Юн Айвиде Линдквист «Химмельстранд»
- Жанры/поджанры: Мистика | Триллер | Сюрреализм
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Параллельный мир/вселенная
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешественники (попаданцы) (в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Только для взрослых
Четыре семьи, путешествующие в фургонах и заночевавшие на стоянке кемпингов, просыпаются в ином мире. Здесь нет солнца, здесь нет ничего, кроме травы до самого горизонта, почва моментально впитывает кровь, все, что посажено в землю, начинает тут же расти. Люди не понимают, как они сюда попали, а на горизонте показываются странные фигуры, люди без лиц, которые направляются к кемпингу. Каждая семья попала сюда не просто так, и среди них таится настоящий монстр. Только странники поневоле еще не знают, что этот новый мир полон сюрпризов, и даже их самые страшные кошмары — еще не худшее, что их тут ждет.
Входит в:
— цикл «Трилогия места»
Награды и премии:
лауреат |
Мастера Ужасов, 2019 // Лучшая книга зарубежного автора (в переводе на русский) |
Номинации на премии:
номинант |
Хоррор-итоги на ФантЛабе, 2019 // Лучший роман / авторский сборник |
- /языки:
- русский (1), английский (1), шведский (2)
- /тип:
- книги (3), аудиокниги (1)
- /перевод:
- М. Деларжи (1), С. Штерн (1)
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Deliann, 2 апреля 2019 г.
Когда читатель берет в руки эту книгу, у него в голове сразу возникают вопросы: что такое Химмельстранд? что за белое существо изображено на обложке? что это за место с синими искажёнными лицами? Забавно, что как только читатель переворачивает последнюю страницу и вновь бросает взгляд на обложку, его занимают почти те же вопросы плюс десяток новых.
Десять человек, один пес и одна кошка засыпают в кемпинге, а вот просыпаются в ином, довольно странном месте. Небо ярко голубое, никаких признаков облаков и Солнца. На земле до самого горизонта растет зеленая трава, при этом нет других растений, да и ландшафт остается неизменным. Вокруг ни души, нет электричества, связи, да и припасов не так уж много.
Поначалу роман полностью следует «кинговской» формуле помещения обычных людей в необычные обстоятельства с целью последующего препарирования психики каждого персонажа, а в идеале и читателя. Вот только Линдквист делает упор не столько на психологизм повествования, сколько на мистическую составляющую, которая в данном случае важна не меньше. Как только персонажи решают провести разведку, становится понятно, что в странном и пугающем месте встречаются не менее странные и пугающие существа.
Герои, кстати, удались на славу. Все реалистичные, очень объемные и живые. Они не всегда мыслили понятным мне образом, но этом можно списать на национальный колорит и «загадочную шведскую душу», которая, конечно же, потемки. Что интересно, в романе присутствуют главы, в которых рассказчиком выступает пес, и читать их не менее интересно, чем все прочие. И лишь чуточку более странно.
Нельзя назвать «Химмельстранд» хоррором – это скорее напряженный мистический триллер. Он увлекательный, читается буквально на одном дыхании, но пугающих сцен там буквально две или три. Все остальное «экранное время» занимают психологизм, напряжение и тайна. Последняя под конец начинает активно фрустрировать читателя, так что если любите четкие финалы с ответами на все вопросы, то лучше подождите выхода всей трилогии на русском. Хотя не факт, что это поможет, ведь вторая книга является приквелом по отношению к первой, а в третьей вообще происходит что-то странное, судя по аннотации. В смысле, еще более странное.
Как вы могли заметить, в этом отзыве я часто употребляю слово «странный» и его вариации. Увы, но именно это слово крутилось в моей голове на протяжении всего чтения. Роман отличный, пожалуй, один из лучших в «Мастерах ужасов», но он оставляет слишком много вопросов и не всегда дает удовлетворительные ответы. Остается ждать продолжения и надеяться, что там все необходимые объяснения прозвучат.
avsergeev71, 3 апреля 2019 г.
Вот она, оказывается, какая — загадочная шведская душа: понять невозможно, забыть нереально. Наверное так, в двух словах, можно охарактеризовать роман Линдквиста. И, честно говоря, больше ничего на ум и не приходит. Даже если слов больше, чем два. Бывают такие книги, про которые не знаешь, что и сказать. Как полотно художника-сюрреалиста. Смотришь на него: вроде бы и впечатление оставляет, а облечь это впечатление в конкретный законченный образ никак не удается, — все время что-то ускользает. Но впечатление есть, это точно.
Ну, для начала, роман вышел в серии «Мастера ужасов». То есть, перед нами вроде бы очередной «ужастик»? Вот тут, собственно, и начинаются первые трудности. Если бы мне предложили идентифицировать жанр романа, наверное, последнее, что пришло бы мне на ум, был хоррор. Дело в том, что в процессе чтения мне почему-то меньше всего казалось, что автор имел целью кого-то напугать. Нет, конечно, определенные элементы хоррора в романе присутствуют. Иногда они даже пугают. Но это происходит, как бы рикошетом, не специально. По большей части читатель пугает сам себя. Или, перефразируя одного известного персонажа: не книга страшная, жизнь наша страшная. А автор просто показывает нам эту нашу жизнь. Правда показывает он ее в несколько необычном виде: рафинированную, развоплощенную, очищенную от всяких условностей: социальных, идеологических, философских, религиозных.
Место действия. Оно в каком-то смысле тоже герой романа, — эдакий герой-загадка. Попытки ухватить его сущность кончаются ничем, ибо ему нет определения. Если только не применять апофатическую методологию. Здесь нет людей, нет общества, нет государства. Здесь нет дня и ночи, нет солнца и луны. Наверное, и времени, как такового, тоже нет. И да, — здесь нет Бога. В общем, одно сплошное «нет».
То же самое можно сказать и про сюжет. Как такового его просто нет. Роман начинается безо всякой завязки, и концовка как таковая также отсутствует. Просто фрагмент некоего фильма. Вырезанный где-то из середины. Что было до, что будет после — абсолютно не понятно. В конце у читателя останется ровно столько же вопросов, сколько было в начале. Если только не больше. А поскольку сюжета нет, нет и его развития. Что-то вроде бы происходит, ну то есть, главные герои что-то пытаются делать, но это «что-то» не представляет абсолютно ни какого интереса для читателя. Собственно, все их действия можно выразить одной фразой: они пытаются покинуть место, куда они попали. Вернее так: они хотят его покинуть. Но само это место устроено так, что попытки его покинуть не имеют физического смысла, — остается только хотеть.
А вот сами главные герои представляют для читателя несомненный интерес. Уверенными мазками автор придает своим персонажам поразительный объем. Они настолько живые, что буквально через несколько страниц ты уже ощущаешь себя членом этого странного общества. Но автор не останавливается на этом. Помимо физического плана, он раскрывает психологические, ментальные и духовные глубины каждого героя, включая даже собаку и кошку. И вот перед изумленным читателем предстают уже не книжные персонажи даже, а вполне реальные личности, со своими уникальными судьбами. И судьбы эти очень и очень не простые. Там есть на что посмотреть и чему ужаснуться. Ну, потому, они собственно и очутились в этом странном месте. Они все очень разные, эти личности. И каждый читатель наверняка увидит в чертах их характеров сходство с собой или с известными ему людьми. Ибо все мы человеки. И тогда сюрелистическая картина внезапно превратится в фотографию с натуры. Впечатляет. Я потрясен и снимаю шляпу перед искусством художника.
Теперь о главном: понравился ли мне роман. Странно, но я достаточно долго пытался это понять. След он оставил, однозначно, — такие книги быстро не забываются. И такие книги можно перечитывать бесконечное количество раз, и каждый раз открывать что-то новое для себя. Если только не считать это ужасами. А считать это просто хорошей книгой. Да, именно так: хорошей и нужной книгой. Вне всяких жанров.
smith.each, 21 августа 2019 г.
Сознаюсь: люблю скандинавскую массовую культуру. И тихо ненавижу. Меня завораживает мрачность шведского кино, привлекает выскобленная болезненным цветокором стилистика норвежских детективных сериалов и густота их депрессивной атмосферы. Здорово, что скандинавские писатели не брезгуют художественными приемами земляков-киноделов. Переход «белого безмолвия» с киноэкранов на книжные страницы оказался почти бесшовным, и даже попсовый цикл о злоключениях нетрезвого детектива Холле способен вызвать холод в конечностях и блуждающее по заснеженным перевалам души тоскливое чувство одиночества.
Одиночество пугает само по себе, даже если это одиночество в толпе, ну а если подпустить туда еще и иррациональных кошмариков, станет вовсе неуютно. Прибавьте к этому крутые выверты человеческой психики, толику шокирующего контента, – и вы уже получите некоторое представление о романе с непонятным названием «Химмельстранд». Точнее, о первой его части. Со второй все непросто.
Четыре пары, остановившиеся на ночлег в трейлерном парке, исчезли из нашей реальности и попали в некое загадочное место. Неведомое перемещение из тихого пригорода на равнину убегающей в бесконечность ровно подстриженной травы их не напугало. Не смутило и пропавшее с неба светило. По законам хоррора неприятности не обрушиваются на голову всем и сразу, а тихо подкрадываются откуда-то со стороны. В то же время зло иного рода начнет подтачивать людское общежитие с самого начала.
На «пары» персонажей романа я разделил условно. Присутствуют пожилая чета, двое пожилых мужчин-фермеров со странной близостью друг к другу и две супружеские пары с детьми. Как водится в подобных историях, дети первыми начинают чувствовать неладное, причем Мальчик просто боится, а Девочка вовсе и не против вступить в контакт с паранормальным. Взрослые ругаются друг с другом, ворошат свои незалеченные конфликты и тихо ненавидят себя. На втором плане выясняют отношения Собака и Кошка, причем последняя обладает способностью увеличиваться и уменьшаться (естественно, в глазах Собаки).
И вот все эти персонажи созданы и описаны настолько детально и увлекательно, что за путешествием по их воспоминаниям и жутким фантазиям, начинающим рваться наружу, наблюдаешь, простите, с вуайеристским восторгом. При этом сюжет сделает тебе ручкой уже на начальном этапе повествования. С неба будут литься странные дожди, из-за горизонта поплывут странные фигуры и не в меру странными покажутся разговоры героев. Но ничто не привлечет твоего внимания, поскольку раз за разом ты будешь возвращаться к одной мысли: «Ну давай уже! Что там еще такого произошло в прошлом этих людей, что превратило их в столь неприятных субъектов?»
Конечно, пару раз роман напомнит о том, что в заглавии вынесено название серии «Мастера ужасов»: два-три кошмарика, заключенные в тексте, вполне сгодились бы и для романов самого Стивена Кинга. Но и кошмарики эти связаны исключительно с призраками внутреннего мира героев и к злополучной хтони неведомого мира принадлежат с оговоркой.
А вот во второй части роман как будто разваливается. И тут я начинаю его ненавидеть.
Разойдутся и пути молодых семейств. Одно безвозвратно развоплотится в лабиринте собственных девиаций, а другое неясной тропой вернется в реальность и обнаружит устроителя этого трансцендентального вояжа, который также не понимает, что вообще происходит. А где-то рядом будет сладко затягиваться сигаретой и хрипеть свои песни о похабной кончине мира неизвестный читателю шведский бард Петер Химмельстранд. Протерев глаза, задаюсь вопросом: «Что это было?!»
Трудно рекомендовать эту книгу к прочтению тому, кто любит пощекотать нервишки живописанием «странных дел». Еще сложнее советовать ее читателю, не готовым знакомиться с первым романом трилогии, следующие две части которой совсем не обязательно будут переведены на русский язык. Но если вам интересны триллеры, провозглашающие темнейшим местом на земле человеческое сознание, «Химмельстранд» может вас заинтересовать. К сожалению, учитывая переломившийся к середине хребет романа и сюжет, которого как бы и нет, не могу поставить произведению более-менее высокую оценку.
P. S. Еще хочется остановиться на переводе. Как вам нравится «дыхательная маска Дарта Вейдера»? Так и представляю заслуженного подводника Темной стороны, изучающего морские пучины далекой галактики. А вот дальше по тексту появляется и свита ветерана-аквалангиста – на лагерь молча шествуют бойцы загадочной «штромгруппы». Именно «штром» – это не опечатка! По неведомой причине переводчик записал всем известных имперских штурмовиков в этот отряд с труднопроизносимым названием. Забавно? Согласен. Но иногда эти лингвистические выверты начинают безмерно раздражать.
Скажите, вот какой скрытый смысл стоит за переименованием песен или треков, играющих на радио, в «лоты»? Роман и без того полон постмодернистскими тропами и фантасмагорией, чтобы приходилось еще и ломать голову над взбесившимся лексиконом перевододелов. Такое впечатление, что именно переводчик отрабатывал за автора право включить роман в список хорроров, ибо это какой-то тихий ужас.
Artem_Nochkin, 9 июня 2019 г.
Заботится сердце, сердце волнуется,
Почтовый пакуется груз…
Мой адрес не дом и не улица,
Мой адрес — Химмельстранд.
* * *
«Химмельстранд» — очередной «странный» роман, вышедший в серии «Мастера ужасов». Серия эта, как и предполагается из названия, посвящена «переводному зарубежному хоррору», но интересно не это. Странность же заключена в том, что предыдущие романы серии хотя бы отдаленно, но можно было назвать психологическим хоррором. Здесь же ни одного действительно страшного момента нет. Есть необычная атмосфера, странное место, плюс-минус оригинальная история, но хоррора, как такового нет.
Во избежании возможных спойлеров сюжет мы задевать не будем. Лишний раз пересказывать завязку также смысла нет. Тот минимум, который необходим для общего представления о сюжете уже представлен в издательской аннотации:
«Четыре семьи, путешествующие в фургонах и заночевавшие на стоянке кемпингов, просыпаются в ином мире. Здесь нет солнца, здесь нет ничего, кроме травы до самого горизонта, почва моментально впитывает кровь, все, что посажено в землю, начинает тут же расти. Люди не понимают, как они сюда попали, а на горизонте показываются странные фигуры, люди без лиц, которые направляются к кемпингу. Каждая семья попала сюда не просто так, и среди них таится настоящий монстр. Только странники поневоле еще не знают, что этот новый мир полон сюрпризов, и даже их самые страшные кошмары — еще не худшее, что их тут ждет»
Большинство рецензентов отметили, что «Химмельстранд» получился странным. Странным по сюжету, странным по миру, странным по героям, странным по диалогам, странным по подаче, странным по всему. И чтобы эту «странность» показать «в живую» я приведу сейчас пару цитат из самого начала книги. Одну на действие и одну на диалоги:
* * *
«Эмиль достал с полки журнал с детскими комиксами, улегся на живот и начал листать, шевеля губами, — читал он вслух и по слогам, у него пока еще не сформировалась окончательно связь между буквами и словами. Он уже достаточно взрослый, чтобы сообразить, насколько странно все происходящее. Странно — неверное слово. Непонятно. Но и странно тоже. С другой стороны, в его детском мире много чего странного. Гроза, лоси, электричество… почему яйца становятся твердыми, когда их варишь, а картошка — мягкой? И то, что происходит, — тоже странность. В ряду других странностей. Доверие к родителям безгранично. Мама с папой могут все, справятся и с этой странностью. И объяснят непонятное»
* * *
«— Мама, посмотри!
— Что тебе надо?
— Ну посмотри же! Там ничего нет.
— Ты хоть раз можешь дать маме поспать?
— Я же говорю — там ничего нет!
— Чего нет?
— Ничего. Ничего там нет.
— Если хочешь покапризничать, разбуди отца.
— Мам… почти ничего нет.
— О чем ты?
— Посмотри сама.
— Куда я должна посмотреть?»
* * *
Я, наверное, что-то не понимаю или читаю не так, но мне кажется, что все написанное не столько странно, сколько бедно. Описания минимум, диалоги в зачаточном состоянии, рубленные фразы, пустые мысли, почти полное отсутствие сюжета. Повторюсь. Это не странно, а бедно. Странность же здесь только в том, как автор повторяя время от времени слово «странно», заставил большинство читателей поверить в странность своей книги?
Роман получился уж очень «на любителя» и зайдет только тем читателям, которым в книге важен не столько сюжет и наполнение мира, сколько атмосфера и описание «странного» окружения.
Torque1812, 26 февраля 2024 г.
Нескучная книга, люблю читать про подобные ситуации. Но много повестки и она таки меня сломала. Когда писатель-швед (швед, швед!) завел шарманку про культурных мигрантов в дорогих костюмах и тупых местных нациков.... Книга 2014 года, интересно, он спустя 10 лет взгляды пересмотрел?
З.Ы. Оценку влепил необъективную, ну так вот я чувствую.
master_slave, 28 августа 2023 г.
«Ничего нет, а поле бесконечно»
Сюрреалистический мистический триллер. Пара друзей фермеров, пара пенсионеров и две семьи попадают в очень странный мир. Вокруг во все стороны поле, странная трава и больше ничего. Нет солнца, но есть свет. Постепенно этот странный мир становится все более сюрреалистическим и безумным с каждой страницей. Казалось бы по законам хоррора начнется «мясо», появится какой-то хтонический ужас или кровожадные монстры, но все совсем не так — и, неожиданно, это здорово. События развиваются очень неспешно, но при этом атмосфера нагнетается с каждой страницей — ведь непонятно что ожидать, что будет дальше, а вопросов все больше и больше. И захватывает все сильнее и сильнее с каждой страницей. И вроде действий мало — в основном рассуждения и переживания персонажей, но при этом книга не отпускает ни на миг. Парадокс — динамики объективно маловато, но сюжет захватывает и не отпускает.
Из минусов только то, что ответов и объяснений происходящего не будет. Почти совсем. А те, что будут — оставят лишь еще больше вопросов. Но это лишь первая книга трилогии, а, значит, есть надежда, что все еще впереди.
URRRiy, 25 апреля 2019 г.
Роман атмосферный — то есть, истинно шведский, хотя и не самый лучший среди современных авторов «трёх корон», но специфика северного королевства вполне ощущается. Много психологии, эмоций, флэшбеков персонажей, поначалу это весьма раздражает, так как действие практически отсутствует. Также вызывает неприятие толерастия с обязательными положительными героями альтернативной сексуальной ориентации. Этот политкорректный тренд выдает авторский прогиб, что уважения писателю отнюдь не прибавляет. Тем не менее, списывать книгу в отстой нельзя, ближе к середине автор развивает сюжет, обостряет конфликты и наконец пристегивает мистику, возможно даже хоррор. Получилось, на мой взгляд, не особенно, но интригу создать удалось. Однако ожидать от романа полноценного хоррора было бы напрасно, хотя монстры присутствуют, но саспенса нет, нет и раскрытия загадки как местности, так и зацикленности на Химмельстранде (местный поэт -песенник, который курил и кончил раком). Без наличия продолжений роман может вызвать не особо хорошее впечатление (а именно: «а что это было?»), не читавшим рекомендую вначале дождаться издания остальных книг серии.
Shining, 14 мая 2020 г.
На мой взгляд, главная проблема — структура книги. Суть такова: главные герои (разношерстная компания незнакомых друг с другом людей) таинственным образом попадает в некое очень необычное место, явно работающее по неземным законам. И что, вы думаете, с этим делает автор? Нет, он не показывает этот мир подробнее, да и на новые загадки скуп. Он... пытается показать нам «богатый внутренний мир» персонажей. Причем через флэшбеки. Ну вот у этого мужчины в детстве случилось такое-то событие, у этой женщины — другое. И длится это долго, очень долго.
В чем проблема, спросите вы? Да в том, что читатель практически не знаком с этими героями! Не знаю, как вам, а мне было наплевать на туманное прошлое людей, которым я даже не успел начать сочувствовать. Не говоря уже о том, что эти рассказы о прошлом тут используются вместо ответов на реально интересные вопросы.
Во второй половине ситуация немного улучшается. Начинают происходить действительно сюрреалистические и жуткие события. Правда, к ним ещё нужно прорваться через многочисленные флэшбеки, на что хватит терпения не у всех.
Makrophag, 28 ноября 2021 г.
Что такое Химмельстранд? Это оригинальная интерпретация ада в исполнении Швеции. Забудьте об Геенне огненной, чертях с вилами и ухмыляющимся Сатане, восседающем на троне из костей. Есть обширное многокилометровое поле во все стороны, покрытое ровно подстриженным газоном. И мертвое голубое небо над головой, как нарисованный художником холст. Солнца нет. Солнца, что является символом созидательной энергии и жизни всего сущего. В аду ему нет места. Несмотря на то, что земля покрыта ярким зеленым ковром, трава питается вовсе не влагой, а кровью. Как и странные обитатели этого мира, которые будут беспокоить главных героев на протяжении всего романа. И больше ничего вокруг. Нет ни еды, не воды. Неоткуда взяться электричеству. Есть только слабая мобильная связь, которую можно поймать на определенной высоте, но кому ты будешь звонить, ведь тебе никто не сможет помочь. И ресурс аккумулятора тоже не вечен. Остается только смириться со своей участью, лечь на траву, закрыть глаза и умереть. Или попытаться выбраться? У нас есть несколько семей, очень разных, как по возрасту, так и по материальному достатку. Всю книгу нам намекают, что эти люди попали сюда неслучайно. Их выбрали, отметили кровью. В буквальном смысле. У каждого из них по шкафу, переполненному скелетами, но автор романа так и не раскрывает конкретную причину их появления здесь. Да это и не так важно. Самый смак — это наблюдать за их действиями в безвыходной ситуации. Вместо объединения — полное разобщение, каждая семья сама за себя. Доходит до абсурда, когда они решают откатить трейлеры подальше друг от друга, лишь бы не быть рядом. Потихоньку каждый начинает сходить с ума по-своему, а в довершении появляются безликие существа, умеющие преображаться в тех, кто оказал сильное влияние на главных героев в прошлом. Следить за этим безумно интересно. Кто-то из читателей этой книги считает, что этому роману не следует находиться в «Мастерах ужасов», но как по мне, это достойный представитель данного направления. Неспешный, мрачный, загадочный и ужасающий.
Old_Gonsalez, 6 июня 2021 г.
Идеальная книга для тех, кого влечет необъяснимое загадочно-пугающее и таинственное — словом, все то, что иной раз заставляет нас волноваться ночами и вглядываться в ветви деревьев за окном шумной ночью.
Итак, вкратце о сюжете — четыре домика на колесах с находящимися в них людьми — пожилой четой, двумя парами с детьми, и друзьями-фермерами с подозрительно теплым отношением к друг другу, просыпаются с утра и видят, что вместо привычного кемпинг-лагеря, они находятся на бескрайнем лугу в мире с синим небом без солнца. Как они сюда попали? Что с этим всем делать? Каковы правила игры? Они вместе, или каждый сам за себя? Все эти вопросы занимают головы героев романа, и, по мере развития повествования, ответов так и не возникает — лишь смутные догадки, лишенные, впрочем, какого-либо официального подтверждения автором. А новых вопросов, событий и опасностей лишь прибавляется — некие белые фигуры, принимающие для каждого героя одному ему известный образ, темные тучи на горизонте, и много-много других странностей. А из привычных вещей — лишь домики на колесах с их содержимым. Электричества нет, связи нет... почти... есть лишь странное радио, дни напролет гоняющее песни Петера Химмельстранда — поэта и композитора — писавшего песни для многих шведских исполнителей — от АББЫ до самых малоизвестных певцов и певичек. Кстати, напоминаю, книга тоже носит его имя...
Герои — обычные люди. Фермеры, пенсионеры, футболист, модель, директор магазина с женой. Конечно, согласно законам жанра, не без скелетов в шкафу, и бэкграунд героев — очень яркий и разноплановый — помогает нам, читателям, понять их поступки, совершенные на страницах романа (не буду спойлерить).
Одними из самых интересных персонажей книги являются кошка и собака. Мышление маленького бигля мастерски передано автором, и помогает читающему сориентироваться в правилах игры, которые нелогичны, непредсказуемы, и не столько пугают, сколько затягивают в пучину иррациональности, загадочности и попыток выбраться из этого странного места вместе с героями романа.
Эту книгу часто сравнивают с романами американского мастера ужасов Стивена Кинга. Не думаю, что это сравнение может быть верным. Люди здесь не пытаются выстроить иерархию, попав в нестандартную ситуацию — по большей части они пытаются справиться с тем что происходит внутри них, лишь изредка пытаясь заняться какими-то общественными делами, например, вырыть выгребную яму. И погруженные в себя, в свои воспоминания, они не замечают, что тучи на горизонте все приближаются, захватывая их маленький лагерь, да и кто-то в лагере лишь притворяется человеком...
PS: Пока читал — не выходила из головы мысль — буде пришла бы кому в голову создать отечественный аналог этого произведения — что бы получилось? Темные тучи Виктора Цоя? Бескрайний луг имени Юрия Антонова? Или как?
Tavrida, 3 апреля 2019 г.
Мое первое знакомство с творчеством шведского мастера оказалось удачным. Начало трилогии выглядит многообещающе, герои запоминаются, написано здорово. Перевод, правда, в некоторых местах сбивает дыхание, ну да ладно.
Конечно, ассоциативный ряд при чтении возникает приличный. К чему выведет вся эта история — пока непонятно. Остается надеяться, что с вторым и третьим томом издатели не будут тянуть слишком долго.
Уютная Швеция Карлсона с коричными плюшками и тефтельками... После нэвилловского «Ритуала», сериала «Тайны Сильверхёйда» и книги Линдквиста она меня пугает:))
SeverianX, 18 апреля 2021 г.
Захотелось мне одним зимним вечером приобщиться к жанру ужасов, и выбор мой пал на книгу Йона Айвиде Линдквиста под названием «Химмельстранд». Роман входит в трилогию «Места», остальные части которой также выпускаются в серии «Мастера ужасов».
Книга начинается с не особенно и доброго утра для десяти человек, кошки и собаки, которые заснули в своих трейлерах на кемпинговой автостоянке, а проснулись в каком-то загадочном месте. Над головой голубое небо без солнца и облаков, до самого горизонта простирается идеально ровный газон, и больше ничего – ни единого привычного ориентира.
В начале романа практически ничего не происходит – нам дают лучше узнать действующих лиц, а их тут довольно много. Я по началу даже путался, кто есть кто. К значимым событиям можно отнести разве что обнаружение автотуристами неких интересных фактов: здесь нет электричества и сотовой связи; каждый кемпер был помечен красным крестом, не пойми откуда взявшимся; согласно автомобильному навигатору они находятся на прежнем месте; а по радио непрерывно крутят старые шведские песни на слова поэта Петера Химмельстранда.
Более тесное знакомство читателя с героями и активное развитие сюжета происходит после разведывательной поездки по окрестностям, которая, мягко говоря, не добавляет оптимизма, т.к. кажется, что это ровное поле тянется бесконечно. К тому же самые потаенные страхи героев находят физическое воплощение. Наши попаданцы отнюдь не святоши, и у каждого есть свой скелет в шкафу. Кто-то видит перед собой безликих существ, однажды уже посещавших их в переломные моменты жизни, кто-то винит себя в смерти отца, а для кого-то образ отца и есть самый страшный кошмар, кто-то старается позабыть проступки бурной молодости, а для кого-то молодость и красота – самое важное в жизни. После встречи с собственными страхами каждый из героев начинает сходить с ума по-своему: кто-то посчитав всё сном, начнет палить из винтовки по товарищам по несчастью, а кто-то и сам захочет стать воплощением собственного страха. Так бывает довольно часто – грань между ужасом и страстью очень тонка.
