Джон Уильямс «Стоунер»
- Жанры/поджанры: Реализм
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Семейно-бытовое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 20 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Обучение в школе/академии/ВУЗе
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Для взрослых
Поэт и прозаик Джон Уильямс (1922–1994), лауреат Национальной книжной премии США, выпустил всего четыре романа, и один из них — знаменитый «Стоунер», книга с необычной и счастливой судьбой. Впервые увидев свет пятьдесят лет назад, она неожиданно обрела вторую жизнь в XXI веке. Переиздание вызвало в Америке колоссальный резонанс. Знаменитая на весь мир Анна Гавальда взялась за французский перевод, и «Стоунер» с надписью на обложке «Прочла, полюбила и перевела Анна Гавальда» покорил Францию. Вскоре последовали переводы на другие языки, и к автору пришла посмертная слава.
Крестьянский парень Уильям Стоунер неожиданно для себя увлекся текстами Шекспира. Отказавшись возвращаться после колледжа на родительскую ферму, он остается в университете продолжать учебу, а затем и преподавать. Все его решения, поступки, отношения с семьей, с любимой женщиной и, в конечном счете, всю его судьбу определяет страстная любовь к литературе. Отсюда и удивительное на первый взгляд признание Анны Гавальды: «Стоунер — это я».
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
arey951, 28 января 2024 г.
Стоунер — это полотно, на котором выткана вся жизнь маленького человека во всей ее пугающей незначительности. Подобно Мартину Идену или Джуду Незаметному, Уильям Стоунер является примером интеллектуального и духовного возвышения человека, который был рожден для более приземленных свершений. Но идеальное ожидаемо слабее материального, воздушные замки рушатся, а жизнь героя оказывается глубоко несчастной, погрязшей в нездоровом быте и однообразной рутине, изредка перемежающейся яркими событиями. Изредка — это буквально раз в десятилетия. Немудрено, что в Стоунере многие могут провести параллели и с собственной жизнью, вздыхая с тихой грустью во время чтения.
Впрочем, не считаю данное произведение чем-то особенно выдающимся. Поднимаемая в нем тема далеко не нова, а ее подача такая же унылая, как и жизнь главного героя. Трудно назвать автора мастером психологического анализа, поэтому и взаимоотношения между героями кажутся несколько... недоработанными, что ли. Все поверхностно настолько, что местами скучно.
Однако за время чтения «Стоунер» стал для меня чем-то очень родным и близким, а это — несомненный плюс.
Reystlen, 28 июля 2021 г.
Давно меня так не затягивал реализм. Что удивительно, в романе мало персонажей, действия и события развиваются вокруг одного человека, главного героя Стоунера. Однако оторваться от книги невозможно-она магически затягивает внимание в свой необъяснимый омут. Всегда не мог понять это волшебство хорошей книги, когда читаешь и трудно оторваться. Хотя, а зачем понимать волшебство-на то оно и волшебство что бы быть непонятым.
Книга многоплановая. Она о литературе и человеческих отношениях ,о выборе и духовном одиночестве. Ну и конечно о любви.
Автор поднимает вопрос создания литературы, исследует силу литературы и влияние её на людей. Очень мощным моментом в книге, на мой взгляд, оказался фрагмент, когда неожиданно на занятии по литературе у Стоунера, молодого студента второго курса, включился интерес к литературе. Что нас манит в литературе -трудно предать словами. Уильмсу удалось показать одной сценой магию превращения человека в читателя, исследователя и творца литературы. В этом моменте вспышки интереса героя к литературе, я словно бы пережил тот волнительный трепет вместе с ним. Моя похожесть в некоторых фактах жизни и характера со Стоуном тоже сильно сблизили меня с ним. Я вырос в не читающей семье и не читающем окружении и мне очень понравилась идея книги о возможности возникновения любви к литературу в не литературных условиях. И на своем примере и на примере Стоунера я продолжаю убеждаться, что литература доступна каждому, меняет людей и творит чудеса..
