иностранных языках:

玫瑰与蠕虫
2022 г.
(китайский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сложно оценить этот роман как нечто полноценное и самодостаточное. Во-первых, не хватает ему цельности: много героев, много событий, но всё подаётся довольно короткими эпизодами, будто обрывками информации. Во-вторых, из-за отсутствия финала. Его просто нет. Так могла окончиться любая глава.

К достоинствам причислю «твёрдость» фонтастики, космический масштаб и оригинальные идеи.

От себя лично в минус запишу ещё юмор (местами довольно тонкий), потому как люблю серьёзную научную фантастику.

Не шедевр, но читать можно.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

В свое время, книга была поставлена в очередь на чтение, но позже, переведена в группу прослушивания, чему по итогу оказался очень рад. Дабы сильно не останавливаться на сюжете, а он тут не так прост и имеет много событий, действующих лиц и различных эпизодов, то вкратце получается примерно так.

Инопланетная цивилизация почти полностью уничтожает Землю. Часть выживших людей живет в бункерах, а вторая на космических колониях, где позже между ними происходит конфликт, когда на горизонте вновь появляются захватчики.

С одной стороны, имеется сложный для восприятия мир, со своими терминами и структурой, интересный сюжет и события, а с другой, некая сухость повествования, сложность восприятия технологий, персонажей и авторской атмосферы, которая не всегда осязаема и понятна, включая в себя нелогичности действий людей и даже моменты русофобии.

В итоге, мои впечатления уже к середине книги оказались отрицательными. Понятно, что каждый видит то, что ему ближе, но, кроме завязки и общей картины, в итоге у меня остались одни минусы, причем часть из них так до конца и не понятые. Может отзыв небольшой, но больше и добавить ничего.

Не зашло.

Оценка: 4
– [  11  ] +

Ссылка на сообщение ,

Практически единственный пример нормальной твердой НФ, литературы больших идей, за последние лет 10-15 от русскоязычного автора. Роман, прямо скажем, не без недостатков — тут и косноязычие, и картонные характеры, и полное отсутствие какого-либо финала — но все равно на фоне того убожества, который у нас сейчас принято называть «российской фантастикой», сияет как Альтаир.

Твердая четверка по западному уровню, без малейших скидок. Ценителям Раньяеми, Уоттса, Гамильтона и иже с ними — обязательно к прочтению.

Оценка: 8
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неплохо, да. Но... несколько громоздко, что ли. Порой было скучновато читать, сначала чуть не бросил. Потом втянулся. Тема не совсем моя, но все же стало интересно. В общем, впечатления неоднозначные. Что прочитал — не жалею, но и оценку выше 7 поставить рука не поднимается.

Оценка: 7
– [  21  ] +

Ссылка на сообщение ,

Сильно вторично.

Очень не понравились персонажи. Вроде бы автор указывает, что все они взрослые, умные, сильные, вот это всё, а ведут себя как подростки в пубертатный период.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Зара, которая тащит свою любовницу в переворот и потом показательно страдает, отец Зары, который кидает свою абсолютно неподготовленную дочь в кровавую баню, а потом удивляется, что она не справилась, Танит, которая считает, что «завербовала» жену Янга только по той причине, что они один раз переспали, Гвин, которая громко вопит каждую реплику, что ей не нужна власть, но цепляется за неё всеми конечностями и ещё для надёжности — зубами, и так далее, и тому подобное.

Мотивация персонажей — где-то на уровне плинтуса, их психологическая правдоподобность — ещё ниже. Светлое пятно — пришельцы, выглядят сначала просто очень непонятно, потом — вроде бы понятно, но не-человеческими мерками.

Язык довольно бедный, очень, очень слабые диалоги, причём чем дальше, тем они хуже; из всех интересно читать было только две сцены «Зара & Червь». Явно отсутствует корректура, которая там сильно бы не помешала. В некоторых местах слишком затянуты описания. Вообще, как тут верно заметили в нескольких комментариях, произведение выглядит как сводки с полей. Случилось там-то то-то тогда-то, художественность прихрамывает на пять лап из четырёх.

Отдельно очень странен нарочитый мусульманский антураж в сценах на Земле, которого было просто безумно много, при этом ни художественной, ни сюжетной ценности он как бы и не представлял.

Из хорошего: интересное, на мой вкус, описание других рас, их психологии, их устремлений и их целей, интересная подача коллективного разума, хорошее раскрытие человеческих возможностей приспосабливаться, изворачиваться и выживать. Много технологий, и они даже не выглядят совой, натянутой на глобус.

Общее впечатление от книги — что-то на уровне Лукьяненко, слегка смешанное, не знаю, с Глуховским. Не то, чтобы плохо, но уж точно не «лучшее за десятилетие».

Оценка: 5
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

Всё познаётся в сравнении и с опытом. Прочитай я этот роман после школы, лет пятнадцать назад, возможно, я был бы впечатлён. А сейчас, в сравнении с глубиной и мастерством проработки персонажей (их описаний, характеров, идей, судеб), окружающей их действительности, мастерством слова, умением держать читателя в состоянии неотрывности от книги, остроумием и чувством юмора других авторов, это творение представляется недонаполненной, пустоватой коробчонкой.

«Лю Цысин для бедных» — в плане идей и проработки персонажей, сюжета и действительности. «Лукьяненко в соавторстве» по «Дозорам» и «Пограничью» — в плане «богатства слова и наполенности» (если вы понимаете, о чём я).

Вот такие ассоциации у меня возникали при прочтении книги довольно регулярно. Эта книга не из тех, которые заставляют тебя, занимаясь остальной жизнью, ждать момента, когда ты скорее вернёшься и снова погрузишься в чтение.

Несколько аутентичных идей автора в книге присутствует, — без них я бы вообще сказал, что она написана, мягко скажем, под большим впечатлением от чужих произведений.

Среди отзывов по книге увидел в нескольких случаях идею о том, что, дескать, да, не без изъянов, но наш автор и на непаханном другими нашими поле твёрдой научной фантастики, ещё и по сложному направлению «будущее в космосе, первый контакт, судьба альма-матер» ...

Возможно, такая идея имеет право на существование. И здорово, что у кого-то эта книга вызвала восторг. Но не у меня.

На мой взгляд, убеждать должна сама по себе книга, а не какие-то побочные обстоятельства.

Потому моя оценка с натяжкой 5 из 10.

Оценка: 5
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Странное произведение. Вроде бы подается как твердая НФ, но, тем не менее, в нем полно деталей, скорее характерных для космической оперы. Например, звездные барышни, что как у какого-нибудь Берроуза ходят нагишом. Автор видимо немного забыл, что помимо социальных функций одежда носит, прежде всего, кучу утилитарных, и без нее местами крайне неудобно даже на космической станции. К примеру, нужно в карман положить какую мелочь, и куда, пардон, предложить ее совать? От могучей инопланетной расы, что составляет планы на сотни, а то и миллионы лет вперед, как-то нехорошо веет бредовой гигантоманией Боевой Колотушки 40 с гаком. А церковь геймеров с кодами из «Дума» в качестве молитв смотрится забавно, но уж как-то слишком несерьезно в рамках описываемого мира (эти самые коды и сегодня уже далеко не всякий вспомнит, а тут память о них пережила фактически саму цивилизацию). Ну и взрослые герои порой и правда ведут себя как истеричные подростки.

Хотя сама идея «отсроченного нападения» с постапокалипсисом и разделением человечества фактически на две расы весьма интересна, этого не отнять. Жаль развязка вышла какая-то подвисшая. Автор считает, что он вроде все сказал и дальнейшее легко додумать самому, но лично я после всех мытарств героев предпочел бы побольше конкретики. Ну и отдельный бич «выходцев с самиздата» — редактура. Я читаю очень бегло и редко обращаю внимания на какие-либо ошибки в тексте, но даже мне пришлось споткнуться о явно неправильно построенные предложения.

Будет интересно посмотреть, что же еще автор напишет. Потенциал у него явно есть.

Оценка: 6
– [  42  ] +

Ссылка на сообщение ,

Читать сие просто невозможно.

Откровенно низкий уровень языка, бедно и блекло. Текст написан через наивный-подростковый фильтр, создаётся впечатление что писал Сидоров из десятого «Б», хотя автор уже давно взрослый мужик. Сумбур невыносимый, события и моменты которым можно посвятить целые главы, автор умещает на двух страницах, а вот то что можно выразить двумя предложениями или абзацем — он обсасывает по 10 страниц. Детская сказочка про вторжение пришельцев, не станет более взрослой от мнимого обилия научных терминов. Более того, создаётся впечатление что автор просто компенсирует своё неумение писать — «технической» частью, что ещё больше добавляет контраста и режет глаза. Ибатуллин просто закидывает в блендер всё что помнит из других книг которые он прочитал.

И это неспроста, я не мог избавится от чувства вторичности, всё это мы уже видели у других авторов и гораздо более высокого уровня, однако эта книга таки кишит всякого рода заимствованиями. В начале я вообще простите офигивал, оно тупо слизано у Злотникова из его книги «Мятеж на окраине галактики», прям под чистую: У Злотникова так же пришельцы начинают вторжение с жёсткой бомбардировки при которой за считанные часы погибает вся планета, у Злотникова так же это вступление умещается в пролог на 2 страницы, у Злотникова выжившие остались в «капонирах», у Ибатулина в «бункерах», У Злотникова мальчуган Уимон, у Ибатулинна Саид. Только Злотников написал свою книгу ровно 17 лет назад и её читали ВСЕ! Типичный плагиат.

От мусульманского антуража я вообще в ауте. Все эти саиды-маиды гоги-магоги сулимы маджахеды халифаты — я просто терпеть не могу, а в печатном варианте вся книга ещё и усеяна иллюстрациями с какими то мечетями, черными флагами аля ИГ(запрещенов РФ) спасибо — меня вырвало. Проглядывается «определенное» отношение автора к России и Москве, оставлю это без комментариев...

В очередной раз повёлся на отзывы людей у которых вкус видимо патологически не формируется с годами. А всё потому что если постоянно читать всякую муть — то потом любое мало-мальски «претендующее» произведение покажется шедевром. Так же случилось и с этим опусом — чрезвычайно переоцененным в определенных кругах.

Читать НЕ рекоммендую.

Оценка: 1
– [  18  ] +

Ссылка на сообщение ,

Впечатление сразу после прочтения: ВАУ! Что это было? Повторите еще, раз, перфагор.

Из отечественной НФ лет так за ндцать — этот роман действительно событие. Можно и правда ставить в один ряд с Уотсом.

Во первых, настоящая хардкорная НФ, с очень объемным и сочным миром.

Каждая техническая деталь в этом мире прописана, взвешена и объяснена на принцип действия. Здесь нет набивших оскомину космических лазерных боев, но есть кинетические вольфрамовые снаряды, сокрушающие все на своем пути. Можно еще долго перечислять детали этого мира, но тогда испорчу удовольствие тем, кто не читал.

Маховик интриги раскручивается плавно, уходя к финалу в полный разнос, и траекторию движения интриги даже и предсказать сложно. Автор умело подкидывает в топку интереса новые полена: вот тебе другие пришельцы, хорошие. А вот неожиданный поворот в сюжете... Словом, скучать не успеваешь.

Я бы сказал, что основная удача книги — совмещение крепкой и самобытной НФ-начинки и умело-крепкой интриги сюжета. Книг с НФ-нудятиной хватает, тупого экшна — все полки завалены в книжных. А здесь баланс соблюден, и это дорогого стоит.

Есть и некоторые недостатки, куда же без них, ведь произведение немного необычно по форме подачи.

Начало немного напрягает обилием имен и деталей, навалившихся словно обвал. Очень уж резко в карьер...

Иногда телеграфно-сценарый стиль подачи действия несколько поражает, не цепляет совсем.

Концовка с походом Арлекина в заброшенный бункер — как будто прикручена наспех.

Но даже с недостатками — однозначно must read.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Неоднозначная книга.

Написано хорошо. Не самый распространенный сейчас у отечественных авторов жанр научной фантастики. Не боевика или космооперы, а именно научной фантастики. Автор не боится использовать в своей книге множество технических терминов. За их полную научность не поручусь, не та у меня специальность, но впечатление производит. Хотя бы размахом и смелостью идей. И при этом никаких путешествий выше скорости света и гиперпространств.

Масштаб событий и идей поражает. В хорошем смысле. Тут и весьма примечательная инопланетная цивилизация, и человеческое общество, в силу некоторых событий развившееся в весьма причудливые и разнообразные формы. И охват событий миллионов лет (хотя основное действие романа помещается в несколько недель/месяцев).

Автор также весьма удачно экспериментирует со стилем, меняя его в зависимости от «корреспондента».

Героев много, но следует понимать, но никого из них нельзя назвать главным героем. Автору интересны события в-целом, так что они будут показаны в некоторой степени отстраненно. К этой отстраненности не сразу привыкаешь. Хотя, конечно, будут персонажи, чаще других задействованные в происходящем. И приносящие больше индивидуальности. Причем, что мне понравилось, герои могут вести себя глупо (недальновидно), пребывая в полной уверенности о своей правоте и гениальности. А потом вдруг реальность бьет по голове и показывает истинное положение дел.

В-общем, это хорошо написанная, интересная книга, весьма и весьма оригинальная. Но есть одно большое «но». Финал всей этой истории. Он слит. Точнее, это совсем не тот финал, который я могла бы ожидать или который мне хотелось бы видеть. Еще точнее — предложенный автором как единственно возможный для цивилизации путь (и конечный результат) эволюции — это не то, с чем хотелось бы согласиться или чего хотелось бы пожелать. Да дело и не только в этом. Масштаб и, главное, разнообразие идей заслуживали более яркого завершения. И в событийном, и в идейном смысле.

Но получилось то, что получилось. Смешанные и противоречивые впечатления. Жаль.

Оценка: 7
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Когда открываешь книгу, удостоенную сразу нескольких литературных премий, поневоле ожидаешь чего-то выдающегося. А уж если это дебютная работа неизвестного ранее автора, то ощущаешь себя, так сказать, при рождении новой звезды. И эти ощущения не обманули.

Начинается «Роза и Червь» весьма экстравагантным способом — инопланетной бомбардировкой Земли и уничтожением человеческой цивилизации. Почти полным уничтожением. Однако, в колониях и на орбите остатки цивилизации сохранились, да и в подземных бункерах еще оставались люди. Но достаточно ли этих сил, чтобы встретить врага, когда он вернется? А если в это самое возвращение верят только единицы?

Если вы хотите узнать ответы на эти вопросы, а также ознакомиться с авторским видением ответа на парадокс Ферми (если человечество не одиноко во Вселенной, то почему мы их не видим), то скорее берите в руки книгу и вперед — погружайтесь в политические интриги вместе с дочерью венерианского диктатора и по совместительству главы Космофлота, отправляйтесь на спецзадание вместе с наемником-спецназовцем по прозвищу Арлекин и познакомьтесь с бытом постапокалиптической Земли двадцать пятого века вместе с двенадцатилетним пареньком-наземником из мусульманского поселения близ руин старой Москвы. Именно такая неординарная тройка стала главными персонажами романа.

Не знаю, справедливо ли некоторые критики назвали «Розу и Червь» лучшим отечественным научно-фантастическим романом десятилетия, но это действительно очень и очень качественная твердая научная фантастика, а то и вовсе футурология. Здесь практически нет фантастических допущений кроме разве что внеземных цивилизаций, истории их развития и их поступков. Доступ к интернету, встроенный в черепной имплант, описание орбитальных бомбардировок, космические сражения, бои с участием роботов — все на высоте, все кажется продуманным и реалистичным. А как контрастирует управление боевым космическим кораблем (кстати, называется он не как-нибудь, а «Султан демонов Азатот») в романе с каким-нибудь космооперным а-ля «Звездные войны»: компьютер, который управляет всеми важнейшими функциями, против десятков людей, сидящих на мостике (и это в космическом корабле) и что-то наблюдающих в консолях. Еще в книге нет сверхсветового движения, бластеров, турболазеров и боев с оружием ближнего боя в космосе. И это хорошо.

Конечно, не обошлось и без ложки дегтя. В частности, временами действия героев идут вразрез с логикой (хотя причину этого автор косвенно указывает ближе к концовке), а такой вариант постапокалиптики мне кажется не самым вероятным (проверять мы, конечно, не будем). Немного подкачал человеческий ИИ (так и не понял, почему возможны только Тьюринги) и излишняя человечность Червя (хотя это, возможно, объясняется его колоссальным интеллектом). Обидно, что некоторые вещи в концовке оказались смазаны (изначально планировался целый второй том, а была дописана только небольшая последняя часть), но лучше так, чем никак (роман имеет сложную историю создания, ознакомиться с которой можно на просторах интернета). Мне бы, например, очень хотелось узнать, что хранит в себе Ковчег, и что будет дальше, но автор утверждает, что история закончена, а посему приходится смириться.

