Клиффорд Саймак «Заповедник гоблинов»
- Жанры/поджанры: Фэнтези (Научное фэнтези )
- Общие характеристики: Приключенческое | Юмористическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: Далёкое будущее
- Сюжетные ходы: Артефакты
- Линейность сюжета: Линейный
- Возраст читателя: Любой
Действие романа происходит в отдалённом будущем, когда человечество совершило немало важнейших открытий. В частности, межпланетные путешествия стали уже едва ли не обыденностью, да и машину времени удалось создать. Питер Максвелл, профессор кафедры сверхъестественных явлений, в результате сбоя транспортной системы во время путешествия оказывается на таинственной Хрустальной планете, хранилище таких знаний, которые люди и вообразить-то не в состоянии. Вскоре он понимает, что хозяева этой планеты предлагают ему (и человечеству) все эти знания, хотя и не просто так, а в обмен на таинственный Артефакт, добытый одной из экспедиций Института времени где-то в юрском периоде. Дело осложняется тем, что Артефакт желают выкупить колёсники — странная чужая раса, живущая за пределами известного людям космоса. Вскоре становится ясно, что тут не обойтись без помощи «маленького народца» — гоблинов, троллей, фей, живших на Земле ещё до появления человечества... а ныне обитающих в резервации, которая и носит название «Заповедник гоблинов».
Впервые на русском: журнал «Смена» №№ 18-24, 1971 г., перевод И. Гуровой, рис. Г. Новожилова.
Входит в:
— журнал «Galaxy Science Fiction, April 1968», 1968 г.
— журнал «Galaxy Science Fiction, June 1968», 1968 г.
— журнал «Смена № 18, 1971», 1971 г.
— журнал «Смена № 19, 1971», 1971 г.
— журнал «Смена № 20, 1971», 1971 г.
— журнал «Смена № 21, 1971», 1971 г.
— журнал «Смена № 22, 1971», 1971 г.
— журнал «Смена № 23, 1971», 1971 г.
— журнал «Смена № 24, 1971», 1971 г.
— антологию «Заповедник гоблинов», 1991 г.
— антологию «Звездные короли», 1991 г.
— антологию «Мир, которого не может быть», 1991 г.
— антологию «Анаконда», 1993 г.
— «Модель для сборки», 1995 г.
— антологию «Заповедник гоблинов и другие фантастические истории в рисунках Геннадия Новожилова», 2020 г.
Номинации на премии:
номинант |
Хьюго / Hugo Award, 1969 // Роман |
Экранизации:
— «Заповедник гоблинов» 1993, Россия, реж. Валерий Обгорелов
— «Октябрьский эль» 2023, Россия, реж. Алексей Евдокимов
Периодика:
Самиздат и фэнзины:
Аудиокниги:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
Aryan, 25 декабря 2012 г.
Это не отзыв. И не рецензия. И не критический (упаси боже!) разбор литературного произведения — жуть, как серьезно звучит. Это сумбурное и скомканное признание в любви. Роману, который прочитался в пару глотков, как горячий чай с медом и ромом в холодный вечер. Лет, наверное, тридцать тому назад. И который с тех пор служит домом, прибежищем и добрым другом в минуту, когда ничего и никого читать не хочется. Когда от модной или очень умной книги просто захочется повеситься — идешь и берешь с полки Заповедник. С его пунцовой бархатной осенью в университетском городке, банками прозрачного неандертальского самогона под рукой, забывчивым Призраком, дружелюбным саблезубым тигренком (с очень шершавым языком), Шекспиром , которому не помешал бы хороший дантист, био-элем, приготовленным по новейшим природным технологиям (включая жучков и паучков), древними драконами, баньши и нуль-транспортировкой. Только Саймак мог смешать все это «в одном флаконе», добавить туда немного детектива, миллионолетнюю классовую ненависть — и получить на выходе одну из самых добрых, умных и уютных книг ХХ века.
Через пару миллиардов лет, когда некто предприимчивый будет продавать библиотеку знаний и сокровищ нашей вселенной, где-то там на одной из «полок» будет стоять тоненькая книжка под названием «Заповедник гоблинов» :)
grozin, 21 декабря 2023 г.
По-моему, это лучшая книга Саймака. Почему-то некоторые относят его к фэнтези или к чему-то пограничному между научной фантастикой и фэнтези. По-моему, это в чистом виде мягкая (она же гуманитарная) научная фантастика. Гоблины, тролли, баньши, феи, живущие в Заповеднике — это не часть фэнтезийного мира, созданного автором. Их существование объясняется сюжетно. Это последние остатки тех, кто в незапамятные времена осуществлял неудавшийся проект колонизации Земли Старой планетой. Баньши были инженерами связи, остальные рабочими. Этих представителей почти вымерших рас собрали в Заповеднике. (По ассоциации вспоминается «Заповедник сказок» Булычёва. Там сказочные персонажи, живущие в Заповеднике, тоже объяснены сюжетно — это последние остатки когда-то многочисленных рас, живших в последнем межледниковом периоде. Разумеется, Булычёв читал Саймака.)
В этой книге Саймака, как и во многих других, чувствуется глубочайшее уважение, которое он питает к университетам и вообще к образованию. Хотя ректор университета и может быть никчёмным бюрократом. Может быть, это как-то связано с тем, что Саймак учился в университете, но не окончил его.
Забавно — я однажды держал в руках и внимательно пролистывал сокращённый пересказ «Заповедника гоблинов» для младших школьноков. На самом деле выброшено там немного по объёму — самогон Алле-Опа и несколько пьянок. И даже в таком урезанном виде книга остаётся очаровательной.
Очень добрая и человечная книга (как и многие у Саймака). Я её регулярно перечитываю, хотя и помню почти наизусть. Просто для удовольствия снова погрузиться в её тёплую, уютную атмосферу.
Gennadydobr, 5 мая 2021 г.
Для меня Заповедник — идеальный роман.
Он умный, щедрый и весёлый.
И добрый.
Умный — по логической непротиворечивости описанной вселенной.
Щедрый — по обилию вкусных идей, фантдопов.
Весёлый — по множеству смешных ситуаций и постоянно угадываемой авторской улыбки.
Добрый — потому что автор верит в доброту разумных и не стесняется своей веры.
Недостатки романа — продолжение его достоинств.
Чтобы по настоящему понять и полюбить роман, необходимо созвучать с каждым из его компонентов.
Что очевидным образом ограничивает количество его поклонников.
Я — из таких.
Нескорений, 14 февраля 2022 г.
Спорить о том, что лучше — фэнтези или фантастика — можно так же долго и с тем же результатом, что и о том, кто кого заборет — слон или кит. К. Саймак ввязываться в этот глупый спор не стал, а просто написал свой «Заповедник гоблинов» — роман, в котором органично соединились все преимущества упомянутых литературных жанров. Этот симбиоз выглядит очень естественно и органично, единственное сожаление, которое может вызвать это произведение — слишком малый объем, ведь на данном фундаменте можно было возвести целую литературную эпопею. Здесь и путешествия во времени, и передатчик материи, и цивилизация носителей Сверхразума, и загадочный древний артефакт, и целый выводок сказочных созданий — от троллей и гоблинов до самого настоящего дракона. Кроме того, роман отличает легкость подачи материала, авторская ирония и мягкий ненавязчивый юмор, что позволяет рекомендовать эту книгу читателям всех возрастных категорий, с разными предпочтениями.
Действие романа разворачивается в далёком будущем на Земле, когда человечество уже исследовало значительную часть Вселенной, установило контакт с представителями множества разумных рас, проникло в тайны времени, решило проблему дальних странствий, изобретя передатчик материи, а также в прямом смысле сделало сказку былью, отыскав сказочных созданий — фей, троллей и гоблинов, представители которых живут бок о бок с человеком в этом невероятном мире будущего. Главный герой романа — профессор факультета сверхъестественных явлений Пит Максвелл, отправившийся в поисках дракона в систему Енотовой шкуры, но вместо этого побывавший на загадочной планете, населенной представителями мудрой сверхрасы, чье происхождение уходит в глубины миллиардов лет, задолго до того, как возникла наша Вселенная. По возвращению в родной висконсинский институт Пит с удивлением узнает, что признан на Земле умершим, т.к. чуть ранее из путешествия вернулся его двойник, погибший в результате несчастного случая. Это происшествие обещает профессору массу сложностей юридического характера.
Довольно быстро мы знакомимся с приятелями Питера, масса интересных персонажей, прописанных в романе с юмором и любовью. Здесь есть и настоящий неандерталец, привезенный из каменного века Институтом времени, который поселился в мире будущего, стал учёным, но до сих пор не избавился от многих своих первобытных привычек, и биомеханический тигрёнок Сильвестр, питающий безусловную любовь к главному герою с их первой встречи, и даже таинственный Дух, настоящий призрак, который сам не знает, чей он собственно дух. Перед нами яркий выдуманный мир, порой переливающийся оттенками иронии и гротеска, но ни на мгновение не теряющий своей цельности и достоверности. Автору достаточно намечать его отдельные аспекты, буквально кончиком пера, и все они моментально сливаются в единую эклектичную, но при этом нисколько не противоречивую картину. В этом, на мой взгляд, проявляется подлинное искусство настоящего мастера.
«Любая достаточно развитая технология неотличима от магии» — гласит третий закон Артура Кларка. По этой причине танцующие феи и тролли, живущие под мостом и способные наложить страшное проклятие на фирменный октябрьский эль гоблинов, не выглядят здесь пятым колесом, а занимают свою законную нишу в пёстром полотне фантастической вселенной автора. Действительно, если принять за факт бесконечность Вселенной и потенциальное разнообразие форм жизни в ней, то почему нельзя поверить в существование лепреконов, снежного человека или морского змея? Всё что способно родиться в воображении человека вполне может существовать где-то там... или здесь, нужно только держать глаза широко открытыми, в этом я полностью согласен с автором. Магические «технологии» тех же троллей гораздо более совершенны, нежели научные достижения человечества, ведь троллям не нужны «костыли» в виде бездушных механизмов, которым так привержены люди.
Кроме всего прочего само чтение романа представляет собой приятный квест, ведь здесь масса отсылок к известным произведениям фэнтези и фантастики. Таинственный древний артефакт, который стремятся заполучить соперники человечества — раса «колёсников» — до степени смешения похож на черный обелиск из «Космической одиссеи» А. Кларка. Мир Готики-IV, населенный ведьмами и колдунами — вероятно реверанс в сторону «Колдовского мира» А. Нортон, мрачные образы полотен вымышленного живописца из прошлого А. Ламберта воскрешают в памяти «Натуру Пикмена» Г.Ф. Лавкрафта, а неандерталец Алле-Оп вполне мог быть азимовским «Уродливым мальчуганом», необъяснимая привязанность тигрёнка Сильвестра к Питу Максвеллу — безусловно мостик к хайнлайновской «Двери в лето», ну и наконец Институт времени — организация очень напоминающая «Вечность» из «Конца Вечности», вышедшей из-под пера самого К. Саймака, т.о. круг замкнулся...
«Заповедник гоблинов» — представитель того редкого и столь желанного для каждого читателя рода произведений, которые хочется читать как можно медленнее, и как можно дольше оттягивать неизбежный момент попадания на последнюю страницу, когда против воли приходится прощаться с полюбившимися героями, и таким интересным и уютным миром, созданным фантазией доброго волшебника по имени К. Саймак. Этот роман действительно из тех, к которым хочется вернуться спустя время, пусть даже не для открытия новых смыслов и не в поиске нового прочтения, а для погружения в знакомую и приятную атмосферу — атмосферу светлой грусти, которую способна создать только яркая, багряно-золотая осень в лесу, где вечно живет неувядающая фантазия, заставляющая нас мечтать, стремиться к дальним горизонтам, заглядывать за край, искать всё новое, интересное, неведомое, именно то, ради чего стоит жить на Земле, в нашей Галактике, в этой Вселенной...
SeverianX, 21 сентября 2023 г.
«Заповедник гоблинов» – удивительная книга. В ней мы видим гармоничный сплав научной фантастики и фэнтези. Роман можно поставить в один ряд с творчеством таких мастодонтов жанра, как Рэй Брэдбери и Роберт Хайнлайн. Это веселая добрая сказка, которую можно читать и перечитывать в любом возрасте. Она поэтична, иронична, с лёгким и понятным юмором. Книга цепляет читателя своим миром, а не реками крови и хитроумными интригами, как большинство современных представителей жанра.
Стоит отметить, что в нашей стране она снискала больший почет, чем у себя на Родине, и этому есть разумное объяснение. Шестидесятые годы в Америке были поколением битников и хиппи, которые нуждались в литературе другого толка. В это же время в СССР витали совершенно иные настроения. Молодежь с оптимизмом смотрела в будущее, зачитывалась произведениями Стругацких и Ефремова. Таким образом добрая сказка о торжестве науки и разума попала в крайне благодатную почву. До сих пор «Заповедник гоблинов» очень любят наши соотечественники и считают самым выдающимся произведением автора.
Немного о сюжете. Главный герой, Питер Максвелл, отправляется в командировку на далекую планету, чтобы проверить слухи о появлении там дракона. Однако в процессе перемещения что-то идёт не так, и наш герой попадает на загадочную Хрустальную планету, где встречает представителей древнейшей расы, владеющей всеми знаниями о Вселенной. Вернувшись на Землю, он узнает, что у него появился двойник, на данный момент уже погибший в автокатастрофе. Официально Питер Максвелл мертв, и теперь ему предстоит доказать, что он – все-таки он. При этом на его плечи ложится непростая миссия поспособствовать сделке между землянами и жителями Хрустальной планеты. Ставки в этом деле чрезвычайно высоки. Питер Максвелл – профессор факультета сверхъестественных явлений Висконсинского университета, и по службе очень часто общается с необычными представителями этого мира. Возможно, поэтому именно его и выбрали для своего задания обитатели Хрустальной планеты.
