FantLab ru

Кшиштоф Борунь «Восьмой круг ада»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.66
Голосов:
180
Моя оценка:
-

подробнее

Восьмой круг ада

Ósmy krąg piekieł

Повесть, год

Жанрово-тематический классификатор:
Аннотация:

Инквизитора Модестуса Мюнха из ХVI века похищают инопланетяне, которых тот принял за демонов. Затем его переносят в 2034 год, где всё инквизитору кажется порождением Сатаны. И здесь Мюнх пытается спасти хотя бы одну душу, применяя свои знания и умения инквизитора.

Примечание:

Первое книжное издание — в переводе на русский язык в серии «Библиотека современной фантастики». На родине автора это произведение долго не публиковалась и впервые была опубликована на польском языке в 1978 г. издательством «KAW», Катовице.


Входит в:


Похожие произведения:

 

 


Библиотека современной фантастики. Том  5. Антология фантастических рассказов
1966 г.
Барьер
1988 г.
Зарубежная фантастика. Том 2
1992 г.

Аудиокниги:


Издания на иностранных языках:

Восьме коло пекла
1968 г.
(украинский)
Ósmy krąg piekieł
1978 г.
(польский)
Ósmy krąg piekieł
1987 г.
(польский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  14  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Как можно было написать такое в католической Польше? Недаром роман, а скорее большой рассказ, был опубликован впервые в переводе на русский, в 1966г., и лишь спустя 12 лет издан в Польше.

Каким-то образом Инквизитор Модестус Мюнх из 1593г попадает в 2034г , в «Мир Полдня». И вот человек пославший на казнь без пролития крови (сожжение на костре) многих и многих еретиков, колдунов и ведьм, видит счастливый мир, лишенный страха, верящий в человеческий разум. Так кто же он? Меч в руке божьей? Или орудие сатаны? Как служить Всевышнему? Еретиков и богохульников тьма-тьмущая размножилась. Теософский спор сам по себе интересен. «Не послал бог сына своего, чтобы судил он мир, а для того, чтобы мир был спасен им. Кто верит в него, не будет осужден. Но кто не верит, уже осужден тем, что не верит в имя единоутробного сына божьего», но «И тот тебе суд, что свет снизошел на мир; но люди больше возлюбили тьму нежели свет, ибо были злы дела их. Ибо каждый, кто зло чинит, ненавидит свет и не идет на свет, дабы не были видны дела его, кто же правду творит, приходит к мудрости, дабы были ведомы дела его, ибо с именем божьим содеяны». Ведь, как только инквизитор, с «чистыми руками», поймет, что все его деяния во имя бога были ошибкой, ему придется признаться, что он был не праведным судьей, а убийцей и мучителем невинных. И чтобы не признаться даже самому себе в этом, Мюнх пытается спасти хотя бы одну душу, той единственной, которую полюбил. Применяя свои знания и умения. Ведь написано: «В ничто обращу мудрость мудрых, а разум разумных отвергну! Ибо мудрость мира сего глупостью у бога почитается». Восьмой круг ада — место для Обманувших недоверившихся. Да — это не постмодернисткое средневековье Умберто Эко, не примитивная утопия Ефремова, не подростковый « Мир Полдня» Стругацких. Все по взрослому.

«- Человек — прах. Прах — тело его. Разве ты заботишься о душе человека?

- Да, — подняла она голову. — Да. Именно в этом моя задача.»

Прекрасный и страшный роман. Нет ада... Нет рая... Грустно, что спустя полвека мы ближе к эпохе инквизитора Модестуса Мюнха, чем к миру Кшиштофа Боруня.

Оценка: 10
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Повесть неожиданно зацепила. Не сюжетом или красочными описаниями, а самой постановкой вопроса — каким показался бы условный «рай» 2034 года инквизитору Модестусу Мюнху из XVI века? Достигли за 400 лет многого? Бесспорно, но ведь веру-то, веру в Господа растеряли? И о душах не заботятся более. С ужасом представил себе, попади упомянутый инквизитор в год 2016 от Рождества Христова. Интересно, как воспринял бы он нынешнюю Европу и нынешние «либеральные ценности», насаживаемые временами уже чуть ли не насильно? Сложно судить, как воспринималось и воспринимается это произведение людьми искренне верующими, ведь деятельность Инквизиции — тот ещё камень преткновения в спорах, но прошёлся по спорным моментам христианства и католичества Кшиштоф Борунь знатно... Не удивлён, что повесть двенадцать лет не издавали в католической Польше.

Рекомендовать могу всем поклонникам по-настоящему продуманной психологической фантастики. Очень впечатлён!

Оценка: 9
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

У каждой эпохи свои представления о хорошем и плохом, своя правда, в которой представитель этой эпохи убежден. Небольшой роман К.Боруня рассматривает очень серьезные философские вопросы о душе и боге, что есть рай и что есть ад в зависимости от интерпретации самим человеком. По-моему, произведение отчасти перекликается с «Парнем из преисподней» Стругацких. Необычная и действительно стоящая вещь.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Пролог (завязка).

Модестус Мюнх один из знаменитейших инквизиторов графства, коий не одного черта изгнал, и множество ведьм, еретиков и алхимиков на костер очищающий отправил — был вызван жителями некоего городка справится с неким дьявольским напастием. Бесстрашный отец Модестус рьяно берется за дело.

Читаеш пролог и смакуеш каждым предложением, какая атмосфера! какими старыми словами оперирует автор.Если вынести пролог как отдельное небольшое повествование безусловно он вошел бы в число самых любимых рассказов.

Далее вектор повествования резко меняется и мы видим отца прошедшего чистилище и заброшеного во времена «Нового упадка». Сумеет ли он в новом, чужом для себя мире найти царство божие? Что если Землю захватили силы Ада, хватит ли у него сил открыть глаза людям? — Спасти душу девушки которую он полюбил?

Книжка содержит немало интереснейших диалогов, споров. Например —

знал ли ты обычный читатель XXI века что раньше инквизиция пытала и сжигала людей от любви к ним ?

«Он подозрительно взглянул на нее.

— Так ты говоришь. А что ты думаешь? Ты же знаешь: все зло от дьявола. Человек слаб, немощно тело его. Душу надо спасать. Душу! Ты говоришь так, словно не знаешь… Ведь когда приходилось пытать, отправлять на костер… то… ведь… это только потому, что душа, душа… важнее! Только поэтому. Чтобы отобрать добычу у сатаны…

— И ты никогда не сочувствовал своим жертвам? Тебя не мучили угрызения совести?

— Как ты можешь? — он смотрел на нее со страхом. — Ты не понимаешь?! Ты думаешь, у меня нет сердца? Ты думаешь, я не страдал вместе с ними?! Но ведь… я же сказал! Ради спасения их души. Из любви к ним, а не из ненависти. Не было во мне ненависти. Я ненавидел только сатану. Только его!»

Хорошая книга, — о чем? о Боге, о вере, о фанатазме, о любви, о церкви, и многом-многом другом заставлявшая меня во время чтения не раз и не два отложить в сторонку покетбук и немного задуматся (за Аберкромби такого не замечал) спасибо просточитателю за дельную книгу — ибо боюсь что если бы не он я бы ее не прочитал никогда. Ложка дёгтя — много разговоров, мало действия.

P.S. — Предлагаю пользователя написавшего аннотацию на страничке произведения на Фантлабе сдать на пару часиков Модестусу Мюнху, как совершившего самый тяжкий грех литературного сайта —

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Спойлеризм!

8 из 10

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Мне даже жаль немного этого инквизитора,он всю жизнь считал, что творит богоугодные дела, и тут такой удар судьбы ниже пояса — можно сказать, почву из-под ног выбили, да это можно назвать духовным кризисом, крушением надежд и сложившихся представлений! Возникает вопрос: зачем насильно перемещать человека из века шестнадцатого в век двадцать первый? Существует такая теория, что боги — это пришельцы с других планет. Если следовать этой теории, то получается, бог переместил его затем, чтобы наказать, и показать, что отнюдь не богоугодными делами он занимается, и куда ведет дорожка, устланная благими намерениями? В ад... В «ад» бог его и поместил...

Оценка: 6
–  [  2  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Повествование идёт по нарастающей. Пролог, стилизованный под средневековую речь, прямо скажем, халтурен. Даже близко ничего общего со стилем хронистов там нет, это скорее стиль исторических фильмов. Дальше всё развивается ни шатко — ни валко, но затем автору будто кто-то придал разгон, и он выдал совершенно феноменальный диалог между римским папой и инквизитором. И после этого накал уже не снижался до самой развязки, выдержанной, как полагается, на высокой ноте.

Переклички с «Парнем из преисподней», о котором тут вспоминали, конечно, не случайны: Аркадий Стругацкий входил в редакционный совет «Библиотеки современной фантастики» и много чего оттуда почерпнул. Но почему никто не вспоминает «Трудно быть богом»? Ведь там Румата Эсторский как раз и размышляет над тем, как повёл бы себя Рэба, попади он на Землю. Вот Борунь и показал нам это. Показал, надо признать, весьма реалистично. Оставьте мечты о перевоспитании и исправлении, — как бы говорит нам автор: — Взрослого человека уже не изменить, слишком крепки в нём штампы сознания.

Мюнх — не примитивный мясник, у него своя мораль и свои принципы. Он — высокообразованный человек, логика его безупречна. Но это мораль и логика XVI века. Для человека коммунистического будущего Мюнх при всей своей идейности и начитанности — жуткий дикарь, сеющий вокруг страдания. При этом он не лишён гуманизма. Наоборот, он всё делает ради души человека и божьей любви. «Тело умертвляем — душу спасаем», — вот такой у него гуманизм, подкреплённый, как полагается, авторитетом отцов церкви. Мюнх не лицемер, он глубоко убеждён в своей правоте. Иначе говоря, фанатик.

Книга неожиданно актуальна. По ней выходит, что все политические споры бессмысленны — мы смотрим друг на друга через призму своего опыта и не можем выйти за его рамки, ибо это означало бы крушение нашего мировоззрения.

Книга, однако, и оптимистична. Хоть мы и не можем выйти за рамки своего опыта, но понятие ценности человеческой жизни растёт, а вместе с ним — и уважение к позиции другого. Вот только процесс этот долгий, и перескочить через ступеньки не удастся. Что нам и демонстрирует история инквизитора Мюнха.

P.S. Как специалист по истории социалистической Польши заверяю, что книгу издали так поздно не из-за позиции католической церкви, а из-за того, что в ней описано коммунистическое будущее с римским папой, что представлялось идеологам того времени нонсенсом. У нас на это закрыли глаза, потому что Ватикан казался этнографическим курьёзом, а вот в Польше католицизм был реальным противником, там копья ломались вовсю, поэтому цензоры и не пропустили книгу. Это, кстати, ещё один пример того, как по разному смотрят на мир люди с разным опытом. То, что в Польше расценивалось как пропаганда клерикализма, у нас казалось выпадом против костёла. Аналогичная история, между прочим, произошла и с фильмом Кавалеровича «Мать Иоанна от ангелов». :)

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Для того, чтобы понять на что способен человек, его надо поставить в стрессовую ситуация: перенести в будущее и поставить на грань гибели. И тогда он сможет убедиться есть бог или его нет... Или надо молить о спасении и бога и дьявола... Особенно если любишь...

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх