Виктор Точинов «Графские развалины»
- Жанры/поджанры: Мистика | Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Приключенческое | Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Бессмертие | Фантастические существа (Вампиры )
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Не только в маленьких городишках далекого штата Мэн дремлет затаившийся ужас. Неведомое и ужасное совсем рядом с нами, стоит сделать шаг не в ту сторону — и вокруг начинает твориться бесовщина.
Писатель Кравцов вернулся в места, где не был много лет, — и сделал этот шаг.
Карты розданы. Игра начинается. Все масти — черные. Ставка лишь одна: жизнь. Твоя и тех, кого ты любишь. А за спиной — неслышные шаги обретших плоть ночных кошмаров, зловонное дыхание леденит затылок, и гниющие пальцы готовы лечь на горло... Выиграть партию — не главное. Главное — остаться человеком.
Входит в:
— цикл «Тварь»
— сборник «Тварь», 2021 г.
Лингвистический анализ текста:
Приблизительно страниц: 380
Активный словарный запас: очень высокий (3341 уникальное слово на 10000 слов текста)
Средняя длина предложения: 74 знака, что немного ниже среднего (81)
Доля диалогов в тексте: 15% — на редкость ниже среднего (37%)!
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
elninjo_3, 12 декабря 2016 г.
Злую шутку с романом «Графские развалины» Виктора Точинова сыграла издательская аннотация. К Кингу этот роман не имеет никакого отношения, что, на самом деле, замечательно. Зато он имеет отношение к стилю Алексея Атеева, который писал подобные романы о жизни уральской глубинки. Мне эти произведения очень нравились и наткнувшись на «Графские развалины» я с радостью снова погрузился, на этот раз, в мало мне знакомый сельский мир Ленинградской области. Но если вы все таки ждете чего-то кинговского, то, скорее всего, будете разочарованы.
Итак, начинающий писатель Кравцов случайно встречает своего старого деревенского знакомого, на лихой волне 90-х ставшего крупным бизнесменом, и тот предлагает писателю пустяковую, но хорошо оплачиваемую работу на лето — охранять стройматериалы, привезенные для реконструкции старинной усадьбы графини Самойловой. Кравцов соглашается и с этого момента попадает в водоворот странных и страшных событий.
Сначала, благодаря прологу, история кажется весьма простенькой. Гроб, в гробу труп, все мертвы. Чудище выпустили, чудище будет всех убивать на протяжении 400 страниц. Но не тут-то было. То, что многим не понравилось в этом тексте, некоторая хаотичность повествования и многочисленные флешбэки, мне показалась достаточно свежим ходом, который не дает утомиться этим произведением. Кроме того версия о чудище оказывается не совсем верной. В деревне Спасовка происходит что-то непонятное и гораздо более масштабное, чем безобразия отдельного сбежавшего из гроба мертвеца. И это второе достоинство романа — он не совсем стандартен. Да, наверное, автор мастерил его скелет из разных рассказов, но в данном случае, это только плюс. Конечно, ближе к концу картина начинает складываться и она не такая уж необычная, но все же в ней остается место любопытству — что же будет дальше? Ведь новые штришки и новые загадки появляются и в конце романа.
Тут стоит сказать, роман «Графские развалины» — это не совсем самостоятельное произведение. В силу каких-то обстоятельств Точинов (или издательство?) решили разделить его на две книги. Поэтому он просто ни на чем не заканчивается и все ответы нужно искать во второй части цикла.
Для меня, кроме того, что читать этот роман было просто очень интересно из-за его сюжета и тайн, другим жирным плюсом была правдоподобность показанной автором сельской жизни. Архетипы обитателей Спасовки существуют в каждой деревне, что в Сибири, что центральном черноземье, что под Питером. И этих людей автор показал без прикрас, но и без презрения (не могу не упомянуть здесь Иванова и его«Псоглавцев»), с максимальной правдивостью и реалистичностью. Не разу за время прочтения этого романа я не сказал: «Не верю!», когда дело касалось описания Спасовки. Вообще, когда человек знает то, о чем пишет, это видно и это выводит произведение на другой уровень.
Но есть все же и минусы. Первое, что стало напрягать сразу — это кунцевские вставки в конце глав, типа: «Но лучше бы он этого не делал». Я никогда не мог понять, что это за ход такой, для чего он нужен? Чтобы увлечь читателя? На самом деле это жуткий, никому не нужный спойлер. Второе — это очень уж большое количество сумасшедших, склонных к садизму. Это, конечно, можно списать на «голоса», но все же как-то перебор для маленькой деревеньки. Кроме того почти у каждого жителя есть какое-то серьезное увлечение, которому он уделяет почти все время. Тут и холодное оружие, и копание пещер, и сожжение кошек. Это как раз и есть что-то кинговское, что-то не имеющее никакого отношения к реальности. Т.к. людям в деревне обычно не до этого, им надо работать, а не в кузнице ваять аналог сабли 1783 года.
Еще одним фактом (не знаю, минус ли это?) является то, что в романе нет ужасов. Это мистический детектив о деревенской жизни. Что-то вроде «Вия», только с большим количеством маньяков.
Но в целом, без преувеличения скажу, что было интересно. Обычно я читаю по ночам и по чуть-чуть. Но этот роман я прочитал за день залпом. Для меня — это уже признак класса.
NikolaSu, 20 августа 2015 г.
Да — невнятный сюжет.
Да — множество героев, иногда ненужных.
Да — подражание Кингу.
Но какая фантазия в мистических зарисовках! Как узнаваема реальность: от пункта приема металла до заброшенного военного городка. Если, читая подробные ответвления романов Кинга, я часто зеваю и перелистываю страницы, то тут затягивает каждая мелочь.
Очень понравилось.
Буду читать продолжение.
sergej210477, 29 июля 2016 г.
Книга вызвала противоречивые чувства. «Русским Кингом» В. Точинова можно назвать лишь потому, что у него множество взаимствований у данного американского писателя. Но вот писать как Стивен Кинг, Точинову не удаётся.
У автора яркий своеобразный язык . Читать его легко. И герои у него образные, интересные, не шаблонные. Сцены деревенского быта прописаны очень натурально. Природа, сам образ жизни села схвачены точно.
Но на этом сильные стороны писателя и заканчиваются.
В романе нет главного — целостности сюжета. А без этого эта книга — не роман. Лучше бы Точинов продолжал писать сборники рассказов, из этой книги можно было бы сделать такой сборник. А то вместо романа получились куски мозаики, не собирающиеся в общую картину.
Да, герои интересные, у каждого своя судьба. Но по большей мере, объединяет их истории в книге лишь общее место действия — деревня Спасовка.
Что за злые силы действуют в селе? Как взаимосвязаны зомби, тварь в пруду, колдовские пентаграммы ? Почему любовная история превращается в кокой — то колдовской ритуал?
Таких вопросов в романе масса, а ответов на них нет.
По отдельности истории интересные, а склеенные в роман превращаются в нелепое и нелогичное произведение.
Ах да, есть ещё продолжение — вторая книга . Может, она даст ответы на вопросы и загадки первой части.
amlobin, 19 октября 2016 г.
Написано неплохо и роман ужасов в целом вышел, но как-то все эклектично, многовато пробелов в сюжете. Да и вообще, навалено все в кучу: и пресловутая Аннэнербе, и таинственные твари и чернокнижники и маньяки — расплывается все.
VovaZ, 15 января 2015 г.
Наш ответ разным там кингам на кунцам, увы, не слишком удачный. Сначала о плохом.
Роман начинается, как рассказ булгаковского поэта Бездомного — с чего-то этакого, чтобы сразу привлечь читателя. С самого пролога кровожадные зомби-убийцы. Правда, они то ли есть, то ли нет, но первые два встреченные нами героя романа кладуться автором на месте тут же.
Далее, полный оксюморон — и бессмертные убийцы, и тайный голос, э провинциальный Ктулху из деревенского пруда, и мистика и пентаграммы, и бешенные вороны. ваще...
Сюжет ужасен. Создалось впечатление, что Точинов взялся писать роман по сценам, понятия не имея, чем он, собственно, должен закончится и ... таки не закончил. Вышло чудовищное нагромождение локальных сюжетных линий, так и не нашедших связи с основной. Масса сюжетных ошибок, и тупиковых веток.
Меня весь роман вела надежда, что Точинов как-то разберётся, к концу романа, сведёт все события вместе. Чуда не произошло, ему не удалось, да и роман, собственно брошен без финала. И так, цельного сюжета нет.
Сценизм линии ужастика отвратителен. Сцены ужасов получились надуманные и мёртвые, собственно, страха не вызывающие, а лишь зевоту. Зато сцены деревенской жизни вышли не плохо, живо и естественно. Образы героев не плохи, тут особых претензий нет.
Я вот подумал, может ну её эту мистику? Точинову следует писать прозу в деревенском колорите. Именно эти сцены мне действительно понравились.
baroni, 27 января 2008 г.
Издательская аннотация к роману «Графские развалины» прямо намекает: Точинов — это наш, отечественный С. Кинг. И действительно, у «Графских Развалин» с романами американского автора имеется много точек пересечения. Главный герой, писатель Кравцов, возвращается в места своего детства, где ему придется столкнуться с жуткими проявлениями неведомых потусторонних сил, попытаться разобраться в тайне старинной графской усадьбы, влюбиться в загадочную местную девицу — см. роман С. Кинга «Жребий». Помимо схожести основной, так сказать, магистральной темы, в «ГР» имеются и другие отсылки к произведениям Кинга. Так, группа подростков, помогающая главному герою в его расследовании, напоминает нам о «Сердцах в Атлантиде», «Оно»; стая ворон, служащая предвестником появления «темных сил» напоминает о воробьях из «Темной половины»; жители поселка, каждый из которых имеет свою тайну, свой «скелет в шкафу» — о «Нужных вещах»... Словом, Точинов пытается создать некую собственную модель провиницального американского Касл-Рока, находящегося в деревне Спасовка Ленинградской обл., 40 минут на электричке до Питера...
В подобной своеобразной переработке мотивов из кинговских произведений, собственно говоря, нет ничего крамольного и страшного. Важен итоговый результат — насколько успешной окажется пересадка заокеанских «цветов зла» на отечественную почву?
Точинову удается худо-бедно порддерживать интригу на протяжении практически всей первой книги романа. Однако, по большому счету, «Графские развалины» представляют собой одну большую, чрезмерно затянувшуюся, экспозицию. Прочитано свыше 400 страниц, а ответа на главный вопрос — «что же представляет из себя зловещая сила, действующая в деревне Спасовка?» — автор так и не дает. Роман отягощен множеством побочных, не всегда оправданных линий, художественно немотивированных вставных эпизодов (вроде сказки о карандаше, написанной Кравцовым для своей дочки). В нем присутствуют черные следопыты, сборщики цветных металлов, деревенская шпана, частные охранные структуры, извращенец местного масштаба — героев много, все что-то говорят, действуют, исчезают, умирают, появляются вновь... Но ни одного запоминающегося персонажа, ни одной по-настоящему глубоко проработанной фигуры среди них нет. Есть лишь сумма внешних действий, поступков, человеческих качеств. Нет внутреннего мира, индивидуальности, глубины.
Удивительное дело: автор пишет о современной России, о жизни в проблемной российской провинции... И при этом роман оказывается напрочь лишенным социальной составляющей, которая всегда присутствует в лучших произведениях С. Кинга. Нельзя же всерьез считать за подобную составляющую язвительные замечания автора в адрес Горбачева с Чубайсом. Что хорошо для газетного фельетона оказывается смерти подобно для художественной литературы.
В «сухом остатке» имеем неплохо задуманное, но слабо проработанное литературное произведение, с дребезжащим на ходу сюжетом, непрописанными характерами персонажей, излишне многословное и суетливое. «Осетрина второй свежести», «Стивен Кинг для бедных», парад упущенных возможностей — как не назови, общий баланс, увы, не изменится.
alex1970, 20 ноября 2011 г.
Бросается в глаза сходство с некоторыми произведениями Кинга, особенно со «Жребием» (по которому сняты «Салемские вампиры» и «Участь Салема»).
До определенного момента даже композиция похожа.
Но к сожалению, автор не доработал, и потенциально интересная история во второй половине начинает провисать, а метание от героя к герою может запутать читателя.
Деревня прорисована неплохо, но, раз действие происходит на таком ограниченном клочке пространства, можно было побольше выпуклых персонажей сделать. А то, кроме Кравцова, остальные — всего лишь выполняют определенную функцию, а потом могут уходить.
На мой взгляд, вышло среднее произведение, хотя возможности были большие