fantlab ru

Альфред Ван Вогт «Библия Пта»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.05
Оценок:
322
Моя оценка:
-

подробнее

Библия Пта

The Book of Ptath

Другие названия: Ptath; Two Hundred Million A.D.; Книга Пта

Роман, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 36
Аннотация:

Боги жили на Земле. Они могли перемещать тела и души. Их возможности были почти безграничны...

Спустя миллионы лет небытия Пта очнулся на своей планете. Кто заставил его забыть прошлое, чьи воспоминания он носит в себе, ради интриг каких богов сотворили с ним это безумие...

С этим произведением связаны термины:

Входит в:

— журнал «Unknown Worlds, October 1943», 1943 г.


Награды и премии:


лауреат
Фэнтези: 100 лучших книг / Fantasy: The 100 Best Books, 1988

Похожие произведения:

 

 


Библия Пта
1992 г.
Библия ПТА
1993 г.
Путешествие космической гончей
1993 г.
Слэн
1993 г.
Библия Пта
1994 г.

Периодика:

Unknown Worlds, October 1943
1943 г.
(английский)

Самиздат и фэнзины:

Библия Пта
2015 г.
Клетка для разума
2016 г.

Издания на иностранных языках:

The Book of Ptath
1947 г.
(английский)
The Book of Ptath
1973 г.
(английский)
I cavalieri delle stelle
1986 г.
(итальянский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Данный роман, хоть и повествует об очень далеком будущем Земли, на самом деле является самой обыкновенной сказкой (хоть и в естественных декорациях). Какая-то волшебная сила переносит главного героя — капитана американской армии Питера Холройда — на двести миллионов лет вперед, в мир изменившихся континентов и человеческого естества. Некоторые из людей открыли в себе потрясающие возможности и стали подобны богам: они живут вечно и могут переносить свое «я» в тела других людей. Капитану повезло — он угодил в тело местного бога по имени Пта. Беда только в том, что этот бог забыл свои чудестные способности и за ним развернулась самая настоящая охота со стороны конкурентов...

Как мне кажется, за основу образа своего героя автор взял древнеегипетское божество Птах — бога-создателя нашего мира, покровителя мастеров и ремесленников. От его имени образовалось и хорошо известное нам название Черных Земель — Египет (точнее, Эгюптос). Как все древние боги, Птах был весьма загадочен и могуществен. Он легко мог «менять свои лица» и владел тайнами жизни и смерти. Его духовным воплощением был священный бык Апис, а женой — неистовая солнечная богиня-львица Сехмет (кстати, покровительница войн). Главным центром его культа был Мемфис, и все правившие там цари прибавляли к своему тронному имени имя их бога (как, например, Мернептах). От числа почитателей напрямую зависела сила самого бога. Недаром автор упоминает про молельный жезл, через который вымышленный Пта получал свои сверхвозможности. Его соперница, намереваясь ослабить Пта, собиралась убить всех его почитательниц и изъять их жезлы. Очень даже по-древнеегипетски... Правда, на этом всякое сходство с реальным тезкой заканчивается. Дальнейшее повествование больше напоминает мне странствия Одиссея, только без своего знаменитого корабля. Мир будущего показан достаточно ярко, хотя и не совсем правдоподобно: все эти Гонволаны, Нуширваны и Аккадистраны — всего лишь буйная фантазия автора, не подтвержденная научными изысканиями. Также фантастическими кажутся мне сто миллиардов человек, проживающих в означенных державах. Дело даже не в том, что их невозможно будет прокормить, — куда сложнее будет их разместить на указанных автором клочках суши. Тем более, если учесть, что океан они совсем не используют, да и вообще их технологии как раз на уровне древнеегипетских: лук, стрелы, копья и прирученные животные — скриры и гримбы. Никаких космических кораблей и ядерной энергии. Какое-то унылое и неинтересное это будущее. Наверное именно поэтому мой интерес к роману сильно угас — читал я его только из принципа. И чем дальше читал, тем меньше понимал. Диалоги действующих лиц весьма скупы и неинформативны, их лексика заставляет вспомнить учащихся коррекционных школ, а логика рассуждений — детский сад и ясли. Весь сюжет — это сплошной ситуативный «рояль», пляшущий под авторскую дудку танцы дикарей острова Пасхи. Попытка понять семь уровней защиты Пта приводит к еще большим потерям в ориентации, вынуждая читающего банально «плыть по течению», не борясь со стремниной и ее порогами. Ближе к финалу действия персонажей становятся вообще бессмысленными и невозможно понять, кто ведет в счете и насколько. Сам финал происходит весьма буднично, без кульминации и подходящей морали — такое впечатление, что автор и сам устал от своей собственной идеи, позабыв половину того, что хотел описать. Наверное, для первого творения это всё было довольно неплохо. Только вот я уверен, что, подай он такую заявку 20 лет спустя, ее бы не принял ни один солидный журнал.

