Роберт Джексон Беннетт «Город лестниц»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Технофэнтези | Мифологическое | Городское фэнтези | Героическое фэнтези )
- Общие характеристики: С использованием мифологии (Разработанная автором оригинальная мифологическая система ) | Приключенческое
- Место действия: Другой мир, не связанный с нашим
- Время действия: Неопределённое время действия
- Сюжетные ходы: Спецслужбы | Артефакты | Культы
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Когда-то Божества правили Континентом, а значит, и всем миром, Сайпур же был всего лишь угнетенной колонией, лишенной божественной благодати. Но в отсутствие чудес сайпурцы пошли по технологическому пути развития и в результате не только свергли континентальную власть, но и убили почти всех Божеств, погрузив материк в хаос. Все, сотворенное Божествами, исчезло, города лежат в руинах, местным жителям запрещают изучать собственную историю и отправлять религиозные ритуалы. Когда в Мирграде, столице Континента, при таинственных обстоятельствах погибает сайпурский историк, который исследовал местные легенды, в город приезжает Шара Тивани. Официально она лишь обычный культурный посол, а на самом деле один из самых опытных шпионов Сайпура. Ее задача — найти убийцу, но вскоре она понимает, что ставки в этом деле высоки как никогда, что в Мирграде все не то, чем кажется. Здесь водятся настоящие чудовища, царят заговоры, верить нельзя даже своим, а сведения о смерти Божеств, кажется, сильно преувеличены.
Входит в:
— цикл «Божественные города»
Награды и премии:
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книги — Фэнтези года | |
лауреат |
«Итоги года» от журнала «Мир Фантастики», Итоги 2017 // Книга года |
Номинации на премии:
номинант |
Гудридс / The Goodreads Choice Awards, 2014 // Фэнтези (8 713 голосов) | |
номинант |
Локус / Locus Award, 2015 // Роман фэнтези | |
номинант |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2015 // Роман | |
номинант |
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2015 // Роман — Премия им. Роберта Холдстока (лучший фэнтези роман) | |
номинант |
Премия Жюли Верланже / Prix Julia-Verlanger, 2024 // Роман (США) |
Издания на иностранных языках:
Рецензии
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Verveine, 1 ноября 2016 г.
Когда-то Божества правили Континентом, а значит, и всем миром, Сайпур же был всего лишь угнетенной колонией, лишённой божественной благодати. Но в отсутствии чудес сайпурцы пошли по технологическому пути развития, и в результате не только свергли континентальную власть, но и убили почти всех Божеств, погрузив материк в хаос. Все, сотворенное Божествами, исчезло, города лежат в руинах, местным жителям запрещают изучать собственную историю и отправлять религиозные ритуалы. Когда в Мирграде, столице Континента, при таинственных обстоятельствах погибает сайпурский историк, который исследовал местные легенды, в город приезжает Шара Тивани. Официально она лишь обычный культурный посол, а на самом деле один из самых опытных шпионов Сайпура. Ее задача – найти убийцу, но вскоре она понимает, что ставки в этом деле высоки как никогда, что в Мирграде всё не то, чем кажется, здесь водятся настоящие чудовища, царят заговоры, верить нельзя даже своим, а сведения о смерти Божеств, кажется, сильно преувеличены…
***
Бывают ситуации, когда о книге можно получить обманчивое впечатление легко и просто — например, по обложке или по аннотации. В частности, такое может случиться из-за русизмов, которые зарубежные авторы иной раз используют рьяно и самозабвенно, не задумываясь о том, как слова звучат для русского уха. Впрочем, должны ли они задумываться о таких вещах? Англоязычные читатели не возражают против экзотики, и потому она существует и будет существовать. Например, в популярной трилогии Ли Бардуго описана страна под названием Ravka, в которой маги называются Grisha, а магглы поименованы термином Otkazat'sya. В романе Наоми Новик Uprooted имена и топонимы скорее польские, чем русские, но вот в её же рассказе Spinning Silver фигурирует персонаж по имени Panova Lyudmila (именно в таком порядке), а грозный эльф из дремучего леса, повелитель льда, этакий Морозко, зовётся Staryk. Есть ещё Бредли Болье и его «Ветра Халаково»! Прежде чем вы решите этих авторов в чём-то обвинить, спросите себя: а нет ли в русскоязычной фантастике персонажей, чьи имена для иностранного уха звучат смешно? Подбор терминологии в английском стиле встречается куда чаще, чем вышеприведенные русизмы, и простая статистика делает странно звучащие совпадения неизбежными. В конце концов, не зря же Анджей Сапковский в своём эссе «Пособие для начинающих авторов фэнтези» предупреждал, что не стоит давать какому-нибудь барону звонкую фамилию фон унд цу Катценшайзе ам Зее — вдруг книгу переведут на немецкий? Конфуз ведь случится…
Вся эта длинная преамбула адресована тем, кто прочитал аннотацию книги на английском и заметил в ней те самые забавные русизмы, о которых я написала. В ходе перевода «Города лестниц» на русский язык было решено заменить их на более благозвучные для русского уха имена и топонимы, чтобы внешние (и, прямо скажем, неважные для сюжета) элементы не помешали читателям оценить роман. Самое главное заключается в том, что эти изменения согласованы с автором. Таким образом, на русском языке «Город лестниц» выходит не только в переводе, но ещё и в новой редакции.
Итак, история начинается как детектив: в Мирграде, столице некогда великого Континента, погибает историк, приехавший из Сайпура — бывшей континентской колонии, которая однажды взбунтовалась и в итоге поменялась ролями с метрополией. Случилось это семьдесят пять лет назад, и память о случившемся достаточно свежа, чтобы сайпурцев в Мирграде и вообще на Континенте люто ненавидели, но историк в силу своей профессии удостоился особо сильных чувств — ведь он заполучил в своё распоряжение сокровище, которое отняли у местных жителей.
Это сокровище — прошлое, о котором континентцам запрещено говорить вслух. Их историю переписали заново, рассчитывая стереть даже память о том, что когда-то этими землями правили божественные существа. Сайпур постановил, что любое упоминание об этих предположительно мёртвых существах — ересь. Ну и, в самом деле, разве современному миру, где есть телеграф, водопровод и железные дороги, нужны какие-то там Божества? И всё же история, даже история покорённой страны — непростой противник, и за её кажущейся податливостью временами кроется жёсткий скелет из неуловимых слухов, суеверий, тайных разговоров или безмолвных дел во славу ушедшей эпохи или того, на чём она зиждилась. Если завоеватель сам не владеет магией — как владел ею, к примеру, король Брандин из романа Г.Г.Кея «Тигана», — то ему придётся запастись терпением, чтобы на протяжении десятилетий вытравливать из проигравших и их потомков воспоминания о былом величии. И успех в этом деле не гарантирован.
«Город лестниц» из тех фэнтези-романов, в которых вы не найдёте привычную магию и поднадоевших западноевропейских фэйри. От него веет чем-то восточным, даже индийским, хотя и «азиатским фэнтези» это произведение точно не назовёшь. Самобытное миро- и магоустройство в «Городе лестниц» не следует какой-то определённой мифологической традиции. Мы узнаем, что когда-то Континентом правили шесть богов, и для тех людей, которые им поклонялись, вера определяла не только моральные основы существования, но и физические законы бытия. Когда Божества исчезли, бытие пошатнулось в самом прямом смысле: сгинули вместе со множеством людей целые городские кварталы Миграда, построенные Таалаврасом-строителем, и остались от них только многочисленные лестницы, ведущие в никуда; приверженцы богини Аханас, дарующей жизненную силу, впервые столкнулись с болезнями; сам климат Континента изменился, из ласкового и мягкого сделавшись весьма суровым. По прошествии семидесяти пяти лет те чудеса, что всё ещё действуют, кажутся удивительными, но на самом деле они лишь жалкие крохи магии, которая когда-то была привычной для Континента и континентцев. Судите сами:
368. Полка С5-158. Стекло Киврея: небольшая мраморная бусина, в которой, как считается, заключено спящее тело Святого Киврея, жугостанского священника, который каждую ночь менял пол (одно из чудес Жугова). Чудесная природа не подтверждена.
369. Полка С5-159. Железный ключик: точное имя неизвестно, но с его помощью любая дверь может открыться (а может и не открыться) в тропический лес. Механизм работы не выяснен. Сохраняет чудесные свойства.
370. Полка С5-160. Бюст Аханас: некогда источал слезы, обладающие целительными свойствами. Те, кто ими воспользовался, также могли левитировать. Чудесные свойства утрачены.
371. Полка С5-161. Девять каменных чаш: если их поставить на солнце, каждое утро они будут наполняться козьим молоком. Чудесные свойства утрачены.
372. Полка С5-162. Ухо Жугова: покрытый резьбой каменный дверной проем, в котором нет двери. Укреплен на железных колесиках. Считается, что у него есть проем-близнец, и вне зависимости от того, где находится другое Ухо, и при условии соблюдения правил использования, можно войти в одну дверь и выйти из другой. Мы полагаем, что проем-близнец уничтожен. Чудесные свойства утрачены.
Вот такие чудеса континентских Божеств канули в прошлое или застряли на Запретном складе под охраной вооружённых сайпурцев, бесполезные, обречённые на забвение и медленное истощение поддерживающей их магии.
Расследуя убийство своего наставника, Шара Тивани столкнётся не только с отголосками былых чудес, но и с подлинной магией, означающей, что не все Божества погибли от рук сайпурского царя-каджа, и задача, стоящая перед главной героиней романа, окажется намного сложней, чем ей казалось поначалу. Чем больше деталей Шара будет выяснять, тем более замысловатой сделается общая картинка. Что ж, Шаре не привыкать — она с юных лет любит игры со сложными правилами и умных противников, а ещё — увлекается историей Континента, вследствие чего задаёт самой себе множество вопросов, на которые не найти ответа даже в архивах Министерства иностранных дел. Ведь как бы ни старались сайпурцы перекроить историю на свой лад, некоторые вещи не изменишь: когда-то они были рабами Континента, трудились на измор и терпели многочисленные прихоти и капризы своих хозяев, и об этом не забыли. Да, теперь Сайпур — центр цивилизации, а Континент — отсталое захолустье; да, именно из Сайпура новые технологии распространяются по всему миру, но каждый сайпурец нет-нет да и спросит себя: почему его стране не досталось Божества, которое могло бы раньше положить конец владычеству Континента?..
Помимо Шары Тивани (вообще-то это не настоящая фамилия героини, но настоящую вы узнаете сами), есть в «Городе лестниц» и другие интересные герои. Например, её спутник, секретарь и верный защитник Сигруд — северянин-дрейлинг, чьи соплеменники славятся как воинственный народ, склонный к разбою. Есть у молчаливого, покрытого шрамами Сигруда тайна, о которой лишь внимательный читатель сможет догадаться: на его плечах — тяжёлое бремя, но невыносимая боль, которую он вынужден постоянно терпеть, в какой-то момент станет для него спасением.
Другой яркий персонаж — Воханнес Вотров, которого Шара полюбила, когда ей было всего шестнадцать лет. Расстались они нехорошо. Теперь он сделался одним из самых влиятельных жителей Мирграда, и новая встреча с ним перевернула всё в душе героини и в её расследовании. Не раскрывая всех деталей о Воханнесе, скажу лишь, что в его исполнении прозвучит один из самых искренних и эмоциональных монологов, какие только попадались мне в фэнтези за последние несколько лет.
Из персонажей отмечу ещё Ефрема Паньюя — того самого убитого историка, который, хоть и погибает «за кадром», ещё до начала повествования как такового, всё равно незримо присутствует в нём до последних страниц. Со слов других героев, он поначалу кажется не очень-то приятным человеком, но постепенно раскрывается, и в какой-то момент, читая о нём, начинаешь вместе с Шарой Тивани чувствовать щемящую тоску от того, что этот мудрый учёный погиб…
Можно упомянуть и других героев второго плана — к примеру, колоритную губернаторшу Миграда Турин Мулагеш или хитроумного сайпурского дипломата Винью Комайд, — но и тогда перечень интересных личностей, которые предстают перед нами на страницах «Города лестниц», не будет исчерпывающим.
Проработка персонажей — далеко не единственное достоинство этого романа. В той же степени высоко можно оценить проработку культуры, в первую очередь континентской, но не только. Большинство глав романа предваряют отрывки из священных книг, из которых мы узнаём много сведений, важных для понимания происходящего и для характеристики тех или иных Божеств, ибо все они разные, а паства подобна своему пастырю — или наоборот. Кроме священных книг мы также получим возможность ознакомиться с обычаями, песнями, архитектурой и прочими вещами, которые придают выдуманным историям плоть и кровь.
В «Городе лестниц» творятся чудеса, оживают и умирают волшебные существа, вырастают и рушатся великолепные здания, выплывают из небытия древние тайны и жуткие чудовища — и, что самое главное, необыкновенно правдоподобные персонажи страдают, любят, мечтают, интригуют, живут и умирают.
Таким образом, «Город лестниц» — не только увлекательная история о том, как одна из лучших сайпурских оперативников расследует запутанное убийство, но ещё и о том, как сталкиваются культуры и цивилизации, и что из этого выходит. О вере и её пределах, о подвигах и подлостях, на которые люди способны пойти ради того, во что они верят. О течении истории, которая одинаково безжалостна к победителям и проигравшим («Приходит время, и все замолкают — и люди, и вещи»). О любви и насилии, о добре с кулаками и принуждении к миру ценой кровавых жертв.
Это история, которую вам захочется перечитывать.
kvadratic, 12 ноября 2015 г.
Каким роскошным урожаем клюквы манила эта книга! Древний и (когда-то) великий город Буликов — это место действия, среди персонажей — бог по имени Жуков, Волька Вотров, и, внимание, Иванья Рестройка. Но на развеселой ономастике вся славянскость заканчивается, и ни один пьяный медведь в ушанке не пробежит по заснеженным улицам Буликова, сжимая в лапе балалайку.
