Вячеслав Бакулин «Право третьей петли»
- Жанры/поджанры: Мистика
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Кельтской )
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Проклятие | Фантастические существа
- Линейность сюжета: Вложенный
- Возраст читателя: Любой
В Ирландии жизнь жителей тесно взаимосвязана с Малым народцем. История о загадочном названии захолустной таверны «Веревка», превращается в старинную легенду о любви и предательстве, и конечно не без участия волшебных существ.
Входит в:
— антологию «Призраки и пулемёты», 2014 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
jansson, 7 июля 2014 г.
Литературу отечественного производства я не люблю, у меня вполне законное предубеждение против этого явления. Даже когда у меня возникает возможность почитать современный опус, я отвечаю «спасибо, не надо». Потому что правда не надо. Только флэшмоб и прочие игры понемногу знакомят меня с достойными произведениями, родной язык которых – русский.
И тут мне в голову ударило желание приобщиться к национальному продукту, в основном благодаря обалденной обложке «Призраков и пулеметов». Поглядев на свой список чтения за последние несколько лет, я с удивлением обнаружила, что там практически отсутствует фантастика, максимум – янг-эдалт какой-нить или детская фэнтезятина. Для человека, поглощавшего целые тома космических путешествий и магических вакханалий на раз-два, подобное выглядит по меньшей мере странно. Но мировая справедливость восстанавливается, процесс саморегуляции запущен, колесо крутится, ф&ф снова входит в мой мир. «Призраки» попали в струю, потому как стимпанк я в любом виде привечаю ;)
«Трудно найти во всем Старом Свете место, менее подходящее для увеселительного вояжа или врачевания душевных ран, чем эта бедная страна меловых холмов, торфяников и вересковых пустошей, над которыми никогда не стихает пронзительный ветер. <...> Под стать стране и ее жители — суровые, неприветливые люди, отличающиеся подозрительностью к чужакам и вообще ко всему незнакомому и беспощадные к врагам. Они неприхотливы и выносливы, горды и обидчивы, набожны и суеверны, практичны и сентиментальны. А еще они самозабвенно, до исступления любят свою неказистую родину, искренне считая ее лучшим местом из всех, что создал Господь, и тоскуют в разлуке с нею.»
Первый прочитанный рассказ оказался лишен даже намека на стимпанк, зато богат на ирландцев. Совершенно естественно, что у этих ребят благодаря переплетению религии и древних верований рождаются самые крутые на свете легенды. Все по канону: любовь, предательство, возмездие. «Право третьей петли» вовсе не описывает временные завихрения, как мне поначалу подумалось, а имеет непосредственное отношение к веревке — речь идет о праве осужденного на помилование в том случае, если в течение трех попыток повешения ему удалось избежать смерти.
Потусторонняя составляющая и неоспоримая мрачность описываемых событий посылают самые настоящие мурашки по коже. Единственная претензия, которая распространяется на все понравившиеся рассказы — мало! И неважно, что даже чисто стилистически, будь рассказ растянут на повесть или полновесный роман, она потеряла бы часть своей прелести. Голос разума бессилен, когда дело касается полюбившихся историй)
Dobkachleo, 24 марта 2024 г.
«Сколь верёвочке не виться»
Мини-рецензия на «Право третьей петли» Вячеслава Бакулина
Вот я и добрался до рассказа одного из двух составителей антологии «Призраки и пулемёты». От создателя сборника ожидаешь образца той задумки, коей посвящена книга. Однако, качественно отличаясь от предшествующих работ, «Право третьей петли» выбивается из их ряда и жанром.
«Призраки и пулемёты» задумывались как стимпанк-антология, и до сих пор авторы так или иначе затрагивали фантастическое или, порой, фэнтезийное прочтение эпохи пара, со всеми её паровыми механизмами, автоматонами, вивисекторами и дирижаблями. Но «Право третьей петли» роднит с «соседями» в основном только сама эпоха. Да призраки, вынесенные в заглавие.
Не подумайте, что я в претензии. Однотипные рассказы быстро бы наскучили, а составляющие антологии должны раз за разом удивлять читателя, иначе зачем было её составлять именно в таком виде? Вот и рассказ редактора-составителя удивляет, но не материалистическими проявлениями стимпанка, а… историческими. Уютный, душевный стиль настраивает на увлекательную историю из жизни ирландцев, и вся та механическая мишура из других рассказов оказывается попросту не нужна!
Мистические, отчасти даже фольклорные нотки приятно вплетены в повествование. И по прочтении становится понятно, что «Право третьей петли» не взваливало на себя бремя быть образцом для остальных участников антологии, а выгодно дополнило их ансамбль.