Шеннон Макгвайр «В каждом сердце — дверь»
- Жанры/поджанры: Фэнтези | Хоррор/Ужасы
- Общие характеристики: Психологическое
- Место действия: Наш мир (Земля) (Америка (Северная Америка ))
- Время действия: 21 век
- Сюжетные ходы: Становление/взросление героя | Путешественники (попаданцы) (в другой мир )
- Линейность сюжета: Линейный с экскурсами
- Возраст читателя: Для взрослых
Дом Элинор Уэст для Непослушных детей
Не проси
Не навещай
Не ищи
В подходящих условиях дети всегда исчезают: ускользают в тень под кроватью или за шкафом, падают в кроличьи норы и старые колодцы или еще куда-нибудь…
Но в волшебных странах пропавшие чудесные дети не нужны.
Нэнси однажды свалилась, но вернулась. То, что она испытала, изменило её. Дети на попечении мисс Уэст понимают всё слишком хорошо. И все они ищут способ вернуться обратно в свой фантазийный мир.
Но Нэнси отмечает перемены в Доме. Во всех углах таится тьма, а когда происходит трагедия, Нэнси и ее новым однокашникам приходится вникать в суть проблемы.
Неважно, какой ценой.
Входит в:
— цикл «Трудные дети»
— антологию «Nebula Awards Showcase 2018», 2018 г.
— сборник «Be Sure», 2023 г.
Награды и премии:
лауреат |
Небьюла / Nebula Award, 2016 // Повесть | |
лауреат |
Премия "Алекс" / Alex Awards, 2017 | |
лауреат |
Хьюго / Hugo Award, 2017 // Повесть | |
лауреат |
Локус / Locus Award, 2017 // Повесть | |
лауреат |
BooktubeSFF Awards, 2017 // Произведение малой формы |
Номинации на премии:
номинант |
Премия Джеймса Типтри младшего / James Tiptree Jr. Award, 2016 | |
номинант |
Fantasy Stabby Awards, 2016 // Малая форма | |
номинант |
Британская премия фэнтези / British Fantasy Award, 2017 // Повесть | |
номинант |
Всемирная премия фэнтези / World Fantasy Award, 2017 // Повесть | |
номинант |
Премия Геффена / פרס גפן / Geffen Award, 2018 // Переводная книга фэнтези (США; повесть) | |
номинант |
Книга года по версии Фантлаба / FantLab's book of the year award, 2018 // Лучшая повесть / рассказ нерусскоязычного автора |
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
AndrewBond, 30 июля 2022 г.
Книга выглядит так, как будто это работа на заказ типа «нужно написать произведение про подростков с полным шаблонным набором современной повесточки, включая таких же шаблонных родителей, которые бесконечно далеки от детей и даже не пытаются их понять».
Заказ выполнен с полным соответствием ТЗ. Получилась агитка, но, видимо, так и задумывалось
Селеста, 11 октября 2024 г.
«В каждом сердце — дверь» — это крайне сумбурная, кривая, глупая книга с потрясающей задумкой. По местному лору, между нашим миром и сонмом других миров периодически открываются двери. Двери эти обычно находят дети, которым тот или иной мир идеально подходит по характеру. Многие остаются в этих мирах навсегда, но некоторые, по тем или иным причинам, возвращаются в наш мир. Кто-то смиряется с тем, что больше никогда не найдёт ту самую дверь, а для кого-то навязчивое желание снова очутиться в идеальном для себя мире превращается в манию. Для последних одна весьма богатая женщина открывает школу-интернат, чтобы дети могли жить и учиться среди таких же, как они, а не встречаться с непониманием родителей и отчуждением сверстников.
Сколько всего потрясающего можно было бы написать на основе этой идеи! Но авторессу хватило только на задумку. Мир-то она придумала, а дальше всё посыпалось. Собственно, задумка и является единственным плюсом книги (по объёму — скорее, повести). Дальше, увы, сплошные минусы — один хуже другого.
Первый минус — персонажи. Все они — картинки с набором нескольких характеристик. Вон та девочка — из мира ужасов, она носит воздушные платья и насыщает кровь железом для своего господина-вампира. Вот эта — гениальная учёнесса, которая очень любит науку, а ещё она любит науку и, кстати, любит науку. Нужно почаще об этом повторять. Вон этот парень — биологическая девочка, но гендерно он идентифицирует себя, как мальчик, поэтому его выгнали из страны фей. А вот эта девочка — из мира Абсурда, она вся такая странная-престранная. И я не утрирую. Даже главная героиня — это буквально анкета с описаниями. Одевается она так-то, пришла из такого-то мира, два слова о родителях, отметка о сексуальной ориентации, и на этом всё. В итоге, самой проработанной персонажкой оказалась директриса учебного заведения для особенных детей.
