Самюэль Бьорк «Я путешествую одна»
- Жанры/поджанры: Детектив (Полицейский детектив ) | Триллер
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Европа (Северная Европа ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Для взрослых
В лесу в окрестностях Осло обнаружено тело шестилетней девочки. Она одета в кукольное платье, за спиной у нее школьный ранец, а на шее — лента с надписью «Я путешествую одна». Гениальная Миа Крюгер, обладающая уникальным чутьем следователя, ушла из полиции несколько лет назад и поселилась на безлюдном острове в норвежских фьордах, где предается мучительными воспоминаниями и мыслям о самоубийстве. Но когда бывший босс Холгер Мунк показывает ей фотографии с места преступления, Миа понимает: девочка в лесу — только первая жертва, так что вернуться и раскрыть это дело — ее долг. Но Миа Крюгер еще не знает, насколько глубоко она в действительности замешана в этой истории...
Входит в:
— цикл «Холгер Мунк и Миа Крюгер»
Номинации на премии:
номинант |
Премия Барри / Barry Award, 2017 // Лучший дебютный роман. (Норвегия) |
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Shab13, 11 апреля 2024 г.
Роман мне не понравился, и чтоб объяснить почему, придется спойлерить.
Осторожно, очень много спойлеров ниже.
Итак, гениальный детектив Миа Крюгер считает дни до своего самоубийства, живя вдали от людей. Почему гениальный детектив? Да кто ж ее знает, уродилась такой. Почему хочет самоубиться? Примерно то же объяснение. Миа просто хочет умереть, как раньше умерла ее сестра. Но в самый удачный момент к Мие приезжает ее бывший начальник Холгер Мунк, и говорит, мол, у нас тут кто-то убивает шестилетних девочек, и только ты сможешь в этом разобраться, потому что см. начало абзаца.
И действительно! Только одна Миа замечает мааааленькую черточку на ногте мертвой девочки, и опознает в ней римскую цифру 1. Вотэтоповорот!
Дальше начинается расследование, которое как расследование и идет, ничего особенного. Пока. Где-то здесь я начал ловить себя на том, что засыпаю через пару страниц. Роман очень сильно раздроблен на небольшие главки, постоянно меняется POV: то Миа, то Холгер, то новичок в команде Мунка программист Габриэль Мёрк, то мальчишка Тобиас (про него ниже), и т.д. Эти постоянные метания со временем начинают утомлять, особенно когда глава заканчивается на клиффхэнгере и читателя перекидывают к другим персонажам.
Роман словно старается сыграть на всех полях одновременно, но доводит до логичного, относительно, финала только основную сюжетную линию. Из второстепенных сюжетов, их в принципе три, все заканчиваются пшиком. Например сюжет журналистов из «Афтенпостен». Вкратце – на связь с журналистом Миккелем Волдом выходит убийца, которая дает эксклюзивную информацию. Чуть позже убийца снова звонит журналистам и предлагает выбрать кого из двух похищенных девочек спасти. Журналисты не могут выбрать одну, умирают обе и… Все. Потом нам просто говорят, что журналисты посоветовались с юристом и обратились в полицию.
Другой пример, история мальчика Тобиаса. Мальчишка со своим братом живут в весьма неблагополучной семье. Неподалеку от них, в лесу, поселилась секта. Тобиас знакомится с девочкой из секты и решает ее спасти. Потом в истории идет таймскип на 7 дней, откуда-то появляется очень социально-ответственная учительница, которая выясняет, что Тобиаса нет дома уже неделю, и родителей тоже дома нет уже неделю, а младший брат Тобиаса 7 дней выживает дома один. Потом Тобиас находится, и девочку спасает, и хэппи энд! А куда родители делись? Пофиг!
Историю с сектой я и вовсе считаю абсолютно лишней.
Дальше. Автор очень многословен, и особенно любит повторять одно и то же, но от лица разных персонажей. Про тайник в матрасе, слово в слово, мы слышим трижды. А постоянные пережевывания Мией своего желания самоубиться и призывы ее сестры – отдельный вид мучений.
Очень много отводится на долю случая. Мие, гениальному детективу, постоянно везет – либо услышит очень нужный диалог случайных людей, либо словит озарение. В очень удобных для сюжета местах следователи получают нужные им улики. Очень удобно, что в нужное время и в нужном месте проходят персонажи, созданные для одной главы. Ближе к финалу автору просто становится лень что-то выдумывать, и он прямым текстом заявляет:
Она понятия не имела, откуда пришла такая мысль, она просто возникла в голове.
А самый «гениальный» сюжетный поворот это просто нечто. Оказывается что с Мунком уже два года общается убийца, которая нашла его на, внимание!, сайте, где все общаются АНОНИМНО! АНОНИМНО, КАРЛ! И именно в нужный момент она послала ему сообщение, которое сам Мунк не раскусил, но раскусил очень вовремя взятый на работу прогер. И расшифровал его он очень вовремя.
Еще в романе есть очевиднейшая обманка. Когда впервые в жизни тебе попадается Александер Бонапарт Каст (Агата Кристи, «Убийства по алфавиту») – это прям вау! Когда пару раз встречаешь подобный ход, ну окей, пусть будет. Но когда чуть ли не каждый впихивает психа в историю, настолько очевидного подозреваемого, что это не срабатывает, это вызывает раздражение. Особенно, когда это делает автор бестселлера. Неужели ничего интереснее не придумалось?
Я взялся читать «Я путешествую одна», потому что пока живу в Норвегии, а серия про Харри Холе уже давно прочитана. Было интересно сравнить книгу и реальность. Но книга оказалась совершенно неинтересной, набитой под завязку банальными штампами и повторами. Если бы не аудиоверсия в исполнении Игоря Князева, так и дочитать бы не сумел.
RebeccaPopova, 3 марта 2023 г.
Название романа обладает магнетической притягательностью — разом представляешь себе этакое роуд-муви с загадочной девушкой за рулем в главной роли. Возможно, это мошенница, спонтанно ограбившая собственную фирму, как в фильме Гаса Ван Сента «Психо» (1998), или же озабоченная своими проблемами мадам из романа Жапризо «Дама в очках и с ружьем в автомобиле»...
Но нет: это оказался очередной полицейский детектив все с теми же традиционными несчастными похищенными девочками в качестве жертв, с помощью которых не вполне нормальный садист намеревается сказать что-то окружающему миру.
Или же— гм, это выглядит невероятным, но тем не менее этот сюжетный троп сделался весьма распространен в современных детективных романах: с помощью своей леденящей душу чудовищной инсталляции преступник намеревается донести некий месседж до почему-то вдруг сделавшегося для него очень важным следователя.
В романе маленькие главы с огромным количеством сюжетных линий. То есть, к примеру, всякий раз создается отдельная глава для описания того, как было обнаружено каждое новое преступление с детализацией того, что нашедший ел в тот день на завтрак, каким взглядом посмотрела на него жена, какое у него было настроение и в какие моменты и что он думал в тот день по поводу следованию ЗОЖ.
Если обычно в детективах происходит стандартное перемещение между офисом следаков и потоком сознания злоумышленника, то в этой книге задействована еще и журналистская редакция, и христианская коммуна, и еще куча других локаций…
А еще некоторые рецензенты любят вволю позлорадствовать насчет некомпетентности действий полиции и поудивляться, что в одних вопросах следаки весьма дотошны, в то время как в других — наивны, словно малые дети. Так вот, в этом романе подобных несоответствий тоже предостаточно.
Но в целом написано достаточно так душевно и прочувствованно... Особенно трогательно получились линии детей...
Вообще все в романе подчинено некому замыслу автора и написано именно так, как он видит и как ему захотелось, а не «из- под палки» и не «чтобы было, потому что так полагается писать», и это вызывает безусловное уважение.
Old_Gonsalez, 18 июля 2021 г.
Затягивающий, неторопливый триллер.
Во время прочтения первой истории о детективах Холгере Мунке и Мии Крюгер, создается впечатление, что книга — это туманное поле. И автор поочередно приподнимает туманную завесу то с одной, то с другой стороны, причем, зачастую, эта завеса снова затягивается, когда читателю открываются новые факты.
Манера романа медитативная, медленно погружающая в сюжет из которого выбраться становится не так-то просто — книга весьма интригует.
Особенно понравились негероические, усталые полицейские, которые не спят сутками, бросив все свои дела ловят изобретательного и изощренного маньяка, который, словно всегда на шаг впереди расследования.
В общем, атмосферно, загадочно и просто интересно.
Wolf94, 11 января 2021 г.
Я не пью кофе, не пью алкоголь. Черт с ним, могу я хотя бы выкурить сигарету?
Как давний поклонник детективного жанра, пройти мимо скандинавского детектива — не могла. Самюэль Бьорк перекочевал в список «хочу прочитать» с момента анонса книги, но добралась только сейчас, и то, после того, как где-то прочитала, что будет экранизация. Что же, теперь понятно из-за чего весь шум.
Я путешествую одна — неторопливый, слишком многословный, но слишком серый детектив. Это как многочасовой фильм, где вас пытаются поразить масштабом и драмой, а вы считаете минуты, когда все закончится. Я умудрилась растянуть аудиокнигу на два месяца! Под конец психанула и некоторые главы опустила, не теряя нить сюжета.
В лесу в окрестностях Осло обнаружено тело шестилетней девочки. Она одета в кукольное платье, за спиной у нее школьный ранец, а на шее — лента с надписью «Я путешествую одна». Потом знакомимся с «гениальным» копом — Мия Крюгер, временно находящийся в отпуске и поглощающая литрами алкоголь и таблетки. Да, чуть не забыла, бабень считает дни, когда совершит самоубийство. Заманчиво, правда?
Короче, драма, тупое и бестолковое оправдание плана самоубийства, — доводили меня до ручки! Расследование текло само собой, плюс добавили ненавистную тему сектанства. Ныла, выла, материла... Под конец детектива я на столько устала, что отложила серию до лучшего момента.
Обидно, когда интересная задумка оборачивается банальщиной. Не знаю, как будет смотреться на экране, лишь надеюсь, что на личную драму Мии, не сильно заострят внимание.
detective.book, 4 ноября 2021 г.
Скандинавский детективный цикл про Мию Крюгер и Холгера Мунка. На дереве находят повешанную шестилетнюю девочку с лентой «Я путешествую одна». Вскоре оказывается, что это только начало череды смертей. Когда знакомишься с большим количеством серий, то начинаешь анализировать чем они отличаются друг от друга. Особенно контрастно цикл выглядет на фоне недавно прочитанного Ларса Кеплера. Если в серии о финском инспектор в первых трё частях упор делался на преступление, то в норвежском цикле главную роль в сюжете играют герои. Здесь много персонажей, но даже второстепенным уделено достаточно внимания. Главная героиня Мия Крюгер — талантлиыый и популярный следователь с внешностью индианки, находящийся в депрессии. Её сестра погибла в результате передозировки героина. Холегр Мунк — вечно курящий грузный глава отдедения полиции, испытывающий отеческую заботу к Мии. В начале событий первой части у героев уже есть обширный бэкграунд, который постепенно расскрывается. Но если персонажи прописаны хорошо, то вот к преступлениям есть вопросы. Во-первых слишком не логичным оно кажутся. Умственные заключения героев выглядят тычком пальцем в небо. За линией с сектой наблюдать даже интересней чем за основномым расследованием. Там есть интересные повороты. А вот главный злодей совсем не запоминается, его мотивация плохо прописана. Я соскучился по продуманным преступлениям, как в книгах Карризи. Здесь весь упор сделан на героях, а интригующая завязка с лентой «Я путешествую одна», объясняется максимально топорно. Надеюсь в следующей части Бьорку удастся создать интересное преступление.
Instagram: @detective.book
lastVictim, 21 февраля 2017 г.
Книга неплохая, но Миа жутко раздраджала своим нытьем о погибшей сестре. И своими пастилками. У нее постоянно эти пастилки... «Миа сунула руку в карман и нащупала пастилку», «Достала пастилку», «Сунула в рот пастилку». Реклама пастилок?
Конец скомкан. Но читать можно и интересно.
Это первая книга. Вторая книга — «Сова».
nadir, 14 августа 2015 г.
После прочтения я сильно затрудняюсь поставить оценку роману. Вроде роман выделяется на фоне множества других современных детективов, но и не преподносит нам захватывающую историю. Выделяется именно проработанными персонажами, которые встают перед нашими глазами живыми. Сам роман разворачивается перед нами чередой параллельно происходящих событий. Почти всё расследование дела ведётся на основе