City of Stairs обещает сильно больше, чем дает. Главную героиню, Шару Тивани/Комайд, преподносят нам как легендарного матерого оперативника. Вот только в расследовании убийства историка как-то у Шары косяк за косяком. Далее, город. Между описаниями чудо-архитектуры в начале и в конце это обычный большой город, на месте которого мог бы быть любой другой, хоть (прости господи) Лондон. И тема лестниц практически не раскрыта. Также у автора есть один не очень приятный прием — он иногда вводит новые данные задним числом. Пример: один из персонажей повредил ногу, залезая на дерево за апельсинами (на самом деле там нет никаких апельсинов, это такая аналогия, чтобы избежать спойлеров). Следует флэшбек, из которого выясняется, что этот товарищ всю жизнь порочно любил апельсины, и неоднократно был застукан за их поеданием. Но ведь до эпизода с падением герой во флэшбеках лопал яблоки и ничто не предвещало апельсинов!
Роман на самом деле в большой степени о религии, вере, и фанатизме, и неумирающих традициях. Это история о бессмертных богах, которые были убиты смертным человеком, и о другом человеке, который много лет спустя обнаружил, что многое из непререкаемых истин — ложь. Но по большей части книга представляет собой не объемную многоцветную панораму, а стену с табличками «Здесь могла бы быть неожиданная интерпретация отношений бога и верующих», «Здесь про то, что историю пишут победители», «Здесь очень даже мог бы быть конспирологический триллер про правительственный заговор».
Есть вещи, которые автору удались. Например, выдержки из священных книг и жизнеописаний богов. Отличные второстепенные персонажи: суровая, но с чувством юмора бой-баба Мулагеш, а еще Шарин «секретарь» Сигруд. К последнему только одна претензия: почему, собственно, он Сигруд, а не Сигурд? А так ничего плохого не могу сказать про мужика, который сражается с чудовищем зимой, будучи одетым в одни ботинки, и вырывает зубами глотки оппонентам.
Спустя пару ударных экшен-сцен (с Сигрудом в главной роли) и одну неловкую любовную сцену (подсмотренную у Аберкромби) зависшее было расследование выходит на новый виток, и роман достигает кульминации. И вот тут лично для меня главный недостаток романа: уж очень автор любит крушить древние здания, и уничтожать чудесные артефакты, и к чертям сносить всю многовековую культуру и религию, а зачем? Беннет совсем не убедил меня, что без богов всем стало жить хорошо и радостно, хотя, может, он и не пытался.
По итогу City of Stairs — крепкий середняк, с некоторыми даже в хорошем смысле неожиданными сюжетными поворотами в конце, с большим, но нереализованным потенциалом. Ну и, конечно, у Мьевиля вышло бы лучше (с)
gramlin, 29 апреля 2024 г.
Мне в первый раз нечего написать про книгу. Вроде мир такой необычный и масштабный, а вот написано совсем не интересно. И ужасно затянуто. Много неудачных и нелепых сюжетных ходов, которые книге с хорошим экшеном или хорошим слогом можешь простить — но не этой.
Кстати, забавно, когда читал был уверен что автор женщина (по нелепому описанию боевых сцен, действий государственных чиновников и гомосексуалистов)
primorec, 6 февраля 2017 г.
Позвольте в общий хвалебный хор внести некоторую нотку критики. Хотя сначала сыграем в угадайку, которая, в общем то, вполне ясно обозначит мои претензии к этому роману.
Итак, в одном мире стоит город. Некогда он был прекрасен и полон магии, жители в нем были богаты, здоровы и счастливы, поскольку в том городе обитали сами боги, которые правили миром и щедро делились со смертными своими благами. Но вот однажды случилось нечто ужасное. Боги оставили Мир, и вместе с ними ушла магия. Город, некогда прекрасный и могучий, пришел в упадок, красивое стало ужасным, жители растеряли веру и могущество, превратившись из правителей в изгоев. И теперь вопрос: что это за город? Да, вы угадали. Это Город Богов. И, нет, вы не правы. Его название не Элантрис. Речь идет о городе Миграде, где жили и правили Боги, где они умерли, ввергнув мир в войны и хаос.
Все дело в этом. Что бы ни придумывал автор — таинственные письмена, подземные храмы, двери в параллельные миры, волшебные артефакты, бесконечные лестницы, ведущие в некуда и даже поезда, все равно отделаться от чувства, что это уже было, невозможно. Перед глазами стоит разрушенный Элантрис с его несчастными обитателями, хоть тресни. Примечательно, что это тоже дебютный роман автора. Может это такое посвящение в писатели фэнтези, обязательный ритуал — паломничество к местам, которые в свое время пробудили фантазию и соблазнили взяться за перо?
И герои... они такие сандерсоновские. Страдающие, закомплексованные, предпочитающие «думать сердцем», а не тем органом, который для этого предназначен. Вроде бы не юные, но поступающие и мыслящие, как неопытные подростки-максималисты из первых романов любимого автора. Вот скажите, возможно ли поверить, что опытный секретный агент Шара Тивани, за плечами которой, как уверяет история, десятки опасных и сложных расследований, разоблаченных заговоров и ликвидаций, неугодных режиму опасных личностей, поступает и относится к людям именно так, как описывается- с бесконечными возвращениями в прошлое, любовным перебиранием обид и личных неудач, и почти детским восхищением собственными достижениями и умениями?
Кто-то из рецензентов написал, что книга «подростковая», и его тут же заклевали. Мол, о какой «подростковости» идет речь, если тут и нетрадиционная сексуальная ориентация упоминается, и постельные сцены в наличии? А я вот возьму на себя смелость поддержать: книга подростковая. Именно так может написать о вышеперечисленных «взрослых» вещах подросток для своих сверстников: наивно, поверхностно и с придыханием о пока запретном, но манящем. И уж совсем подростковой выглядит «подгонка» сюжета под задуманную концовку (если нельзя, но очень хочется, то можно).
Еще одним разочарованием стало то, что те самые лестницы, анонсированные в названии, никак не были использованы в сюжете — даже просто в качестве декорации. А ведь они вроде бы открывают большие возможности в развитии действия, использовании магии и путей богов, каких -то новых символов и тайн. Можно с ходу придумать десятки поворотов сюжета без всяких изысков, только с простым перемещением по ступеням в некуда, простым вверх-вниз, в небо — под землю.
Не красит текст и повествование в настоящем времени, и упрощенный язык, которым это повествование излагается. Подлежащее — сказуемое. Простота может и есть хорошо, но волей-неволей заставляет вчитываться в каждую строчку, от чего недостатки сюжета, логические нестыковки и откровенное «проталкивание» к определенному заранее финалу становятся еще более явными.
Но есть одна вещь, которая мне понравилась, не оригинальная, но которая вполне может стать той деталью, которую стоит развивать, и которая немного (чуть-чуть) сглаживает разочарование от вторичности. Идея о зависимости богов от верующих, подчиненности их желаниям хоть и не нова, но вполне может стать тем спасательным кругом, который позволит вывести цикл на новый уровень, чтобы читатель не ломал голову, где он оказался — в Элантрисе, Миграде или еще одном из многочисленных фэнтезийных Городов Богов.
i_am_sansanich, 25 октября 2023 г.
Весьма неоднозначным получилось произведение. На страницах романа тесно переплелись серьёзнейшие темы всех времён и народов с менее значимыми визуальными эффектами современного экшена.
Начать стоит с некоторых изречений персонажей «Города»:
«Власть над умами можно взять, только контролируя язык покорённых наций»;
«У государств нет морали, только интересы»;
«Мудрый занимается собственным домом, а дела других оставляет судьбе»;
«Коррупция в высших эшелонах власти — это не коррупция, это закон жизни. Твоя работа в министерстве заключается не в том, чтобы искоренить коррупцию и неравенство, а чтобы использовать их во благо Сайпура. Коррупция и неравенство — очень полезные вещи»;
«Зачем богу спрашиваться у его последователей, как политику у избирателей».
Читая подобное, может сложиться впечатление, что перед нами серьёзное, по-настоящему взрослое произведение, содержащее в себе попытку автора выразить своё мнение о важнейших проблемах человеческого общества, связанных с политикой и религией... Хрен то там, понимаешь, дойдя до финала. Именно эта, «взрослая» составляющая романа выглядит, по ходу, неполноценной и весьма скучной. На первый план выходят заштампованные персонажи и события, ни грамма не утяжелённые новизной. По-моему, с умным и сильным напарниками, с богами человеческого облика и гигантского роста, с разного рода всплывающими или вылезающими из-под земли городами или летающими кораблями, а также магическими артефактами, читатель знаком со времён отцов основателей фэнтези (возможно и ранее). Добавляя к сказанному современные тенденции толерантности, феминизма, совмещения несовместимого (автоматические пушки и арбалеты) и баснословную силу наркотического опьянения, имеющие здесь место, выходим на уровень шаблонного произведения, которое может спасти только умелое перемещение автором стандартных фигур. Со скрипом, но у автора это получается. Причём, иногда, настолько ярко, что по прочтении романа, скорее вспомнится победа голого(!) викинга над чудовищем, стрельба из автоматической(!) пушки по латникам или харизматичная, не выпускающая изо рта сигариллу губернаторша, чем проблемы захватчиков и захваченных.
Создаётся впечатление, что автор хотел написать роман о политике и религии для «чайников». Получилось же простое, где-то даже захватывающее, приключалово с не шибко оригинальными персонажами и голливудским экшеном, который вышел у автора значительно ярче самих проблем его вызвавших. Именно неверный акцент автора на драйв свёл на нет его же потуги обратить внимание читателя на серьёзность политических и религиозных проблем, из-за чего роман сильно сместился в сторону «подросткового» фэнтези, когда политика кажется не такой важной, как красивый поединок с мифическим кракеном.
Goodkat, 5 апреля 2018 г.
Столько номинаций получил Беннетт, хорошие оценки и отзывы, книгу года по версии «Мира фантастики», и даже прогноз моей личной оценки на фантлабе – твердая восьмерка (хотя если выделить только «братьев», то целый бал отпадет, что еще куда ни шло). Разве можно пройти мимо любителю фэнтези? Но бывает же такое, что все указывает на один результат, а в итоге получается другой. Может, это уже из вредности — в пику большинству, так сказать? Нееет, не верю, что я на такое способен. Этот кактус я, конечно, проглотил, но лишь из-за того, что стойко не терял надежды.
Сюжет мог бы быть очень хорош. В какой-нибудь параллельной вселенной, где за него взялся бы перпендикулярный автор. Как вариант. Языческие боги пропали, но как-то не до конца, опасные чудеса и чудесные опасности живут в этом мире, который не так уж плох, как кажется на первый взгляд. Уже есть электричество, но еще нет компьютеров и телефонов, однако не покидает ощущение, что время событий – да вот сейчас, только если убрать все гаджеты. Это нечто вроде современного мира, который прогрессирует... несколько заторможено. Пускай искусственно заторможено, но читается в новинку – и ладно.
Желание узнать, что тут за чертовщина творится, определенно есть, но тинейджерский язык повествования как древесный жук подтачивает его с немыслимой для насекомого скоростью. «Дык», «че», «типа», «вот жеж», — так здесь общаются все, даже закадровый рассказчик не брезгует панибратством и своячничеством, даже боги! Ладно там, я в отзыве словесным мусором балуюсь или еще какой Вася Пупкин из соседнего подъезда, с меня и спроса нет, а вот от авторов, занимающихся как бы литературой, привычно ожидать несколько иной подход к работе. Какая-то необязательность и развязность — как отпечаток на всем. Вроде бы автор не так уж перегибает, но я так и не смог отделаться от ассоциаций с дворовым базаром.
Ну и персонажи соответственные – хоть все они по задумке взрослые, и книга вроде бы не для юных читателей, но герои гримасничают, карикатурно пафосничают и вообще ведут себя как подростки из блокбастеров – картинно, показушно. Ни разу не верится, что вот эта – шпион с многолетним опытом, вот этот – хладнокровный пират-убийца, вон та – полковник, прошедшая Афганистан (простите, Афанастан, конечно же), а вон то – полу-божественное страшное существо, от одного вида которого надо блювать. Короче, не переживается ни капли.
Финал – то, ради чего я читал, плакал и кололся – окончательно скатился в подростковую трагикомедию. Бог из машины вещает с неба грозным голосом, обвиняя людей в каменных полах и ярких одеждах, декларирует римское право, а герой, вступающий с ним в схватку, принимает ядерную дозу наркоты и героически плющится. Другой живет с кучей вилок, ножей, осколков и других острых инородных предметов в теле. Не хватает только, чтоб топор из головы торчал. А, ну еще исповедь бисексуала – я так со смеху брызнул, что чуть все содержимое носоглотки не вылетело, простите. Обхохочешься, в общем.
К завершению ни о какой серьезности уже и речи нет, герои кому хошь фору дадут, фурор, феерия, министерства, тайные организации, монстры, боги – тьфу, наши и не заметят, как все сметут. Некоторые даже одной правой справятся. Я вообще-то люблю подростковую фэнтези, но не настолько безыскусную. Да простит меня Роберт Беннетт, но это какая-то жесть. Это такая чисто современная экранная фантастика (хоть и не самая плохая). Есть, конечно, и о чем задуматься, но все это тонет в... Тонет, в общем. И это действительно похоже на Сандерсона, только во всем хуже.
Радует, что на ежегодной премии фантлаба книга не пробралась даже в десятку, несмотря на большое количество читателей – ну хоть что-то в этом мире еще согласовывается с моими представлениями о хороших книгах. Хорошо, что мы все такие разные и вкусы у нас отличаются, и все же не менее замечательно, что не так уж и сильно.
P.S. Что еще запомнилось, так это подсказка давить чеснок ножом прежде, чем его резать. Вот серьезно – запамятовал.
alexssk, 17 июля 2023 г.
Нарвавшись на данное произведение в одном из топов интересного фэнтези, видя брутальную обложку и читая многообещающее описание выбор читать или не читать, на общем безрыбье, был очевиден. Ну вот вдруг ранее неизвестный автор, решил прорваться на олимп, обложка как бы подкупает, будет хотя бы не скучно, мужественно, сурово, реалистично... Наивная ошибка, избалованность десятилетиями творческой свободы писателей, не обратил внимание, что год издания 2014, а это значит, что повесточное насилие на мозгами читателей в самом разгаре и единственное, что остается талантливым авторам это либо писать в стол, либо приспосабливаться и писать нечто среднее, но соответствующее трендам, бесхребетно аморфное, как Город лестниц.
После короткого наброса исторических фактов, мы быстро погружаемся в политические перипетии современности представленного мира. Первое Увы погружаемся мы не глубоко, на детском уровне, да бы в умы юных читателей не закрались лишние крамольные мысли о политическом устройстве реального мира. Одновременно с этим нам неоднократно будут промывать голову актуальными идеями о несправедливости, угнетении, рабстве одних народов другими. Плохих угнетателей богопоклонников в свое время быстро и лихо победили, и правильно ведь они были экспансионистскими империалистами и дегенератами, одни полу русские фамилии и имена чего стоят. И теперь их цивилизованно угнетают их бывшие рабы и естественно это не какое не угнетение, а скорее приручение отсталых полудикарей, даже крупные гарнизоны или массовые казни не применяются, такой знаете ли розовый, ванильный колониализм, без капли реалистичности, ну для детей же... Или взрослые читатели ставящие 10 из 10 тоже скушали не поперхнувшись? Саму метрополию нам практически не описывают, да и зачем, там все хорошо, все проблемы носят исключительно политический характер, единственный дискомфорт в идиллии связан с недоразвитыми соседями — викингами пиратами, или дремучими хмурыми славянами...
Главная героиня, это второе Увы книги, блеклая, не сексуализированная интеллектуалка, в очках, но за то из благородной, богатой семьи, работающая секретным агентом, местных британских спецслужб. Да бы читатели мужского пола сразу не выкинули книгу в печь, в помощниках у нее ходит здоровый брутальный северянин пират, беспрекословно исполняющий все поручений и вытягивающий всю экшен составляющую книги на своих плечах, для заманухи именно один из его подвигов запечатлен на обложке.
Книгу несколько раз хотелось бросить читать, первая половина довольно нудная и монотонная, после редких явлений чего то интересного автор проваливается в кривые диалоги, скучные предыстории или, что особо ужасно, внутренние рассуждения. Главная беда заведомый средненький уровень проработки всего происходящего. Секретная агентность проработана на уровне Детей шпионов, глава службы это тетушка главной героини, их диалоги это некая пародия на конфликт отцов и детей, с примитивными умозаключениями и животрепещущими жизненными выводами для всех интеллектуалов младшего школьного возраста. Якобы есть некая сеть агентов, в представленном регионе, но как бы ее в тексте и не видно. Если убрать из текста всю эту детскую агентурность, то как бы ничего и не измениться. это умудряется подтвердить и сам автор, по средствам тетушки главной героини, запретом на агентурную деятельность... Эмм и что изменилось? Да ничего не изменилось. Нам никаким образом не описали ничего из их устройства. Видимо без этого наша героиня стала бы еще более невзрачной. Ну чтож вытягиваем персонажа, как можем...
Третье Увы это лично мне не нравящееся заигрывание с неким стимпанком в жанре фэнтези, красивые арты как идеи для собственного мира плохо приспособляются без кривого натягивания на описываемый мир. Автор решил сыграть хитрее сталкивая мир божественных чудес и мир технического прогресса. Но все равно вместе умудряются существовать арбалеты, пистолеты, автомобили и всеобщая безграмотность. По мелочам эта корежит мир, автор пытается усидеть на двух стульях надрывая свою и чужие седалища.
По итогу книга это совершенно не пытающийся выстрелить середняк, интересные идеи божественного и связанные с этим тайны до поры до времени интригуют, но преобладающая наивная политота и повесточное моровое поветрие на всех персонажей делает свое черное дело.
alleus, 11 марта 2024 г.
Многовековой террор Божеств, покровительствующих Континенту, над страной Сайпур, в итоге окончился не менее страшным террором со стороны поднявших восстание рабов, свергнувших власть континентцев и уничтоживших самих Богов. Ведомые бесстрашным, изобретательным и таинственным каджем, вчерашние невольники встали малыми силами перед необъятной армией божественных последователей – и победили благодаря загадочному оружию каджа, которым он смог убить Бога и стереть все сотворенные им чудеса.
В истории книги очень интересно сталкиваются два мира: магический и технологический. Это не история о том, как реальный и волшебный мир пересекаются – речь о прямом противостоянии богов и технического прогресса. Здесь есть автомобили, поезда, газовое освещение – и реальные Боги и чудеса. И технологии в прямом столкновении победили (как будто).
Детективная в основном история начинается с убийства профессора, изучавшего запрещенную для побежденных континентцев историю их мира, но постепенно, обрастая подробностями и событиями, становится понятно, что дело куда глубже и серьезнее. Кажется, что за загадочными происшествиями и заговорами скрывается самый что ни на есть восставший из мертвых Бог...
События происходят в центральном городе Континента – Мирграде. Бывший невероятным мегаполис, средоточие всех чудес, после убийства Богов, за которым последовал страшный Миг, стёрший все сделанное ими, – город был разорван самой реальностью, оставшись полуразрушенным, с торчащими вверх, ведущими в никуда тысячами лестниц, остатками былых сверхъестественных строений, башен и замков. Автор описывает яркую и сюрреалистичных картину захваченного Мирграда, который представляется лишь бледной копией самого себя, чахнущим, обязательно в томительных голубых тонах вечера зимы или поздней осени.
Персонажи истории прописаны интересно и живо. У них у всех есть повадки, мнения, прошлое – они кажутся реальными, за их приключениями интересно наблюдать. Взаимоотношения между основными героями Шарой и Сигрудом напоминают отношения Интегры и Алукарда из «Хеллсинг»: маленькая худая Шара в неловких очках и смертоносный и беспощадный Сигруд, по сути, у нее на поводке. Динамика между персонажами очень густая и захватывающая. Второстепенные персонажи также обладают собственными характерами, историей, роляю. Даже третьестепенные герои появляются не просто так, каждый из них в той или иной мере двигает историю.
Читается книга тоже легко. Автор перемешивается понятные образы из фэнтези и реальной жизни – и получается своеобразная и очень живая картина божественно-технического постапокалипсиса в отдельно взятом городе. История богато раскрывает и взаимоотношения между персонажами, и логику происходящих событий, увязывая историю в единый монолитный сюжет, давая отгадки всем тайнам, и даже более того.
Книга показывает круговорот насилия между народами. Сначала одни истязают других. Потом эти другие пользуются возможностью, ставят первых на колени и отыгрываются. Остыв, вторые пытаются построить на руинах какую-то новую систему, вернуть мир, но первые помнят о насилии по отношению к себе – и стремятся отомстить. Это – отражение истории всего человечества. В лучшем случае эта система может прийти к шаткому балансу иллюзорного перемирия, для разрушения которого достаточно всего одной спички. В худшем же, фанатики, террористы и маньяки будут всеми силами ввергать мир в хаос и разрушать все потуги других людей остановить этот процесс бесконечного насилия.
Что в книге не понравилось:
Режут глаз славянские фамилии жителей континента, бывших поработителей, живущих ныне в нищенстве. Все государства этого мира имеют свои прообразы из реальности, и автор почему-то выбрал славянский мир в качестве прообраза побежденных истязателей и поработителей. Мне это не понравилось, так как нашему народу, пусть и прошедшему через феодальный строй, не свойственно настолько лютая рабовладельческая система, как, например, странам Запада.
Также в некоторых местах мне не понятен используемый автором и/или переводчиком язык. Например, современное словечко «трикстер», по мне так, смотрится в истории инородно, но его персонажи изрекают регулярно. Также смотрится весьма отталкивающе, что в книге люди сплошь «блюют». В книге постоянно используется именно данное слово. Людей не «выворачивает», почти не «рвет». Не совсем понимаю, почему нужно использовать именно такой, отчасти «низкий» лексикон. Возможно, вопрос здесь к переводчику, но оригинал книги я не читал.
В целом же это очень изобретательная, глубокая, многогранная фэнтезийная история, способная с легкостью погрузить в себя, и оставляющая в большинстве очень хорошее впечатление.
Luсifer, 20 июня 2024 г.
Начинается вполне интригующе: секретные агенты прибывают в мегаполис для расследования таинственного убийства историка, работающего над тайным проектом. Происходит всё это на фоне столкновения двух разных культур: низвергнутого общества богоизбранных белых людей и общества победителей — смуглых южан. У первых были боги и чудеса, у вторых — прогресс и технологии. Как оказалось, огнестрельное оружие эффективнее магии.
Начало автору удалось, он хорошо забрасывает крючки, цепляющие внимание и будоражащие интерес: это и само детективное расследование, и вроде бы проработанный исторический бэкграунд, и постепенное погружение в лор. Проблемы «Города лестниц» проявляются дальше, когда спустя сотни страниц приходит осознание, что книга перенасыщена набившими оскомину повестками, более того, словно ради них и писалась...
Итак, тезисно.
- Женские персонажи сильны, независимы, управляют городами и странами. (Значимые политики-мужчины, наверное, тоже где-то есть, но их нам не показывают.)
- Показываемые мужские персонажи либо:
а) полные негодяи/ничтожества (типичный набор качеств: злость, тупость, похоть, надменность, фанатизм и их комбинация);
б) если они на «хорошей» стороне, то находятся на подтанцовке у главной героини: местный Конан/Арагорн сведен до роли вышибалы и мальчика на побегушках, амбициозный политик с сильным характером оказывается представителем ЛГБТ (о чём красочно и омерзительно подробно он будет разглагольствовать в одной из сцен), легендарный воин, в прошлом изменивший мир, оказывается беспринципным садистом; ещё есть бесхребетный мужчинка-клерк, видимо, как представитель простого населения. Единственным адекватным мужским персонажем остается лишь тот самый убитый до начала сюжета историк.
- Образ главной героини Шары: она вся такая талантливая, профессиональная и умная, но во всё это мы должны поверить со слов автора, так как в событиях самого «Города лестниц» её таланты и профессионализм почему-то не проявляются. Второй момент — автор то и дело подчёркивает антиженственную внешность Шары, мол, серая мышь с телосложением как у мальчика. Видимо, это очень важный момент, раз им упорно тычут в читателя.
- Упомянутые культуры столкнули, но проработать и показать конфликт было уже лень. По книге получается, что порабощённое население в принципе всё устраивает, а недовольны лишь небольшая кучка фриковатых фанатиков.
Итого, книга написана увлекательно, концепция мира со всеми этими поверженными богами, магией и технологиями выглядит интригующе. Но, в целом, не покидает ощущение, что тебя обманули и под видом детективного эпического фэнтези продали повестку «о западных ценностях».
Nikonorov, 11 ноября 2023 г.
Бывают книги, которые прям ждешь, зная, что они будут крутыми. Потому что есть предпосылки. И так обломно, когда книга не только не завлекает, но и, пожалуй, за счет этого, читается катастрофически долго, тяжело и нудно.
Мне пришлось пожалеть, что, не купив в своё время первый роман трилогии в серии «Мастера фантазии», я ждал, когда оный выйдет в серии «Шедевры фэнтези», приобретя уже 2-й и 3-й томики. Авансом выдал здоровый кредит доверия данному произведению, так как видел множество хвалебных отзывов, да и лет 5 назад, прочитав отрывок, понял, что автор умеет писать. В итоге у меня на руках вся трилогия в одной серии, первый роман которой мне не шибко-то и понравился. И это при огромном потенциале автора. Очень грустно.
Перед нами очень бойкий, но неказистый детективе в фэнтези-антураже, где дело происходит в пределах города Богов — в Мирграде. В нем лестницы вздымаются к небу и так же неожиданно обрываются, не ведя никуда. Некогда на Континенте было полно богов, пока люди из Сайпура их не истребили, но артефакты тем не менее остались. Соответственно, полно всяких остаточных явлений, побочек и аномалий. Автору удалось в полной мере продемонстрировать загадочность города и его давнюю историю, пышную и яркую, таинственную и уникальную, которая давно сошла на нет. Чувствуется, что за стенами в тенях тупиков есть что-то потаённое, параллельное такое, город в городе. Некогда огромный город и столица мира, ныне — руины и захолустье.
Главная героиня по имени Шара, служащий министерства иностранных дел, самый настоящий оперативник, фанатеющая по истории Континента, обожающая всё про Богов, приезжает в Мирград под видом посла расследовать дело о гибели доктора, который изучал в городе историю Континента, ныне по закону недоступную самим континентцам. Хоть нам и показывают Континент, огромный и некогда бушующий божествами, чем-то мрачным, нищим и убогим, оккупированным сверхдержавой Сайпуром, который в свое время сам был колонией Континента, в конфликт не особо верится. Он не передан прям четко и явно. Даже Сапковский в «Ведьмаке», всего лишь вскользь упоминая проблему эльфов и людей или негативного влияния магии на экологию, делал это громче, ярче, четче и капитальнее, что ли. Здесь же оно как-то периодически мусолится, перемывается в диалогах, но нет какого-то эффекта погружения и сопереживания. Вот есть сайпурские Светские Управления, запрещающие континентцам читать книги и изучать собственную историю, но нет прямо-таки ярких конфликтов и стенаний коренных жителей по данному поводу, хотя тема-то богата!
В скором времени на Шару сваливаются дополнительные задания, расследования, новые факты, старые знакомые, и всё это закручивается в сюжетный клубок, тесно связанный с Богами, которых, быть может, истребили не всех, и теперь они готовы возродиться и проявляют активность.
Мир в целом — своеобразный стимпанк, если не дизельпанк. Тут и поезда, и машины, и кофе, и типографии, и газеты, и много современных удобств. Автор уделил большое внимание антуражу и красочности описаний. Беннетт пишет насыщенно, жирно, богато и фактурно, прямая речь героев жива и реалистична, но есть дисбаланс — ужать бы роман хотя бы на 30 %, сделать остальных героев такими же фактурными, как Мулагеш и Шара, не занудствовать с погружением во внутренний лор, и было бы куда более бойко. Потому что вязнешь от нудных исторических справок, конспектов, фактов и прочего — какие были боги, в каких городах, за что они отвечали, как наказывали, как им служили и бла-бла-бла. Драма персонажей, с таким-то умением писать и подобным стилем, вышла бы мощной, но автором был сделан упор на мир и его историю, что не смогло меня увлечь и взбудоражить желание погрузиться в далекие времена и изучить от и до. При этом, история не так и глубока, хитросплетений тут нет, есть, по сути, 2-3 квеста и концовка с задатком на будущее. Многие штуки можно предугадать, иные выстреливают внезапно, чем грешат многие не до конца проработанные детективы.
Герои сплошь брутальные, и, например, Мулагеш и Шару отличает только степень грубости фраз. Сигруд — это типичный такой кабанчик-решала, здоровяк, который всем раздаст как следует и выживет, молча, не пожалуется, не вскрикнет от боли, масштаб ТЗ его не заботит. Это ж Сигруд. Такой-то бог-из-машины, который всегда придет на помощь и на раз-два разрулит любую ситуацию, а лавры почему-то всегда достаются Шаре, той, кому он служит.
А когда генерал при обороне города орет на подчиненных и выдает фразу «Покорнейше прошу оторвать глазики от горизонта и двигать тазом в сторону оборонительных сооружений», то ничего, кроме удара ладонью по лбу, это не вызывает. Очень странное решение автора сделать двумя основными героями именно женщин. В иные моменты, довольно критичные для судеб множества людей, они начинают воспроизводить диалоги как из детских сериалов, что напрочь ломает ритм и атмосферу. Сигруд за счет молчаливости и скрытой натуры выглядит пока что функцией и исполнителем, хоть автор и постарался ближе к концу придать ему глубину, прошлое и мотивацию.
Поведение Богов Континента неоднократно обсуждали, и я примкну к тем, кто считает, что они представлены странновато и не как божества, а, скорее, как подростки, капризные дети. Не знаю, насколько это обусловлено. Возможно, следует прочесть трилогию до конца и разузнать новые факты, но не хватило тех крупиц, что заставили бы уважать этих самых Богов, считаться с их закидонами и не самыми простыми характерами. А когда божество общается с женщиной в стиле двух старых подружек, давно не видевшихся, это вызывает вопросики.
В общем, роман с потенциалом, хочется верить, что цикл раскроется, автор нащупает свой стиль, научит погружать читателя в собственноручно созданную историю (как Эриксон), завлекать и вызывать сопереживание и любопытство. Пока что с циклом случилась довольна скрипучая притирка.
И вдвойне обидно, что 2-й роман, судя по отзывам, калька первого. Но куда интереснее другое — а научился ли автор привносить баланс в повествование? Потому что с техникой строительства произведения у него есть некие проблемы. Надеюсь, что научился, хотя оценки не очень обнадеживают.
lexter, 13 августа 2024 г.
В тему «фэнтези» попадает лишь косвенно, и только благодаря антуражу. Фактически, социально-политический детектив, достаточно лишь убрать часть не особого-то и нужного «магического» антуража. Возможно, дальше начнется интересней, но прочитав треть, встретил массу лишних диалогов, какие-то второстепенные истории о главной героине, обычные карьерные каверзы, немного юмора и мало динамики. Этакий рефлексирующий без умолка Фандорин для бедных. Словом, если вы поклонник книг уровня Геммела, Вегнера или Аберкромби, будете зевать и заставлять себя читать.
Slimper753, 29 октября 2022 г.
Автор попытался создать мир, максимально далекий от классических стандартов фэнтези. Это совершенно другой мир, не связанный с нашим, неопределенное время, примерно начало двадцатого века, если проводить параллели, а персонажи имеют имена определенной народности, но не западно-европейские, а больше индийские и восточно-европейские. Хотя, несмотря на попытку создать максимально экзотический для американского читателя мир, Континент явно ассоциируется с Европой, а Сайпур с Индией, хотя и расположен на острове. Полагаю, автор так и планировал, однако все же решил частично поменять национальные атрибуты, и в итоге индеподобный Сайпур не имеет богов, хотя Индия славится своим пантеоном богов, которых почитают и по сей день, а европоподобный Континент наоборот, имеет группу непонятно откуда взявшихся богов, хотя в Европе давно воспринимают древних божеств не более чем мифом.
Автор умело балансирует, разделяя почти каждую характеристику книги надвое, но затем умело замешивает в каждой части частичку противоположного. На Континенте были боги, в Сайпуре нет, одни были божественным народом, другие были рабами, но затем все поменялось, Сайпур уничтожил богов, скинул оковы рабства и сам поработил людей Континента. Позже, конечно, все переросло в политику, Континент стал вассалом Сайпура, вроде суверенное государство, но не может действовать самостоятельно. Вроде же все хорошо, однако из отдельных записей мы понимаем, что не все так однозначно. Сайпур воевал очень жестоко, убивал континентцев тысячами, в том числе невинных, сайпурцы устраивали настоящую резню, а гибель самих богов уничтожило целые страны. Уже после захвата Сайпур запретил жителям Континента учить собственную историю, запретил даже упоминать богов, хотя сами историю учили. Получается, что теперь сайпурцы плохие, ведь континентцы не устраивали резню. Но дальше нам рассказывают о богах, что у некоторых просто начала ехать крыша, они придумывали все более абсурдными эдикты и правила, а за неповиновение также абсурдно карали, увечили и убивали, хотя люди вроде и не против были. Потом уже объясняется, что боги влияли на людей в ровной степени, как и люди влияли на богов. Сумасшествие людей сводило с ума и богов. И тогда получается, что сайпурцы, убив богов, спасли континентцев от самих себя. Таким образом автор сумел довольно интересно закрутить элементы из добра и зла, из хорошего и плохо, правильного и неправильного. Обе стороны совершили много плохого, но много и хорошего, однако одно вряд ли компенсирует другое. Континент держал Сайпур в рабстве, а Сайпур обратил Континент в развалины, породив голод и ужас, но позже Сайпур пришел на помощь обнищавшему и отчаявшемуся Континенту, а не бросил, как мог бы, однако Континент продолжал ненавидеть Сайпур, и не зря, ведь те так много отняли, столько всего запретили, а позже выясняется, что на деле они никогда не планировали делать Континент равным себе по статусу государством, всё это лишь иллюзия и игра на публику. Персонажи даже задаются вопросом: а не становится ли Сайпур таким же безнравственным, каким был Континент. Напрашивается цитата: «Тяжелые времена рождают сильных людей. Сильные люди создают хорошие времена. Хорошие времена рождают слабых людей. Слабые люди создают тяжелые времена.» Как по мне, автор умело описал политику, хотя она тут и не на переднем плане.
Но в книге все же и предостаточно минусов. Главный из которых — что за металл такой, что убивает богов? Кадж создал местный криптонит, и пусть нам не объяснили, что это конкретно такое, очень сомнительно, что боги не могли защититься. Одна такая пуля застряла в стене, созданной богом, получается, что любой бог мог просто создать такую броню перед собой и всё. Но сайпурцам как-то удалось убить почти всех богов, способных менять реальность, перемещаться в иное измерение, летать, телепортироваться, обращать людей во что угодно одной мыслью, но спастись от мушкетов оказалось им не под силу. Как и Благословенных, имеющих невероятную удачу. Да и самих континентцев было больше. Странно. Да и почему никто не знал об этом металле? Его же явно было много, люди им пользовались, а потом что, просто он пропал, а люди забыли?
Тема с чемоданом странная. Столько возились с ним, Винья говорит, что пришлет человека его забрать и чтобы Шара не заглядывала внутрь, хотя это просто чемодан — открыл-закрыл. Воханнес Вотров мог бы заглянуть, неужели любопытство не пересилило? Даже Шара заглянула внутрь не из-за интереса, а как бы вопреки запрету. Ну и в итоге за ним никто так и не явился.
Почти с самого начала было понятно, что какие-то боги живы, ожидаешь появления всю книгу, а в итоге как-то блекло. Явился, поорал, зачем-то пошел армией на город, хотя мог, судя по всему, просто в один миг его схлопнуть или сжечь. Боги вроде и могущественные, но иногда какие-то беспомощные и глупые. В итоге сошедший с ума двуединый бог просто попросил его убить и был убит. Ожидал как-то немного большего. Да и его появление тоже какое-то сумбурное: вдруг объявился пропавший годы назад брат Воханнес Вотров и просто выпустил бога. Кто этот брат? Чем он занимался эти годы? Почему он вдруг такой плохой? На что он рассчитывал? Две строчки экспозиции и в утиль. Больше времени было уделено Эрнсту Уиклову, Отцу Города, но посреди повествования он просто пропадает, и его на последних минутах заменяет Волька Вотров, что как-то не очень логично; можно было бы сказать, что Эрнст и был Волькой, но скрывал личность с помощью какого-нибудь артефакта или магии, благо обладал способностями. Жаль только, что богов почти и не раскрыли, их индивидуальность заканчивается на внешности, которой почти нет описаний, и характере, который также описан довольно скупо. Было бы куда интересней, если бы каждый обладал индивидуальными способностями, а так они вроде и используют разные подходы к чудесам в зависимости от личных предпочтений, но какой-то явно конкретики нет. Зевс — бог молний, Арес — бог войны, Гея — богиня земли — мы все это знаем и понимаем, а вот боги в книге не такие определенные, пусть у них есть индивидуальные черты, но они как будто несколько размыты.
8/10 — интересный мир, интересная атмосфера, даже персонажи вызывают отклик, однако наполнение какое-то неплотное, как будто бы чего-то не хватает, какой-то важной детали, ковра, задающего стиль всей комнате. Тайн хватает, но не достает саспенса, особенно учитывая некоторую детективную составляющую. Но все равно довольно добротное чтиво, немного затянутое в некоторых местах и слишком быстрое в других, особенно в финале, иногда со странной логикой отдельных персонажей и условными допущениями, необходимыми для сюжета. Видно, что автор пытался создать действительно монументальное произведение в духе именитых авторов фэнтези и фантастики. Я бы сказал, что он был близок. Полностью сформирую мнение по прочтении всей трилогии, но пока книга кажется не хуже каких-нибудь Хроник Амбера и Дюны, которые многие просто обожают.
flying_kitten, 15 июня 2023 г.
Нормальная подростковая фэнтези с элементами детективчика. Воспринимать книгу серьёзно не стоит, тогда и не будет разочарований.
Ожидалось чего-то прямо э-ге-гей: аннотация, хвалебные отзывы и номинации на премии. По факту — герои с детским мышлением, суперагент, не знающая азов агентской (обычной, без приставки «супер») профессии и не замечающая очевидного, картонный мир, рояли в кустах (я бы даже сказал, рояльный оркестр). Отдельно доставляет как взрослые, вроде бы, герои ругаются, ну да об этом уже написали. В общем замах на рубль, удар на копейку. Так-то всё динамичненько, но не более того.
Подросткам зайдёт нормально, взрослым можно читать без каких-либо ожиданий, просто, чтобы убить время. Ну и толерантность с равноправием в книге в назидание подрастающему поколению несколько выпячены, но это уж примета времени, что поделать.
mikereader, 1 августа 2019 г.
Как же это сложно читать. Наверное, должно понравиться любителям бесконечных описаний, когда герою не позволяют и рта открыть, пока не испишут пару страниц его биографии и не подсчитают количество волос в носу. Но я просто отключался — так мало настоящих действий происходит, и так много воды между ними. Если бы еще это была какая интересная и оригинальная информация, с философией, с размышлениями, но это просто жевание одних и тех же слов. Скучно и нудно. Я просто не понимаю, зачем все это писать и тем более читать!
Да и еще все происходит в настоящем времени. И к этому нужно привыкать. «Она думает, что» «она открывает дверь» Это что? Сценарий недофильма передо мной? Тогда зачем столько воды?
Тяжелая книга, не сказать что не интересная, но манера изложения отталкивающая. Как старый аккумулятор — вот он вроде еще и работает, и не выкинешь, но сила тока слабовата, да и емкость уже не та. Мужики поймут.
arni555, 25 декабря 2022 г.
Я собирал данный цикл именно в издании «Шедевров фентези», ждать пришлось около трех лет, что взять в руки первый роман. Так уж вышло, что читать первый роман цикла «Божественные города» я начал сразу после прочтения вышедших на данный момент трех книг цикла «Наследие черного железа» Ханрахана. И тут волей-неволей выстраиваются некие параллели между данными циклами.
Итак, перед нами один из представителей жанра городского фентези. Читал я не так много циклов данного жанра, самые знакомые для меня – это «Тайный город» Панова и вышеупомянутое «Наследие». Честно говоря, меня всегда несколько настораживал данный жанр, так как для фентези мне казалось определенным кощунством впихивать большую часть действия книги в границы одного города. Однако, у Беннета это получилось именно достоинством.
Действие романа сосредоточено в одном городе, в Мирграде, однако, в повествование очень искусно вплетается история всего Континента в целом и Сайпура в отдельности. С каждой страницей мы всего больше узнаем о богах и их судьбе, их последователях, их влиянии на жизнь целых народов и их наследии. Этот прием гармонично вписывается в концепцию романа, когда с одной стороны, повествование основного сюжета практически не выходит за пределы Мирграда, с другой стороны остальной мир тоже не оставлен без внимания.
Отдельно хочется отметить главных героев, которые получились живыми, интересными, совершенно не идеальными, чем еще больше вызывающими к себе симпатию. У каждого из них свои таланты и свой багаж пережитых испытаний, который позволяет принимать в большинстве правильные решения даже в сложных ситуациях.
Кроме всего прочего, мне очень понравился сюжет. Все события последовательны, логичны, местами с совершенно непредсказуемыми оборотами. При этом при всем, в романе нет никакой обреченности, наивности, глупости в поведении героев. Градус напряжения нарастает постепенно и выливается в яркий мощный финал.
Для меня это один из лучших романов в жанре, которые я прочел за последнее время.