Оноре де Бальзак «Шуаны, или Бретань в 1799 году»
- Жанры/поджанры: Историческая проза
- Общие характеристики: Приключенческое | С ярко выраженной любовной линией | Социальное | Военное
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Западная Европа ))
- Время действия: Новое время (17-19 века)
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Революция
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Любой
Сентябрь 1799 года, эпоха Директории. Генерал Бонапарт, на которого многие делают ставки, — у черта на куличках, в Египте! В то время как Франция задыхается в кольце врагов. Через Альпы прут австрийцы и русские во главе с Суворовым. На морских рубежах вовсю хозяйничает Англия. И как кость в горле молодой Республики затаилась мятежная Бретань. Но армии нужны солдаты! Суровый командир Юло получает опасный приказ: набрать из бретонских бунтарей-шуанов отряд рекрутов.
Входит в:
— цикл «Человеческая комедия» > Этюды о нравах > Scènes de la vie militaire
— антологию «Les Maîtres de la Peur», 1927 г.
- /языки:
- русский (6), французский (1), украинский (1)
- /тип:
- книги (8)
- /перевод:
- Т. Воронович (1), Н. Немчинова (4)
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Тиань, 12 мая 2016 г.
В структуре «Человеческой комедии» роман этот относится к «Сценам военной жизни» «Этюдов о нравах». Он действительно рассказывает о войне — гражданской войне в Бретани в 1799 году, когда республиканские войска подавляли мятеж в Бретани, спровоцированный из эмиграции сторонниками реставрации монархии. Причем война показана именно сценами — подробно прописанными эпизодами, в которых действуют шуаны, возглавляющие их представители дворянства, офицеры республиканской армии. Эпизоды связаны между собой не только движением сюжета, но и пространными вставками авторского текста, в которых Бальзак разъясняет суть происходящих в Бретани событий, статус героев, политическую ситуацию во Франции и в мире.
На фоне реальных исторических событий и процессов разворачивается романтическая история любви, предательства и смерти. Как всегда, Автор пристально рассматривает каждое движение души героев. Местами это даже вредит сюжету, поскольку теряется динамика, все действие разворачивается замедленно, чувства, мысли, переживания героев как будто препарированы под микроскопом. В результате такой скрупулезности в какие-то моменты страсти Мари и Адольфа кажутся совершенно невероятными. У каждого из них есть дело, поручение, требующее напряжения интеллектуальных сил и сопряженное с риском. Любовь возникает как-то уж слишком внезапно, не вяжется такая порывистость чувств с их статусом в политической игре, слишком легко отбрасываются обязательства, разрываются связи и принимаются решения. У меня не получается верить в такие истории любви.
Но, с другой стороны, герои очень молоды, оба они получили аристократическое воспитание, развивающее в людях известную взбалмошность и экзальтированность. Мари, к тому же, одинока и не удовлетворена своим положением. Вполне возможно, что в контексте той эпохи и того воспитания такие странные романы могли иметь место. Тем более, что от истории оторваться невозможно, читается она на одном дыхании, даже при том, что не вызывает доверия.
По-видимому, связано это с тем, что роман не является мелодрамой. Это добротное историческое произведение, в котором показаны истоки восстания шуанов Бретани, их тактика, скрытые влияния и интересы различных социальных групп. Один из значимых моментов истории Франции развернут не как фон для любовной истории, а как важная самостоятельная составляющая произведения.
Серьезный подход к передаче исторических событий уравновешивает несколько чрезмерный романтизм любовной линии. И получается замечательный исторический роман -в нем виден большой мир, Франция в этом мире, мятежная провинция во Франции, планы роялисткой эмиграции по захвату власти, планы республиканских спецслужб по ликвидации главарей мятежников, и два человека, вовлеченные в движение этих безжалостных сил, которые неожиданно для себя оказываются еще и пленниками собственной страсти.
Историю эту не назовешь волнующей, герои уже несколько далеки по менталитету и мотивации, но наблюдать проявление субъективно-личного в политически-общем и колебания людей между двумя данными полюсами очень интересно. Бальзак показал силу и беспомощность человека перед лицом запущенной политической и военной машины. Свобода воли есть, да, но свободы поступка уже нет, за кордоны не вырваться. Если не со «своими», то жить не получится, ни у шуана Налей-Жбан, ни у аристократа Адольфа де Монторана, ни у авантюристки поневоле Мари де Верней. В момент исторических катаклизмов каждый человек задействован в сценах военной жизни и подчиняется внутренней логике войны, частью которой стал.