На фоне сходящих с ума взрослых особняком стоит девочка Молли – дочь стервозной супермодели и бывшего футболиста. Отношения в этой семье не самые хорошие, а порой даже складывается ощущение, что все друг друга просто ненавидят. Странности поведения Молли начались после того, как мать, устав от капризов дочери, оставляет ту в темном туннеле под мостом, где девочка проводит несколько часов. И вот эти странности и крайняя жестокость достигают своего апогея в этом ином месте, каким-то образом связанном с Молли. Оговорюсь, что автору удалось очень детально прописать как девочку, так и её мать, сделав их крайне отталкивающими.
Персонажи вышли также довольно нешаблонными: у каждого есть своя история и своя трагедия. Есть и некоторые уступки современным традициям в виде двух фермеров-геев.
Итог: Стоит сразу сказать, что ответов на вопросы возникшие во время чтения по окончании романа мы не получим. Поэтому браться за отдельный роман, не планируя читать весь цикл, думаю, не стоит. Лично меня роман не настолько зацепил, чтобы с нетерпением ждать продолжение. Роман написан довольно простым языком, и читается относительно быстро, несмотря на внушительный объем. Обидно то, что настоящих ужасов я так и не увидел – перед нами скорее мистический психологический триллер, и по-настоящему страшных моментов там практически нет.
Вадим Вадимов, 17 сентября 2023 г.
Домучил таки этот опус.Что сказать,литературно написано хорошо,есть яркие описания,вызывающие яркие эмоции,но,в целом,это сюрреалистический бред без начала и конца,не люблю такое.
Михаэль, 16 октября 2020 г.
Волею автора, несколько семей разной степени дисфункциональности оказываются в странном, сюрреалистическом междумирье. Как люди начитанные-насмотренные, они после краткой борьбы за рациональное объяснение и попытки найти что-то по автонавигатору, склоняются к мысли, что скорее всего, умерли, и это своего рода Лимб. Один из персонажей что-то слишком явно знает, другой слишком обо многом догадывается.
Переусложненная манера изложения не может скрыть явной ... даже не вторичности, а просто жанровой стандартности происходящего. Тут не только приходящие на ум в первую очередь «Лангольеры» сэя Стивена и культовый сериал LOST, но огромный массив текстов и фильмов на ту же тему.
Увы, скандинавская депрессивность, рефлексивность и неукоснительное следование всем трендам современной политкорректности, сыграли с книгой плохую шутку.
Имеются в наборе — жлобоватый пожилой бизнесмен с затурканной женой-домохозяйкой. Бывший звездный футболист, с женой-моделью (конченой психопаткой) и дочкой, которая иллюстрирует собой троп «зловещий ребенок». Смирный управляющий с женой и сыном, иллюстрирующим собой троп «славный мальчуган». Есть так же два здоровенных лба за сорок, у которых в прошлом по жене и ребенку, а сейчас они спят друг с другом. Ну, как без этого... XXI век все-таки...
Огромная часть повествования посвящена самокопанию героев, а так же копанию в их прошлом. Которое, у каждого, конечно, колоритное, но несколько искусственно колоризированное. Кто-то в юности был скином и избивал почем зря нищастных понаехов, кто-то до полста лет с сексуальной ориентацией не определился, кто-то в детстве чуть не умер и с тех пор боится, но не столько смерти, сколько жизни, кто-то мужу стрихнинчику подсыпал в «воспитательных» целях.... Хорошо написано, мастерски. Вот только очень много, очень подробно, и очень депрессивно. Перебор.
Кроме того, по замыслу автора, или случайно, все герои, даже те, кого он «подсвечивает», как положительных, люди исключительно неприятные. И это не то, чтобы в экстремальной ситуации проявилось, они всегда такие были.
Подробность, поминутное фиксирование событий, разбитое многолетними флэшбэками, столь утяжеляют повествование, что к тому моменту, когда начинается «страшное» (через несколько часов, по внутреннему времени романа), оно же «интересное», читатель уже вымотан, высушен и выпотрошен, чего желает и персонажам, кроме кошки и пса Бобби.
На самом деле последняя треть вполне динамично-увлекательна, а упомянутый в классификации жанра «сюрреализм», хотя и присутствует, но не принимает характера совсем уж невменяемой психоделики, то есть есть понять, что и с кем происходит, возможно.
Вот только способен ли на это будет вымотанный невозможными первыми 2/3 романа, и отвращением к героям, читатель, не ясно.
Книга содержит несколько убедительных в своей глючной зловещести, образов, довольно оригинальное мироустройство, но все погребено под тоннами скандинавской тоски и моральной рефлексии.
Vermus_Germus, 3 марта 2021 г.
Ю.А.Линдквист и каждая из его книг — это знаменательное событие в мире литературы ужасов. Каждая из них не похожа друг на друга, а посему читать их одно удовольствие. Другое дело в том, насколько они подходят читателю. Если « Впусти меня» и « Блаженные мертвые» достаточно неординарные, интересные, но понятные по своей сути произведения, то с трилогией места, которую открывает «Химмельстранд», все не так очевидно. Самое интересное, что на фантлабе оценки существенно отличаются от отзывов на книгу, что лишь подтверждает, что данная книга — образец психологически-интеллектуального ужаса, который придется «по душе» далеко не каждому. И тут дело не в образованности читателя или его безграмотности, а скорее в банальном принципе «не мое». Оговорюсь сразу, что книгу я прочитал в конце 2019 года, поэтому возможно в чем-то и не буду полностью уверен и прав.
— Идея — За одну только идею, «Химмельстранд» заслуживает наивысшей оценки. Придумать и реализовать подобное под силу далеко не каждому автору. Даже если кто и укорит меня за то, что это уже встречалось у кого-либо, то я все равно буду стоять на том, что идея конкретно данной книги — уникальна. Если бы не одно, но большое но.. Понять что к чему, не прочитав всю трилогию, практически нереально. Дело не в том, что автор не справился с реализацией, а скорее в его контр-идее о разделе книги на несколько частей. Поэтому «Химмельстранд» после прочтения и может вызвать закономерный вопрос: «Что за ересь я только что прочитал?!». Поэтому я поставлю 7 из 10.
— Сюжет — Как и идея, сюжет запутан. На мой взгляд, это осознанный выбор автора. Что-то можно понять, но многое так и может остаться под вопросом. Вопросов по сюжету будет очень много и в конце книги не на все из них Вы получите ответы. Как по мне, так этого и не нужно. Ведь что-то раскроется с остальными частями трилогии, а что-то так и будет не давать Вам покоя. Именно за сложные и не до конца расписанные сюжетные ходы и повороты я поставлю лишь 6 из 10.
— Персонажи — Их много, они разные, они непонятные и они странные. Это если вкратце.. Ну, а если серьезно, то интерес к персонажам идет скачкАми. Кто-то сначала вас заинтересует, а потом Вы будете дивиться, как он Вам наскучил. Я не спорю, что они весьма хорошо и живо прописаны, но в контексте такой непростой книги, как «Химмельстранд», которая сама по себе сложна, сложности с восприятием героев, только могут отпугнуть некоторых читателей. 6 из 10.
— Атмосфера и погружение — При прекрасной атмосфере безнадеги и бесконечности, погружение в книгу может вызвать определенные трудности в связи со многими абстрактными вещами, встречающихся в произведении. Желательно читать и погружаться в атмосфере полного одиночества, где никто и ничто не сможет Вас сбить с мысли. В противном случае, половина книги может просто пронестись мимо Вас. Но в целом поставлю 7 из 10.
— Жестокость и другие неординарности — Неординарностей здесь хоть пруд пруди. Мне даже кажется, что если брать отдельно каждую неординарную вещь из книги, то может получиться самостоятельный сборник рассказов, примыкающий к циклу трилогии места. Что касается жестокости, то это смотрю, что Вы сами вложите в это слово. Мне показалось, что жестокости в книге нет как таковой, а она больше цепляет именно странными вещами и неким «абсурдизмом» происходящего с героями. Поставлю 8 из 10.
Подводя итог, « Химмельстранд», как первая книга цикла, может сразу отпугнуть читателя и отбить у него желание знакомиться с отсальными двумя романами. Она очень необычна сама по себе и невероятно требовательно к читателю. ВОзможно следующая рекомендация поможет Вам получше прочувствовать книгу и ее суть: Сядьте в тихое и укромное место, отрешитесь от всех дел, скажите всем близким и друзьям, что спите. После этого сварите себе кофе и начинайте. Только не стремитесь к быстрому пониманию всей сути книги. Стремитесь к воссозданию картины в своей голове. Возможно это поможет Вам понять, что подобный роман ужасов — это книга, которая хочет, чтобы ее поняли, но без подсказок.
Спасибо за внимание..