Однако, несмотря на концовку, получилось очень качественное произведение (и это дебют, не забывайте) крайне редкого сейчас жанра твердой научной фантастики, причем от нашего автора. Если вам наскучили попаданцы, эльфы, драконы и сверхсветовые путешествия, то однозначно выбирайте эту книгу и ждите новых работ Ибатуллина. Будет интересно. И помните, что Роза — опасность, а Червь — спасение. Но не забывайте и про главное: Роза и Червь — одно.

Оценка: 9
– [  16  ] +

Ссылка на сообщение ,

Почитал предыдущие отзывы.

Много думал о том насколько по разному можно воспринимать мир данный нам в ощущениях и насколько разными они могут быть от одного и того же набора раздражителей.

Как его только не классифицировали, и янг эдалт и политический триллер и твердая НФ.

И поругали за персонажей, сюжет, мир, концовку, политический юморок вторичность(особенно забавно, в мире победившего постмодерна то).

Да вот ни капельки не оригинальная книга. О Галанете писал еще Лазаревич в начале двухтысячных. Бытие человечества в освоенной Солсистеме писал Кори и иже с ним.

Но вот никто до Ибатуллина не мог сделать ничего подобного на русском языке. Киберпанк делали. Космооперу делали. А вот твердую сай фай фантастику новой волны вообще никак.

Единственный минус книги это явно второпях дописанный конец. Изначально планировалась вторая часть но у автора не сложилось. И вспоминая «Пришествие ночи» Гамильтона хорошо что автор успел остановится до того как понял что не вытягивает.

В итоге мы имеем великолепную книгу редчайшего на русском языке жанра. И это хорошо.

Оценка: 9
– [  17  ] +

Ссылка на сообщение ,

Дебютный роман «Роза и червь» Роберта Ибатуллина, учитывая грамотное информационное сопровождение, был изначально обречен на пристальное внимание знатоков и критиков, как благожелательное, так и предвзятое.

Первое, что бросается в глаза — автор уверенно и детально моделирует описываемые события, используя знания из различных областей физики, астрономии, математики, химии и даже биологии. Идет ли речь про бомбардировку Земли релятивистскими снарядами, работу антропофабрик внутри астероидов или принципы, на которых базируются тьюринги и нейроманты. Второе — Ибатуллин работает с цивилизационным размахом, описывая глобальные взаимодействия и процессы, эволюцию разума в масштабах вселенной, не ограничиваясь третьей от Солнца планетой и даже всей Солнечной системой, но при этом удерживается в рамках прагматических гипотез.

Начинается роман, как популярный зрелищный блокбастер — с впечатляющей картины уничтожения почти всей человеческой цивилизации. Целыми остались только орбитальные станции, лунные и марсианские базы, сохранившие и развившие высокие технологии. Однако Ибатуллин удержался от соблазна свести историю к постапокалиптическому боевику и ограничился отдельными экскурсиями по искалеченной Земле. Получилось панно из мечети Московской Богоматери, воровского кубла межкультурного Моста и офицеро-боярской Руссии. Однако основной сюжетный узел, в котором переплетается геополитическое противостояние Космофлота с дуэтом лунного Триумвирата и Марса, рискованная борьба человеческой цивилизации с загадочными и смертельно опасными аквилианами, внутренние интриги колонии Рианнон, попытка дочери овер-коммандера Зары Янг проявить себя талантливой руководительницей — этот узел располагается на базе Рианнон, вращающемся между орбитами Земли и Марса астероиде. Именно там разыграется активная половина партии между людьми и пришельцами. Вторая же — пассивная — развернется на Земле, где агенту Арлекину придется потрудиться, чтобы выжить среди бомбардировок, хаоса и варварства, а юному Саиду — чтобы выполнить задание звезды. Яркой, белой, немигающей.

