Игорь Баранько «Орда»
- Жанры/поджанры: Психоделика
- Общие характеристики: Религиозное (Ислам | Буддизм | Индуизм ) | Психологическое | С множеством интриг
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь )
- Время действия: Близкое будущее | 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Жизнь после смерти | Спецслужбы | Бессмертие | Вторжение «Чужих»
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
Содержание цикла:
|
||||
|
||||
|
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
DmitryKazimir, 18 января 2020 г.
Комикс под названием «Орда» украинского художника Игоря Баранько был издан в 2009 году. Там показан альтернативный мир, где советская власть победила. Чингисхан в лице Диктатора ищет свою могилу, чтобы обрести бессмертие. Особенность комикса в том, что в нем украинец изображает русских отвратительными недочеловеками, а Россию — азиатской империей зла.
Этот комикс имеет заметное сходство с романом Владимира Сорокина «Голубое сало», изданном в 1999 году. Сходство отмечается на уровне образов, персонажей и сюжета.
В «Голубом сале» изображен альтернативный мир в период существования СССР. Хотя в работе «Орда» действие происходит в альтернативном будущем, в комиксе показана советская власть. Место действия тоже имеет сходство: в романе русского писателя действие происходит в СССР (Якутия и Москва) и Германии, а в комиксе – в России, на Украине и в Чечне, соженной ядерной войной.
В «Голубом сале» действующие лица – азиаты, как и в «Орде». В «Голубом сале» у персонажей ярко выраженные монголоидные черты и русские имена. В «Орде» все персонажи-русские имеют ярко выраженную монголоидную внешность, а украинцы имеют славянскую внешность.
В сюжете обоих произведений имеют место эксперименты по клонированию людей. Эта линия в романе и в комиксе имеет сходство: в «Орде», как и «Голубом сале», спецслужбы клонируют великих людей. Однако тут есть и разница: если в «Голубом сале» это русские писатели (например, Толстой, Достоевский), то в «Орде» это ученые и политики всего мира (как Ньютон, Линкольн).
Цели эксперимента в каждом произведении различны. В «Голубом сале» это делается для получения волшебного средства – голубого сала, которое является вечным источником энергии и дает власть над пространством и временем. В «Орде» клонируют великих людей, чтобы они развивали советскую науку и помогли России овладеть миром.
Комикс «Орда» был опубликован на английском языке, однако в русском перевоту могилуде Пэта Макгрилла и Игоря Баранько стиль разговоров персонажей схож с тем, который используется в «Голубом сале».
В обоих произведениях создается образ России и противостоящего ей мира. В «Голубом сале» в качестве внешнего мира выступает фашистская Германия, а в «Орде» роль внешнего топоса выполняет Украина, которая находится в цивилизационном разломе между Россией и Европой. Европа в комиксе не показана, хотя столкновение с европейской культурой является одной из центральных тем комикса. Это отсутствие Европы в кадре и замещение ее Украиной реализует главную тему комикса – противостояние европейской Украины и азиатской России.
Символом угрозы уничтожения, которая нависла над европейской культурой со стороны России, является сцена, в которой Ньютону чеченец перерезает горло: восприятие европейской культуры в России неизбежно приобретает макабрические, гротескные черты, и даже такой противоестественный симбиоз не может выжить и уничтожается местным русским дикарем.
Решающую роль в судьбе России тем не менее играет Украина: именно здесь находится могила Чингис-хана в одном из его воплощений. Русский диктатор ищет эту могилу для обретения бессмертия и власти над миром. Русскому диктатору противодействует чеченец, который идет Небесную Чечню, и украинский патруль, который охраняет свою страну от внешних сил. Таким образом, именно Украина становится полем решающей битвы за власть над миром и именно Украина может помешать планам диктатора.
В «Голубом сале» Сталин создает альтернативную вселенную, воткнув шприц с голубым салом себе в глаз. После этого его мозг растет и поглощает старую вселенную. Таким образом, создается новая вселенная, где Сталин в прямом смысле слова лежит в основе настоящей реальности. В конце комикса «Орда» патриарх вкалывает карандаш в глаз диктатору, который не успевает получить бессмертие и умирает.
Итак, два произведения в разных жанрах реализуют одни и те же образы и сюжетные ходы. Центральная тема обоих произведений – бесчеловечная советская империя, которая захватывает мир. У обоих авторов эта империя предстает в виде азиатской дикой страны, которая враждебна европейской культуре и реализует жестокие восточные практики в служении восточным культам. В романе В. Сорокина советская империя перерождается во всю вселенную, время замыкается, и советский ужас поглощает мир. В «Орде» на пути советского строя становится Украина, которая служит ареной событий, предотвращающих русскую экспансию.
Разработка сорокинских образов и мотивов в комиксе «Орда» является элементом антирусской пропаганды и служит дегуманизации русских, что сработало против русских Украины в период войны Украины с Донбассом.