Дж. Г. Баллард «Моя мечта о полёте на остров Уэйк»
Мелвилл после нервного срыва в Космосе может только мечтать на курорте у морского побережья среди песка и дюн. Мечтать о полёте на остров Уэйк. Для этого он раскапывает бомбардировщик, найденный им в песках.
Входит в:
— сборник «Low-Flying Aircraft and Other Stories», 1976 г.
— сборник «Memories of the Space Age», 1988 г.
— антологию «Great Flying Stories», 1991 г.
— сборник «The Complete Short Stories of J. G. Ballard», 2001 г.
- /языки:
- русский (2), английский (8)
- /тип:
- книги (8), самиздат (2)
- /перевод:
- Т. Бушуева (2)
Самиздат и фэнзины:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
vam-1970, 31 января 2024 г.
Мечты , которые не сбываются. Можно всю жизнь мечтать, но чтобы мечты стали реальностью, надо чего-то делать физически осуществимое. Герой после нервного срыва в Космосе может только мечтать на курорте у морского побережья среди песка и дюн. И Снова любимый фон писателя- песок- дюны, море. Символ спокойствия. Спокойствие есть, даже шторм несёт умиротворение, но в песках жизни нет. Противоречие . Спокойствие и безжизненность.
vfvfhm, 29 мая 2022 г.
Джеймс Грэм Баллард — автор сверхплотной и многоуровневой, при все кажущейся простоте и ясности стиля, прозы. Поэтому важно уяснить, что главный герой рассказа Меллвил обретается на одном из пляжей восточного побережья Англии, где сохранилось много материальных следов Битвы за Британию. В том-то и абсурдность психоза бывшего летчика, что он собирается полететь на выкопанной им из песка разрушенной «воздушной крепости» Б-17 на остров, расположенный от него на противоположной точке земного шара, посреди Тихого океана.
И вот смотрите как невероятно тонко и глубоко работает символическая метафорика у Балларда. Бывший летчик, из-за контузии потерявший память, физически оказывается среди эпохи Второй мировой войны, среди ее артефактов, а рядом, крутой бизнесмен из рекламы и его подельники откапывают остатки «мессершмитта-109» и относятся к ним, как к святыне. Еще одна бедолага, очередная для Балларда женщина-врач, пытается достичь на своей усиленной «сессне» далекого недоступного Кейптауна, с печальным результатом. И мы имеем целый веер смыслов, закодированный в короткий текст этим ветхозаветным пророком эпохи постмодерна.
Европа, утратившая память, возвращается к почитанию фашизма, и ей заново придется вступить в борьбу с ним. А рядом рефлексия по утрате Британской империи (Кейптаун). Мало того, оказывается Меллвил не просто летчик, а астронавт, с которым в космосе произошел тяжелейший нервный срыв, природу которого так и не удалось остановить. Так Баллард вводит еще одну свою излюбленную тему — тяжелое похмелье человечества после срыва «космической гонки» первого этапа освоения Вселенной, и тяжелый невроз, который мы от этого получили.
К тому же — чьими глазами мы видим эту эпоху «упадка и разрушения» цивилизации и ее ценностей? Меллвил — человек, все творчество которого описывало покорение людьми просторов мирового океана, чьи книги — прорыв к невероятной свободе духа, — теперь лишь жалкий психический калека, который может покинуть заброшенный курорт и его безлюдные пляжи только в своих больных фантазиях. Вот вам и мотив утраты человеческой культурой ее былой мощи, силы и ярости.
И главное — когда ты читаешь Балларда и оказываешься на невероятных глубинах человеческой мысли постижения реальности, это никогда не приступ СПГС. Ведь в своих интервью и публицистике, когда он говорил открытым текстом, а не зашифрованными метафорами, он оказывается именно настолько умным, обширным и пронизающим взглядом будущее, каким кажется при чтении его рассказов и романов.
Баллард читателя не обманывает. И вот еще одно доказательство. Вычитав рассказ, я закемарил, так как ночью мучила бессонница. И мне приснилась полновесная «экранизация» этого рассказа. Очень мне нравится, когда прочитанные тексты проникают в сны. Значит, это действительно настолько талантливо и сильно сделано, что до печенок продирает, проникает в самые глубины подсознания. Только в моем сне финал истории был более оптимистичным. Меллвил украл яхту у русского олигарха, и мы расстаемся с ним среди просторов океана, когда он на всех парусах — счастливый и радостный — устремляется к своей заветной цели, острову Уэйк.
romanpetr, 10 февраля 2018 г.
Очень неординарный рассказ, с некоторой долей философии и настоящего реализма. Пожалуй можно сказать, что он написан в некоторой авторской депрессии, или просто в грустном настроении, ибо чувство безысходности не оставляет Вас до конца событий произведения. Но среди всей этой слабости и грусти всё-таки именно сила авторского пера поддерживает сюжет и влечет вперед к исполнениям грёз, которыми наполнен главный герой рассказа Мелвилл.
В Тихом Океане на одном из заброшенных курортных острове живет немногочисленное количество людей. Все они по-своему обеспечены ( у каждого есть хорошее образование , специальность ) , но все они — отшельники, правда, всё-же иногда, не чурающиеся человеческого общества. Мелвилл, мечтающий о полете на самолете в роли пилота , удается найти практически целёхонький самолет «B — 17» времён второй мировой войны. Он задается целью откопать его, привести в порядок , и улететь на остров Уэйк, о котором у него был ряд разлахмоченных фотографий и огромное желание переселиться туда. Своеобразная мечта, не правда ли, для одинокого человека забраться в ещё более отдалённое от цивилизации место? И пока он откапывает свой самолет, другие отщепенцы по своему обустраивают свою личную жизнь, по разному пересекаясь с ним, и в какой-то мере, им везёт немного больше...В рассказе наблюдается абсурдизм и вселенская грусть, приходящая от неуверенности в завтрашнем дне...
Одним словом, посвящается «Кремлёвским мечтателям«! Помните люди, что помимо Ваших сокровенных грёз и мечтаний, есть повседневная жизнь , которая требует от Вас участия, а иначе, простите, у Вас просто не будет этой простой возможности — помечтать где-то на заброшенном курорте...