К сожалению, «Розу и червь» нельзя назвать идеальным романом. Скорее это экспериментальный образец со всеми сопутствующими зазорами, дефектами ручной обработки, погрешностями сборки и запоздалой подгонки деталей. Автор играет с формой подачи информации — пьесы, передачи, документы — но порой все равно не хватает увлекательности и сопричастности. Психологические портреты и отношения персонажей несколько специфичны, а объяснение появляется уже пост-фактум. Финал возникает резко, словно сорванный стоп-кран, и хотя Ибатуллин утверждает, что сюжет закончен — но читатели вполне справедливо ожидают, что стоило осветить и возможные осложнения. Однако роман потенциально ценен тем, что способен породить малосерийное производство, а то и целую НФ-нишу, где рассматривается место человечества в сложном системе-организме, объединяющем развитые цивилизации во вселенной.

Итог: добротная твердая НФ космического масштаба.

Оценка: 8
– [  20  ] +

Ссылка на сообщение ,

Каждый сам для себя определяет, что любить и что читать. Каждый сам для себя создает систему ценностей. И в жизни, и в литературе. Поэтому и мнения о книге Р. Ибатуллина очень разные: восторгов по поводу такой научной и замечательной фантастики, до резких критических отзывов.

Мое мнение:

1. Научная часть написана неплохо. Заклепки сейчас пересчитывать не стану, так как намерена посвятить этому отдельный пост.

2. О персонажах. Задумано было хорошо, но для исполнения всего задуманного автору не хватило мастерства. Несмотря на то, что речь персонажей различается по своим характеристикам, общее впечатление таково, что нам показывают спектакль на какой-то провинциальной сцене. Причем, в нем участвуют подростки. Персонажи пытаются вести себя как взрослые люди, но выглядит это весьма жалко. Все эти пафосные страсти, надуманные переживания, подростковые мысли и чувства.

3. Книга заинтриговала сразу же фразой: «Ни один глаз не видел процесса падения». Почему именно один глаз? А как там было с ушами? Ни одно ухо ничего не слышало?

4. Нерия Вэй, один из главных персонажей книги, официальное лицо. Подразумевается, что это взрослая личность. Поведение и мысли подростка, пафос и юношеский неуместный задор.

[/spoiler] «Не помня себя, Нерия с воплем восторга вскочила на ноги», «Нерия гневно оглянулась на того, кто столь бестактно отказался присоединиться к общей радости.

Полковник Максвелл Янг, эмиссар центрального командования, маленький смуглый венерианин. Встретив негодующий взгляд Нерии, он холодно усмехнулся.

Нерия закусила губу. «Вечно этим надо все испортить!» Она отвернулась, подавив в себе прилив ненависти — общего чувства гражданских колониалов к космофлотцам. Сейчас не время для таких недостойных эмоций. Все-таки без Космофлота ничего бы не получилось… «Но больше вы, голубчики, никому не нужны, — мелькнуло напоследок в голове Нерии Вэй. — Войне конец, и вам тоже». В ее улыбке скользнула тень злорадства — и тотчас стерлась».

5. В книге не раз показан обучающий процесс в виде уроков, состоящих из разговора соответствующих уроку лиц и видеоматериалов. Прекрасная мысль! Если бы еще и исполнено было таким же.

Ну, вот, например, урок для детей 7-8 лет, как указывает автор.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«ШАСТРИ (гнусаво, капризно): Хочу построить новый корабль. Самый быстрый и мощный корабль во всем флоте. Личную межпланетную яхту. (Жуя, с набитым ртом): С плавательным бассейном, концертным залом и роскошной пыточной камерой! (Сладострастно облизывает пальцы).»
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

Это точно урок для детишек?

6. Зара Янг, тоже из числа основных действующих лиц. Если судить по книге, то достаточно взрослый человек. Поведение капризного избалованного подростка, постоянно упоминающего папу. А кроме этого, Зара готовит переворот и намеревается стать диктатором. ««Ты не забыла, что мы готовим переворот? — Зара повернулась к телохранительнице. — Я собираюсь стать диктатором этой колонии». «

Конечно, нужно напоминать легкомысленным телохранительницам о перевороте. А то че ж это? Никому и дела нет, что ли, до будущей диктатуры?

7. Зара сердится: «« Ах вот как, — зрачки Зары расширились от ярости. — Обрадовались! Решили, что раз началась война, то сила уже на их стороне. Что могут нас открыто презирать. Ну посмотрим, посмотрим. Гвин, придумайте способ наказать их».

Да ваще беспредел я щитаю! Мы найдем способ выгнать их из песочницы!

8. Заре плохо: ««Она едва успела увидеть и осознать это — прежде чем тело отнялось, а мир вокруг расфокусировался и расплылся в пятнистое цветное небытие».

Надо полагать, это один из примеров восхваляемого качества книги?

9. Снова Нерия Вэй: «— Вы сошли с ума! — набросилась я на него. — Устроили переворот, вместо того чтобы честно идти на выборы!»

Это точно о далеком будущем произведение?

10. Саид, мальчик 12 лет. Мальчик в книге показан довольно противоречиво. Он то ведет себя как ребенок, то вдруг начинает думать и разговаривать несколько странно для его возраста.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«— Вот смотри, — начал Саид. — С чего ты взял, что мелантема — это плохо?

— А как же? — у Брендана даже глаза округлились от удивления. — Черный цветок послали аквилиане, наши враги. Те, кто один раз уже ударил по Земле. Чего хорошего от них ждать?

— У нас говорят, что Аквила — орудие Гнева Аллаха, а Аллах милостив и милосерден. Но ты в Аллаха не веришь, поэтому скажу по-другому. С чего ты взял, что мелантему послали именно аквилиане? А не другие какие-нибудь существа, которые нам друзья?

— Хм. Аквила — единственная известная внеземная цивилизация. Были бы у нас друзья — мы бы знали. Друзья не прячутся.

— Даже если так. Почему ты думаешь, что раз аквилианское — значит злое? Может, они хотят договориться, помириться? А говорить-то по-нашему не умеют. Может, эта мелантема мне внушит их язык, и я стану переводчиком? Ты подумай, как она может быть плохой, если мне сейчас так хорошо?

Брендан, кажется, призадумался — а Саид так и светился от радости, что смог так ясно, просто, доходчиво все сказать. По правде говоря, он прямо на ходу придумал все эти доводы. Сам-то он безо всяких доводов знал истину — а вот Брендана они могли бы и убедить… Но Брендан смотрел на него как-то странно».

Вот непонятно, то ли мальчик такой уж очень умный, то ли этот Брендан такой э…, скажем, тугодум. А вроде, взрослый человек.

11. Подведу итог своему небольшому обзору: язык произведения в основном беден; герои ведут себя так, как будто большинство из них резко перестали взрослеть, рассуждая и общаясь на уровне подросткового мышления; ни одно действующее лицо не выписано так, чтобы за него можно было переживать или, хотя бы сочувствовать ему. Когда читаешь о том, что это лучшее произведение российской научной фантастики за последнее десятилетие, хочется спросить, на что же похожи те, которые не лучшие? Впрочем, вопрос риторический.

Полный вариант отзыва мне хотелось бы показать в моей колонке, как только она у меня появится.

Оценка: 3
– [  23  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Лучшая отечественная нф», – говорили они. «Почти что Уоттс», — говорили они. Писали хвалебные рецензии и рассыпались в восторгах. И я наступила-таки на горло собственным принципам и взяла в руки отечественную фантастику. И знаете, что? Как истинный Фома неверующий, я запаслась бочонком едкого скептицизма и набором стандартных обвинений в пиаре и преувеличениях. Но где-то по дороге всё это растеряла. Потому что это – действительно лучшее, что есть сейчас в русскоязычной научной фантастике (или одно из; и вообще – делите надвое, ибо громкими заявлениями сейчас бросается человек, как огня боящийся других представителей жанра). Не новое слово, конечно же, да и радость по поводу внезапного возрождения российского нф-пространства, по-моему, преждевременна, ведь один в поле не воин. Но «Роза и Червь» хороша, интересна и научна.

Давайте разбираться, чем же так «выстрелил» роман Роберта Ибатуллина. Сюжетно его хочется отнести к постапокалиптике, потому как в 2295-м году Земля подверглась массированной инопланетной атаке. Некоторые особо ушлые успели оседлать космические корабли и смыться на ближайшие луны, спутники и астероиды, а малая доля остального человечества пережила пятилетнюю зиму и потихоньку обретается на руинах развитой цивилизации. Это, безусловно, космическая нф, так как изрядная доля «романного» времени посвящена межзвёздным путешествиям, колониям на астероидах и проблемам инопланетного вторжения. С киберпанком лично у меня серьёзных ассоциаций не возникло, ибо технологии у Ибатуллина скорее развивают нашу действительность в том же направлении, что у Винджа и Симмонса, нежели уходят в киберпространственные и мрачно-урбанистические дебри Гибсона и Стерлинга.

Без сомнения, перед нами – политический триллер (и эта линия вполне могла бы затмить собой все остальные, будь ей оказано чуть больше внимания). Поначалу персонажи действуют как будто бы сами по себе, исходя из собственных эгоистических побуждений и стремления выжить в непростом мире будущего. Но вскоре проступают контуры конфликта между военными диктаторами на Венере и свободными колониями на Луне и Марсе. Следствия этого воистину глобального конфликта ужасают и трогают за живое, ведь до жути напоминают характерные и распространённые ситуации, когда «цель оправдывает средства», а борьба за власть становится неимоверно жестокой, даже перед лицом колоссальной угрозы.

Бытует мнение, что «Роза и Червь» — это янг-эдалт, с чем я категорически не согласна. Введение двенадцатилетнего персонажа не переводит книгу автоматически в разряд подростковых. Некоторое упрощение к финалу, вызванное отходом автора от технических подробностей и увеличением динамики повествования – вот это в романе присутствует. Однако проблемы здесь поднимаются отнюдь не детские. Большинство основных персонажей – вполне взрослые люди, а интрига, даже с точки зрения того самого 12-тилетнего Саида, чересчур сложна и многослойна.

Нельзя обойти вниманием и научную часть, которая, в общем-то, и заставляет вспомнить именитых мастеров зарубежной нф. Ибатуллин не любит объяснять на пальцах, но технологии будущего интуитивно понятны даже неспециалисту, их обоснование и применение логично и не вызывает нареканий, но закрадывается и парочка недостатков. Во-первых, не соблюдён баланс научного и остальной части повествования. С самого начала автор погружает нас в незнакомую среду, где мы на каждом шагу натыкаемся на загадочные устройства и неизвестные нам исторические факты. К середине же сеттинг становится привычным, новшествам уже не приходится удивляться, научность постепенно отваливается, сменяясь удалым триллеро-боевиком. Неплохим, потому что он всё равно даёт ответы на интересующие читателя вопросы, но иногда хочется, чтобы Ибатуллин-технарь не прятался в дальний угол, а разбавлял повествование Ибатуллина-рассказчика.

И второе. Нельзя сказать, что идеи в «Розе и Черве» вторичны. Приложенные к необычным реалиям, они не бросаются в глаза как калька с трудов западных авторов, хотя те же Уоттс с Симмонсом в некоторых эпизодах усиленно подмигивают между строк. Они хороши, но отсутствует в них некая самобытность. Начиная с устройства систем жизнеобеспечения на астероидах и заканчивая космическим Роем – всё выписано в лучших традициях зарубежной нф. А так хотелось бы не только поставить Ибатуллина в ряд с мастерами жанра (что само по себе очень здорово), но и выделить его в совершенно отдельную категорию. Чтобы пресловутое возрождение российской нф шло по собственному пути, а не под маркой «писать в духе Уоттса». Ведь по сути роман этот – знак того, что и в России-матушке не перевелись ещё авторы, способные к полёту фантазии, помноженному на хорошую научную базу. Которые, как Роберт Ибатуллин, могут взять стандартный постапокалипсис с угрозой инопланетного вторжения – и сделать из него нф-конфетку.

А конфетка и есть: с разнообразной начинкой, со множеством вкусов, временами простоватая, но недостатки с лихвой подавляются интересным сеттингом и качеством произведения. Я пока что не готова пересмотреть свои взгляды на русскоязычную фантастику, в которой царствует фантбоевик с нестареющим «пыщ-пыщ». Но за творчеством Ибатуллина следить буду, однозначно.

P.S. Грустно, что роман обрывается на полуслове, а перспективы продолжения весьма туманны. С такими роскошными предпосылками стоило либо закончить на печальной, но окончательной ноте, либо сразу пообещать штук пять томов цикла. А у нас тут разочаровывающее to be continued… и читатели со скорбными взглядами, ожидающие следующего романа.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх