fantlab ru

Сергей Зайцев «Ключник»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.75
Оценок:
366
Моя оценка:
-

подробнее

Ключник

Роман, год; цикл «Вселенная ИКС»

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Портал Инферно ведет Зубоскала в земли вечной зимы навстречу новым испытаниям в закрытую локацию «Лунная Радуга», где сходятся пути таких же изгнанников, как и он. Среди льда и адского пламени понадобится немало сил и смекалки, чтобы заработать уровни, найти союзников и не угодить в ловушки. Кто друг, а кто им лишь притворяется? Действуют ли в Лунной Радуге уникальные способности? Помогут ли артефакт «Душелов» и верные питомцы? Почему молчит Темный Покровитель?

Чтобы раскрыть тайны ВИКС, Зубоскалу предстоит выбраться из закрытой локации, выполнив эпический квест Цитадели Крика, но вокруг враги, а в одиночку этот путь не пройти, и любое неверное решение может разрушить хрупкий мир до основания…

Входит в:


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 452

Активный словарный запас: высокий (3062 уникальных слова на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 76 знаков, что немного ниже среднего (81)

Доля диалогов в тексте: 21%, что гораздо ниже среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Похожие произведения:

 

 


ВИКС. Ключник
2015 г.

Аудиокниги:

ВИКС. Ключник
2016 г.

Электронные издания:

Ключник
2016 г.
Keymaster
2019 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

«Мадогост»

Рецензия на «Ключника» Сергея Зайцева

Прохождение квеста «Ключник» завершено. Получен опыт: 15. Развитие в свободном читательском классе: 3597,5/10000. Ранг 5. Доступен боковой квест «Самшитовый город». Перейти в новую локацию: да/нет?

Так и поступлю! Сперва только сохраню впечатления о недавно прочитанном эпик-квесте. После событий «Душелова» Зубоскал перешёл из «песочницы» в своего рода штрафбат — ледяной, отрезанный от остальной вселенной мир Лунной Радуги. Ставки подняты, уровень сложности возрос, как и количество уровней, которые герой может получить.

Первое, что бросилось в глаза — возросший объём романа. «Ключник» заметно больше «Душелова» и, как я успел заглянуть вперёд, «Самшитового города». Как следствие, сюжет неизбежно должен состоять из спокойных и напряжённых эпизодов. Системных сообщений тоже прибавилось, и порой они, к сожалению, начинали раздражать. От того, как равномерно автор распределил все компоненты по тексту, зависит яркость впечатлений. Увы, на мой взгляд, спокойные главы заметно уступают боевым. То есть сразу после долгой и изнурительной рубки где-нибудь в локальном подземелье передышка воспринимается читателем столь же ценной, как и для Зубоскала, но быстрый переход к следующим активным приключениям не всегда следует за ней.

Даже прокачка героя, на которой, надо полагать, строится весь жанр ЛитРПГ, начинается далеко не сразу, а чуть ли не через десяток глав, когда герой только-только знакомится с новым миром и его обитателями. Представление локации и её подводных камней, ясное дело, нужно, однако для приключенческого жанра экспозицию можно было распределить хотя бы по первой трети романа. Впрочем, объяснения, легенды и рассказы о прошедших больших событиях в Лунной Радуге даются регулярно и обстоятельно, так что, возможно, я слишком зануден.

Из постоянной экспозиции проистекает ещё одна черта, которая немного расстроила. Подавляющее большинство диалогов в «Ключнике» утилитарно. Сцен, когда персонажи просто садятся поболтать о том о сём, можно по пальцам одной руки пересчитать. При этом я отдаю себе отчёт в том, что диалоги в литературных произведениях редко не несут в себе никакой цели, а особенно хороши те, где герои не представляют собой говорящие головы, а живо спорят, выдавая экспромтом скоротечный конфликт. В этом плане диалоги Сергея Зайцева вполне хороши, но, я бы сказал, чересчур прямолинейны. Даже в обычное «Как дела? — Эх, как бы тебе сказать…» порой вкладывают тот же информационный посыл, что сопровождает многие разговоры в «Ключнике», что строятся по принципу «расспросы — справка».

Утилитарные диалоги уместны в активных главах, где героям необходимо крошить волны крипуаров, но даже за пределами этих сцен они продолжают общаться так же. Из-за этого многие персонажи остаются достаточно схематичными, и чем они второстепеннее, тем больше походят чисто на сюжетные функции, а не на полноценные личности. На их фоне единственный герой, от лица которого мы за всем наблюдаем, развивается не только в игровом плане, но и как личность, как персонаж. Его душевные метания чрезвычайно ценны, на мой вкус, и за ними следить было интересно.

Честно говоря, я надеялся, что в этой части автор даст побольше информации о мире вне игры. В финале «Душелова» Зубоскал вернул память, и казалось бы, отличное подспорье чуть ли не для технотриллера. Но чего это я? ЛитРПГ в такие дебри не лезет. Хотя даже в рамках данного жанра Сергей кое-что всё-таки даёт узнать любопытным читателям, отчего хочется выяснять подробности ещё больше! А намёки в начале романа, что люди-игроки вряд ли стали бы выбирать себе иные фантастические расы, несмотря на сообщение системы, что игрок может один раз её поменять, вкупе с семьями кентавров, коби и ракшасов, заставляют заподозрить, что «Вселенная ИКС» — гораздо более сложная и умопомрачительная технология, чем любая виртуальная РПГ нашего мира. А заодно навевает воспоминания о космических циклах Сергея Зайцева.

Раз уж затронул ранние книги автора, заодно хотел бы отметить, что вспомнились не только романы о боевых роботах и других планетах. Уже вторую часть подряд среди монстров встречаются клыканы (не то что бы какое-то из ряда вон выходящее название, если не учитывать, что для Сергея они отнюдь не в новинку), а также внезапно появляется персонаж, о котором столько слышал в предыдущем романе, и он использует присказку, ранее характерную Фёдору Кротову из дилогии «Метро 2033: Одарённые». Даже если я копнул куда-то не в ту сторону, всё равно люблю такие мостики между явно не связанными между собой книгами одного и того же автора.

Вернусь к персонажам. Как известно, в любой игре, помимо игроков, есть ещё неигровые персонажи (NPC, или неписи). Вполне логично, что таковыми в Лунной Радуге выступают многочисленные крипуары, демоны. Хочется также предположить, что и местные народы тоже не игровые, и вот тут нас ждёт откровение: буквально все живые разумные существа оказываются игроками. Как они тогда попали в закрытый мир? Откуда у них дети? Или, вернее сказать, дети — игроки или нет, нам не сообщается. Хотя больше поразило, что игроком оказывается одна демоница (возможно, что ленивый интерфейс её просто пометил игроком, и тогда всё более или менее встаёт на свои места, но всё же мне не хватило явного подтверждения своим догадкам).

Что касается боевых сцен, к ним у меня претензий меньше всего. Разве что где-то в перерыве между двумя такими Зубоскал задумывается, что опыт ему выгоднее качать небоевыми достижениями, и отчасти он так и делает, но это заметно подкашивает важность последующих сражений. Кроме неизбежных, конечно. Зато небоевыми автор столь щедро одаривает своего героя, что он кажется чересчур удачливым. Прям избранным каким-то.

Здесь я хотел бы задуматься о роли героя в истории. В космологии есть антропный принцип, гласящий, что Вселенная такова, как она есть, потому что в иной нас бы не было, чтобы её наблюдать. Так вот, к «Ключнику» можно применить, назовём так, протаготропный принцип: роман был бы совсем о другом, будь герой иным. Более того, с большим везением на героя обрушиваются и большие неприятности. Само нахождение в Лунной Радуге назвать-то успехом сложно, а уж сколько раз Зубоскалу приходится действовать на пределе выданных способностей, и не всегда он выходит без потерь… Удача относительна, и какие бы подарки судьбы на героя ни обрушивались, накрывало его, так сказать, всем весом.

Я всё ещё надеюсь, что в последующих томах автор расскажет о внешнем мире и Вселенной ИКС больше, чем только о новых локациях в её пределах, а пока хочу подвести итог вышесказанному. Роман не без огрехов, зато скучным его назвать точно язык не повернётся, и я провёл почти целую неделю достаточно увлекательно.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

И вот наконец-таки настал тот миг, когда я уже начинаю вычитывать данный (второй, случайно купленный) том (неизвестной мне ранее) вселенной (LitRpg). И с одной стороны как говорится, ничего вроде бы и особенного, но нюансы... нюансы присутствуют))

Как я понял (в меру своего понимания) в каждой вселенной свои «фишки»)) Если в мире S.t.a.l.k.e.r — это всяческие артефакты (и иже с ними), а в мире Eve-вселенной это базы (знаний, специализаций и пр), то конкретно здесь — это прокачка (себя любимого) по такого уровня «где можно спокойно жить, побиывая всех врагов одним взмахом и одним побивахом»)) Что-то типа — «ломай себя полностью»))

Но все не так просто... Во всех этих вселенных очень популярен прием когда ГГ завладев некой штуковиной (артефактом или иным предметом навроде тех, которым посвящена аж целая серия «Этногенез»), моментально становится суперкрутым и мега-сильным... А дальше все скатывается в очередные «хотелки» и подстраиванием мира (планеты, галактики... кого на что хватит) «под себя» родного)) В общем скукота и «восторги для подростков».

Здесь же, все совсем не так... несмотря на усиленный агпрейд, ГГ по прежнему дико уязвим и все неприятности происходят с ним «всегда не вовремя»... И хотя какие-то новые «плюшки» (бонусы, приемы, уровни) идут чисто «для авторитета», некоторые в буквальном смысле спасают (очередную из немногих) жизнь игрока... Плюс приходит понимание, что каким бы ты крутым не был «здесь», «вон там за опушкой», ты может быть окажешься (для всех «местных») лишь очередным сопляком))

Еще одним несомненным плюсом является масштабность изначальной задумки... Если в СИ о попаданцах часто встречаются одни и те же этапы (инфильтрация, прогресссорство и изменение Р.И) то исчерпав себя, ты уже ничего нового практически и не придумаешь (как ни изворачивайся). Здесь же условия позволяют создавать почти бесконечную СИ, в которой интерес не упадет после ...надцатого тома (если конечно писать в таком же стиле как автор))

В остальном, несмотря на некоторые (до сих пор) непонятные игровые абревиатуры, долгое «облизывание на результат ништяков агпрейда» и привычку обрывать очередную часть на самом интересном — эта СИ ушла влет... Да так что я моментально «побежал за продолжением» (что бывает не так уж и часто, по нынешним временам))

Оценка: 7
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

На мой вкус, значительна регрессия, по сравнению с Душеловом. Не знаю, каковы были замыслы автора, но выглядит как коммерческое продолжение цикла, выполненное в виде банального ЛитРПГ, причём не из лучших.

Лишь несколько сцен, и частично, финал, немного захватывают и вызывают интерес. Однако, большая часть текста представляет из себя банальное «качание перса», занудливое и неинтересное. Если в душелове вставки игрового интерфейса были ненавязчивые и минорные, то здесь автор отрывается. Игровой интефейс занимает чуть не четверть объёма текста.

В целом, роман не понравился, и быстро наскучил.

Оценка: 6
– [  -3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая книга понравилась больше, чем первая. ГГ стал более адекватен. Появилась сюжетная линия.

Оценка: 8
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Вторая часть цикла оказалась чуть более насыщенной событиями, но ощущение какой-то мелковатости мира, несвойственной произведениям такого рода маломасштабности зажимало сознание до самого эпилога. Ладно в стартовой локе около 30 тел всего, но во втором мире около 300, причем такое обилие рас, из которых одних дионисидов, атакующих врага в финальной битве около 50-ти. Если учесть, что это ВСЕ самцы этой расы, а есть еще женщины и дети, то как-то непонятно совсем, что у автора с его «миром» и обилием рас происходит в количественном отношении. Да по идее один только этот рейд мог легко вынести все живое и неживое во всех локациях. Бред какой-то короче.

В целом такое ощущение, что автор либо сам не продумал еще всю сюжетную логику, либо не имеет таланта ее передать читателю. По сути вторая часть — это такое себе бесконечное рубилово на постоянном самопреодолении — сил нет, энергии нет, голод, но постоянно Главный Герой всех убивает и всегда выживает. Совершенно нереалистично и неинтересно. Какие-то совсем детские отношения персонажей, все ОЧЕНЬ наивно и предсказуемо, Госпожа Удача — это второе имя ГГ, куча мелких несоответствий и роялей. Автор видимо не перечитывал свой опус на предмет нахождения «багов».

Концовка ожидаемо настраивает на 3-ю часть цикла с 30-го по 50-й левел. В принципе, можно еще клепать до бесконечности, но никаких разъяснений по поводу происхождения самого сюжета, хоть каких-то намеков на то, что происходит в целом и зачем все это НЕТ. Это угнетает жаждущий работы мозг и 3-ю часть точно дегустировать не буду.

Вроде бы и пишет автор неплохо, но, как говорится, «не то пальто». Не зашло одним словом.

Оценка: нет
– [  7  ] +

Ссылка на сообщение ,

Прочитал залпом обе книги. Написано весьма неплохо. Несмотря на мои придирки читать стоит.

Главный плюс — хороший язык, оригинальная вселенная.

Моя основная претензия — автор не определился со своим миром, или это литРПГ или нет. Из-за этого много непродуманностей и нестыковок.

То у автора решают уровни, то упор делается на массу, типа пол-тонны живого веса, значит всем хана. Лута падает то много, потом потом вообще пол-книги не падает, не считая кристаллов, потом сыпанет эпиков. А как же тонны мусора падающие из мобов, как же расходники для прокачки проф? Вселенная — это игра или нет? В обычных ММОРПГ нет таких жестких условий для нубов, а тут в песочнице всего 10 дней на прокачку левелов и данж. Иначе ссылка. Ссылка в супер жестокий замороженный мир. При этом это вроде игроки которые только из песочницы, это раннее развитие, уровни как семечки. А тут мир где можно 90 дней просидеть, и типа главный квест невыполним. Автор обошел вопрос денег во второй книге, хотя должен быть какой-то вид товарно-денежного оборота. Еще ГГ раса — человек, он разумен, внутри него реальный человек. Во второй книге появляется куча 5 разумных рас, но непонятно, все они или НПС или нет? Думающие, разумные, принимающие нестандартные решения, но не настоящие игроки. Говорят на непонятном языке или очень плохо. Но как для НПС слишком разумны.

