FantLab ru

Роджер Желязны, Джеральд Хаусман «Дикие земли»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.50
Голосов:
224
Моя оценка:
-

подробнее

,

Дикие земли

Wilderness

Роман, год (год написания: 1992)

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 26
Аннотация:

«В 1808 году человек по имени Джон Кольтер обнаженным пробежал свыше ста пятидесяти миль, преследуемый несколькими сотнями воинов племени черноногих».

«В 1823 году изувеченный медведем охотник по имени Хью Гласс прополз свыше сотни миль по дикой местности от Большой Долины до реки Миссури».

Примечание:

• История Джона Кольтера написана Хаусменом, история Хью Гласса — Желязны.

• Работа над романом шла в 1988 и 1990-1992 гг.

«Посвящается с благодарностью Джону Г. Нейхардту, Бертону Харрису и Фреду Маасу»

Джон Гнейзенау Нейхардт (1881 — 1973) был американским писателем и поэтом, историком-любителем и этнографом.

Бертон Харрис (1866 — 1933) был журналистом, писателем, путешественником, прославившимся своими статьями о Марокко, где он много лет работал специальным корреспондентом The Times.

Тут ошибка переводчика, не Фред Маас, а Фредерика Сэгор Маас (1900 — 2012) — американская писательница, драматург и сценарист.

(bellka8)


В произведение входит:

8.22 (9)
-

Обозначения:   циклы   романы   повести   графические произведения   рассказы и пр.


Похожие произведения:

 

 


Издания: ВСЕ (4)
/языки:
русский (4)
/тип:
книги (4)
/перевод:
Е. Голубева (4)

Дикие земли
1997 г.
Миры Роджера Желязны. Том 28
1997 г.
Джокер
2000 г.
Психолавка
2004 г.




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  12  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший роман, но не фантастика. К фантастике можно отнести (с боольшой натяжкой) только галлюцинации у главных героев (как раз их творцом наверное и есть Желязны) ::smile:.Книга чем-то напоминает романы Джека Лондона — тоже борьба человека за свою жизнь, максимальное использование всех физических и эмоциональных сил. До середины в книге держится постоянное напряжение (особенно по линии Кольтера); во второй части оно падает, и возможно, концовка нескольно затянута. Также можно было бы в концовке предложить более интересную взаимосвязь между двумя героями. Очень красивые описания природы Северной Америки; неплохо сделано отступление, рассказывающее о жизни Хью. Понравилось идея (и ее воплощение) авторов о ненависти, которая питает жизненные силы героя.

В целом, очень неплохая книга. Да, на эту тематику написаны романы и получше — но присутствие стиля Желязны выделяет это произведение среди них.

Оценка: 7
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Однако, странно как-то получилось...

Я знал, что каждый из соавторов отвечал за одного из двух главных героев, а потому мы имеем по сути два абсолютно независимых друг от друга повествования о чудесах выживания. Чтобы придать им видимость единства, эти повествования разрезали на маленькие главки и начали эти главки чередовать по принципу «Кольтер — Гласс — Кольтер — Гласс», а также вставили эпизод с пожилым Кольтером в воспоминания Гласса, а упоминание о молодом Глассе в историю Кольтера. В общем, подлинного соавторства в этой книге не было...

Из этого вышла бы полнейшая муть, если бы выяснилось, что слова из аннотации...

«В 1808 году человек по имени Джон Кольтер обнаженным пробежал свыше ста пятидесяти миль, преследуемый несколькими сотнями воинов племени черноногих».

«В 1823 году изувеченный медведем охотник по имени Хью Гласс прополз свыше сотни миль по дикой местности от Большой Долины до реки Миссури».

... что основаны эти самые слова на авторской фантазии, но великий и могучий Интернет услужливо сообщает, что Кольтер и Гласс жили на самом деле, на самом деле совершили указанные подвиги, стали героями не художественных, а документальных книг. То есть, в произведении этом мы имеем дело с беллетризованной, но суровой правдой жизни, которую ради пущей прелести насытили всякими мистическими видениями, визионерскими штучками, беседами с духами диких зверей...

Так вот, я думал, что вся эта мистика в книжке об американских первопроходцах (Кольтер, к слову, открыл Йеллоустон, но его рассказам про гейзеры не поверили) завелась благодаря Желязны. Выяснилось же, что его перу принадлежит история Гласса: суровая, безжалостная, экзистенциалистская, правдивая, лишенная мистического флера. Из безнадежной ситуации Гласс выходит как истинный герой, а не как обладатель доступа к скоплению чудесных совпадений и необъяснимых с помощью разума трюков. Явление миру Желязны — реалиста...