Подводя итог, скажу, что стиль романа сильно напоминает марсианско-венерианский цикл Эдгара Берроуза, только без присущей ему масштабности и эпичности. Герой ван-Вогта слишком плоский в сравнении с Джоном Картером и Карсоном Нейпером и потому не вызывает никакого сочувствия. Совместив две личности в одном теле, автор не использовал прекрасную возможность показать внутренний конфликт между ними, как это, к примеру, сделал Стивенсон в своей «Странной истории доктора Джекила и мистера Хайда». В любом случае, «Библия Пта» — это роман упущенных возможностей.

---------------

РЕЗЮМЕ: один из первых романов писателя, рассказывающий о приключениях нашего современника в магическом мире далекого будущего. Слишком примитивно и неинтересно для сегодняшнего читателя.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Роман, вышедший довольно давно...

Раньше читал короткую прозу от Ван Вогта, но с более длинным произведением решил познакомиться именно с этой книги.

Роман написан в духе того времени, и сейчас, наверное, мало кому будет интересен. Ну за редким исключением людей, которым нравится произведения прошлого, как к примеру и мне. Он чем-то напоминает Роберта Говарда с его Конаном... Нет, даже не его, а скорее Лина Картера, с его циклом Гондвана. Этаким очень далёким будущем, которое схоже с фэнтези миром. И замечу, что в те времена многие авторы грешили этим сюжетом, двигаясь не по научной линии, а скорее уж более магической, что ли. Но навряд ли можно их упрекнуть в этом, так как и в наше время есть отдельные тенденции, некие заготовки, по которым действуют писатели. Каждому отрезку времени, своё виденье будущего.

Собственно, книга мне больше понравилась, чем нет, хотя читалась и не легко, а порою довольно нудно. При прочтении пахнуло чем-то далёким, давно позабытым из юношества, той самой фантастикой, которой зачитывался в детстве, ккак её называют нынче, золотым веком. Роман можно читать, отвлекаясь от насущих проблем, погружаясь в вымышленный мир Ван Вогта, где есть приключения, стандартный герой и сюжет... Не надо ждать чего-то особого от книги. Эта классика уже, и её можно принять или нет, здесь дело каждого.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весь эффект от чтения испортила длина текста. Чем дальше читаешь, тем меньше он становится. И, если вначале текст поражает, увлекает, обещает, то после середины, он надоедает, развращает и не увлекает. Странная метаморфоза, которая является следствием отсутствия сюжета и хотя бы минимальных логических разъяснений. Читатель должен догадываться по отрывочным фразам, что, зачем и почему, а это ещё больше усложняет текст... И бросить жалко и смысла читать никакого, концовка вообще ничего не раскрывает. Одним словом на любителя магии текста.

Оценка: 7
– [  6  ] +

Ссылка на сообщение ,

Редкий случай — фэнтези от Ван Вогта.

Действие происходит в будущем, но необычном будущем: Бог Пта, богини (добрая и злая), фантастические животные, патриархальные крестьянские страны без какого-либо намёка на промышленное производство. Бог Пта возвращается из прошлого (ХX века времён 2-й мировой войны) в свою страну, где правит коварная и злая богиня...

Захватывающий роман, читается на одном дыхании.

Сюжет туманен (например, непонятны рубежи защиты Пта), действия героев порой не поддаются логическому осмыслению, конец скомкан. Но это не портит общего хорошего впечатления от книги.

Оценка: 8
– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ни разу не фантастика, чистая фентезятина с магией и средневековыми технологиями.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)

P.S. Нельзя просто взять и добавить к текущему времени 200млн лет а к населению нолик. Планета не прокормит 100млрд людей на уровне средневековья, особенно если ископаемые ресурсы выработаны. Миллионные армии в таких условиях не смогут даже передвигаться, не то что организованно действовать.

Без взрывчатки летающие всадники в условиях города или леса бесполезны. Морской флот автор полностью игнорирует.

Оценка: 5
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма своеобразный текст. Неоднозначный. Но – в любом случае внимания достойный. Проблематика богочеловека – более чем интересный аспект и в чисто фантастическом воплощении, и – в плане сугубо философском.

Да, можно поспорить по поводу формы реализации, конечно же. Удачная попытка или же не удачная – это, все-таки, больше вопрос склонностей и пристрастий. Вот мне, к примеру, фэнтезийная форма не шибко по душе, я бы предпочел что-нибудь более трезвое, если так можно выразиться. Но, «…сколько людей – столько и мнений…».

А сама предметная область – «…проблематика превращения человека в бога и бога в человека…» — несомненно, обладает, и вполне объективно, значительным потенциалом читательского интереса. Хотя бы среднестатистически – в рамках общей читательской аудитории

Оценка: 7
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

В нынешнем потоке «попаданческого жанра» роман кажется простым и наивным. Герой не занимается прогрессорством, а всего лишь старается сохранить рассудок и власть над телом, деля его с грозным древним божеством.

Традиционно, Ван Вогт пытается захватить читателя сюжетом, не слишком вкладываясь в сценизм. Такие традиции были терпимыми дял фантастики первой половины прошлого столетия, но сегодня этот стиль воспринимается менее благосклонно. Нам нужны живые, объёмные герои. Высокий драйв, яркий колорит. У Ван Вогта мы этого не находим.

Однако, я предполагаю, что история попадания погибшего танкиста, в иной мир, вызвала высокое сопереживание читателей в суровые времена выхода романа.

Сейчас же роман прочёлся не слишком легко, и заинтересовал скорее, как образец истории НФ жанра.

Оценка: 7
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Гениальное произведение. Наверное, первая попытка изобразить бога, превращающегося в человека, и человека, превращающегося в бога, через призму восприятия современного человека.

Произведение нетривиальное, не для любителей обычного фэнтези — а для любителей НФ, хотя чисто формально это фэнтези, так как в романе основные действующие лица — боги.

С самых первых страниц мы видим то, как должен воспринимать мир человек далёкого будущего, пусть и потерявший память — совершенно фантастический интеллект, отличающийся способностью динамической смены стереотипов мышления. Способный сразу после усваивания крупиц информации менять своё мышление в соответствии с изменениями- непрерывно меняться самому и менять окружающий мир. И если информации не хватает — предпринимать действия, в результате которых возникает лавина информации.

Данный подход в полном объёме используется только в качестве заставки, экспоненциальный рост восприятия героя очень быстро вывел бы его за пределы нашего восприятия. Поэтому появляется главный герой , наш современник, глазами которого мы видим мир — и который ограничивает возможности и восприятие Пта. Но и он весь роман действует в условиях крайней недостаточности и недостоверности информации, мир вокруг него постоянно порождает неожиданности. Те цели, которые ему навязывают, оказываются то ложными, то правильными. Уже сложившаяся картина мира постоянно разрушается, и герою требуется постоянно переосмысливать как информацию об окружающем, так и о себе самом, и о своих целях.

Имя бога выбрано автором не случайно. В соответствии с древнеегипетской мифологией это отец богов, создатель людей, бог-созидатель, бог-творец, бог-механик, бог — создатель форм, и одновременно — бог мертвых, стоящий с жезлом в руке на иероглифе правды. То есть ещё и бог справедливости. Многие из этих моментов так или иначе обыгрываются Ван Вогтом.

Роман созвучнен рассказу «Чудовище» — это некий альтернативный вариант развития человечества, нетехнологичный, где большинство людей остались обычными людьми, но их совокупное мышление породило человека-бога с возможностями почти как у людей будущего из «Чудовища». Бога — воплощение идей людей о справедливом правителе. Бога-интеллектуала, способного править гигантскими массами людей и готового ради этих людей пойти на перерождение — эдакая парадоксальная система перевыборов бога-правителя, позволяющая начать правление с чистого листа, избавившись от всех предыдущих стереотипов мышления. «Перезагрузка» бога. Но люди неидеальны, и порождённые ими боги тоже оказываются неидеальны. Рядом с Пта оказывается богиня, воплощающая в себе эти недостатки и желающая занять его место, что и порождает проблемы, решаемые на протяжении романа.

В итоге: интеллектуалам — читать обязательно. Остальным будет порой интересно, порой скучно, порой будет «сносить крышу».

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Тот редкий случай, когда Ван Вогт реально перемудрил. не потому, что сюжет такой сложный. Все сюжетные ухищрения маскируют весьма убогую исходную конструкцию... Про возрождающихся богов писали и лучше, и серьезнее. На месте Пта у Ван Вогта мог быть какой угодно представитель любой мировой религии — с сюжетом это никак не связано. Нет ни философии, ни логических вывертов (как в «Неаристотелевом мире»), ни эффектных описаний мира. Для любого «среднего» фантаста вещь баллов на 8. Для Ван Вогта — в лучшем случае 6.

Оценка: 6
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Ван Вогт в своём (это один из первейших его романов) проиведении создаёт любопытную ( на первых страницах) ситуацию. Какое-то существо идёт незнамо куда и не знамо зачем.

Вдруг выходит он на дорогу и тут на него движется монстр с головой, как у него, но с чёрным торсом, и огромным туловищем. Вот и это оказывается просто одетый фермер на телеге...

Дальше начинается классическое фэнтези про восхождение «бога» на своё законнное место.

в итоге мы получаем давольно замудренный, но плосковаты для Альфреда роман.

Например фармер поразил мея больше своими ярусами

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне данная книга понравилась, отличный образчик приключенческой литературы. Так же хочется отметить мастерство автора при написании книги, баланс между фантастикой и фэнтези, в результате чего я бы ее не отнес ни к одному из данных жанров. Получилось что то необычное, но для прочтения приятное.

Оценка: 8
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

не жалею, что прочитал. переосложненный сюжет забылся тотчас, но сохранилось ощущение-послевкусие, как от вещи весьма стоящей, способной позитивно впечатлить и оставить кучу вопросов; а что? — вполне себе настоящая фантастика :wink:

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх