FantLab ru

Евгений Лукин «Гений кувалды»

Гений кувалды

Другие названия: Работа по специальности, Раздолбаи космоса, Рыцари кувалды

Повесть, год

Жанровый классификатор:

Всего проголосовало: 41

 Рейтинг
Средняя оценка:8.07
Голосов:395
Моя оценка:
-
подробнее

Аннотация:


Гоп-стоп! К вам подошли из-за угла...

Ну, положим, не подошли, а подлетели. Не гопники, а инопланетяне. Но факт остается фактом: мгновение — и вы похищены нахальным НЛО. И теперь вы — один из несчастных обитателей немыслимой планеты-колонии. Один из землян, похищенных незнамо для каких, однако явно гнусных целей. Жертва эксперимента. Подопытный кролик в клешнях (или лапах, или щупальцах) враждебного разума. Нравится? Ах, не нравится...

Тогда извольте сражаться и выбираться. Как? Ваши проблемы!

Входит в:

— сборник «Сокрушитель», 1997 г.

— сборник «Из книги перемен», 2008 г.

— сборник «Не будите генетическую память!», 2000 г.


Лингвистический анализ текста:


Приблизительно страниц: 237

Активный словарный запас: средний (2941 уникальное слово на 10000 слов текста)

Средняя длина предложения: 46 знаков — на редкость ниже среднего (81)!

Доля диалогов в тексте: 47%, что немного выше среднего (37%)

подробные результаты анализа >>


Награды и премии:


лауреат
Странник, 1998 // Средняя форма

лауреат
Сигма-Ф, 1998 // Средняя форма, повести

Номинации на премии:


номинант
Интерпресскон, 1998 // Крупная форма (роман)

номинант
Бронзовая Улитка, 1998 // Крупная форма

Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (6)
/языки:
русский (6)
/тип:
книги (6)

Сокрушитель
1997 г.
Не будите генетическую память!
2000 г.
Раздолбаи космоса
2000 г.
Из книги перемен
2008 г.
Из книги перемен
2008 г.
Раздолбаи космоса
2018 г.



 

Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 декабря 2010 г.

Отчасти эта книга — пародия на быт человечества и на наши способности. Прямо-таки строка из издания “1000 и 1 совет для инопланетянина”. Если надо что-то раздолбать – позовите человека, он сделает это с удовольствием и почти бесплатно. Адаптационные способности, впрочем, у нас на уровне. Если не сможем воспользоваться удивительными функциями устройства, которое некто оставил специально для нас – выломаем из стены лом, сделаем одёжду из обрывков кабелей, и будем гнать самогон из сахаросодержащих веществ…

Впечатления положительные. Очень забавный и лёгкий фантастический роман. Настроение поднимает отлично. Слог автора приятен. Можно усомнится в его литературной ценности, но развлекательной ценности это не убавляет.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение , 28 декабря 2012 г.

Бралась с опаской. Давно, но сильно обожглась на Алой ауре протопарторга и больше с этим автором не связывалась, пока не наткнулась в Еслях на Чичероне. Оказалось, все не так плохо.

Но очень уж автор любит обличать советскую власть, одновременно по ней ностальгируя. Я вот за это легендарный Понедельник не люблю. Социальный строй странно делать сюжетом произведения. Мыслью – да, сюжетом – нет. Скучно, господа. Это если оставить легкое дуновение ностальгии, намек на порядок, жалобу на тоталитаризм – да, тогда замечательно. А чтоб во главу угла – это сейчас скучно. Если антиутопия – хорошо, но и их, как показывает опыт, не сильно читают. То есть хвалить будут, но не продастся совершенно. И понятно, почему.

Нет, поймите меня правильно, все советские и постсоветские задвиги в свое время меня уж нашли. Новый мир, антиутопии, Чонкин тот же, радио Свобода круглосуточно, глушилки на УКВ… Я не кидаюсь тапками в то, чего не понимаю, нет. Просто с меня хватит. Это как с любовными и эзотерическими романами. Или любовно-эзотерическими – такие есть, да, г-жа Крыжановская в отрочестве была мной до дыр зачитана. Но вроде уже все, переболела, хватит с меня. Поигрались и занимаемся своими делами. Не нужны мне эти социалистические игрушки.

А вот в Гении кувалды автор как раз ухитрился оставить замечательный бытовой налет, подчеркнуть иронию ситуации психологией совка. Значит так:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
героев, штук две, похищают инопланетяне. Как в лучших домах, в общем. А герои – не хуже, чем в Запретном мире Громова (уж как я эту вещь обожаю!). Милиционер гонится за хулиганом, оборвавшим трубку из автомата. Шик, блеск и легкая ностальгия. Оба характерны до отвращения. Хулиган забегает в НЛО, мент – за ним. И – пошло-поехало. Сделают из них космических попаданцев.

И даже не космических, а не пойми каких. Будут в сильно сюрном месте с потрясающей компанией совкового же разливу потихонечку выживать, философствовать, шиковать даже иногда. Все это и с юмором, и с ностальгией, и с сюжетом, и с мыслью, и с потрясающими характерами. Давно я не читала ничего настолько обалденного.

Очень мне жаль, что автор мнит себя мастером короткой формы – я из сборника прочитала половину рассказов и не могу сказать, что в целом это сильно лучше второго грелочного тура. Вообще даже не лучше. Ну язык разве что – это да. А вот с лихо закрученным сюжетом и глубоко зарытой мыслью автор в рассказы не помещается.

Мир один из самых замечательных, которые мне встречались. В него очень хочется попасть, но еще больше – вырваться. Он спорный и неоднозначный. Он уютный, но запертый. Он безопасный, но угрожающий. В нем все равны при вопиющем неравенстве. Это идеальный мир. Ты примеряешь его на себя и так, и эдак, и вроде он тебе впору, но где-то жмет, а где-то – топорщит. Но повернешься – и снова вроде как впору. И думаешь, вот ты бы мог бы, если бы тебе такой мир!.. И сидит он неплохо, и вроде как впечатляет и не жмет нигде… Но обычно такого не носишь, оттого неуютно.

Очень много мыслей и эмоций у этого мира, очень много моментов, когда ты – внутри него. Да что там моментов! Ты пойди такое вытрави! И причем ведь берет не красивостями, не космогонией, а именно прикладным устройством. Мир не вне тебя, а для тебя. Ну или против тебя. Но без тебя он пуст и нереален. И хорошо бы мне еще хоть разок встретить подобную вселенную – без единого штампа, без предсказуемых поворотов, но с внутренним устройством, которое просто есть.

Похожие чувства у меня только Далайн вызывал. Но там все-таки немножечко не так, там красивости всякие. Но по отношению мир-и-я – только Далайн.

Читабельность у Лукина всегда была на уровне, даже в столь нелюбимых мной игрушках на тему социалистического идиотизма. Этот человек знает, чего делать со словами. Я бы даже назвала его гением слова, виртуозом. Там такие перлы встречаются – первые страниц тридцать только боролась с собой, чтоб на цитаты не раздергать. Там весь текст – одна сплошная цитата.

Причем что удивительно – обычно такой текст вызывает желание отправить автора к психологу – чтоб перестал обалдевать от собственной гениальности и обратил внимание на сюжет. А вот у книг Лукина весь текст буквально крылат и совершенно без ущерба для сюжета. Уникально.

Интрига тоже великолепна. И даже затрудняюсь определить, на чем она замешана: тут и сопереживание необычайно оригинальным персонажам, и общая таинственность происходящего, спорность идей и сентенций, социальные перипетии, просто добыча куска хлеба и общая обустроенность быта тоже рождают отклик. Вот если ты отрезаешь себе кусок хлеба – это неинтересно. А если Робинзон находит колосок пшеницы – этот повод для радости не только для Робинзона, но и для читателя. Потом мы вместе с героем посеем эти семена и будем над ними трястись, потом будем учиться их собирать и обмолачивать, потом – молоть, а потом уже и до хлеба дело дойдет. И это если пшеница – одна линия. А ведь еще надо где-то жить, бороться или дружить с аборигенами, пережидать бури и шторма… Да еще и ждать чудесного спасения, по ходу пытаясь определиться, сдалось ли оно тебе в принципе… Вот тогда получается здорово. У Лукина получилось.

Персонажи гениальны еще даже более, чем все остальное. Автор выхватил несколько характерных советских образов, можно даже сказать – собирательных, гиперболизированных. Они все узнаваемы и очень оригинальны. Это надо прочесть самому, это невозможно описать. Тем не менее, нет такого выпячивания, как у Аберкромби – эти люди живые и настоящие.

Как ни странно, похожие характеры можно наблюдать у Донцовой — наверное, потому, что она очень любит экскурсы в советское и досоветское прошлое. В том смысле, что в сюжете прячутся семейные тайны нескольких поколений и она вводит гэбистов, научников, просто склочников, мещан – и все тоже неплохо получаются. Основная разница, что стиль Донцовой предполагает рассказ о характере, а Лукин показывает характер непосредственно: в диалогах, поступках, рассуждениях, страхах – в моментах существования. Это гениально.

Хотя сейчас в целом я наблюдаю тенденцию совершенствования образов в литературе, но написанная довольно давно повесть не отстает от новых веяний.

Насчет идеи даже боюсь высказываться. Могу спорить, что половину вложенного я не дотумкала. Главным образом автор устраивает нам социальные ловушки, ну и один основной абзац на тему: «Оно тебе было надо?». Ну или классически: «Бойтесь своих желаний». Тем более, что мир-то спорный, помните? Все, что ты хочешь – надо ли оно тебе? Или надо то, чего боишься? Или как раз его и не надо? Или – ни того, ни другого? Или – все сразу? Ответа нет. Будет только много-много вопросов. И это замечательно.

Душевность советская, но настоящая такая, милая. За счет персонажей главным образом. Как же не проникнуться, если я всех этих людей так или иначе знаю? Они все нам встречались, со многими мы дружили, с некоторыми – враждовали, но все они – свои в доску. Да и мир же…

Погружение тоже гениально. Я повторяюсь, но это правда. Ты разрываешься между множеством путей, над тобой довлеет ежедневный выбор – он бытовой, но глобальный. Каждый твой шаг может изменить все. И ты можешь принять правильное и справедливое решение, чтобы ошибиться. А можешь быть сволочью и разрушителем – и стать спасителем. Да, придется думать. А потом думать, правильно ли ты думал… А потом… Ну вы поняли.

Ассоциации: такая неуловимая, но жесткая сатира без отрыва от сюжета – только у Булычева.

Оценка: 10
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение , 23 августа 2012 г.

Эта повесть начинается практически рывком — с быстрой сцены погони. Затем темп повествования резко падает, и главные герои долго выживают в невероятном месте, пытаясь заодно влиться в маленький сплочённый коллектив. И вдруг, как раз в тот момент, когда читатель изнывает от желания узнать, как же сложится дальнейшая судьба крохотной земной колонии, автор безжалостно обрывает сюжет стремительным побегом! И такая картина открывается возвращенцу на Родине, что ей богу, лучше бы он и не сбегал...

Повесть хранит в себе особый дух переломной эпохи — похожие миры и злоключения наших современников в них описывали тогда многие отечественные авторы. Здесь уже упоминали Стругацких, но что-то неуловимо общее есть и в тогдашних вещах Кира Булычёва, Брайдера и Чадовича. Достойное место в этом ряду занимает и «Гений кувалды». Лукин не играет здесь словами, его язык ещё не так афористичен, как ныне. Зато люди в повести абсолютно живые и абсолютно наши, русские.

Обратите внимание, как они на пустом месте налаживают себе скромный, но комфортный быт, как по-нашенски они стремятся нарушить запреты! И в то же время трогательно заботятся о «братьях меньших»... Очень жаль, что автор оставил за кадром дальнейшую судьбу земной колонии. Понимаю, главный замысел был в другом. Открытый и безрадостный финал и тогда был актуален, и сейчас звучит едва ли не как пророчество.

Но сама по себе идея лишить людей возможности проявлять присущую им агрессию и посмотреть, что из этого выйдет — дорогого стОит! Особенно если вспомнить, как мы любим во что бы то ни стало нарушать запреты...

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 7 сентября 2015 г.

Уже к середине повести возникла стойкая ассоциация — фильм «Кин-Дза-Дза». Аналогия проста. Умное социально-юмористическое произведение, созданное на минимальном антураже.

Но фильм выигрывает. Просто в силу своей формы искусства. Там не успеваешь задуматься о ляпах и нестыковках. Книга требует от автора гораздо более вдумчивого подхода. А вот в «гении кувалды», многие серьёзные недочёты мешали полностью насладиться повестью. У героев повести СЛИШКОМ много свободного времени и это практически никак не отражено. А вынужденное безделье сводит с ума не хуже многих других факторов. А тут Лукин просто показывает те моменты (действие, диалоги) что нужны ему для сюжета и... всё. Что всё остальное время делают герои? Те кто там долго — почему ещё не спятили? В общем, очень серьёзный недочёт. Или другой момент — слишком ограниченный круг общения. Два десятка человек в колонии, а мы видим лишь 6-7 нужных для развития сюжета. Нереально. Происходящее более всего напоминает... ну, скажем, турбазу (или базу отдыха, санаторий). Куда приехали добровольно и на строго определённый срок, общаются с кем сами выбрали, свободное время не напрягает. Захотели — за грибами сходили, захотели у костра поболтали. А в ситуации, когда ты, похоже, застрял навсегда, для многих тут уже прошли годы — всё должно быть совсем не так...

Правда, проигнорировав одни психологические тенденции, Лукин очень здорово показал другие. Те, ради которых и затевалась повесть. Например, что из себя представляет сам человек. Конечно, каждый по-своему. Вот как армия или тюрьма — не делает человека ни лучше, ни хуже, а лишь обнажает душу, раскрывает то что в тебе скрыто — всё, и хорошее и плохое. Так и тут. Замкнутый коллектив, куча свободного времени, запрет на насилие (включая насилие над самим собой) и что остаётся? Кто-то пьёт, кто-то теории строит, кто-то пакостит, кто-то самокопанием занимается, а у кого-то нарастает мрачное, непреодолимое чувство протеста... И каждый из вариантов потихоньку, местами с юморком, шаг за шагом препарируется автором, радуя нас то глубиной психологии, объяснённой при этом наидоступнейшими фразами, то отстранёнными мыслями персонажей по разному поводу.

Финал злой. И... я почувствовал себя дураком — не понял я финала.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Ромку отправили домой, а дома — война.

Ни при первом прочтении не понял (ну ладно в конце 1990х — я ещё молодым был), ни теперь. В смысле, с Ромкой-то всё ясно. А вот что должно сказать читателю то, что он в родном городе увидел — я так и не смог понять.

Оценка: 8
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 сентября 2006 г.

Описание характеров всегда было сильной стороной Лукина. Вот и здесь он развернулся во всю мощь. Все персонажи словно взяты с соседней улицы. Мы видим их каждый день (ну во всяком случае — нередко). Зато действуют они в условиях совершенно необычных. Чем-то напоминает «Град обреченный». Пусть никто не сочтёт за кощунство, но «Гений кувалды» по-моему даже лучше. Не знаю, может, это оттого, что герои «Града» взяты из другого времени, а персонажи Лукина ходят по улице сейчас.

Оценка: 10
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 15 декабря 2014 г.

В 90-х эта работа восхитила своей свежестью, неординарностью и смелостью. Сейчас, будучи перечитанной, вызвала умеренный восторг. В принципе, сатирическое произведение, переносящее в фантастические рамки искривлённый мир социальной необустроенности России начала 90-х годов, даже в 1997 год выхода морально устарело.

С чисто литературной точки зрения, проблема в незавершённости сюжета. Очевидно, что автор, создав цельную интригу, затруднился вывести оформленный финал.

Тем не менее, произведение забавное. Лукин есть Лукин, читается легко и с удовольствием.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 8 февраля 2012 г.

Хороший образец злой сатиры. Элемент фантастики в этой книге дело даже не десятое, а двадцать пятое. Все эти надзорки и скоки служат исключительно для усиления насмешки над нашей действительностью. Если же отложить в сторону фантастику на выходе получаем не самый лучший образец, но все же не плохой пример сатиры с шаблонными типажами — мент, бандит и так далее. Возможно я не уловил изюминки или супер идеи, но перечитывать книгу нет желания так, что итоговый бал 7.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 17 февраля 2011 г.

С большим интересом прочитал это произведение! Необычный мир, реальные люди, и поэтому всё кажется не вымышленным, а очень реальным. Не покидает двойственное ощущение: очень сильно хочется туда попасть, и также сильно хочется оттуда сбежать, понимая, что этот мир статичный и какой-то безисходный, хотя и уютный!

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 октября 2010 г.

Отличная работа! Замечательная смесь сюра с реальностью. Яркие типажи, высокий психологизм.

Очень здорово, что так и остается непонятной суть происходящего: где? кто? зачем? Главный вопрос здесь, конечно, именно «зачем?», и он же самый, по сути, ненужный. Потому что история эта — о людях, их отношениях, самопознании, психологических особенностях, том же самом пресловутом менталитете. Всегда интересно наблюдать за развитием взаимоотношений в замкнутом социуме, и здесь автором смоделирована именно такая ситуация.

Оценка: 9
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение , 2 августа 2007 г.

Необычная вещь. Никогда не встречала такого кайфового «инопланетного» мира. До самого финала испытывала двойственное ощущение — с одной стороны жутко хотелось узнать разгадку Хозяев, а с другой стороны обрадовалась, когда поняла, что этой разгадки не будет.

Оценка: 8
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение , 30 октября 2007 г.

Очень странное, необычное произведение. Совершенно непонятный контакт с инопланетянами. Сюрреалистичное описание происходящих событий. И как всегда у Лукина есть место юмору. Ну что еще русский человек умеет делать так хорошо, как ломать что-либо?

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 22 мая 2013 г.

История о людях, делающих неважно что, только чтобы наперекор всем и всему — стала вдруг нынче неожиданно актуальна...

Спасибо, Евгений! Спасибо и за «Тупапау» — а это вообще маленький шедевр!

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 9 июня 2009 г.

Что мне нравиться у Лукина — так это невероятная «плотность» его произведений. Умеет автор упаковать в короткую повесть столько смыслов, сколько иной не запихнёт и в десяток пухлых томов. «Раздолбаи космоса или гений кувалды» — прекрасное тому подтверждение. Читать обязательно!

Оценка: 10
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 14 мая 2008 г.

Я проверял эту книжку на людях, которые не читают ничего — проглатывали взахлёб в один присест.

Оценка: нет
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 5 декабря 2007 г.

Вот такие мы, земляне! Ломать не строить! И если за разламывание кормят, так нам здесь можно жить! Но сообразили же — что надо сделать, чтобы не нужны мы стали этому странному миру и чтобы нас отпустили!

Оценка: 9


Ваш отзыв:

— делает невидимым текст, преждевременно раскрывающий сюжет, разрушающий интригу

  




⇑ Наверх