Альфред Ван Вогт «Пешки Ноль-А»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика | «Твёрдая» научная фантастика )
- Общие характеристики: Приключенческое | Социальное | Философское | Психологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос | Венера ) | Наш мир (Земля)
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Спасение мира | Сверхъестественные способности, супергерои | Путешествие к особой цели | Обмен разумов, перемещение разума | Бессмертие
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Продолжение романа «Мир Нуль А». Империя начинает галактическую войну невиданных ранее масштабов. Непокорные миры безжалостно уничтожаются.
Госсейн отправляется в опасное путешествие в дальний космос, чтобы найти способ предотвратить неминуемую гибель Солнечной системы и свободной галактики. В своих поисках он раскрывает секрет происхождения всего человечества.
Входит в:
— цикл «Нуль-А»
— журнал «Astounding Science Fiction, November 1948», 1948 г.
— журнал «Astounding Science Fiction, October 1948», 1948 г.
— журнал «Astounding Science Fiction, January 1949», 1949 г.
- /языки:
- русский (3), английский (3)
- /тип:
- книги (1), периодика (3), самиздат (2)
- /перевод:
- О. Чертолина (3)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
glaymore, 31 августа 2023 г.
Довольно бестолковое продолжение топового НФ романа.
В самом начале книги Гилберт Госсейн приобретает полубожественные способности и далее без передышки их использует для беспорядочных метаний по галактике, каждую главу посещая новые звездные системы и переселяя свой разум в новые тела.
В финале автор окончательно перестает сдерживаться и начинает открытым текстом вещать, какой Госсейн сверхчеловек и как ему тягостно среди отсталых унтерменшей.
Главная фишка первой части — философия мышления «нуль-а» — в романе практически не упоминается.
Короче, проходняк, первой части в подметки не годится.
P.S. «Игроки нуль-а» — это, кажется, первый случай в истории мировой НФ, когда автор постарался дать навязшему в зубах космооперному штампу (все планеты в галактике населены гуманоидами абсолютно земного облика, уверенно лопочущими на разных диалектах английского) логичное обоснование. В такие моменты, конечно, вздыхаешь и думаешь «все-таки ван Вогт велик». Даже у великих бывают неудачные дни, ну, чего уж, простим.
god54, 22 июля 2020 г.
Продолжения, почти всегда теряют в остроте восприятия читателем новых фантастических идей и оригинальных сюжетных ходов. Так произошло и в данном случае. Сюжет переполненный действием, которые носят просто описательный характер, не предоставляя места психологии, философии, эмоциям. Эпичность происходящего в рамках одного героя, который мечется по вселенной впечатляет, но превращает читателя в наблюдателя, а не сопереживателя, не успев осознать одно событие, как он уже погружается в другое, и герои остаются лишь именем, а не образом. Однако, это не умаляет достоинств романа, и, в первую очередь, его эпичность. Жаль, что не переведены продолжения серии, там ведь могло быть много интересного...
Тиань, 5 июня 2016 г.
Во второй части трилогии «Ноль-А» получают объяснения почти все вопросы, возникшие после прочтения первого романа. География приключений расширяется, мы видим другие населенные людьми планеты, помимо Земли и Венеры, на первый план выдвигается военное противостояние Империи диктатора Энро и Лиги Благородных — объединения демократических планет. Энро талантлив, Империя имеет весомые шансы на победу, и Гилберт Госсейн призван переломить сложившееся соотношение сил.
На протяжении всего действия в сюжете присутствуют разные загадки и тайны: предсказатели, Спящий Бог, особенности анатомии мозга главного героя, инопланетяне. Тайна обозначается, проявляет себя, озадачивает, раскрывается, иногда в полной мере, иногда в части, но в целом первые две книги цикла представляют собой законченную историю.
Галактическая война постепенно отодвигается на второй план, главный герой вовлекается в разгадывание гораздо более масштабных и интригующих событий. Феномен Гилберта Госсейна получает объяснение, правда, для Земли и других населенных планет он так и останется уникальным реликтом, ибо единственный, но, возможно, с его помощью человечество получит доступ к своей изначальной истории, и это повлияет на политическую обстановку в Галактике.
Несмотря на насыщенный сюжет, роман очень спокойный, в нем множество философских отступлений, с позиций нашего времени несколько наивных, но для 1949 года, когда он был написан, всё это наверняка выглядело свежо и оригинально. Автор предпринял попытку сформулировать принципы нового отношения к миру, жизни, мышлению, человеку. Попытка зачетная, суть философии Ноль-А по прочтении книги укладывается в голове. Вполне возможно, что следование ей на протяжении жизни нескольких поколения действительно может привести к формированию полностью самоуправляющегося общества, как на Венере.
Герои прописаны несколько блёкло. Даже Гилберт Госсейн скорее иллюстрирующий инструмент к идее, чем живой человек. Но применительно к главным целям романа — показать принципиально новое социальное сообщество, скрытно интегрированное в привычную среду, значение воспитания, интеллектуальной и эмоциональной самодисциплины для расширения возможностей человеческого мозга, неабсолютности любых истин ввиду привязки их к конкретному ограниченному научному базису и многих других моментов, составляющих основу неаристотелевского взгляда на мир, таких героев достаточно. Яркие персонажи сработали бы даже во вред, отвлекая внимание и мысль.
Роман написан почти семьдесят лет назад и с позиций сегодняшнего читательского опыта может показаться простоватым, но он и сейчас читается с интересом, к словам Автора хочется прислушаться, с чем-то согласиться, с чем-то поспорить, что-то запомнить для себя. Это значит, книга удалась, она прошла проверку временем.
VovaZ, 26 июня 2013 г.
Классический Ван-Вогт. Сумрачная атмосфера, смелая фантазия (1949 год, господа!), сохраняющая, тем-не менее, научность, супергалактический масштаб. Роль одного человека в галактической истории. Не для любителей лёгкого чтения.
laughingbuddha, 10 февраля 2010 г.
Почти не уступает первому роману эпопеи, хотя, как мне кажется, в нем автор излишне увлекся накручиванием сюжетных ходов, за которыми как-то потерялись собственно сами персонажи. Да и сама неристотелева логика, как мне кажется, ушла на второй план.