fantlab ru

Дмитрий Григорович «Петербургские шарманщики»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.43
Оценок:
7
Моя оценка:
-

подробнее

Петербургские шарманщики

Повесть, год

Примечание:

Впервые — сборник «Физиология Петербурга, составленная из трудов русских литераторов под редакцией Н. Некрасова», СПб, 1844 г.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (5)
/языки:
русский (5)
/тип:
книги (5)

Повести и рассказы
1980 г.
Гуттаперчевый мальчик
1981 г.
Антон-Горемыка. Повести
1985 г.
Повести и рассказы
1987 г.
Повести и рассказы. Воспоминания современников
1990 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вот и прочитано еще одно известнейшее классическое произведение, о котором знаешь с самого отрочества — потому что оно связано с началом творчества Достоевского — но все руки не доходили.

Сказать попросту — замечательно! Думал всегда ,что это какая-то слезодавилка про судьбу «униженных и оскорбленных», но Григорович, как и все его поколение авторов «натуральной школы» был подлинным наследником Гоголя. В очерке бездна живого искрометного юмора. Даже самые негативные стороны столичного быта Григоровича, а он был совсем молодым человеком, в тоску и отвращение к жизни не вгоняют. Он видит равно не только трагическое, но и комическое. Пока читаешь его «ужасную историю» улыбка с лица почти не сползает.

К тому же тема очерка намного шире заявленной в названии. Григорович пишет отнюдь не только о шарманщиках ,но вообще об уличных артистах Петербурга — жонглерах ,фокусниках, кукольниках и гимнастах. И у каждого свой путь, своя удивительная история.

Плюс его умение буквально двумя-тремя штрихами показать очень выпуклые харАктерные персоны. И не статично, как портрет, а в динамике действия.

И сколько жизней ,сколько судеб он сумел показать в коротком тексте! И без всякой скороговорки ,а плавно и вдумчиво.

Стиль очерка легкий и пластичный, автор увлекает своим строем речи, а не только крайне любопытным содержанием.

Единственно ,что можно было бы поставить несколько на вид Григоровичу — это финал его очерка. Тут он тоже следует Гоголю. Раз у того принято заканчивать повести в минорном, со слезой, ключе, то и я так сделаю. Получилось несколько искусственно. Никто ведь не знал в 1844 году, что Гоголь больше не напишет ни одной повести. И продолжать его дело придется им, молодым, искать новые пути для реального искусства.

В общем ,всем любителям русского реализма очень рекомендую, яркий образец его первоначального этапа.

Два факта делают это текст еще более интересным как феномен культуры. Не надо забывать, что, пока Григорович писал свой очерк, в соседней комнате в ярости и вдохновенном порыве молодой Достоевский доводил до совершенства своих «Бедных людей», в которых тоже есть очень важный эпизод с шарманщиком. Сосуды их творчества явно соединялись))

А также становится понятно, что гонзо-журналистика вполне процветала в России почти за сто лет до рождения, уж не говоря о начале творческой деятельности, Хантера Томпсона и Тома Вулфа.))

Оценка: 10


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх