Сергей Жадан «Депеш мод»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Приключенческое | Чёрный юмор
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Восточная Европа ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
Беспощадная трепанация черепа поколения «Депеш мод», с любовью и ненавистью проведенная возмутителем спокойствия Сергеем Жаданом, лицом и голосом новой прозы.
Впервые: Березіль. — 2004. — № 7-9.
Входит в:
— сборник «Капітал», 2006 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Masyama, 3 ноября 2024 г.
Книга мне не понравилась. Вместо слепка времени, которого я ожидал, писателем предложен слепок одного эпизода из жизни побитых ею, но очень молодых людей. На мой взгляд, это ровно тот случай, когда деревья загораживают лес.
Мы с автором ровесники, и в 93-м, в котором разворачивается действие, 19 было нам обоим. Поэтому по картине того мира разночтений быть особенных не могло. По восприятию — могло, а по содержанию — нет. Время было, так скажем, непростое и невесёлое. Собственно, только молодость его и скрашивала.
Этот короткий роман, как мне показалось, заварен очень жиденько. Нет в нём ни глубины, ни яркости образов. Сюжет, если очистить текст до скелета, заключается в двухдневном поиске группой товарищей ещё одного своего товарища, чтобы передать ему грустное известие.
Все персонажи очень много пьют, временами покуривают и часто проваливаются в трансцендентные состояния, во время которых предаются размышлениям и испытывают галлюцинации, в том числе коллективные. Ладно. Но дело-то в чём? Они ведь на ровном месте такие. У них нет истории. Может, объём не позволил автору прорисовать своих героев поподробнее. Не знаю. Но получилось, по-моему, не очень хорошо. Вторично.
А, может быть, недостаток глубины объясняется тем, что произведение было написано в 2004 году, когда события предыдущего десятилетия ещё были слишком близки по времени, чтобы видеть их с нужного расстояния.
Из хорошего отмечу несколько ярких метафор и определений. Например, главный герой признаётся, что он чувствует себя рекой, текущей против собственного течения. Вот это сильно! И вызывает сочувствие. Ещё запомнилось исполнение эпизода, где герой представлял своего несчастного ангела, истекавшего кровью и молоком. Тоже такой весьма драматичный фрагмент текста.
Да мат очень естественно встроен в нарратив. Он настолько хорошо в нём сидит, что я было подумал, будто Сергей Жадан написал «Депеш Мод» на русском. Однако нет, это всё же перевод с украинского.
Кстати, о «Депеш Мод». Я не уверен, что существует «поколение» этой группы, как о том сообщает аннотация, но, в любом случае, Депеш Мод из романа не имеет ничего общего со всемирно известным коллективом. Здесь это, скорее, мифологический элемент с выдуманной историей.
MarchingCat, 19 декабря 2018 г.
Не верю. Напрочь. И всё тут. Даже для вымышленных персонажей, их образы и их будни описаны криво (либо не полно). Таких людей, как в романе, не существует. Поймите правильно, если взять одного человека, и чуть поменять условия — то да, реально будет. Например, сделать условие что человек — умственно отсталый. Или если всю компанию сделать старше лет на 20 и пояснить что они бомжи и живут на помойке.
А у автора несколько человек из коммунальной квартиры, все — молодые, но тупые как пробки, как не соседи, а как из одной палаты интерната для отсталых. Все не интересуются женским полом (в этом-то возрасте!!!). Все живут как во сне от рюмки до рюмки. В этом-то возрасте!!! У них даже поиск следующей рюмки через раз как у заторможенного пенсионера, а не как у молодых парней.
Плюс, так сказать, литературность самого текста. Написано блекло и скучно.
Я сам молодостью из 1990х. И если описанное в книгах эМ-Си, Павла Перца, Лиды Соколовой, Стогова — узнавал, иногда как в зеркале, иногда — своих знакомых, то в книге «депеш мод» — просто трип какой-то, автор выхватил очень однобоко какой-то фрагмент реальности, но подал как реальность полную. И оттого происходящее напрочь неправдоподобно.
По мне, одна из самых неудачных книг издательской серии «поколение Y».
RomaSchkin, 21 июля 2018 г.
Почему-то многие неправильно понимают эту книгу, романтизируют 90-е года со всей той пошлостью, грязью тяжелого времени, и забывая про свободу, — так вот о свободе и писал эту книгу Жадан.
Писал автор очень необычно, даже сейчас «Депеш мод» читается неоднозначно, слишком жизненно, грузно и подробно, кое-что можно было бы опустить, но в конце понимаешь — так и должно было быть, так и обстояли дела в конце прошлого века. Доступный язык (извините, но иногда слишком простой, упрощенный) и часто затянутое повествование раскрывают все то, о чем и хотел сказать автор. Для меня эта книга, в первую очередь, о пьянящем чувстве естественной неограниченной свободы.
vesnyshka, 7 октября 2016 г.
На такие произведения мне сложно писать отзывы, потому что не знаю, с какой стороны подступить. Начав читать, думала – ну нет, ну это так плохо, столько ненормативной лексики… А после не могла оторваться, понимая, что так оно всё и было, и без этих матов книга была бы нечестной. Потому если коротко, то – читать обязательно. А если чуть пространнее…
Жадан так умело показал срез общества 90-х, что читатель обязательно узнает что-то своё или себя, или кого-то из своего окружения. Я в 90-ые была школьницей, но всё же помню ту атмосферу некой потерянности, поиска новых путей, ощущения «смешались в кучу кони люди». Здесь экзистенциальное крепко завязано с желанием вынырнуть из затягивающего алкогольно-наркотического болота и жить. Вот только как жить 19-летним, у которых позади разрушенный СССР, а впереди – неизвестность. И в этом пограничном состоянии им нужно помимо поисков жизненного пути, не потерять самих себя. Жадан так талантливо описал маргинальность, отчужденность, асоциальность, что они в его книге выглядят мягко, наивно, как-то даже по-доброму что ли. И хочется обогреть этих ребят – еврея-антисемита Собаку Павлова, коммуниста-Васю, Карбюратора-Сашу, толстяка-Какао, дочку генерала-Марусю, самого автора, выступающего героем-повествователем.
Героями романа по-своему выступают и бюст Молотова, украденный ребятами из полуразваленного завода, и сам этот завод, и первые вещатели-иеговы, и инвалид с патефоном, и электричка с детьми, живущими в вагонах, и тётки-челночницы с водкой в грелке, и радиоведущий с рассказом о группе Депеш Мод…
В этой книге столько иронии. Читая, я злилась, я узнавала, я расстраивалась, я хохотала до слёз. Правда-правда, хохотала вслух, искренне. Потому что над этим нужно или плакать или смеяться. Автор нам предлагает второе, потому что историю не изменишь, её героев тоже. А относиться к себе с самоиронией – лучшее лекарство от неурядиц, коими полна жизнь поколения Депеш Мод.
Можно ещё долго рассказывать об этом романе и его героях, вспомнить о милиционере, отпускавшем главного героя, о четких инструкциях по изготовлению бомбы и коктейля Молотова, вспомнить Марусю, переспавшую с геем из принципа, раскрыть тему родителей, которые своим отсутствием громко присутствуют в романе, можно написать отдельное эссе об образе дороги в этом повествовании… Но самое лучшее, что можно сделать – это просто прочесть эту книгу.
Пыс.пыс. Сегодня вечером я начну читать Ворошиловград Жадана, потому что невозможно так просто расстаться с этим автором.
Paganist, 19 марта 2018 г.
Автор честен, ироничен, безжалостен. Чтобы понять эту книгу, нужно знать не понаслышке о 90-х, которые не зря названы «лихими». Тем, кто застал 90-е молодым происходящее в романе знакомо, хоть и неприятно. Читатель находится в эпицентре беспечности, происходящей от безысходности. Потому что у героев книги нет планов на будущее, потому что нет веры в светлое будущее, нет вообще никакого будущего, ибо герои его не могут и не хотят представлять. Герои живут сегодняшним днём. Не потому что просветлённые, а потому что другого выбора нет — просто существуют, как придётся.
В романе много ненормативной лексики, много алкоголя, марихуаны. Есть потоки сознания и глупые разговоры. Есть разворованные заводы и иностранные проповедники, мажоры и милиция, сексуальные меньшинства и рецепты бомб для анархистов, грязные электрички и диджеи на радио. И потерянные в этой солянке главные герои-студенты, не знающие куда себя приткнуть.
В целом, повествование интересно. Диалоги живые, рассуждения и размышления необычные, герои явно списаны с реальных прототипов. Подано, как история история из жизни, услышанная в кругу друзей. Но, как говорится, на любителя.
Venzz, 9 октября 2015 г.
Шедевр. Приключения троих друзей по Харькову начала 90-х. Безоговорочно веришь всему что с ними происходит, ведь каждый проживал что-то похожее во время своей беззаботной молодости. И мысли всплывавшие в голове героев, также всплывали у всех нас.