Задумка с воскрешением через 12, 24 часов и т.д. нормальна, но дальше появляются какие-то списки на воскрешение, и так случается что не воскрешают. Но тут же типа реального человека в игре. В реал он не выходит, в игру не пускает...

В первой книге ГГ идет ровно, он не сильно уникален. Зато во второй ему сыпется как из рога изобилия.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
2 пета — это еще из первой книги, но у него эти петы один другого круче. Оба уникальны, и получают постоянно целую кучу супер навыков. У ГГ и Плеть и Душелов. И растущий меч, и еще всякие плюшки. У остальных игроков нет такого классного оружия. Хотя должно быть. К концу книги за счет имба навыков, он любого игрока такого же уровня уложит в два счета. Перебор.

Постоянно героя плющит от боли. В данже вложил плюсы, его начинает плющить, на него нападают мобы. Не продуманно. Постоянно метка бога его стегает болью. Но метка это не наказание ведь, это же плюшка, пусть и от темного бога.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
ГГ сам зачистил логово, но мало того что лута не было за все логово, так еще и потерял все шмотки при разрушении логова. Бред, а как же награда?

Еще из придирок- не нравится принцип великих достижений (хотя они и редки, в отличии от самого странного нуба, и это нормально).

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
В конце книги ГГ вообще типа спасает мир, и ему выдают достижение запечатленное в Великой Книге Бытия. Но почему, это же был главный квест, пусть и эпический, и подразумевалось что его выполнить должны, откуда достижение. Почему нет оповещений о достижениях других игроков?

Но еще раз повторю — читать стоит.

Оценка: 9
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Как это ни странно, но вторая книга поначалу казалась поинтересней первой, хоть и не намного. Новый необычный и суровый мир в деталях с описаниями и атмосферой, что крайне редко встречается в этом жанре. Временами забывалось, что читаешь ЛитРПГ и похоже не только мне, но и самому автору, особенно когда начинали меняться созданные в первой книге правила — мир то чересчур суров для игры и соответственно игроков, то неожиданно мягок (в прошлой книге разница в 3-5 уровней была практически приговором, здесь же для героя это не проблема), то при прохождении испытания в одиночку не дали ничего стоящего, то за изготовления своими руками поделок из кожи опыт и награда сыпется неоправданно преувеличенная (прокачиваться от создания вещей почему то выгоднее, быстрее и безопаснее), то количество воскрешений было ограничено, то вдруг они начинают расти за выполнение обычных заданий и рост уровней, то истративший все жизни игрок выбывал из игры навсегда, то неожиданно оказывается, что его можно опять воскресить. Ну и как всегда без минусов самого повествования не обошлось — количество логов и уведомлений по сравнению с первой книгой выросло в несколько раз, причем автор не стесняется раз за разом выдавать полное описание одной и той же способности после ее роста, меняя в конце значение урона или ранга, что немало повлияло на объем романа и увеличило его практически на треть. Все бои и схватки опять посвящены вырезанию мобов, что уже крайне сильно надоедает — все-таки это не тот жанр, где напряжение и интерес можно поддерживать бесконечным сражениям с пиксельными и постоянно возрождающимися монстрами, как бы реалистично не описывал это автор. Диалоги опять только на тему «сейчас я расскажу тебе об этом мире, предмете или способности», а те которые формировали бы личность персонажей, раскрывали бы их характер или хотя бы создавали ситуации, накаляли атмосферу и просто развивали сюжет в общем то отсутствуют. Ну и сам сюжет тоже слабый — во-первых, он просто скопирован из первой книги (прохождение закрытой локации, только не для новичков, а для штрафников), во-вторых, как такового самого развития сюжета нет — две трети книги герой просто выносит мобов, по большей части не по своей инициативе, последняя же треть опять-таки посвящена рубке с монстрами, но уже по глобальному квесту.

Итог: книга практически не выделяется из общей массы похожих произведений, ничем особо необычным не запоминается, персонажи стерильны, каких-либо отношений или их развития у героев нет, ну и главное — читается произведение вроде бы ровно, но при этом довольно скучно.

Оценка: 6
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Весьма достойно написано, хоть и не без проколов, о которых сказал Mrakobess. Читается легко, держит в напряжении все время. Буду ждать продолжения.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх