Альетт де Бодар «Three Cups of Grief, by Starlight»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Психологическое | Социальное | Экологическое
- Место действия: Вне Земли (Планеты другой звёздной системы | Открытый космос )
- Время действия: Очень далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Генетические эксперименты, мутации | Изобретения и научные исследования | Киберсети, нейросети, киборги, наномашины
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
Уход Матери, которая создавала оплот Империи в космосе, сделал актуальным вопрос о наследовании её знаний. Можно ли найти решение, которое не принесло бы горестных переживаний людям?
Существует любительский сетевой перевод («Три чашки горя при свете звёзд»).
Входит в:
— цикл «Вселенная Сюйя»
— журнал «Clarkesworld. Issue 100, January 2015», 2015 г.
— антологию «BSFA Awards 2015», 2016 г.
— антологию «The Long List Anthology: Volume 2», 2016 г.
— антологию «The Year's Best Science Fiction: Thirty-Third Annual Collection», 2016 г.
— антологию «The Year's Top Ten Tales of Science Fiction 8», 2016 г.
— антологию «Clarkesworld: Year Nine», 2018 г.
— сборник «Of Wars, and Memories, and Starlight», 2019 г.
— антологию «The Very Best of the Best: 35 Years of the Year's Best Science Fiction», 2019 г.
Награды и премии:
лауреат |
Премия Британской Ассоциации Научной Фантастики / British Science Fiction Association Award, 2016 // Малая форма («Три чашки горя при свете звёзд») | |
лауреат |
Премия Игнотуса / Premio Ignotus, 2018 // Зарубежный рассказ («Три чашки горя при свете звёзд») (Франция) |
Номинации на премии:
номинант |
Локус / Locus Award, 2016 // Рассказ («Три чашки горя при свете звёзд») | |
номинант |
Мемориальная премия Юджи Фостер / Eugie Foster Memorial Award, 2016 // Малая форма («Три чашки горя при свете звёзд») |
- /языки:
- английский (11)
- /тип:
- книги (8), периодика (1), самиздат (1), цифровое (1)
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Lilian, 7 октября 2020 г.
Вынуждена признать, что чтение рассказов этого цикла подряд могло быть не такой уж и хорошей идеей. Нет, первые рассказы хороши сами по себе, и ничего этого не изменит. Но вот рассказы «космической эры»... Слишком много повторов, схожих образов и ситуаций. Корабли-разумы, необычные семейные отношения. Меняются герои и обстоятельства, но не суть.
Да, в этом рассказе нет зависти и непонимания между братом и сестрой. Вместо этого есть горе потери и то, как его переживают разные члены семьи (или бывшие коллеги по работе). Точка зрения горюющего сына, бывшей подчиненной и корабля-разума. Повествование достаточно сильно завязано на эмоциях и переживаниях, практически не предлагая сопутствующего сюжета.
Неплохо, но с точки зрения творчества самого автора — немного вторично.
V-a-s-u-a, 1 марта 2017 г.
Дело, пожалуй, во мне, но космические корабли с человеческими характерами и вычурными названиями сразу вызывают одну ассоциацию: Бэнкс. После этого рассказ не мог не казаться вторичным, не смотря на все гадания на чайной гуще. Что, впрочем, не беда – в фантастике вообще не так много тем, если хорошенько приглядеться. Важнее, как хорошо всё это, в итоге, выстреливает или не выстреливает. Здесь вышло ближе ко второму.
Если по декорациям рассказ – Бэнкс пополам с Кеном Лю(или тут были не азиатские культурные элементы, а индейские, а я расист?), по завязке – скорее Александр Довженко. На какой-то нумерной планете без название, растят потенциально решающие для проблемы народного пропитания запасы риса. Разработки генетических модификаций и тонких манипуляций окружающей средой, важных для выживания урожая на новой земле настолько секретные, что семье занятой в них учёной отказывают в правах на её воспоминания – вопреки традиции. Три виньетки о том, как разные близкие к учёной рефлексируют по этому поводу – вот и весь рассказ.
И вот к этому, к сожалению, всё и сводиться. Как бы красиво не было написано про эмоции или про чай, если в конце всё равно хочется сказать «ну и?», произведение нельзя назвать удачным. Описание эмоций, настроений – для рассказа достаточно, почему нет, но здешние описания особенно проницательными не назовёшь. Самой интересной, наверно, будет вторая виньетка – посвящённая молодой коллеге учёной, которой правительство и вручила стратегически важные воспоминания, чтобы продолжать исследования покойной. Эту часть единственную можно назвать непредсказуемой, и она, кажется, единственная, где даже происходят какие-то события. Третья часть, увы, по-моему, самая невыразительная. Впрочем, всё равно читать рассказ умеренно приятно. Три эпиграфа про сорты чая, перед каждой частью, познавательны.