Мистического тумана напустил Хаусман. Специалист по индейской культуре, мифологии, а также автор книг о животных и о Бобе Марли. Творчество последнего в совокупности с рассказами индейских шаманов и впрямь может побудить автора заставить главного героя общаться со всякими невидимыми для прочих сущностями...

Оценка: 8
–  [  8  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Интересно, вроде бы ничего по-настоящему фантастического в книге нет, и тем не менее читается она именно как фантастическое призведение. Все дело наверное в том, что основной мотив книги-полное слияние человека с природой ради того чтобы выжить, фантастичен сам по себе. Мне кажется, мнимые галюцинации героев следует понимать именно как акт абсолютного единения с окружающим их миром (или мирами), когда Хью Гласс и Джон Кольтер, не сознавая того сами воплощаются в сокола и медведя, и поддерживаемые их силой, борются и побеждают все враждебные им обстоятельства. Момент перевоплощения человека, который пройдя через тяжелейшие испытания не сдается, а напротив, находит в себе силы выжить. И еще, помимо выживания эта новообретенная сила позволяет героям проникать через эпохи и пространства, увидеть и познать тайну самой жизни, прочесть ее историю, запечатленную на скалах спрятанных в немыслимо глубоких недрах планеты. И вот, словно бы пройдя по лестнице эволюции назад, а после вновь вернувшись и став людьми они одновременно становятся чем-то необозримо большим. При этом, каждый из них не перестает быть человеком.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Ничего фантастичного в «Диких землях», конечно же нет. Максимум — лёгкий мистический флёр, на грани бытия и сна, проявляющийся в видениях главных героев. Это история двух людей, которые на Диком Западе начала XIX в. оказываются на пороге смерти, по разным причинам. Весь роман повествует о выживании, о том, как два храбреца противостояли смерти, поджидающей на каждом шагу, выходили живыми из самых разных передряг. Поневоле вспоминается роман Виктора Гюго «Труженики моря» — темы, конечно, разные, но схожие элементы есть. Авторы подробно описывают каждый шаг, каждое мгновение Джона Кольтера и Хью Гласса, пытаясь показать их живучесть и стремление к жизни. Тем не менее, их характеры не слишком удались — они просто носители каких-то определённых качеств, мы по сути так ничего и не узнаём о них. Казалось бы, и внешний вид, и характеры Кольтера и Гласса заметно отличаются, но они всё равно получились какими-то смазанными и безликими. Куда интересней было читать описание природы, окружающей главных героев — вот уж где таланты авторов (особенно это касается Желязны) проявился во всей красе.

Конец откровенно смазан. Авторы не делают никаких выводов, не задают никаких вопросов — просто они построили процесс описания выживания, не заложив, ИМХО, никаких особых смыслов в повествование. Таким образом, можно сделать вывод — написано недурно, но опять же сильно недоработанно. Четыре с минусом.

Оценка: 7
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Две повести, на первый взгляд объединенные лишь одним: обе посвящены выживанию человека в дикой природе, в экстремальных условиях.

«В 1808 году человек по имени Джон Кольтер обнаженным пробежал свыше ста пятидесяти миль, преследуемый несколькими сотнями воинов племени черноногих.»

«В 1823 году изувеченный медведем охотник по имени Хью Гласс прополз свыше сотни миль по дикой местности от Большой Долины до реки Миссури.»

Краткий пересказ всего сюжета книги? Не совсем так. А в какой-то степени – даже совсем не так. Две истории, разделенные пятнадцатью годами. Два разных человека. Казалось бы, ничего общего – кроме выживания попреки всему, упорства и воли к жизни. Но так кажется только на первый взгляд.

Главы, посвященные Джону Кольтеру, перемежаются главами, посвященными Хью Глассу. Поначалу перед нами предстают лишь жестокие приключения и отчаянная борьба за жизнь двух разных людей. Но постепенно манера повествования обеих сюжетных линий меняется. Предельный реализм сиюминутного выживания начинает понемногу расцветать странными метафорами и образами, реальность и видения героев проникают друг в друга, рождая непонятные до поры символы. На грани жизни и смерти, на пределе напряжения всех физических и душевных сил пред героями проходит вся их жизнь. Реальность и сны на грани бреда, память и пророческие видения – все это понемногу сплавляется воедино и меняет героев. Дух их выходит в новое измерение – в измерение человеческой души, где нет прошлого и будущего, где пространство и время едины, где пройдя по своим следам, ты можешь вернуться в прошлое, а во сне заглянуть в иные времена, увидев то, что было задолго до твоего рождения – и то, что будет через века после твоей смерти.