Второй минус — излишняя детализированность. С первых же страниц нам подробно описывают одежду протагонистки, вплоть до каждой пуговички. А то не дай боги глупый читатель нафантазирует себе, что они белые, а не чёрные. При этом описания все механические, бездушные. За ними нет объёма, нет атмосферы. Этим часто грешат бездарные писатели, а также — начинающие. Но данная авторесса вовсе не новичок на литературном поприще. Вывод напрашивается сам собой.
Третий минус — сюжет. Он выписан настолько халтурно, что прям веет от него авторской ленью. Будто авторесса придумала мир, придумала героев, а что делать дальше — не знала. Детективная линия никакущая. Уж лучше бы книга состояла из зарисовок бытовой жизни необычных подростков и перемежалась их рассказами о других мирах — и то интереснее было бы. Сюжет развивается как-то сам собой, герои на него не влияют вообще никак. Ни их характеры, ни их поступки, ни их биографии — ничего из этого не важно.
Четвёртый минус — язык. Он отвратительный. Колченогий, кривой и топорный. Чтобы создавать литературные шедевры или хотя бы удобоваримые книги, недостаточно биться головой о клавиатуру в приступе вдохновения. А эта книга, по ощущениям, как-то так и писалась. Авторесса просто не умеет писать, и, судя по длинной библиографии, совершенно не хочет учиться.
Пятый минус — отсутствие глубины. Книга, которая буквально подразумевает под собой огромный пласт психологических проблем, травм и их последствий, начисто всего этого лишена. Авторские потуги в психологию заканчиваются на двух брошенных вскользь предложениях. Все персонажи разговаривают, как роботы, им плевать друг на друга, на самих себя и на свои миры, хоть авторесса и пытается убедить читателя в обратном. Главная героиня из любительницы ярких одежд превращается в гота — не будем прорабатывать кризис идентичности, нам плевать. Главная героиня страдает анорексией — не будем это прорабатывать, нам наплевать. Вкинем две строчки обоснуя, и ладно. Главная героиня осознаёт себя асексуалом... ну вы поняли. Вкинем две строчки размышлений и пойдём дальше описывать рюшечки и галстуки, ведь нам плевать. Убили девочку — попереживаем две минуты и пойдём пить какао.
Ну и шестой минус — авторская глупость. В книге — двести электронных страниц, но авторесса ухитрилась напихать туда логических ошибок, нестыковок и прочей ерунды.
По итогу, получается шаткая пятёрочка. Поставила бы четвёрку, но идея правда классная — я бы почитала что-нибудь со схожим сюжетом. Видела, что книгу сравнивают с «Домом странных детей» — попробую ознакомиться. Продолжение почитаю, но без особого интереса и чисто для галочки.
слОГ, 2 августа 2023 г.
Привет, малыш. Хочешь я расскажу тебе сказку о девочках-нетакусиках? Нет-нет мальчики там тоже будут. Но их меньше, потому что они мальчики и нетакусиками у них быть не получается. Зато девочки... Девочки могут быть и мальчиками, если такая у них нетакучесть, и имена у них могут быть как у мальчиков, это нормально, ну в сказке про нетакусиков-подростков точно. А что там еще есть? Ну, кто-то из нетакусиков внезапно решил поубивать других, чтобы... ой-ой нельзя же сразу рассказывать, а то неинтересно будет... Да впрочем интересно вряд ли будет, если ты не из таких девочек-нетакусиков, хотя почти все девочки (да и мальчики тоже, но сказка про девочек), бывают такими вот нетакусиками, ищущими двери в лучший, только им подходящий мир, не понимая, что их родители тоже когда-то... Но в сказке родители ничего не понимают... Странно, малыш, как же твоя мама может тебя не понимать, да, ну, и мне тоже странно. Убивать и ненавидеть других нетакусиков, потому что они нетакусики, но другие, да странно, но вот такая сказка. Да, малыш? Может лучше какую-нибудь другую сказку? Да, я так тоже думаю. У неё вроде есть продолжения, но мне и одной хватило.
Пёс, 9 февраля 2024 г.
Лучше всего эту книгу описывает стихотворение Лукина:
Пусть неровен и петлист
Путь до сказочного мира:
Я не просто эскапист —
Я прикончил конвоира.
Zee Beckett, 4 мая 2020 г.
«В каждом сердце — дверь» Шеннон Макгвайр оказалась не то чтобы конкретным разочарованием, но можно было бы потратить время и на что-то другое.
Идея у книги, конечно, интересная. Есть некое учреждение — официально школа-интернат для трудных подростков, а на деле — реабилитационный центр для подростков, которые побывали в волшебных мирах, а потом по каким-либо причинам вернулись в мир реальный. Так, главная героиня Нэнси уверена, что ей нужно просто выждать испытательный срок в мире реальном. Директриса школы, мисс Уэст, когда-то сама побывала в волшебном мире и так же, как ее воспитанники, не теряет надежды вернуться обратно: ее дверь открыта и ждет.
Но с первой же страницы у меня начали возникать непрошенные ассоциации то с творчеством Макса Фрая, то с «Домом странных детей», то с «Домом, в котором...». Попытка в сюжет (вскоре после приезда Нэнси в школу кто-то начинает убивать учеников) показалась какой-то невразумительной, будто Макгвайр создала интересный сеттинг и персонажей, но так и не придумала, что с ними делать. Так что если воспринимать «В каждом сердце — дверь» именно как подростковое фэнтези, оно, ну, не дотянет. Но если рассматривать книгу как иносказательный рассказ о людях, вырвавшихся, например, из сект или закрытых общин, все становится куда интереснее. Герои не производят впечатления «очарованных странников» или мечтателей, скорее — глубоко травмированных людей, которые свою травму приняли и срослись с ней, приняв за норму. Теперь их травмирует то, что являлось нормой раньше. В этом смысле их как-то даже жаль.
И пара слов насчет репрезентации. Да, репрезентация в подростковой литературе — она есть, и это хорошо, но в многих случаях она сделана как-то топорно. Вот и здесь та же беда.
Anphisa, 20 декабря 2021 г.
По жанру это вроде бы янг-эдалт, но как по мне аудитория всего цикла — это взрослые, ностальгирующие по временам, когда они хотели быть героями «Лабиринта» с Дэвидом Боуи, и понимающие, что чуда никогда уже не произойдет. Поэтому здесь будет много рассуждений о семье и ее роли в побеге от реальности, много девушек, томящихся по недоступным опасным мужчинам, много отсылок к классике и беспощадной романтизации подросткового бунта и максимализма.
Сама идея школы поначалу интересная, но реализована неубедительно. Родители все как одни не интересуются, что же там такое происходит, власти тоже, в результате директрисе даже смерти учеников сходят с рук. Дамблдор бы позавидовал такой вседозволенности.
А для самых мечтательных хэппи-энд, который на самом деле худший конец из возможных.
strannik102, 6 сентября 2020 г.
Не нужно так сильно тянуть эту дверь — она открывается «от себя»...
Это было быстрое, лёгкое, необременительное междудельное чтиво. Но вместе с тем скучное, бессмысленное, ничего не встревожившее во время чтения и не оставившее после себя тоже ничего. Вернее оставившее — вот это состояние Ничего. Зеро. Пустышка. Ни интереса к содержанию, ни азарта к тому, а что там дальше — а «дальше» точно есть, ибо это первая книга цикла, в котором имеется ещё четыре книги (правда ни одна из них на русский пока не переведена…), ни переживаний за судьбы героев и героинь. Ни любопытства, какие же они, эти иные миры, миры Абсурда и Логики, Добра и Зла, Смерти и Жизни. Ни-че-го. Нуль. Или Ноль. Хотя вру, есть ощущение облегчения — слава богу, не нужно выискивать время для чтения книг цикла (это если бы книга понравилась и пришлось бы все продолжения вписывать в свой жизненный и читательский график); слава богу, книга коротенькая и можно просто навалять свой отзыв (чем я сейчас и занят) и немедля перейти к бонусным вкусняшкам.
О чём же книга? Да фиг его знает, как правильнее объяснить, и чтобы при этом не наспойлерить! Ну, наверное, про спецшколу для необычных детей (первое, что пришло в голову с началом чтения, это книга Мариам Петросян про примерно такое же заведение, но оказалось, что нет, у Петросян и глубина и смыслы и чувства, а тут увы). Которые волей-неволей очутились однажды в каких-то совсем необычных мирах-пространствах (не в каких-то там физических мирах, а скорее в мирах виртуальных и набекрененных как по физике, так и по прочим условиям существования). И у каждого воспитанника свой мир и для каждого существует (или уже не существует?) своя Дверь, ведущая в этот мир. И каждый хочет вернуться туда, в этот свой не от мира сего мир.
Понятное дело, что скорее всего никаких миров-то и нету, а есть только лишь помрачённые сознания, но понимание этого ничего не меняет в отношении к прочитанному.
Конечно, можно порезвиться и погадать, что же послужило толчком для выбрасывания того или иного ребёнковского персонажа из нашего реала в мир иной — а ведь явно были какие-то события или переживания и страхи, повернувшие психику чада набекрень и открывшие перед ним Дверь. Но поскольку в самой книге этого ничего нет и возможности как-то всё это узнать тоже не имеется (незнание языка оригинала и отсутствие перевода), то никакого гадания — увольте! — не будет.
Добрую интрижно-событийную суть содержания книги составляет ряд чрезвычайных происшествий с учащимися этой школы (нет, всё-таки слово воспитанник подходит лучше) — отчасти сюжет превращается в подобие детективного расследования (без привлечения всяких детективов и прочих официальных органов); происшественная составляющая быстро разгоняется и события буквально уплотняются, однако интрига, «кто убил и виноват ли почтальон?» сохраняется почти что до конца. При этом вся детективность состоит не в более-менее настоящем расследовании, а просто в огульных обвинениях одних воспитанников в адрес других отдельных персон. Подростковое гадание на кофейной гуще и всё.
Наверное, более всего мне в этой полусказке не хватило какой-то идеи, какого-то отчётливого заметного и понятного смысла — ведь сказки всегда имеют заложенное в них некое зерно (например, возьмём повести того же Крапивина про Великий Кристалл). Возможно, это зерно проявится в следующих книгах цикла? Не знаю. В любом случае это не для меня — и английским не владею (разве что на уровне «фак ю мани») и интереса нет продолжать знакомство с автором.
Хотя личность автора довольно интересная, если судить по послесловию к книге. Понятно, откуда у неё такие сюжеты и такого рода книжные интриги...
Aluvian, 20 января 2019 г.
Вы когда-нибудь задумывались, как живут герои, побывавшие в сказочном мире, после возвращения? Некоторые из них стремятся вернуться в нормальную жизнь, и потому им требуется не так много усилий, чтобы привыкнуть к обыденности, но что случается с теми, кто не хотел возвращаться? Об этом и задумалась Шеннон Макгвайр в своём романе «В каждом сердце дверь».
Её герои, собранные в специальном пансионе, не желают жить в реальности. Они стремятся обратно, в мир четырёх векторов: Абсурда, Логики, Добра и Зла. Мир каждого из них не похож на чужие, герои в них никогда не пересекаются, в отличие от векторов, и только реальность сводит героев вместе.
Главный персонаж – Нэнси. Как и остальные, она оказывается в пансионе потому, что родные напуганы переменами в ней. Мало того, что исчезла надолго, так ещё и вернулась – «странная». Но сложность как раз в том, что именно такая Нэнси – нормальная, настоящая. Правила иного мира словно созданы для неё, как и для каждого из остальных персонажей, они естественны. Недаром каждый находит именно ту дверь, которая ведёт в подходящий – «идеальный» для него или неё мир. Бывают ошибки, иногда в миры попадает кто-то непредназначенный или кто-то не может найти собственную дверь, но преимущественно каждый оказывается там, где чувствует себя естественно и правильно. И потому большинство стремится вновь оказаться в этом созданном для него мире.
Если вы ждёте, что в результате жутковатых приключений в реальности Нэнси решит остаться и зажить обычной жизнью, то вы ошибаетесь. Она одна из немногих, кто всё же сумеет сбежать в свою сказочную страну. И читатель в первые моменты радуется за неё, лишь потом понимая, что бегство от реальности – не такая уж хорошая и правильная идея. Почему же автор выбрал именно такой финал для главной героини? Чем так хороши миры Абсурда, Логики, Добра, Зла и, как выясняется в финале, – ещё и Жизни и Смерти?
Персонажей притягивают эти миры тем, что только там они – настоящие, не скованные рамками и условностями реального общества.
Мне кажется, книга именно об этом: если мы хотим, чтобы люди не «сбегали», нужно принимать их, а не стараться переделать. Со всеми их странностями и «тараканами». Это не значит позволять им совершать что-то злое, но значит – не бояться необычного, а помогать ему обрести себя здесь и сейчас. И тогда надобность в бегстве в вымышленное отпадёт. Двери в сердцах останутся, для каждого продолжит существовать его идеальный мир, но откроются ли эти двери или окажутся заперты на замок – решать только нам, тем, кто сталкивается с непохожими на нас людьми.
Werlioka, 15 апреля 2019 г.
Нэнси — на первый взгляд обычная девушка-подросток. Не слишком яркая, но и не изгой. Родители любят ее, но не стремятся понять. Но вот однажды перед Нэнси открылась дверь там, где никакой двери быть не могло. А за дверью ее ждали Чертоги мертвых — страна, как нельзя лучше подходящая именно для нее, ставшая ей новым домом. Однако, приходит время вернуться в реальный мир, а там рассказ Нэнси принимают за признаки психического расстройства. В надежде вылечить дочь, родители отправляют ее в школу для «трудных детей». Но школа эта, конечно, не так проста как кажется...
Все это — лишь завязка повести Шеннон Макгвайр «В каждом сердце — дверь», сюжет же разворачивается именно в школе. Здесь учатся подростки, однажды побывавшие в волшебных мирах и вернувшиеся назад. Возвращение в реальный мир для них совсем не в радость, и все ученики мечтают однажды снова найти свою дверь и уйти — теперь уже навсегда.
Волшебных миров множество и все они разные: Страна Фей, Зазеркалье, Паутинный мир... Их классификация смахивает на сетку мировоззрений Dungeon & Dragons: Добро и Зло, Хаос и Порядок... пардон, Абсурд и Логика. Есть и более необычные «стороны света» — Каприз, Рифма, Мортис... Как разнятся миры, так непохожи и посетившие их подростки, и порой им не хватает взаимопонимания.
«— Мы-то все были в нормальных мирах, добрых. Лунные лучи, радуги и слезы единорога. Не то что всякие там... скелеты, мертвецы и мальчики, которые на самом деле девочки!»
Ситуация накаляется до предела, когда в школе происходит убийство... Но это уже спойлер!
Это типичная история для подростков о подростках и об их проблемах, почему-то получившая у нас рейтинг 18+ — не иначе из-за персонажа-трансгендера. Автор поднимает темы подросткового эскапизма, неприятия обществом «не таких как все», непонимания между родителями и детьми. Самой концепцией подростков, скрывающихся в своих мирах, повесть напоминает «Дом, в котором...» Мариам Петросян, а еще, самую малость, «Как бы волшебную, сказку» Грэм Джойс. В них по прочтении тоже задаешься вопросом: а что же автор все-таки хотел сказать? Что тот, кто однажды выпал из «нормального общества» уже никогда не сможет вернуться назад? Что эскапизм на самом деле круто, и к черту этот скучный реальный мир? Или таким своеобразным способом нас подводят к мысли, что не надо подстраиваться под окружающих в ущерб своей индивидуальности? Эту не слишком оригинальную идею Макгвайр озвучивает от имени одной из героинь:
«Ты не чья-то радуга. Ты не чья-то принцесса.
Ты не чья-то дверь — только своя собственная, и только один человек на свете может сказать, чем закончится твоя история — это ты сама»
Сюжет здесь не слишком замысловат, и порой кажется, он нужен лишь как связующее звено между сеттингом, героями и заявленной проблематикой. Впрочем, не стоит забывать, что это повесть, а не роман. Прочитать ее можно за один вечер.
В итоге «В каждом сердце — дверь» порадовала приятным сеттингом, но больше ничего оригинального не предложила. Возможно, с этим лучше справляются другие части цикла — было бы неплохо увидеть и их изданными на русском.
Lilian, 11 февраля 2019 г.
Красивая повесть с достаточно интересной идеей-основой. Историям про детей или подростков, побывавших в волшебных мирах, нет числа. Но что если представить ситуацию, что все эти истории начинаются в одном «реальном» мире — и в этот же «реальный» мир большинство из юных путешественников возвращается. Чаще всего необратимо меняясь и тоскуя о покинутом мире.
Проблемы реабилитации, жизни «после», попытка заново привыкнуть к «реальности» или же отчаянное стремление вернуться в свой волшебный мир. Вот основные идеи этой повести.
Надо сказать, идеи весьма глубокие, интересные и представляющие простор для трактовок и размышлений. Ну а сам сюжет на контрасте относительно прост. Есть закрытая школа для таких вот «вернувшихся», куда родители отправляют своих детей в надежде их вылечить. Не догадываясь, что руководство школы в связи с личным опытом полностью верит их детям. Есть новенькая девушка, только недавно вернувшаяся из своего мира. Есть самые разные по характерам ученики, с которыми она знакомится. Каждый со своей историей и своим покинутым миром. И есть череда загадочных убийств, которые нарушают относительный покой школы. Личность убийцы удивит, а вот его мотивы не станут сюрпризом — в этой школе у всех только одна главная мечта.
Повесть яркая благодаря героям и их историям, по атмосфере одновременно и светлая, и жестокая, и чуть провокационная, и печальная. Финал тоже неоднозначный. Для героини он определенно счастливый, но читателю позволительно слегка посомневаться в этом.
Добавлю, что мир (в общем смысле этого слова) здесь действительно получился запоминающимся, и мне было бы интересно прочесть новые истории о нем.
Neri-rin, 27 декабря 2018 г.
Действительно хорошая история.
Кажется, что это будет очередная история про то, как кто-то проваливается в волшебную нору, колодец или ещё куда, но история совсем не о том. Она о том, как жить дальше без мира, который становится единственным настоящим домом. О бесконечных попытках вернуться обратно. О том, какую цены нужно заплатить за то, чтобы жить в мире своих самых сокровенных чаяниях.
Остро стоит вопрос выбора. Помнить или забыть, пытаться вернуться или нет. Блуждать в потёмках или смело шагнуть вперёд.
Красивая история с большим смыслом, чем ожидается от повести о детях, бегущих от собственной реальности. Надеюсь на продолжение.
Zlata.24, 23 апреля 2019 г.
Честно говоря, пока читала, всё пыталась найти внятное объяснение происшедшему с детьми. Все, нашедшие свою дверь в иной мир (не путать с загробным!), отсутствовали энное время в реальности — кто полгода, а кто две недели. И все приспособились к жизни в том мире, куда попали, ведь по их меркам, они провели там гораздо больше времени — несколько лет. Невольно у меня возникла мысль, что все окажется гораздо банальнее — детей похищали. И детский разум, оберегая своих носителей от помешательства, выдал такую оригинальную версию, немного сказочную, но вполне логичную. Под такую версию подходило буквально всё: и спецшкола для восстановления травмированной психики, и описание детьми своих приключений, и даже желание вернуться легко объяснить стокгольмским синдромом.
Вот только жанр — не реализм. Да и про похищения не было сказано ни слова. Как пропадали в том месте, где обнаружили дверь, так там и появлялись через некоторое время... А значит, следует воспринимать мир дверей буквально так, как преподнесла нам автор. Скорее всего, речь о вымышленных мирах, в которые любой ребенок с удовольствием «проваливается», уходя от действительности. Жаль, пока не переведены следующие книги из цикла, одна история так мало еще нам рассказала!
arcoiris, 9 июля 2017 г.
«Some doors open only once». Школа с нестандартными учениками которые не вписываются в каноны общества. Странная грустная повесть о подростковой психологии, когда девушки /реже юноши/ в целях самозащиты, ради самосохранения своего «я» придумывают иные миры, в которых они когда-либо побывали, когда сталкиваются с жесткими реалиями /киднеппинг, насилие, и т.д., все что ломает психику детей/ и не в силах им противостоять. Многие так и остаются на всю жизнь с подобными фантазиями не в состояние преодолеть барьер поставленный мозгом, у кого-то ухудшается все, а кто-то прорывается и идет вперед.
Вторая половина повести показалась намного сильней первой. Появляется интрига и сюжет закручивается довольно неожиданно в сторону хоррора. Довольно на любителя книга, немного не в моем вкусе, хотя не жалею, что прочитал, вот и критикам понравилась раз дали премию Нeбьюла в 2016.
slavserg, 5 января 2020 г.
Сама идея довольно интересная, ряд персонажей раскрыты неплохо, но сюжет очень примитивный и правила игры не вполне прописаны. Я несколько удивлён столь внушительному списку полученных данной повестью премий. Возможно, конкуренты были ещё слабее. Тем не менее, будет интересно ознакомиться с остальными тремя повестями из данного цикла, которые пока не переведены на русский, но доступны в электронном виде на языке оригинала.