Почему же роман одновременно относится и к фэнтези и к научной фантастике? В мире далёкого будущего человечество обнаружило, что на протяжении всей истории рядом с людьми проживали представители «маленького народца»: гоблины, тролли, русалки и многие другие. Магия и существование фэнтезийных существ здесь объясняются с научной точки зрения. Для людей будущего подобное стало обыденным и привычным. Помимо этого, в мире существуют машины времени. Например, учёные смогли перенести из прошлого Уильяма Шекспира, и тот теперь читает научные лекции о своем творчестве для студентов. Биология и генетика также не стояли на месте. Люди научились создавать очень натуралистичных биороботов. Чего только стоит саблезубый тигр Сильвестр, который мало кого из читателей оставит равнодушным. Есть здесь и представители инопланетных рас. Самой интересной, на мой взгляд, является цивилизация Колёсников, играющая роль своеобразного антагониста. Даже друзья у Максвелла необычные: неандерталец с учёной степенью Але-Оп и вечно грустный призрак Дух. По итогу получается очень интересное смешение различных идей, которые при этом гармонично сочетаются, дополняют друг друга, а не сливаются в безвкусный винегрет.
Что мне понравилось в романе в первую очередь, так это описание людей будущего. Человечество перестало быть вселенским агрессором. Все пороки уходят на второй план, и бурно расцветают добрососедские отношения. Люди учатся многому у «маленького народа», тем самым становясь лучшей версией себя. К сожалению, история человечества предсказывает нам совершенно другой сценарий: очень часто наши предки загоняли всех непохожих на себя в резервации или бездумно эксплуатировали. В свете этого ещё ценнее оказывается то светлое будущее, которое рисует нам Клиффорд Саймак.
Не стоит думать, что «Заповедник гоблинов» – роман лишь о глобальных размышлениях о судьбах человечества. Нет, это уютная история, в которой есть место для любви и простых человеческих чувств. Приятно читать о том, как наши герои отдыхают в ресторане или просто беседуют за жизнь у камина. Не обошлось и без высмеивания бюрократии, такой типичной для нашего современного общества.
Итог: «Заповедник гоблинов» – замечательная книга, которую я рекомендую к прочтению всем без исключения. Клиффорд Саймак с оптимизмом смотрит в будущее и через свой роман делится этим оптимизмом с нами.
Юрковский, 29 августа 2020 г.
Заповедник Гоблинов бесспорно является вершиной мастерства Саймака, в очередной раз доказывающий его место среди лучших писателей НФ 20 века.
Всего на 160 страницах ему удалось смешать малосовместимые ингредиенты в виде инопланетян, космических путешествий, детектива о вселенском заговоре, гоблинов, драконов и путешествий во времени. Вместо ожидаемой белиберды получилась великолепная история о дружбе между людьми, животными, фольклорными существами и даже инопланетянами, чего менее талантливым писателям не удалось бы и достичь и в формате трёхтомника.
Книга буквально пропитана гуманностью, тонкой иронией и душевной атмосферой жизни безумно уютного университетского городка одной тихой осенью, что позволяет наслаждаться приключениями крайне колоритных персонажей снова и снова. Взять хоть Опа — неандертальца, чудом попавшего в будущее, где он весьма неплохо адаптировался, оставив при этом некоторые довольно забавные привычки, или О'Тула, ворчливого гоблина который прожил бессметное количество лет на этой земле, прячась от людского глаза, а теперь просто хочет в спокойствии варить свой знаменитый эль, в чем ему мешают надоедливые соседи по заповеднику — тролли. Еще вы познакомитесь с тигром Сильвестром, который не может устоять перед бифштексами и узнаете настоящую судьбу Уильяма Шекспира.
Также стоит отметить великолепный язык, которым написана книга. Нельзя не отдать дань уважения Гуровой за работу, которую можно ставить в пример другим переводчикам. Книга читается легко, диалоги умны и заставляют невольно улыбаться. Сюжет не отпускает ни на минуту, лишь изредка отвлекаясь на лиричные отступления. Саймак не ударяется в чрезмерное описание окружения, чем грешат другие мастистые писатели вроде Брэдбери и Толкиена, но зато делает это всегда к месту и крайне поэтично, только взгляните:
Не могу не отметить что по атмосфере рассказ немало напоминает отечественный шедевр Понедельник Начинается В Субботу.
Однозначно книга, которую стоит иметь в личной библиотеке и перечитывать когда на улице приходит сезон опадающих листьев.
Стронций 88, 11 мая 2022 г.
«Возможно, подумал он, это произошло потому, что там, где множество самых разных рас должны жить в мире и согласии друг с другом, и «нетерпимость» и «терпимость» одинаково стали грязными ругательствами» – как, однако, неожиданно это стало актуальным.
Ну, вот и я растаскиваю роман на цитаты… А ведь он понравился мне чуть меньше остальных. Завышенные ожидания сказались? Ведь «Заповедник гоблинов» – одна из визитных карточек любимого мной Саймака, и многим этот роман очень нравится, да и есть отчего. Не знаю, был ли первым Саймак автором, слившим воедино пришельцев, полёты в космос, машину времени и «маленький народец» – гоблинов, троллей и прочих – но во впечатлениях он всё равно останется первым, заварившим такую любопытную кашу. Правда – и тут я немного разочаровался – мир-то оказался хоть и милым, но довольно поверхностным. Земля как научный центр галактики оказалась настолько не научной, что те же обитатели Заповедника гоблинов остались совсем не изучены (а ведь этим кто-то же занимался!) и герой, выпив по кружке с одним из его обитателей, выведывает больше чем все учёные. И это касается не только гоблинов и троллей, там ведь ещё и магия существует, а люди вместо того, чтобы исследовать её законы, ищут драконов (да, это намёк на героя, который, насколько я помню, должен был заниматься именно этим). Ощущение, что все эти институты – не более чем декорация, пригодная лишь для содержания экспонатов…
И колёсники. Было немного странно, что они вызывают такое отторжение у землян, тут же ведь мелькают создания и более непривычные – чем рой насекомых неприятнее говорящего краба (вспомните цитату, что я привёл в начале)?
История процентов на 60 состоит из уютных дружеских попоек с разговорами (настолько уютных, что глаз они не режут) и замечательных описаний природы, но есть и моменты столкновений, действий – и, главное, череды открытий, довольно неожиданных и любопытных; для меня лично именно они и создавали основную динамику, основной интерес.
Ну и концовка, конечно, истинно саймаковская.
CHRONOMASTER, 12 августа 2019 г.
Несколько лет назад у меня появилось желание перечитать данный роман. А именно когда Заповедник гоблинов попал в лист Книга на все времена на Фантлабе, а я не мог вспомнить ничего про этот роман, кроме того, что в детстве он мне понравился, но ни сюжет, ни идею, ни каких-то важным моментов, я как не силился, вспомнить не мог.
И вот, в этом году, спустя 20 лет после первого прочтения я решил освежить его у себя в голове.
К сожалению после повторного прочтения я покушусь на святыню, но он скорее вызвал большее разочарование, чем удовольствие. И дело не только в том, что сейчас так больше не пишут. За последние несколько лет я перечитывал или читал впервые многие романы классиков тех времен, того же Хайнлайна, Кларка, Азимова, Бестера, Уэиндема как и другие романы Саймака и я впервые столкнулся с тем, что произведение вообще не пытается быть логичным хоть чуть-чуть. Всё как-то уж очень по детски, прям для возраста не старше 12-ти наверное (в этом возрасте я впервые прочитал). Очень глупые диалоги, очень глупый мир будущего, очень глупые герои, которые не думают вообще и не осознают важность и масштабность происходящего, а просто импульсивно действуют. Например:
Возможно это была задумка автора, возможно стоит списать всё это на год написания, что тогда писали так и никак иначе. Но я в это не верю, я беру Пересадочную станцию и вижу совсем другое произведение, да, не лишенное недостатков, но взрослое произведение. А это какая-то шутка, не очень удачная на мой вкус. Концовка не дала тех ответов или того эффекта, который бы перечеркнул все недостатки произведения. Чистое развлекалово, которое очень устарело и потеряло актуальность.
Конечно, отрицательную оценку я ставить не буду, наверное, в первую очередь из-за ностальгии по детству, когда этот роман зашёл на ура, и из-за таланта автора, который написал роман как минимум захватывающе и интересно. Но рекомендовать мог бы его только детям, да и то рождённым до 2000-х годов (конечно в прошлое не вернёшься), потому что мне кажется современным детям оно ну никак не зайдёт.
И что самое главное, я никак не могу поставить этот роман на полочку книг на все времена, на мой взгляд время этого произведения давно ушло, и я уж точно больше не возьмусь его перечитывать ни через 10, ни через 20, ни через 30 лет, надо обязательно себе сделать пометочку об этом (собственно для этого я и пишу этот отзыв).
mandozzz, 21 марта 2018 г.
Не в первый раз после прочтения книги я остаюсь в легком недоумении: что же находят люди в этом тексте?
Простая сказка, к фантастике никакого отношения не имеет.
Юмор? Ни разу за всю книгу не удалось даже улыбнуться.
Может быть интересный сюжет, живые персонажи? Ну, может быть чуть-чуть. Микроскопические количества.
Нравственный посыл? Самое слабое место книги, которое меня возмутило настолько, что я все-таки решил оставить отзыв. Смотри сами, люди: всю книгу главный герой рассуждает о том, как плохо быть ксенофобом, как неправильно судить по внешности. И что же потом? Потом автор нам показывает настоящую травлю Колесника МиЛеНьКиМ ТиГрЕнОчКоМ)), подробно расписывает какие все-таки мерзкие эти уродливые колесники, наверняка они ужасные создания и вообще, нам виднее что делать и как поступать. При этом, эти существа ничего плохого-то за всю книгу и не сделали. Очень неприятно было подобное двуличие наблюдать, это убило во мне все доброжелательное отношение к данному роману и автору.
Кстати, при прочтении книги мне все вспоминалось всем известное НИИ ЧАВО. Я даже подумалось, что пусть книга мне и не нравится, но наверняка Стругацкие ей вдохновлялись, а значит это кому-то нужно. Заглянул в википедию. «Понедельник..» — 1965г., «Заповедник» — 1968. Вот и не верь Лему, который пренебрежительно об американской фантастике того времени отзывался.
Мах Асаматман, 22 сентября 2024 г.
Негодую.
Если первое знакомство с автором в виде «Пересадочной станции» прошло более, чем успешно, то второй шаг вышел каким-то хромым.
Здесь отсутствует большая часть того, что мне лично нравилась в «Станции» — да, некоторая неторопливость осталась, но и только! Масштабы, темп, события, охватывающие все и вся, великое множество самых разных персонажей. Каша какая-то, честно. Собрать на двухстах страницах космические перелеты, двойников, путешествия во времени, фей-гоблинов-троллей, неандертальца, разнообразных пришельцев, загадочный Артефакт, киберсаблезубого тигра, Духа, баньши, инопланетных призраков с невероятной планеты и черт знает что еще органично, и не потерять при этом логики, стиля и смысла произведения в целом, как мне кажется невозможно в принципе. Вот и Саймаку не удалось. Допускаю, что те, кто познакомился с «Заповедником» в более юном возрасте, находят в ней некую ностальгическую прелесссть, как и я сам в иных незамысловатых вещицах. Однако глядя вот так, со стороны — честно, куча всего и вся.
А более всего не понравилась авторская точка зрения по ряду вопросов, особенно после вышеупомянутой «Станции». Налицо целая охапка ксенофобии и шовинизма — настолько откровенное презрение к колесникам в первую очередь, крайне субъективное отношение к троллям — во вторую. Вон те ребята — плохие. Почему? Ну я даже отсюда ощущаю, что они поганцы. Аргумент, конечно, тот еще.
Плюс общая идея. Да, кое-какие хвосты даже удалось распутать — например стало понятно, откуда и зачем вся эта нечисть на страницах, и как она вообще вписывается в условно фантастическое произведение. Но какого-то явного посыла «Заповедник» лишен. Либо я его не разглядел, не знаю.
В общем, ожидал большего.
_fEnIkS_, 29 октября 2024 г.
Казалось бы, что общего у Шекспира и дракона? Оказывается, и тот и другой могут встретиться в «Заповеднике Гоблинов». И не только они успевают засветиться на трехстах страницах романа: пакостные тролли, мистические баньши, странные «колесники» — да, да, передвигающиеся на колесах, и множество других рас и существ, хотя многие всем наверняка будут знакомы и уже успели порядком надоесть, но это не портит впечатления от насыщенной фантазии автора. Это еще не говоря про то, что он успел добавить сюда прыжки во времени, телепортацию и многие другие классические элементы фантастики — одно буквально через пару страниц уже сменяет другое, и вроде бы вполне логично ложится на ход повествования. А если вам нравится «Цвет волшебства» Терри Пратчетта, то этот роман точно стоит прочитать: приятный, уместный юмор и некоторые персонажи весьма странного происхождения здесь очень напоминают аналогичные образы и иронию из Плоского мира.
До этого у Саймака я читал «Почти как люди», и в нем все было завязано на покупке инопланетянами собственности. Возможно, совпадение, а может — у автора была любовь к подобным сюжетным ходам, но здесь есть множество перекликающихся и схожих черт, только вот действие происходит в более фэнтезийном мире чем там. Здесь также в отличие от «Почти как люди» небольшой объем романа, и это кажется плюсом — нет скучных глав, которые хочется быстрее перелистнуть. Читать книгу в октябре — сплошное удовольствие, в романе все действие происходит осенью, на лесную красоту которой главный герой часто любит обращать внимание. А если вы еще не пробовали вкус октябрьского эля, то сюда обязательно стоит заглянуть — кто же знает его рецепт лучше, чем гоблины из заповедника?
Carex, 10 мая 2014 г.
Думаю, что мой отзыв окажется непопулярным и уйдет далеко в минус.
Я, видимо, один из немногих, кому это роман не понравился. Возможно дело в личном вкусе.
Итак что конкретно мне не понравилось.
1. Синтез фэнтези и научной фантастики. Лично мое мнение, что их нельзя смешивать. Слишком не похожи эти жанры. Внутри одного произведения эти жанры уничтожают друг друга. В итоге получается либо плохая НФ, либо плохое фэнтези.
2. К вышеописанной смеси добавлена хроноопера и элементы космооперы. Получается неудобоваримая смесь. Кому-то понравилось, а мне почему-то нет.
3. Роман почти начисто лишен главного послания. Если убрать фэнтезийные элементы, юмор, космические и временные интриги, то в итоге мы получаем довольно примитивную и сентиментальную идею:
А больше в этом романе ничего и нет, кроме нескольких интересных фантастических допущений.
Апогеем моего неприятия романа были танцующие Шекспир со своим Духом.
flying_kitten, 12 августа 2024 г.
Один из самых известных романов Саймака, который почему-то длительное время я никак не мог прочитать, хотя ещё в 90-х купил книжку. Что ж, по прошествии многих лет гештальт закрыт — «Заповедник гоблинов» прочитан.
В отдалённом будущем межзвёздные путешествия стали весьма легки и ненапряжны — входишь в телепортатор, вжик — и ты уже где-то далеко-далеко на тридевятой планете. Рабочий визит Питера Максвелла, профессора кафедры сверхъестественных явлений, на некую далёкую планету обещал стать рутиной — слухи о наличии там дракона были более чем сомнительны и путешествие было скорее для галочки. Но, как говорится, что-то пошло не так. Питера забросило совершенно не туда, куда он собирался попасть — в какой-то абсолютно неведомый мир. По возвращении выяснилось ещё более странное — оказывается он уже вернулся некоторое время назад, да и успел после этого загадочным образом погибнуть. Всё, в общем, идёт наперекосяк, но наш герой сдаваться не намерен и полон решимости распутать запутанное и прояснить неясное.
Я почему-то был уверен, что «Заповедник гоблинов» это фэнтези, ну как «Братство талисмана», к примеру, но нет — оказалось что это вполне себе фантастика, ну может с лёгкой примесью магического. При чтении у меня в голове рисовалась картинка какого-то фантасмагорично-фантастического фильма (а может и полнометражного мультика) в стилистике 80-90-х — вот эти вот все гоблины, неандертальцы, бесплотные духи и разнообразные инопланетяне, всё так знаете ли ярко, сумбурно и не совсем всерьёз. Вообще, несмотря на довольно стандартный для автора набор тем, достаточно серьёзных, сама книга наполнена юмором и дуракавалянием, не сказать что это плохо, но непривычно. :) Что удивило и даже несколько покоробило — совершенно несвойственный для Саймака «поиск врага» — некие инопланетные существа непривычны и чужды человеку, в связи с чем они заранее объявляются врагами — это, как мантру, главный герой многократно повторит.
Не самый лучший роман автора, но широко известный у нас, привлекающий названием и радующий весёлой ярмарочно-маскарадной атмосферой.
Deliann, 9 декабря 2019 г.
Когда говорят о юмористической фантастике, в первую очередь вспоминают Адамса, Шекли, Пратчетта и Гаррисона. Немногие вспомнят о Саймаке, ведь он известен в первую очередь своими достаточно серьезными научно-фантастическими произведениями. Однако и у него есть, чем повеселить своего читателя.
«Заповедник гоблинов» — это история Питера Максвелла, профессора факультета сверхъестественных явлений Висконсинского университета. Питер случайно оказывается на таинственной планете, являющейся хранилищем знаний иной цивилизации. Представители этой цивилизации готовы поделиться своими тайнами, но не просто так…
В итоге перед читателем разворачивается добротная научно-фантастическая история, с поразительно сказочной атмосферой. Действие развивается довольно неспешно, что в принципе характерно для творчества Саймака, хотя в данном романе все события умещаются в два дня. Читателя ждут встречи с иными цивилизациями, как инопланетными, так и вполне земными, но сказочными, интересные философские беседы за кружкой эля, необычные проблемы и много хорошего доброго юмора. Вы не будете от этой книги смеяться до упаду, но скорее всего не раз и не два происходящее на страницах вызовет у вас усмешку или одобрительное хмыканье. Саймак был очень человеколюбивым и оптимистичным автором, и в своих произведениях он пытался не насмешить читателя, а передать свои идеи и свою веру в людей. И в этот раз у него получилось добавить к этому еще и толику юмора.
Сказочная НФ встречается не часто, поэтому читать всем любителям фантастики если не обязательно, то очень желательно.
Darth_Veter, 18 января 2021 г.
Забавное творение американского писателя, которое сложно отнести как к фантастике (гоблины, тролли и колдовство!), так и к фэнтези (телепортация, искусственная планета, машина времени). Эдакая гремучая смесь из коллекции авторских задумок. Больше всего Саймак писал фантастику, но есть у него и чистые сказки, например, «Братство талисмана» или «Зачарованное паломничество». Это вполне могло натолкнуть писателя на создание произведения смешанного жанра, где магия и технология будут присутствовать одновременно. В «Заповеднике» автор пытается разработать основу западноевропейских мифов, объявив гоблинов, троллей, фей и баньши древнейшими обитателями нашей планеты, жившими на ней задолго до человека. Мы ведь не удивляемся, что когда-то на Земле обитали два разумных вида — неандертальцы и кроманьонцы. Так что вполне могли быть и другие! Люди могли не встречаться с ними напрямую, но слышали о них от других жителей планеты. Как и все старшие, первые обитатели Земли недолюбливали людей за их агрессивное стремление жить. Те чувствовали эту антипатию и отвечали тем же. В своих мифах и сказаниях люди преднамеренно изображали древних жителей как злобных тварей, умеющих делать только пакости и боящихся солнечного света. На таком фоне легко выглядеть настоящим совершенством и борцом за справедливость. Не удивительно, что древние затаили на человека «зуб» и не особо ему доверяли. Когда институт Времени перенес кое-кого из них на миллионы лет в будущее, они предпочли не селиться вместе с человеком, а создали свою собственную резервацию. Люди тут же окрестили ее «заповедником гоблинов», хотя там жили не только гоблины. Так в земной реальности образовалась некая аномалия, где смешались все народы и времена. Живут там в целом мирно, хотя единства между обитателями нет: гоблины ссорятся с троллями, тролли пакостят гоблинам, и все недолюбливают баньши. Правда, автор описывает все эти препинания юмористическим языком, чтобы читатель не воспринимал их слишком серьезно.
Для развития сюжета в канву романа внесен некий Артефакт, добытый исследовательской группой института в Юрском периоде (около 200 млн. лет назад). Что это такое — не знает никто, и подобная загадка только усиливает интригу: все с нетерпением ждут, когда же она наконец «выстрелит». Чтобы запутать ситуацию, как в хорошем детективе, автор добавляет не менее загадочную расу «колесников», которые живут где-то в космосе и занимаются непонятно чем. (Честно скажу, это весьма странно в век космических телепортов и прогулок в прошлое! Но роман в изрядной степени пародия, и не стоит судить его за подобную вольность). Чтобы читателю совсем стало интересно, повествуется о странном сбое транспортной системы, благодаря которому главный герой романа, профессор кафедры сверхъестественных явлений Питер Максвелл, оказывается сразу на двух разных планетах. Одновременно. Один из Максвеллов попадает на экзотическую Хрустальную планету, где живет неизвестный миру народ теней. Они собрали гигантскую библиотеку, где можно найти ответ на практически любой вопрос. Ее-то и предлагают землянам в обмен на Артефакт. Но и колесники также возжелали его получить, поэтому на Землю прибывает их эмиссар, имеющий указания сорвать сделку людей с Хрустальной планетой...
Как отнестись к такому вселенскому бардаку? Если серьезно, то многие факты романа покажутся надуманными, а сцены с неандертальцем и гоблинами — оскорбительными. Если воспринять «Заповедник» как шутку, все связанное с Артефактом кажется ненужной научной нудятиной. Зачем пытаться научно обосновать доисторическую жизнь, если ее как таковой не было вовсе? А уж рассуждения об искусственной планете, которая пережила цикл сжатия Вселенной, и вовсе покажутся горячечным бредом! Так или иначе, но разбираться в этом каламбуре придется читателю. Наверно, будет правильным позабыть о всех научных реалиях и полностью отдаться на волю писательской фантазии, не критикуя его «идеи» и не задаваясь лишними вопросами. Во вселенной Хрустальной планеты возможно абсолютно всё! Недаром так нелеп ее образ и необычна библиотека (железные листы? — я вас умоляю!). Да и образ колесника тоже не образец практичности: зачем вообще ему колеса и муравьи в брюхе? Честно скажу, что объяснение автора меня слегка разочаровало. Но, как я уже упоминал, нельзя относиться к смыслу романа слишком уж серьезно. Мы же не критикуем «Алису в Стране чудес» Кэррола, хотя странностей там поболе будет!
Правда, лично я придумал бы Артефакту более интересное применение и гораздо более правдоподобную историю. Но это был бы уже другой рассказ...
----------
ИТОГ: сказочно-фантастическая история о связи времен и цивилизаций, изложенная в форме остросюжетного детектива. Начало немного затянуто, пока идет знакомство с персонажами, зато потом пружина сюжета стремительно распрямляется, и события сменяют друг друга со скоростью света! Если вы в детстве любили сказки, вам точно понравится.