Два символа сопровождают героев на протяжении всего их пути: медведь и ястреб, сила и свобода. И символы эти отнюдь не случайны, просто герои, и вместе с ними читатель, не сразу это осознают.

А в конце две истории сливаются воедино и закольцовываются, рождая третий символ Уробороса, времени, у которого нет ни начала, ни конца – и циклической природы жизни. Финал истории Джона Кольтера становится началом истории Хью Гласса: старый охотник и первопроходец символически передает эстафету молодому преемнику. Две повести, две сюжетные линии сплетаются в единое полотно романа, рождая новый слой смыслов, невозможный для каждой из этих линий по отдельности.

Это книга не только об упорстве и воле к жизни. Это еще и книга о понимании, которое лежит вне слов и знаков. О ненависти, которая переплавляется в прощение. О памяти и о судьбах по-настоящему сильных и свободных людей, которые достойны того, чтобы их помнили. О бесконечности и многообразии жизни, о месте человека в природе – и еще о многом другом.

Ну и кончено же, это увлекательный приключенческий роман о выживании.

В свое время эта книга как-то прошла мимо моего внимания. И я искренне рад, что прочел ее сейчас.

Оценка: нет
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

«Это реальные истории, которые произошли в США в 1808 и 1823 годах. Поскольку выживших уже сейчас нет, имена не менялись. Из уважения к погибшим всё показано так, как было на самом деле, но с изрядной долей авторского вымысла» (почти с)

На этом вступлении можно, пожалуй, и закончить, потому что оно объясняет всё. Если вы фанат фильма «Выживший» (который тоже снят по книге, которая тоже написана по одной из этой истории) или вам нравится читать про нечеловеческие подвиги сильных и тренированных, но всё-таки людей, то вам понравится эта книга.

Если вы увлекаетесь мистикой, культурой индейцев и завоеванием Америки, то вам тоже понравится эта книга.

Если романы Стивена Кинга «Бегущий человек» и «Долгая прогулка» прочитаны запоем, то и здесь вас ждёт интересное.

Во всех остальных случаях вы рискуете не получить удовольствие, хотя как минимум должны, как мне кажется, отметить мастерство авторов. Ведь при прочих равных они загнали себя в рамки, в которых трудно развернуться — истории, в которых из аннотации уже ясно, что подвиг будет совершён, тем не менее держат в напряжении и наполняют сопереживанием, хотя представить себя на месте героев очень сложно — другие времена и другие обстоятельства.

Однако же, даже при такой удалённости и невозможности в наше время, в следующий раз, когда кто-то будет пытаться объяснить мне, что он не может что-то сделать, поскольку ему мешает то или другое, я смогу сказать:

«В 1808 году человек по имени Джон Кольтер обнаженным пробежал свыше ста пятидесяти миль, преследуемый несколькими сотнями воинов племени черноногих».

«В 1823 году изувеченный медведем охотник по имени Хью Гласс прополз свыше сотни миль по дикой местности от Большой Долины до реки Миссури».

Ах да, самое главное — это, в общем-то, истории не столько про то, как выжить. Они о том, как выжить и остаться при этом человеком, а не зверем.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Неплохой роман. Начинается как крутой вестерн. Скалистые горы, история двух трапперов, индейцы, медведи гризли. Параллельно рассказываются истории двух людей: один спасается бегством от индейцев, другой , искалеченный медведем и брошенный товарищами, ползком добирается до ближайшего форта.

Тут книга перестаёт быть вестерном и превращается в психологический роман, где описывается борьба человека с дикой природой и самим собой. Один к одному с повестями Джека Лондона или Хемингуэя. «Человека нельзя победить, пока он сам не сдастся».

Но середина романа внезапно оказывается скучной. Авторы добавляют в книгу мистики. Герои впадают в забытьи, видят сны, реальность превращается в мечты, видения становятся действительностью. В бреду персонажи видят других людей, вспоминают прошлое. Короче, уже непонятно, где сон, а где явь.

Но к концу книги все становится на свои места и финал романа мне,неожиданно, понравился.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Книга — просто бомба. По моему самая лучшая у Желязны. Герои в экстремальной ситуации уходят за грань человеческих возможностей и побеждают в заведомо проиграшной ситуации.

Оценка: 10
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Знаете, в начале и в конце было интересно читать. А вот посередине..НУ не люблю я, не люблю, когда так много «текста» отводится под описание пусть и не рутины, но однообразной деятельности! Как человек убегает/ползёт на протяжении десятков страниц.

Оценка: 7
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший приключенческий роман, напоминающий произведения Фенимора Купера и Джека Лондона.

История двух героев, которые выжили в невероятных условиях.

Красивые описания природы, запредельное напряжение в борьбе за выживание.

Оценка: 8


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх