fantlab ru

Владимир Высоцкий «Гербарий»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.30
Оценок:
70
Моя оценка:
-

подробнее

Гербарий

Другие названия: «Лихие пролетарии…»; «Чужие карбонарии…»; Невиданный доселе

Стихотворение, год (год написания: 1976)

Примечание:

Фонограммы авторского исполнения: первая — февраль 1976, последняя — октябрь 1979.


Входит в:

— сборник «Сочинения в двух томах», 1990 г.



Издания: ВСЕ (39)
/языки:
русский (39)
/тип:
книги (39)

Песни и стихи. Том 1
1981 г.
Избранное
1988 г.
Не вышел из боя
1988 г.
Собрание стихов и песен в трёх томах. Том 1
1988 г.
Я, конечно, вернусь…
1988 г.
Поэзия и проза
1989 г.
Сочинения. Том 1. Песни
1990 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1991 г.
Есть магнитофон системы «Яуза»...
1991 г.
Избранное
1993 г.
Мне есть что спеть…
1993 г.
Сочинения в четырех томах. Том 3. Купола
1993 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1994 г.
Собрание сочинений в 7 томах. Том 5
1994 г.
Сочинения в двух томах. Том 1
1995 г.
Собрание сочинений в пяти томах. Том 4. Песни и стихи. 1976—1980
1997 г.
Собрание сочинений в четырёх книгах. Книга 3. Странная сказка
1997 г.
Сочинения в 2 томах. Том 1
1998 г.
Сочинения в 2 томах. Том 1
1999 г.
Сочинения в 2 томах. Том 1. Песни
2002 г.
Сочинения. Том 1. Песни
2004 г.
Избранное. Книга II
2005 г.
Собрание сочинений. Том 2. Песни 1971-1980
2008 г.
Ни единою буквой не лгу...
2010 г.
Собрание сочинений в одном томе
2011 г.
Собрание сочинений в одном томе
2011 г.
Собрание сочинений. Том 2. Песни 1971-1980
2011 г.
Лукоморья больше нет...
2012 г.
Кони привередливые
2013 г.
Малое собрание сочинений
2013 г.
Песни. Стихотворения
2015 г.
Песни. Стихотворения
2015 г.
Песни. Стихотворения
2015 г.
Стихотворения
2017 г.
Мне есть что спеть
2017 г.
Я люблю...
2019 г.
Я никогда не верил в миражи
2019 г.
Прерванный полёт. Стихи и проза
2019 г.
Затяжной прыжок
2021 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

*Так позитивно зацепил прежний обзор — пишу буквально с «тела» отзыва*

Высоцкого люблю странным и пронзительным ощущением: его треков никогда не было в плей-листе; его голос, невпопад раздающийся из колонок дешёвых киосков реально раздражает (не место этому автору в таком «примитиве» социума); его цитаты, вовремя и со вкусом встроенные в разговор, способны согреть и оживить любой диспут.

Что касается непосредственно «Гербария», да, согласна: тяжеловесно и сумбурно. Местами брутально; местами длинно и затянуто. Но везде автор попадает своей «булавочкой» в самую жилу. Подобные восторженные ощущения у меня в своё время вызвала «Высокая болезнь» Б. Пастернака. Благо, тот был кумиром и у Высоцкого тоже: тот же радикальный антагонизм, те же «трёхэтажные» метафоры, тот  же драйв и послевкусие в конце.

Причём, это антагонизм самого высокого полёта, — вызов не ради дешёвого эпатажа с целью нелепо отличиться чем попало... Это неприятие и неприНятие всего происходящего. А у этого колеса и условной спирали социума , увы, всё тот же ущербной оборот (виток)... И «невиданный доселе экспонат» вновь смотрится как-то неуместно ярко и невпопад роскошно. И всё как-то хочется потрогать его любопытными руками и попробовать, — ну хотя бы один разок и для коллективной забавы, — загладить этого нелепого «подвида» под глобальные потребности социума, чтоб не кочевряжился лишний раз и всё же научился управляться со своей несусветной гордыней.

Тема религии, да, безусловной красной строкой проходит у Высоцкого и здесь. На полном сарказме и чернушном юморе текста он двусмысленно даёт понять: наша истовая вера это всего лишь робкое представление о том, какой она должна быть на самом деле. И в этих вопросах поэтика Высоцкого стоИт таким же красивым особняком, как и проза ФКДика, С. Лема и им подобных. С их красивым и ёмким классическим экзистенциальным контентом. Кстати, насчёт последнего аспекта. Если брать за основу книгу В. Новикова из серии ЖЗЛ, — написанную легко, ёмко и со вкусом, на страницах которой можно сравнить свои ощущения от текстов Высоцкого с тем, как видит эту легендарную личность автор серии, — можно отметить тот факт, что тема экзистенциального кризиса мучила Высоцкого по структуре его сложно закрученного ума начиная примерно лет с 25ти. И ведь по сути этот экспонат, «расхристанный, разыгранный вничью», совсем немного просит для себя... Или всё-таки это  беспредельно много?!..

.. Чванливые созданьица довольствуются сплетнями, —

А мне нужны общения с подобными себе!..

PS К слову сказать, метафора «Гербария» зашла и легла на осознание удивительно легко. Коллекция засушенных растений, препарированных в согласии с определёнными правилами, — ответшалая, лишённая сока и жизни. Жалкое, хотя и симпатичное, подобие чего бы то ни было живого и прежде настоящего.

PPS StasKr, спасибо за позитивную провокацию, — ещё раз перечитать, ещё раз переслушать и ещё раз проверить красивой авторской «булавкой» Высоцкого, где болит и колет по личному наитию.

Оценка: 10
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Чересчур сумбурно и заумно. Главный герой песни низводится (в буквальном смысле) до насекомого и помещается в энтомологическую коллекцию, где вынужден строить свою жизнь с гусеницами и жуками. Задумка небанальная, но исполнение оставляет желать лучшего. Тут тебе и политические намёки, и социальные мотивы, и тема религии, и психологические моменты. И всё так наверчено, перекручено и переплетено, что к середине длинной песни начинаешь терять нить повествования.

Нельзя сказать, что «Гербарий» является авторской неудачей. В конце концов и богатый словарный запас и обилие смыслов делают его небезынтересным для прослушивания. Однако в произведении нет той гениальной простоты и лаконичности, что отличает лучшие песни Высоцкого. В результате не смотря на интересные образы и метафоры песня особой популярности не снискала.

P.S. Невозможно не отметить ошибку в названии. Гербарий – это коллекция засушенных растений, а не насекомых. На оценке этот факт никак не сказался, но промолчать об этом я не могу.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх