Майк Гелприн «Моль»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика ) | Детектив
- Общие характеристики: Психологическое | Ироническое
- Место действия: Альтернативная история нашего мира (Земли) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: 21 век
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Странное задание получают частные сыщики Солдатов и Вяземская. Им необходимо узнать, кто скрывается под псевдонимом АБС и прислал в издательство рукопись «Пикник на обочине».
Входит в:
— антологию «Мир Стругацких. Полдень и Полночь», 2015 г.
— антологию «Русская фантастика 2015», 2015 г.
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Кропус, 4 мая 2022 г.
Не перевелись ещё люди, которые свято верят, что если бы вовремя убить Ленина, то мы бы жили в утопии под чутким руководством монарха. Вот только прежде чем писать альтернативную историю, исправь двойку по истории. К отречению Николая второго Ленин не имеет вообще никакого отношения. Его тогда вообще в стране не было. Он вернулся позже. Николая отрешили, как раз представители определённой части элиты, которые хотели перестроить социум по заподному образцу. Другое дело, что Ленин сумел блестяще воспользоваться ситуацией: «Вчера было рано, завтра будет поздно».
Ну а о победоносной войне, даже читать не смешно. Уроки из русско-японской войны извлечены не были, армия не модернизирована. Оружия элементарно не хватало. Известен по-крайне мере один случай когда вместо него на фронт прислали вагон икон. А оружие где? Вероятно загнали, как нередко и сейчас. Спрашивается, совершившие такую подмену, они в здравом рассудке были или как? Хотите сказать, что большевики армию разложили? Ну значит им можно поаплодировать, даже до командования добрались. Действительно побеждающую армию разложить не сможет никто и никогда.
Господи, ну хоть немного эпоху изучите, прежде чем альтернативку писать.
Darth_Veter, 26 сентября 2020 г.
Майк Гелприн, с моей точки зрения, интересен своим необычным взглядом на обычные обстоятельства. Вот и данный рассказ по миру Стругацких он умудрился «вывернуть» наизнанку, показав некую параллельную реальность, в которой никто не может расшифровать аббревиатуру АБС, а всемирную информационную сеть называют «плетёнкой». Дело вращается вокруг присланных по почте литературных произведений, принадлежащих автору, скрывающемуся за тремя заглавными буквами — АБС. Издатель подозревает, что автор — на самом деле не автор, а хакер («моль»), похитивший чужой труд. Главные действующие лица рассказа — Герман и Полина — должны за 2 недели найти этого самого АБС и убедиться в его авторстве. Герман — опытный сыскарь, а вот Полина в прошлом была «молью», что позволяет этой парочке вести поиски сразу по двум направлениям. Результат окажется для них полной неожиданностью, но нам-то он уже заранее известен!
Автор позволяет нам взглянуть на собственный мир как бы «со стороны», показав как его «плюсы», так и непременные «минусы». Как оценивать работу хакеров — положительно или отрицательно? Насколько полезной может быть всемирная информационная сеть? Известный писатель-фантаст Сергей Лукьяненко как-то назвал ее «информационной помойкой». Прав он или ошибается? Нужна ли цензура в этой самой «помойке» или сойдет и так? Кому следует разрешать доступ к ресурсам сети?
Вопросы отнюдь не праздные, а самые что ни на есть серьезные. Поэтому мне непонятно, что такого смешного нашли в рассказе те, кто присвоил ему категорию «юмор». Наверно, они посчитали забавным терминологию: плетенка, моль, портьера, «Пикник на обочине»... Обхохочешься! Да уж — времена нынче странные...
Мое мнение по этому поводу кого-то насмешит, кого-то — шокирует. Я убежденный сторонник «литературного коммунизма», т.е. считаю, что читатель (как и слушатель) должен сам решать: стоит ли ему платить за данное произведение и сколько конкретно. Повторю: цену за творчество назначает не автор, не худсовет, не издательство, а именно читатель. Так мы избежим ошибок в покупке совершенно ненужных нам книг и будем спонсировать только талантливых писателей, а не всяких «пустоголосых риторов». Такая «гражданская цензура» поможет бороться с проблемами «пробы пера» и «исписанной чернильницы». В эстрадном творчестве необходимость такой реформы еще злободневнее: хорошую музыку уже почти не услышишь (единственное радио, которое я могу слушать — это «Ретро FM»), кругом слышны шаманские завывания псевдо-рэперов и прочей швали, не имеющей даже стилевого наименования. Если мы не поддержим талантливых авторов «народным рублем», скоро доживем до тех времен, когда волчий вой станет российским гимном, а знание алфавита будет прерогативой избранных. Хорошие книги должны учить нас правильной жизни, а не шокировать читателя «вольностями» современной лексики. То же относится и к музыке и кино. Вся информация в Интернете должна быть БЕСПЛАТНОЙ и доступной в соответствии с возрастным цензом. Если человеку понравился данный роман, фильм или песня, он пойдет в магазин и купит соответствующий товар (книгу, диск), поддержав автора морально и материально. Может, тогда в нашей жизни будет меньше фальши и больше настоящей красоты.
------------
ИТОГ: детектив-альтернатива о ценностях настоящей литературы и путях ее доставки читателю. Заставляет всерьез задуматься: а всё ли мы делаем правильно в наш «просвещенный» 21-й век?
Zlata.24, 13 ноября 2018 г.
Пожалуй, первый раз, когда я доверилась аудиоверсии, обычно я предпочитаю «читать глазами». Озвучка попалась вполне качественная, многоголосая, но все равно картинка очень тяжело «оживала». Пришлось часть текста перечитать и переосмыслить. Чуть легче пошло восприятие лишь тогда, когда пришло осознание, что речь в рассказе ведется об альтернативном мире, в котором по приказу царя расстреляли Ленина, Сталина и прочих бунтовщиков, а «моль» – это аналог значения более понятного нашему слуху слова «хакер».
А вот наш мир, из которого через соприкасающиеся «портьеры» были украдены произведения АБС (Стругацких) с Флибусты, оказался параллельным и понемногу сближающимся с описываемым миром.
Одним словом, интересная задумка, но показалась несколько перемудренной. Благо, что осуществлена она в малой прозе, возникло ощущение, что автор вовремя остановился. Вообще, у Гелприна уже встречала такие сюжеты на тему значимости литературы (или в будущем, или в параллельном мире…). Что это – поучительные истории для молодого поколения или же просто размышления писателя о наболевшем? В любом случае, получилось совсем неплохо.
VovaZ, 10 апреля 2020 г.
Литературный детектив по мотивам «Гравилета Цесаревича», плюс минус. Импровизация не слишком удачна. Крайне слабая мотивация НФ линии альтернативки. Чрезмерно большая обида на Пелевина, многовато авторских комплексов. В целом, рассказ не понравился.
pavel-lob, 23 сентября 2015 г.
После этого рассказа у меня окончательно сложилось мнение, что Гелприн одинаково хорош в любом жанре.
Показан ещё один вариант альтернативной истории России. Казалось бы, тема до дыр замызганная сотнями писателей, но как интересно можно закрутить сюжет, применив воображение вкупе с талантом. Рассказ удался: за вуалью детективно-альтернативной истории скрывается ситуация с интернет-пиратством в современном мире и выражена четкая позиция автора по этой проблеме. С 1 мая 2015 года вступили в силу поправки к Федеральному закону «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которые облегчили жизнь правообладателям, но, подозреваю, что не сильно.
В мире, описанном Гелприным, хакеров и прочих интернет-разбойников называют молью и за кражи сажают в тюрьмы. Вот только разыскать эту моль в мировой плетёнке (ихнем интернете) очень непросто.
technocrator, 2 января 2019 г.
Не особенно удачная вещь. Мотивация персонажей хромает. Задумку (фантдопущение) можно было бы счесть интересной, если бы она уже не была воплощена в необычном романе Ольги Онойко «Море Имён» https://fantlab.ru/work152184, причём гораздо более увлекательно и ярко. Дань уважения творчеству АБС — это, конечно, хорошо, но хотелось бы, чтобы и само произведение было на уровне.
З.Ы. А Флибусту, конечно, никто не «прихлопнул», живёт и здравствует, пусть и заходить под VPN приходится. Так что рано автор её хоронил.
Ольгун4ик, 6 сентября 2017 г.
Альтернативная история — один из любимых жанров. Но даже в параллельном мире есть «моль». С ней жёстко борятся, но почему-то эта жесткость на уровень мягче нашей снисходительности. Не хочется раскрывать всю подноготную, но этот рассказ стоит того, чтобы с ним познакомиться. Может быть удивиться новым виткам истории, возможно порадоваться, что творчество АБС интересно и близко не только нам, а может опечалиться, что нам недоступны библиотеки другого мира. А с другой стороны, у нас так много хорошей литературы и этот рассказ не исключение.