fantlab ru

Роберт Джексон Беннетт «Божественные города»

Рейтинг
Средняя оценка:
8.30
Оценок:
273
Моя оценка:
-

подробнее

Божественные города

The Divine Cities

Цикл

Аннотация:

Великая война положила конец власти континента и Божеств. Теперь Континент лежит в руинах, почти все Божества убиты, остальные исчезли задолго до начала Войны, а жители континента прозябают в нищете.. Некогда всего лишь маленькая колония Сайпур превратилась в сверхдержаву и безраздельно правит на Континенте. Господа и рабы поменялись местами. Но не станет ли история идти по спирали? И не погубит ли Сайпур гордыня, ведь точно также она погубила когда-то жителей Континента...


Содержание цикла:


7.92 (953)
-
55 отз.
7.88 (421)
-
15 отз.
8.22 (347)
-
15 отз.

Обозначения:   циклы (сворачиваемые)   циклы, сборники, антологии   романы   повести
рассказы   графические произведения   + примыкающие, не основные части


Номинации на премии:


номинант
Хьюго / Hugo Award, 2018 // Цикл книг

Похожие произведения:

 

 


Город лестниц
2017 г.
Город клинков
2019 г.
Город чудес
2019 г.
Город лестниц
2022 г.

Издания на иностранных языках:

City of Stairs
2014 г.
(английский)
City of Stairs
2014 г.
(английский)
City of Stairs
2015 г.
(английский)
City of Blades
2016 г.
(английский)
City of Blades
2017 г.
(английский)
City of Miracles
2017 г.
(английский)
City of Miracles
2017 г.
(английский)
City of Miracles
2018 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва


– [  8  ] +

Ссылка на сообщение ,

Отзыв-ретроспектива.

Вспоминал намедни трилогию Роберта Джексона Беннета, которая, неожиданно даже для меня, произвела большое впечатление. Сам-то сюжет не вызывает невероятных восторгов, он напоминает сценарий фэнтези-сериала с хорошей боёвкой, дорогими спецэффектами, харизматичными актёрами, «сильными женщинами» (ну а чоб нет?), лёгкими пассажами в сторону «нетрадиционных отношений» (потихоньку превращается в дурное клише, но в умеренных количествах не раздражает). Всё так. Само по себе чтение увлекательное и динамичное, написанное твёрдой рукой умелого писателя, на мой вкус, более толково и обстоятельно, чем у того же Брендона Сандерсона, и многих иже с ними. И, нужно сказать, при всём придирчивом отношении нынешней избалованной публики к современному фэнтези, серия о «Cities» получила сравнительно позитивные отклики от фэндома.

Мне кажется, всё дело в миро-мифологии, созданной автором. Небольшое допущение: что если боги, классические боги мифологических систем архаичных народов были не просто абстрактной сверхъестественной силой, являющейся воплощением неизведанности окружающего мира, а реальностью? Что если боги в своих конкретных манифестациях весьма и весьма деятельно вмешивались в человеческую жизнь, строя для своей паствы рай на земле, творя бесчисленные, поражающие воображение чудеса? Идея вроде бы не новая, у многих мифотворцев встречается что-то подобное. Да хотя бы «Илиаду» можно вспомнить, где Диомед Тедеид с копьём медноострым наперевес вступил в поединок с Афиной и Аресом, не только не потерпев поражение, но и ранив их (как местный легендарный кадж Авшакта си Комайд). Но при внимательном прочтении можно выделить интересную систему Божеств.

Деятельная вера Континента не подразумевает богов-демиургов, не знает абстрактных сущностей Света и Тьмы, Порядка и Хаоса. Шесть Божеств, конечно, могут отвечать за покровительство некими высокими сферами, но не являтся воплощениями абстракций, а нести чисто прикладные функции — как покровительница Смерти, которая создаёт по просьбе своей паствы своего рода Вальгаллу.

Итак, что же мы имеем? Бога-строителя (Талвааврас), бога-садовника (Аханас), бога-судью (точнее — дающего запреты Колкана), бога-воителя (Вуртья), бога-трикстера (Жуков). Отчасти абстракцией можно считать Олвос, Дающую Свет, однако и она несёт в себе прикладные функции защиты, покоя и покровительства. Короче говоря, Божества воплощают в себе весьма конкретные сферы человеческих чаяний, отображают разные стороны их жизни. Божества Континента — не нечто внешнее по отношению к человечеству, не субъект, а объект — они отображение человеческого коллективного «Я». Всё, что было хорошего в мире Божеств, и, тем паче всё, что в нём было дурного — всё от человека. Беннет умный автор, он смог показать, что и красота, и уродство Чудес этого мира — человеческое творение, отображение его противоречивой сути.

Ноо тему можно было бы доработать, мифологической конструкции не хватает многих деталей, которые могли бы её дополнить. В этом мире, пережившем апокалиптический Миг гибели Божеств, мы видим технологически развитый Сайпур, истинное воплощение технократии. А вот как к этому миру пришли? Мир Божеств, лишённый, по сути, интенции к абстракции, не знал того, что старик Ясперс весьма условно называл «Achsenzeit», «осевое время», фрагмента социальной эволюции, знаменующей появление деятельного Сознания, изучающего Бытие. Всё в этом мире воплотилось в персонификациях человеческого, условно, «бессознательного», и не породило волны философских и общественных идей, мировых религий с их идеями Греха и Воздаяния, не породило Гуманизма. Это мир, лишённый веры в сверхъестественное, как это ни странно. Эх, было бы очень любопытно взглянуть на мир, пропустивший целые пласты интеллектуальной и идейной эволюции, и сразу махнувшей в светское технологическое общество — на каких основах? Как было бы любопытно посмотреть на этот мир!

Ну что же, спасибо автору за эту весьма познавательную экскурсию по городам. Весь этот мир — целиком светский, он полностью принадлежит Человечеству, и ничему иному здесь нет места. Таков общий мифопостроения этого необычного мира, который сложнее, чем кажется.

Оценка: 8
– [  2  ] +

Ссылка на сообщение ,

Мне в первый раз нечего написать про книгу. Вроде мир такой необычный и масштабный, а вот написано совсем не интересно. И ужасно затянуто. Много неудачных и нелепых сюжетных ходов, которые книге с хорошим экшеном или хорошим слогом можешь простить — но не этой.

Кстати, забавно, когда читал был уверен что автор женщина (по нелепому описанию боевых сцен, действий государственных чиновников и гомосексуалистов)

Оценка: 5
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Злые отзывы писать легко. Взял, накатал, посмеялся, мол, ну и чорт же автор, понаписал ерунды, не мог хорошо сделать! Совсем другое дело — объяснить, чем цикл (не роман — цикл!) тебе понравился. Еще сложнее — если три романа цикла друг на друг максимально непохоже. Роберт Джексон Беннетт, я тебя искренне ненавижу! Почему ты написал что-то, что мне сложно хвалить?!

История тут такая, что даже псевдославянские имена неспособны ее испортить. Бог-трикстер бисексуал и городской сумасшедший по имени Жуков. Вас ничего не задевает? Меня бы задело, не будь Жуков таким... настоящим, что ли. Есть в нем что-то эдакое наше, русское, взятое прямиком из главы про фаталиста из «Героя нашего времени». Как и в целом во всей истории Мирграда (как он там в оригинале?) Равно как и в коллективном образе жителей Сайпура есть что-то безжалостное, холодное, эдакая уверенность в собственной правоте. А ведь во всей трилогии правых и виноватых нет. Есть хищники и жертвы, преступники и сыщики, верующие и обманщики, в общем, кто угодно, кроме правых и виноватых. И это плюс. Заставляет задуматься. Дуализм Сайпур-Континент работает.

Из книги в книгу кочуют разные действующие лица, при этом в каждой книге свои протагонисты и второстепенные персонажи. Кто-то появляется, чтобы тут же исчезнуть, кто-то остается надолго и всерьез. Из-за этого и читаются составляющие части трехтомника по-разному. «Город лестниц» знакомит нас с миром, подводит к основному конфликту и расставляет фигуры на доске. «Город клинков», будучи такой же филлерной частью, как вторая игра для трилогии Mass Effect, погружает глубже, вводит новых персонажей, а старых ломает или делает лучше, а главное — служит затишьем перед штормом, который разразится в. «Город чудес» — закономерная точка. И точка. Подстать повествованию и протагонисты: одна заваривает кашу, вторая отвлекает и развлекает, третий (Сигруд, жму твою мужественную лапу) расхлебывает и приводит мир к финальному состоянию. Да-да, целый мир, здесь у нас все еще фэнтези, и эпичность никуда не делась.

Тот редкий случай, когда хочется посоветовать прочитать от и до. Можно ограничиться только «Городом лестниц», но тогда вы многое упустите, а это многое и увлекательно, и, в отличие от многих других трилогий, нелишне.

Рекомендации и 9/10.

Оценка: 9
– [  1  ] +

Ссылка на сообщение ,

Первая книга — лучшая. Вторая — слишком много самокопаний и рефлексии главных героев, третья — написана попроще, ближе к обычному фантастическому боевику, но внутренних монологов героев тоже многовато. И особенно задевает когда все эти рефлексии на 10 страниц выдают агент 007 с многолетним стажем и профессиональный военный, дослужившийся до командира дивизии, а в последствии губернатор. Очевидно или автор слабо представляет внутренний мир подобных персонажей, или решил пренебречь достоверностью.

Оценка: нет
– [  9  ] +

Ссылка на сообщение ,

Редкий случай — я прочел трилогию в стиле «фэнтези». Еще более редкий случай — я поставил последнему роману 10, а всему циклу 9.

Да для меня здесь есть несколько нелогичных моментов, но они не более нелогичны чем в общей массе фэнтези, и автор честно пытается следовать своим правилам. Опять же в процессе написания трилогии, правила немного поменялись, но кто в этом жанре безгрешен... Главное — это мастерски сделанный цикл, трилогия, которая приходит к логическому концу, при этом я очень сомневаюсь, что именно такой конец задумывался изначально, но этот мир он такой. В книгах божественного куда больше чем человеческого, при этом градус божественности к финалу повышается максимально, обрушиваясь на мир градом чудес, к которым люди не готовы, но это уже совсем другая история, главное, что в мире есть чудеса, а люди могут быть счастливы просто оставаясь людьми — это не много, но этого вполне может быть достаточно — мораль простая, но, в отличии от многих эпиков, она есть.

Оценка: 9
– [  4  ] +

Ссылка на сообщение ,

Итак что было бы если б боги существовали?

Что было бы если бы был бы богоизбранный народ что нес бы волю своих богов мечеом и огнем?

Что было если однажды боги этого народа были убиты?

Вот примерно то с чего начинается этот цикл.

Была великая божественная империя которая колонизировали гордый народ, гордый народ восстал и с помощью прогресса убил чужих богов и завоеватели поменялись местами. Но спустя годы опять появляются божественные чудеса и предвестники возможного возвращения богов

Отдельно забавно кстати что бывшая божественная империя почему то со славянским культурным бекграундом а восставшие прогресивисты с индийским.

Что по происходящему в книгах то оно хорошо. Автор прекрасно понимает как описывать непознаваемое и жуткие чудеса. Довольно неплохие детективные линии.

Единственное он немного переоценивает скорость прогресса и если в первой книге это уровень начала 20 века то в последней по прошествии лет 20 уже чуть ли не 90 годы 20 века.

Рекомендую всем кто любит оригинальные произведения с интригами и эпиком

Оценка: 9
– [  5  ] +

Ссылка на сообщение ,

Том первый «Божественный». В прямом смысле слова )))

В первой книге все более чем достойно — интересный и продуманный сюжет, яркие герои, загадочный мир со своей необычной социальной системой и тайнами прошлого. Спецслужбы, боги, чудеса, монстры... уххх. Очень, очень хорошая смесь. Читала и думала, как же повезло найти такую книгу. Даже плохого ничего не скажешь.

Том второй «Рефлексивный».

Второй том тоже очень неплох. Здесь другой город, другие персонажи (хотя основные остались), другие проблемы. Но цикл уже начал провисать. Если в первой книге за счет описания второстепенных персонажей и города автор создает полноценный объемный мир, то здесь мир более плоский. Второстепенных героев постепенно становится все меньше. Одни разговоры про местное население. А кто оно вообще не понятно. Оно просто есть. Там. Где-то. С ним и воюем, ему и прогресс несем. Сигруд в этой части сам на себя не похож. Какой-то мачо в шапке))). А победа над войском мертвецов вообще вызывает некоторое недоумение.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
«Вы не такие войны как я хотела. Всем спасибо, все свободны. Вот ваш меч»
Ну и автор постоянно мусолит антивоенные идеи: куча повторов, страданий, сомнений и рефлексии. С этим можно было и покороче или поярче и поинтереснее.

Том третий о том, как «крокодил солнце в небе проглотил».

Здесь мир еще более плоский, а сюжет все больше похож на фантастический экшен. Рояли расставлены под каждым кустом. Ну вот откуда взялась эта Стройкова? Почему она получила огромное наследство хотя была всего лишь невестой? Почему вдруг отказалась от роскоши и т.д.? Проблемы с мотивацией у Мишры. Слабо понятно, почему вдруг она решила отдать жизнь за Нокова... Ноков особых эмоций не вызывает. Несколько озадачила меня сцена, когда он решил «очернить небеса». Ну правда, как их еще злому богу испортить — потрогать надо. Причем делать это надо медленно, чтобы остановить успели. Так себе идеи, подвела фантазия автора. Зато Сигруд здесь хорош. Автор перестал из него делать дурака в шапке и вернулся к роли страдальца в винташем с руке и болью в сердце. Заканчивается все тоже в этом стиле.

Итог. Серия очень неплохая. Первый том — выше всех похвал, дальше — хуже, но не катастрофично.

Оценка: 7
– [  3  ] +

Ссылка на сообщение ,

Замечательная трилогия. Интересно, необычно, всё как мне нравится. Повествование захватывает и уходить из этого мира не хочется, а для меня это очень высокий показатель. Буду перечитывать однозначно. И конечно буду рекомендовать всем.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх