Брендон Сандерсон «Ложь в глазах смотрящего»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Приключенческое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Двойники и раздвоение личности | Изобретения и научные исследования | Становление/взросление героя | Сверхъестественные способности, супергерои
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Стивен Лидс получил приглашение на интервью с неизвестной журналисткой. Вот только почему-то местом встречи является заброшенный район, а потом на его телефон приходит СМС со словом «Помоги».
Сумеет ли разобраться Легион в новом деле, которое потребует переосмысления всех устоев жизни многогранного детектива?
Входит в:
— цикл «Легион»
— сборник «Легион. Стивен Лидс и множество его жизней», 2018 г.
Рецензии
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
mushi1986, 21 мая 2024 г.
В заключительной части Стивен будет разбираться не с новым опасным делом, а с самим собой и своими аспектами. Внезапно с ним вышла на связь Сандра — женщина, которая когда-то спасла ему жизнь; которая была так же безумна, вот только лучше с этим безумием справлялась; и которая научила Стивена как упорядочить хаос в своей голове. Стоит ли говорить, что она была той единственной, кого любил мистер Легион? Жаль, но из-за коротенького формата, мы так с ней нормально и не познакомились.
Последняя повесть о Легионе получилась трогательной и эмоциональной, а его история логичной и завершенной.
r9snick, 30 сентября 2021 г.
Приемлемый финал абсолютно невыдающейся, но качественно написанной трилогии повестей о Стивене Лидсе. На этот раз детективная история ушла на второй план, выставив вперёд личные переживания героя и историю его прошлого, связанную с наставницей и его аспектами. Закольцевал и оформил конец Сандерсон довольно мастеровито, с приятной тонкой грустинкой, но вот сама история не очень увлекает или классно написана. Если смотреть на «Ложь в глазах смотрящего» как на отдельное произведение, то оно откровенно вялое, но как третий акт не самой большой истории одного героя — пойдёт.
Ryabinhatash, 14 июня 2022 г.
Заключительная повесть расставила всё по своим местам. Только читая её, мне удалось осознать, что аспекты — это не фантастическое допущение. Лидс действительно болен. Но он научился находиться в стабильном состоянии, если его не тревожит внешний мир.
Сандерсону удалась задумка. Он воплотил свои представления о противоречиях внутри личности, насколько они могут быть болезненно-остры в человеке, у которого нет возможности придумать себе ещё одну реальность для избегания этих противоречий. Может, вирус, который передаётся от человека к человеку — это безумие?
Я думаю, концовка — это попытка мозга самоизлечиться. Это было больно, это получилось не на 100%. Но если организм человека — идеальная машина, как во второй повести, то
Но если подумать, предложенный обстоятельства внушают страх и ужас беспомощности. Кто знает, вдруг по статистике больше Сандр, чем Лидсов?
RealSkif, 12 октября 2018 г.
Третья и финальная повесть о Стивене Лидсе, пожалуй, содержит и все сильные стороны цикла и его же недостатки. Трудно, конечно, говорить о присущих циклу особенностях, когда он целиком умещается на трех сотнях страницах, но, тем не менее, кое-что выделить можно. К финалу Лидса настигают призраки прошлого в лице Сандры и кошмаров молодости, поэтому привычный детективный сюжет здесь если и можно выделить, то разве что сильно преувеличив. В первых двух романах научная идея, лежавщая в центре расследования, была, скажем так, весьма условной, за ней не стояло и попытки проработать изобретение. В Lies of the Beholder этот аспект совсем уж ленивый, он не является движителем сюжета, как раньше, а выполняет скорее роль чеховского ружья.
Что же касается сильных сторон и повести, и цикла в целом, то Лидс и команда аспектов все такие же обаятельные и живые (неочевидный для меня факт из блога Сандерсона, что у основного «каста» аспектов есть прототипы — Айви — Гвинет Пэлтроу, Тобиас — Морган Фриман, Джей Си — Адам Болдуин), а история Стивена приходит к приятному финалу.
Manowar76, 30 июня 2021 г.
После прочтения первых двух повестей сборника я, надо сказать, втянулся в жизнь Лидса и его детективные расследования и не отказался бы от ещё полудюжины подобных историй. Но нет, Сандерсон не стал тянуть резину в долгий ящик и быстро-быстро перешёл к кульминации и развязке.
На сцене появляется давно пропавшая Сандра, любовь и наставница Лидса, научившая превращать его своих внутренних демонов в полезные аспекты. Психическое состояние Лидса всё хуже, причём как-то резко началось ухудшение. Аспекты гибнут, перерождаясь в кошмары.
И тут с предложением, от которого сложно отказаться, выходит владелец сети частных тюрем, решивший перестроить свой бизнес на инновационно-виртуальный лад.
Несмотря на драматические события, повесть всё равно лёгкая и светлая.
История завершена, рад, что ознакомился с циклом!
Мнение о Сандерсоне улучшилось.
7(ХОРОШО)
Deliann, 17 марта 2020 г.
В отличие от повестей «Легион» и «Легион: на поверхности», «Ложь в глазах смотрящего» играет по другим правилам. Нет больше занятного детективного квеста с поиском очередной научной разработки, нет и особого экшна. Более того, если раньше основной сюжет концентрировался на внешнем мире, в котором главный герой что-то искал, то теперь все внимание сосредоточено на внутреннем мире персонажа и всех его аспектах.
Как мы уже знаем, Стивен Лидс – крайне необычный человек. В его голове уживаются около пятидесяти личностей, и при этом сам он не сумасшедший. Просто его неординарный мозг так перераспределяет хранение информации, создавая новые личности, аспекты, и встраивая их в окружающую действительность через галлюцинации. На этот раз Стивен получает письмо от Сандры с единственным словом: «Помоги». Естественно, проигнорировать такое послание от женщины, которую он безуспешно пытается найти вот уже десять лет, Стивен не мог, так что он сразу бросается к ней на выручку.
Чего у Сандерсона не отнять, так это кинематографичности и легкости стиля. Благодаря этому, а также небольшим триллерным элементам, повесть без проблем прочитывается за полтора часа. История получилась очень личной, и от этого драматичной. Из минусов можно отметить разве что некоторую поверхностность происходящего, да образ Сандры, которая из загадки прошлого превратилась во вполне ординарную женщину настоящего. Ну, по крайней мере, более ординарную, нежели Стивен, а ожидания то были совсем иными.
Тем не менее, это хорошая развлекательная повесть, занимательная, но не перегружающая мозг.
A.Ch, 28 ноября 2018 г.
Стивен Лидс решил открыть глаза на окружающую действительность, где внезапно оказалось, что всё время он обманывал себя.
Финальная повесть начинается с интервью со странной журналисткой, переходит в поиск всё той же неуловимой Сандры, потом прыжок на уровень шпионского боевика с клише “злобный профессор”, да под конец пафосный выбор летних блокбастеров между не то Добром/Злом, не то Реальностью/Ложью, ну и чуть киношной вечеринки с кусочком торта и бесконечными байками гостей.
Герои и ситуации тусклы и вымученны. Заброшенный район – значит опасный, тюрьма – эксперименты над заключёнными/с возможными побегами, врачи, для благотворного лечения требующие жертв, и самокопание с угрызениями совести напоследок. Люди – тени людей, аспекты аспектов.
Такие угрызения и моральный выбор стоят перед героем:
– Я не могу.
– Нет, можешь.
– Всё будет не по-настоящему.
– Всё будет по-настоящему.
Возможно, сам автор немного устал от героя и решил произвести перезагрузку. Текст с новой белой страницы, цикл вернулся в начало. Только кинематографичность поблекла, Холмса заменил Бонд Джеймс, а фантастика будто и не бывала здесь. Суммарно лишь больничный лист с исправлениями диагноза и печатью “Здоров”. Следующий.
Nikquest, 29 ноября 2018 г.
Читая финальную повесть самого странного и наркоманского цикла Брендона (и это, заметьте, не «Рифматист»!), я окончательно уяснил для себя одну вещь: мне не нравится сумбурный Сандерсон. Не Сандерсон-мастер-экшн-сцен-в-«Мстителях» и не Сандерсон-хлещущий-динамикой-сюжета-в-«Двурождённых», а именно этот аспект писателя – Сандерсон-сумбурно-пытающийся-передать-движуху-вокруг-растерянного-героя. Сумбур в «Легионе» сквозит от каждой второй сцены или диалога, автору натурально тесно в формате повести в принципе и в этих скомканных хлестких фразах в частности, поэтому он быстро-быстро меняет ситуации, порой заставляя персонажа истерить, дабы еще больше взвинтить градус. Аспекты то сбегают, то возвращаются, то погибают, то объявляются новые, сам Стивен тоже не может усидеть на попе ровно даже во время коротенького интервью, а когда в дело вступает полноценная движуха сюжета этой короткой повести, связанная с наставницей Стивена, все становится совсем муторно.
Я бы очень хотел относиться к циклу так, как пишет Брендон в предисловии, уловить, что чувствуют подобные люди с множеством галлюцинаций, познать увлекательность и сложности такого существования. Но совершенно не могу увидеть за сумбуром происходящего жизнь и психологию, которые автор вкладывал в цикл.
Lilian, 8 декабря 2018 г.
Заключительная повесть о Стивене Лидсе. Действительно заключительная — нас ждет весьма неожиданный исход истории. Печальный, порой трагичный, пускай в итоге все-таки светлый.
Из разочарований — Сандра «в живую» оказалась даже наполовину не столь впечатляющей, как представлялось по мечтам и воспоминаниям главного героя.
Из привычного — «научные» изобретения, вокруг которых так или иначе строится сюжет, ни капли не научные. Скорее из разряда бульварных сенсаций. Но это всегда было особенностью этого цикла и его атмосферы.
Из хорошего — Легион, развернувшийся в виртуальной реальности. Сцены, от которых веет масштабом и зрелищностью «Матрицы». И финальные посиделки с настоящими людьми.
Финал, повторюсь, несколько неожиданный. Но он как минимум пытается идти по более реалистичному пути. И предлагает герою явно не плохой выход.