Томас Лиготти «Metaphysica Morum»
- Жанры/поджанры: Хоррор/Ужасы | Психоделика
- Общие характеристики: Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Сновидения, формы изменения сознания
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Главный герой, деградант по происхождению, влачит упадническое существование и испытывает тотальную деморализацию. Долгое время он без всякого толка пользовался услугами психоаналитика, но на самом деле желает лишь эвтаназии.
Однажды в осознанном сновидении к нему является некто, называемый Посредником. Посредник дает главному герою определение «метафизический мутант» и делает загадочный намек на «совершенно новый контекст».
Входит в:
— сборник «Призрачная связь», 2014 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AndreyBelyakov, 29 марта 2024 г.
Поздние рассказы Лиготти «Metaphysica Morum» и «Маленькие человечки» оставили ощущение, максимально приближенное к чтению записок реального пациента дурдома.
Они менее филигранно выстроены, чем, например, его же тематически схожий рассказ «Чистота», повествование от первого лица более хаотично-бредово-горячечное, перенасыщенное маниакальными повторами и прямолинейно-исповедальное (включая мысли автора про эвтаназию), чем в более ранних произведениях.
Начинать знакомство с этих рассказов я бы скорее не рекомендовал, по-моему их легче оценить после знакомства с более ранними этапами развития стиля Лиготти.
Они — не вершина мастерства, оригинальности или доступности Лиготти, а если чем-то и выделились лично для меня, то именно наиболее ярко передаваемым в них ощущением медицинской патологии.
Стронций 88, 6 ноября 2024 г.
Я тут понял, что меня раздражает стиль автора (или то, как его переводят?). Можно сказать, что этот стиль выбран для большей передачи внутреннего состояния героя, но это не так – хоть я не много Лиготти прочитал, но этот стиль присутствует у него часто, если не сказать всегда, только лишь с разной интенсивностью. Здесь – бесконечная вычурная эрудированность, язык советских предисловий, где, чем больше видимости знания специфических слов, тем, по их мнению, лучше, но, на самом деле, нет. Этот стиль как наползающие глыбы. В нём автор пытается создать свою философскую концепцию. Пытается, потому что, во-первых, его мизантропия, замешенная на патологиях и грязи бытия, на полноценную философию не тянет, а, во-вторых, она же и вязнет в глыбистом стиле инструкции от холодильника и накатывающих повторов. Понимаю, что так, видимо, автор пытается вывести читателя из равновесия – вещь, которую по-разному проделывают все значимые авторы ужасов – но этот способ кажется мне поверхностным, будто попытка оттенить историю монотонным жужжанием. А оттенят нужно – сюжет, если его вычленить, не самый удачный. Видимо весь смыл и есть в мыслительной каше героя и намеках на некий космический «новый контекст». Побочное действие – мысли героя невольно напоминают расплывчатые отговорки психолога (на минутку – шарлатана), и ровняются с ними по смыслу. В итоге автору приходится – и не в первый раз – идти в лоб, выкатывая в финале очередной манифест. Но я лично, к тому моменту перестал воспринимать его в принципе.
Нет, есть и нечто интересное. Интересные образы, как этот Посредник. Мир снов героя чем-то напоминает мир снов Лавкрафта из рассказа «Грезы в доме ведьм». Я вижу тут явную параллель.
Видимо, вещь откровенно не для меня.