Герой Стоунер великолепен! Уверен, что многим, а может и большинству людей, он может показаться неинтересным, скучным и слабым персонажем. С одной стороны это действительно так- но в жизни как и в романе все намного глубже, сложнее и интереснее. Стоунер действительно не старается привлекать к себе внимание, он не позер и не живет ради внимания окружающих. Его книга не стала популярной, но он к этому и не стремился, просто писал её потому что хотел писать. Он не понятен окружающим и одинок, потому что вокруг него нет людей способных понять его, слушать или людей с которыми можно поделиться тревогами и радостями. Он искренен, отрыт и самокритичен — несмотря на свою замкнутость. Вспомним его знакомство с будущей невестой, в котором он отрыто говорит, что чувствует к ней и рядом с ней; в признании в своей интриге жене –он даже не пытается врать, а вспоминая свою жизнь продолжает упрекать себя в том, что недостаточно любил жену.
Стоунер силен-он может дать отпор истеричной жене, враждебному коллеге Ломаксу, наглым студентам ,президенту и ректору университета, даже устроить забастовку. Вспомним историю, как он начал преподавать студентам первого курса программу четвертого курса. Однако он чаще предпочитает молчать и терпеть (возможно и принимать-однозначно я так и не понял для себя этот момент его психики),чем противостоять. Щеку он не подставляет, однако и избивать себя не позволяет, скорее просто устраняется из конфликтной ситуации .Отказ от борьбы возможно происходит у него потому, что Стоунер не считает конфликтеров в его жизни врагами, он видит несовершенство этих людей, видит в них хорошее и видит плохое и не пытается их изменить, он понимает, что вмешательство бесполезно. Невозможно поменять характер жены и Ломакса. Он с самого начала чувствовал, что его будущая супруга неидеальна по характеру, однако принял это как должное, как судьбу, брак как работу. Он хотел семью, дружбу и работу связанную с преподаванием литературы. В общем то все это удалось, и как бывает в жизни совсем не так как мы бы этого хотели. К своим идеалам он подходит очень педантично и трудится над ними не покладая рук.
prouste, 21 марта 2017 г.
Никакой это не «великий американский роман», ни разу. Ну или давайте срочно переквалифицируем Фолкнера и Уоррена в управдомы. Прямо таки Анна Гальвада великая писательница, чтобы на основании ее отзыва ( «Бовари- это я») замшелый роман Уильямса вдруг заблистал. Роман, прямо скажем, анемичный про скучного и малоинтересного, порядочного и скромного преподавателя, который в силу своей угнезденности в кампусе просохатил все, что мог. Оно и ладно, симпатии автор к персонажу не скрывает, но при всем снисхождении — сознательно и уверенно отдал дочь на откуп психически ненормальной жене, и тут вроде обстоятельства так сложились, что от вины самоустранился. Последние страниц сорок — о смерти — в силу сентиментальности написаны получше и оставляют приятное послевкусие. По существу биография малоинтересная. без ярких диалогов и сочных интриг ( в кампусе-то). В плюс — разумный масштаб книжки, не затянуто. Совершенно не понимаю, зачем читать этот роман, когда есть воздушный, остроумный и трогательный роман про неудачливого профессора в американском университете, написанный Набоковым? Уильямс рядышком с ним бледноват — ну как собственно и титульные персонажи в сравнении. В общем, роман ровных небольших достоинств, камерный такой — совершенный абсолютный антипод трилогии Робертсона Дэвиса, например.
negativecharge, 29 августа 2021 г.
В этой книге показана судьба человека от поступления в университет до самой его смерти. Дважды я бросал это произведение на одном и том же месте: сразу после свадьбы Стоунера. Но на второй раз всё же вернулся к чтению и не прогадал. Вроде бы обыкновенная жизнь провинциального преподавателя, но заставляет задуматься о собственной жизни. Можно легко осудить героя, сложнее самому не повторить его судьбу.
При чтении вспоминал «Тайную историю» Донны Тартт. Ведь в «Стоунере» есть студент, похожий на Банни, да и сам главный герой — чем не Джулиан Морроу?
Mao_Ri, 17 сентября 2020 г.
Почему ты не задумался раньше о своей жизни, Стоунер? Ты же не глупый, и на самом деле ты все видел, все понимал, но почему-то не хотел что-либо исправлять. Кажется, тебе проще было плыть по течению и надеяться, что оно все само наладится. Но так не бывает, Стоунер. И мне очень жаль, что ты не боролся.
Со стороны сложно назвать жизнь Уильяма Стоунера счастливой. У него было все, что он хотел, но почти ничего он не смог удержать достаточно долго.
Детство он провел на ферме. Родители подкопили денег и отправили его в университет, где он неожиданно для них влюбился в литературу, которая и была единственной статью до конца жизни, с которой он не мыслил расстаться. Он закончил университет и остался преподавать.
Он с первого взгляда влюбился в свою будущую жену Эдит. А ей, казалось, было все-равно, за кого выходить замуж, поэтому свадьба и состоялась. Однако семейная жизнь не сложилась. Эдит была слишком молода и наивна, чтобы представить заранее, чем может оказаться семейная жизнь с бедным преподавателем университет, и так и не простила мужа за безрадостное существование и за то, что ее поездка в Европу так и не состоялась. Она привыкла к достатку, и жизнь в скромной убогой квартирке не делала ее счастливой. Через несколько лет Эдит захотела ребенка, но хорошей матерью не смогла стать. Ее больше волновало противостояние с мужем, чем действительно забота о благополучии дочери. И Стоунер это видел. Он любил свою дочь, но безропотно отступал перед натиском Эдит и давай ей делать все, что заблагоразумится. Почему, Стоунер, ты не захотел сделать если не свою, то хотя бы жизнь дочери счастливее?
Отдельная и самая большая глава жизни Уильяма — это университет. С ним, в конце концов, связаны все самые счастливые воспоминания. Тут он нашел двух отличных друзей во время учебы, одни из которых, правда, рано погиб, а другой оставался преданным товарищем до самого конца. Тут он встретил женщину, которой мог отдавать любовь и которая любила его. Тут он погружался в мир литературы, тут мог общаться со студентами, воодушевленно читая лекции и проводя семинары. Ему нравилась его работа. Только из-за наличия этой страсти нельзя назвать жизнь Стоунера полностью никчемной и бессмысленной.
Были в университете и проблемы. И несколько глав я даже осуждала Стоунера. Зачем же он пошел на принципиальный конфликт с Ломаксом, если в итоге сдался? Принял свое поражение, безропотно соглашался на все унизительные условия, не предвещающие ему никаких перспектив, а самое главное, которые практически убили всю его любовь к изучению литературы, работы со студентами. Стоило воевать до конца, либо, признав свой провал найти другое место, либо же с самого начала уйти в сторону. Чтобы отстаивать свою правду надо иметь боевой дух, надо быть готовым идти до конца, каким бы он ни был, либо же иметь определенную степень безразличия, когда уже становится не столь важно, что будет, если ты проиграешь. Стоунер в отличие от Ломакса не обладал воинственным характером, он не хотел сражаться до последнего, но хотел справедливости. Но именно тогда, когда ему в какой-то степени стало безразлично, он стал побеждать в мелочах.
Мне нравится Стоунер, нравится его искренняя любовь к своему делу. Кажется, что родись он немного позже — когда к любви и семье стали относиться по другому, когда развод перестал быть немыслимой вещью — его жизнь могла бы сложиться лучше. А может быть и в этом случае все было бы так же, ведь очень часто жизнь человека зависит только от него самого, а не от окружающей обстановки. Но преданность своему делу, понятную только таким же, как он сам, фанатикам, он наверняка бы сохранил в любом случае.
strannik102, 4 марта 2017 г.
Слушайте, братцы, ну это ж надо суметь так измудриться, чтобы роман с заведомо «скучной» заурядной вялой малособытийной энергетикой написать так, чтобы читалось взахлёб без отрыва на чай-кофе-потанцуем и даже на погладить беднягу кота на пару раз меньше (вот кота жалко по настоящему!). Давно не читал книгу с таким удовольствием, причём удовольствие это происходило не от событийно-приключенческих штучек, а только лишь от литературы в чистом виде — от языка, от умения автора проникнуть в существо своих героев, от попадания в десяточку томления угнетаемой души, от способности затронуть такие тонкие материи внутренних миров персонажей, что как будто это не ты читаешь книгу, а книга рассказывает о тебе самом. И пусть главный герой романа мне не очень близок — это не так важно, но вот зато он мне понятен, понятен и сочувственен. И после окончания чтения некоторое время потребовалось на разжимание рефлекторно сжимаемых то и дело кулаков и на расслабление жевательных мышц, занемевших от стискивания зубов. Кажется мне, что долго ещё буду проживать и переживать эту книгу...
IgorLutiy, 28 февраля 2019 г.
В определенной степени мне сложно писать отзыв на этот роман. Он своеобразный, понравится не всем. В какой-то мере похож на «Мартина Идена» Джека Лондона, но при этом он другой.
Стоунер это фамилия главного героя произведения — Уильяма. Книга — это описание его жизни с детства до самой смерти в возрасте 65 лет. Всю жизнь он проработал преподавателем английского языка и литературы в университете и вся эта жизнь шаг за шагом предстает перед нами.
Казалось бы это должно быть скучное повествование о обычной жизни обычного человека, который всю жизнь прожил на одном месте, проработал в одном заведении, практически не имея друзей. Но это не так. Перед нами раскрывается не просто его жизнь, а его личность. Её становление, начиная с момента, когда он решает изменить свою судьбу, уготованную родителями и происхождением. Когда он начинает видеть и чувствовать то, что способно разжечь огонь внутри, огонь, который будет пылать в нем до самой смерти.
Как у любого другого человека, у Стоунера были успехи и неудачи, обретения и потери. У него была жена и ребенок. Любимая работа, которой он отдавал себя без остатка. Была любовь и страсть. Были друзья и враги. Обычная жизнь, но ведь чем-то неуловимым она цепляет. И ты листаешь страницу за страницей, главу за главой, чтобы глубже понять — кто же вы, мистер Стоунер?
Как итог. Книга написана хорошим языком, читается легко и быстро. Но она очень грустная. На грустной ноте начинается, проносит это чувство через всю толщу книги и на нем завершается. При этом сюжет довольно прост — что может быть особенного в жизни самого обычного человека? Поэтому читать ее стоит не каждому. Многие найдут ее скучной и неинтересной. Однако те, кого она зацепит, в ком она зажжет искорку — те её оценят по достоинству.
Адажио, 23 февраля 2018 г.
Обычно имя рецензента на обложке призвано привлекать потенциальных читателей, но не со мной и не в этот раз. Анна Гавальда и ее «Стоунер — это я» меня серьезно насторожили, потому что не мой она автор.
Чтение началось непонятно. Мне рассказывали о судьбе молодого человека, но не вовлекали в события, а скорее просто показывали его через стекло, как рыбку в аквариуме. Реальный интерес проснулся только в сцене, где после мучительных раздумий и сомнений он решил идти своим путем, а не нестись в потоке общего ажиотажа. Только тогда я поняла, к чему клонит автор.
Эта книга лишена головокружительных поворотов. Это ровное и довольно однообразное повествование о биографии американского преподавателя. Он и в университете остался случайно, и не видел точного курса в своей жизни. Он боялся внешнего мира, жил в русле своей жизни и не совершил ни одного Поступка, но ты не можешь оторваться от книги! Ты читаешь, листаешь, вглядываешься!
Что-то подобное мне встречалось в «Географ глобус пропил» А. Иванова. Героизм без подвига. Быт на грани искусства. Теперь я знаю, что было первоисточником! Вот она — рутина, работа и дорога между ними. И при этом у нас есть настоящий Герой! Не персонаж, назначенный на центральную роль, а именно Герой! Маленький человек, достойный главной роли. А разве это не каждый из нас?
Что сам Стоунер — фигура по сути не примечателтная, что друзья его, что супруга... Хотя, она как раз всегда была начеку и не давала ему расслабиться. Дочь — многообещающий ребенок, ставший оружием в руках своей матери — выросла в человека, отец которого рад, что она пьет. О каждом из героев, увиденных даже в режиме слайдера, можно написать отдельный очерк. А вот это уже профессионализм автора! И ведь не зря Джона Уильямса еще во время выхода романа уже считали добротным классиком. А почему он не стал популярным, а прославился только после смерти? Мой ответ не в удачном ходе книгоизлателей, которые вытащили припыленный малоизвестный труд и раскрутили его. Мне кажется, ему тогда было не время. Сегодня мы доросли до того, чтобы с макрокосма переключиться на микро, и вот — человек, и он интересен. Хотя, масс-медиа всё же подогрели почву тем, что сформировали жанр книг о книголюбе для книголюба, но это уже другая история успеха.
Стоунер притягивает узнаваемостью пластов харакрера. Он — ученик, в которого одно слово профессора вдыхает любовь к науке, и всю жизнь он готов учиться только чтобы обладать понятием о том, на сколько мало его знание. Он — учитель, который вечно клянет себя за косноязычие и программность, но при этом считается чуть ли не легендой факультета именно из-за своей образности и отборности даваемых знаний. Он — муж, в несчастливом браке живущий со своей женщиной, которую сам выбрал. Он — отец, любимая дочь которого отдалилась и наделала ошибок. А ведь он еще и сын, и коллега, и любовник. Это не роли персонажа, это грани того краеугольного камня, который лежит в каждом из нас.
Катарсис здесь — не в послеродовой депрессии супруги, не в поздней любви, не в поиске пастыря и нахождении его внутри себя. И даже не в тихой вражде между коллегами по кафедре. Он на последних страницах. Вот тут и понимаешь, что это за мелькание, что за карусель картинок. И когда бывает именно так.
Зная финал, возвращаясь в начало, совсем по-другому смотришь на отстраненность перспективы и непонятную вначале логику поведения... Жаль только, что свою жизнь нельзя открыть с начала.
arturramires, 22 сентября 2019 г.
Посоветую ли я эту книгу кому-то? Да никогда. Как можно посоветовать прочитать свою исповедь? Хотя, где я и где герой повествования?..
Я понимаю этот странный возглас неизвестной мне до сей поры Анны Гавальды: «Стоунер — это я». Теперь понимаю.
Сюжет есть, но скорость его движения до крайности неспешна. Плотность художественности на сантиметр текста — запредельна, но при том, совершенно ненавязчива до неосязаемости, по-моему.
Я сейчас допишу этот отзыв и побегу свои дежурные 15 километров; во время пробежки постараюсь из себя всё это вытрясти и забыть. Но, ха-ха, -- от себя не убежишь_
__P.S.
Можно не соглашаться с методами решения (нерешения) Уильямом Стоунером возникающих перед ним проблем и вопросов, раздражаться на его вроде бы покорность судьбе или удивляться смирению перед обстоятельствами, а то вдруг — стойкости и упорству. Суть не в этом. Рискну предположить, автор даёт читателю развёрнутый ответ на некорректный вопрос «в чём смысл человеческой жизни?» Для себя я выхватил несколько (хотя их там множество) важных мотивов:
- важна сама ткань жизни; результат мало кого заинтересует;
- умеешь ли ты ощутить счастье сейчас.
-
Моя бесконечная благодарность Автору.
Yarowind, 21 июля 2016 г.
Действительно хорошая вещь, не зря про нее последнее время столько писали. Первая половина XX века, фермерский сын идет учится в колледж на агронома, но понимает, что ему это не интересно. А интересна английская средневековая литература. Работа на кафедре, женитьба, рождение ребенка — казалось бы обычная стандартная жизнь, но язык и стиль повествования не дает оторваться от книги. Жалко главного героя. Особенно жалко за его бездарно-прожитую жизнь в личном плане. Яркой звездой промелькнул на небосклоне роман с любимой женщиной, но обоим не хватило мужества сделать решительные шаги. И опять понеслась тоскливая жизнь с чужим человеком, по недоразумению называющейся женой. Жалко дочь. Подобная жизнь закономерно привела к раннему алкоголизму и еще одной загубленной жизни. После прочтения особенно хочется пойти и крепко обнять любимую жену:).
mmaivazovi, 11 февраля 2018 г.
По классификации, предлагаемой Дмитрием Быковым, книги качественно можно разделить по наличию в них смысловых уровней: хорошая книга вмещает два уровня событийного развития, отличная книга — три уровня, а гениальная — четыре и более. Стоунер, бесспорно, книга отличная, с претензией на гениальность.
Первый уровень, самый очевидный, повествование о перипетиях судьбы парня от сохи, эволюционирующего в маститого преподавателя колледжа, проходящего через трудоемкость профессионального роста, общения с сотрудниками, брака и воспитания ребенка, любви, старости и смерти. История рассказанная небезталанно, повествование хоть и неспешно, но наполнено крутыми подъемами души и ее падениями. За эту самую неспкшность я и люблю американские романы середины века.
Второй уровень книги рассказывает о силе литературы, а шире — предназначения, выдергивающее человека из привычной среды обитания и повергающее на алтарь судьбы. В этом аспекте роман страшен и жесток, и к его середине сочувствие к герою подкатывает к горлу горьким комом. С этой точки зрения открывается смысл говорящей фамилии героя: Стоунер (Stoner) — камнеотборник. Назначение этого сельхоз аппарата — очистка начального сырья от посторонних минеральных примесей, то есть в основном камней. Поэтому-то наткнувшись на настоящий камень в лице ленивого, но наглого студента, рвущегося к докторской степени без любви к литературе, без академического духа и творческого упорства, Стоунер не может поступиться принципами и допустить его к чистому источнику науки, практически заповеднику умов, как его характеризует Дейв Мастерс, школьный товарищ Стоунера.
Но так выходит, что очищая от камней окружающую его жизнь, Стоунер, по закону сохранения массы, щедро сыпет их себе на голову. Жизнь его трудно назвать счастливой. Стоунер стоически переносит каждый перелом, щедро случающийся на его жизненом пути, и даже кроит у жизни несколько счастливых моментов. Может быть от того то чернота его ночи так пугающе непроглядна.
Третий уровень романа – это семейнаяя трагедия. Это рассказ о людях, настолько чужих и враждебных друг другу, что эта антагоничность разрушает их жизни, и жизнь их дочери. Трудно оценить вину этих людей в произошедшем. Мне видится, что вся эта трагедия была неизбежна. Что бы эти несчастные ни предприняли, результат был бы трагичен. Единственная правильная в этих обстоятельствах линия была как раз и выбрана Стоунером: он следовал своему предназначению, иногда даже не поднимая головы от той дороги, которой он шел всю жизнь.
Роман не балует путешествиями или второстепенными героями. Место действия практически не меняется на протяжении всего повествования. А героев можно пересчитать на пальцах одной пары рук. Вся активность происходит внутри читателя, следующего за Стоунером в его мыслях, переживаниях и поступках, ищущего выход из затруднительных положений вместе с ним, перебирающего возможные варианты и пути, и просто сочувствуя ему его дочери, его Кэтрин, и, самые тонкие натуры, даже его жене.
Книга для меня останется замечательным примером душевного точильного камня, с помощью размышлений над которой можно убрать накипь житейской обыденности, или даже омыть слезой очерствелость сердца. Очень советую погрузиться в душеполезный труд прочтения этого романа. Высший бал.
Wolf94, 25 сентября 2018 г.
Разрабатывая для студентов простые задания по написанию связных текстов, он видел в них начатки прозы со всеми ее красотами, и он надеялся, что сможет заразить студентов своим воодушевлением.
Когда я видела высокие оценки к книге, то разыгралась внутренняя борьба: читать или не читать. Увы, но чем больше хвалят книгу, тем настороженнее к ней отношусь, ведь сколько раз уже обжигалась на «гениальных» авторах. Джон Уильямс в пух и прах сломал мой скептицизм и заставил влюбиться в Уильяма Стоунера. Для меня, человека который совсем не поощряет привязанность к литературным героям, стало нежелательным чувство симпатии к герою. Вот знаете, я частенько слышала о том, что идеалом мужчины является мистер Дарси из романа Джейн Остен «Гордость и предубеждение», но я как-то не прониклась и не понимала всеобщего восторга, но вот Уильям Стоунер – другое дело.
Стоунер — это я. Здесь, как бы я не любила соглашаться с авторами с обложки, спорить не буду. Уильям удивительный человек, окруженный столь пустыми людьми. Стоунер – неограненный алмаз, но, к большому сожалению, это видят единицы. Его жена – Эдит, стала для меня женщиной-загадкой. Я так и не смогла понять столь яростную ненависть к Уильяму. Если она с самого начала сомневалась на его счет, то зачем было выходить замуж? Пропасть между ними была ведь с самого начала… А ее спонтанные решения – то ребенка хочет завести, то дом купить. Дочь ведь, как и муж, ей не были нужны. а Уильям показал себя самым лучшим отцом:
Для дочери он был скорее матерью, чем отцом. Он менял и стирал подгузники; он выбирал и покупал ей одежду, чинил ее, когда она рвалась; он кормил Грейс, купал, качал на руках, когда она плакала. Время от времени Эдит капризным тоном требовала, чтобы он дал ей ребенка; Уильям приносил ей Грейс, и Эдит, сидя в постели, несколько минут неловко, молча держала девочку как чужую. Потом, утомленная, она со вздохом возвращала ребенка Уильяму. Ею овладевало какое-то малопонятное чувство, и она пускала слезу, промокала глаза и отворачивалась от мужа.
Я не могу выразить то, что чувствую после прочтения книги. Это что-то внутреннее, у меня такое было с книгой Элизабет Страут «Оливия Киттеридж». Мне просто нравится и книга заняла прочное место на полке любимых. Такое случается довольно редко, но «Стоунер» действительно заслуживает внимания и в этот раз хвалебные отзывы не обманули.
Strannaya_Masha, 13 января 2018 г.
В хорошей книге каждый находит то, что близко именно ему. Вот так и в «Стоунере» кто-то увидит историю простого крестьянского парня, поднявшегося до уровня преподавателя в университете (своего рода воплощение американской мечты). Кто-то, напротив, решит проанализировать поступки главного героя и обнаружит связь между его слабохарактерностью и жизненными неудачами. Мне же кажется, что «Стоунер» — это в первую очередь книга о роли литературы в человеческой жизни.
В юности книги пробудили главного героя от эмоционального оцепенения и буквально научили чувствовать. Во времена семейных и профессиональных неурядиц они были его единственным убежищем и отдушиной. И хотя с годами Стоунера все чаще стала посещать мысль, что «в конечном счете все на свете <...> бесплодно и пусто и в итоге сводится к вечному неизменному нулю», литература все равно поддерживала и спасала его до самого конца.
Мне кажется неслучайным, что в 21 веке эта слегка подзабытая американская классика обрела вторую жизнь — ее читают, переиздают и рекомендуют друг другу. Все дело в том, что современные люди, чья жизнь полна стрессов и напряжения, сумели лучше предыдущих поколений понять Уильяма Стоунера, лечившегося литературой от жизненных невзгод.