fantlab ru

Энтони Бучер «Валаам»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.84
Оценок:
134
Моя оценка:
-

подробнее

Валаам

Balaam

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 30
Аннотация:

На Марсе столкнулись две цивилизации — люди и чужаки. И раввин, как некогда Валаам, получает приказ: проклясть врага, чтобы тем самым поднять боевой дух. Но с Валаамом заговорила ослица...

Входит в:

— антологию «The Spear of Mars», 1980 г.

— антологию «Isaac Asimov Presents The Great SF Stories: 16 (1954)», 1987 г.

— антологию «Другое небо», 1990 г.


Похожие произведения:

 

 


Другое небо
1990 г.

Издания на иностранных языках:

The Spear of Mars
1980 г.
(английский)
Le grandi storie della fantascienza 16
1987 г.
(итальянский)
Isaac Asimov Presents The Great SF Stories: 16 (1954)
1987 г.
(английский)
The Spear of Mars
1988 г.
(английский)
Szívélyes Fahrenheit
1990 г.
(венгерский)
Szívélyes Fahrenheit 17 sci-fi remekmű
1993 г.
(венгерский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по актуальности | по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Очень неоднозначный получился рассказ. Вообще, я слышал, что Бучер сам был набожным человеком. И следовательно, неплохо разбирался в библейских текстах, понимал иносказательность, завуалированный смысл. Соответственно, ему не составляло труда перенести сюжет о Валааме и его ослице в космическое будущее, примерить этот сюжет на гипотетически возможный контакт с инопланетянами. Однако...

Мне одному показалось, что данный рассказ... ну, как бы это выразиться? Немного дискредитирует христианскую религию? Мысль автора очевидна: раз инопланетяне разумны, то с точки зрения религии их можно назвать людьми, хотя по внешнему виду они от людей существенно отличаются. Автор как раз и подчёркивает, что внешний вид не имеет значения, главное — это наличие разума. Но тут в таком случае возникает сразу два неприятных вопроса.

Первый. Если даже инопланетяне для священника — люди и их проклинать нельзя, то чем занимались военные священнослужители в последние две тысячи лет? Благословляли на братоубийственную бойню, вместо того чтобы учить подставлять правую щёку после удара по левой. Да, собственно, в самой Библии множество войн, добро на которые давал Сам Он. Вот никогда этого не понимал, и в контексте данного рассказа не понимаю ещё больше.

Второй вопрос. Тот факт, что инопланетяне более приспособлены для жизни на Марсе, вовсе не даёт им права первородства, права считать себя правыми и уничтожать землян. Как-то логичнее и гуманнее было бы пропагандировать мирные переговоры. Однако священник совсем не сомневается в том, что при таком раскладе поддержать инопланетян — благой, богоугодный поступок. Понятно, что было пророчество и в пророчестве было сказано поддержать инопланетян. Такова Его воля. Но зачем тогда Он всё это устроил? Если Он всемогущ и Его воле должен подчиниться священник, то почему бы не продиктовать Его волю всем участникам, вплоть до последнего солдата? И почему Его воля требует именно военных действий, вместо того чтобы требовать мирных переговоров? И вообще, не могла ли Его воля проявить себя чуть раньше и не допустить эскалации?

Количество оставшихся без ответа вопросов свидетельствует о том, что теологические выкладки так и остались непонятыми. По крайней мере, мною.

Оценка: 8
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Автор совсем не пытается хоть как-то завуалировать ту идею, ради которой собственно и писался этот рассказ. Напротив, чтобы читатель ненароком не пропустил её, он вкладывает эту мысль в уста одного из героев произведения: все мы во вселенной дети одного Творца и негоже нам обижать (в нашем случае — проклинать) друг друга. Напротив, надо любить друг друга и, в конце концов, мы к этому обязательно придем.

Мысль прекрасная и вполне заслуживает того, чтобы ради неё был написан рассказ. Но вот беда — с точки зрения современного читателя эта вещица у автора как-то не очень и получилась. Во-первых, уж очень она наивна, если не примитивна. А во вторых, её просто неинтересно читать: действия кот наплакал, а разговор/дискуссию двух священников, раввина и католического, никак не назовёшь увлекательной :).

Оценка: 5
–  [  6  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Рассказ о роли библейского учения в развитии отношений с представителями иных космических цивилизаций. На Земле религия скорее способствовала войнам, нежели предотвращала их. Военные капелланы возносили молитвы за победу оружия своего подопечного воинства, не принимая во внимание, что с другой стороны в войне участвуют такие же люди, созданные по образу и подобию...

Автор показывает преломление этой ситуации, ибо вдумчивое прочтение Священных текстов означает бережное отношение ко всем одушевленным подобиям, а значит и возносить молитвы только лишь за «своих» невозможно, поскольку для истинно верующего священнослужителя «своими» являются все разумные и неразумные. Осознание данного обстоятельства происходит лишь с двумя людьми. Вероятнее всего, они погибнут, не сумев донести до сознания других людей и не людей открывшуюся им истину. Но она была осознана. И это уже немало.

Библейские темы вплетены в научно-фантастический антураж весьма удачно. Конечно, аналогичный сюжет можно было бы расписать на примере любой войны. Но в рамках фантастики он особенно показателен, поскольку позволяет задуматься над вопросами: что есть человек, душа, в чем суть и где границы образа и подобия, по которому создавались люди в Книге Бытия.

Поднимается также вопрос соотношения приказа и личного убеждения применительно к армейскому священнику, который по статусу ведь военнослужащий и должен подчиняться воинскому уставу наравне с другими офицерами. Как всегда, в состоянии внутреннего этического конфликта двух долженствований, человек должен сделать выбор, сам, хотя именно для такой ситуации Священные тексты выбор подсказывают и направляют деяния последователей.

Чёткий антивоенный посыл, приоритет осознанной нравственной идеи над тем, что именуется воинским долгом, готовность принять на равных иного... Всё это осознали только два священника разных конфессий, и вряд ли они смогут повлиять на развитие военного конфликта, даже не подчинившись приказу, но Слово прозвучит, и будет услышано, и принесет плоды во время сбора камней...

Неожиданный рассказ, наполненный гуманистической философией и показывающий общность всего живого во Вселенной.

Оценка: 8
–  [  7  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Чудесный своей противоречивостью рассказ. С одной стороны — величественный образ человека, поддерживающего не захватнические интересы соплеменников, а Справедливость, пусть она даже на стороне чужаков. С другой — ощущение, что «свои должны быть за своих». Но подобное ощущение может возникнуть у многих, поэтому и хочется поддержать героя. Желающих его осудить и так найдется достаточно.

Еще необычно, что очень многое зависит от проклятия, то есть просто от СЛОВ, что требует от героя еще большей твердости. Могут ведь найтись те, кто будет требовать: «Да прокляни, что с них, убудет?»

В любом случае, ясно, что раввину придется трудно. Да и его другу священнику. Остается только верить, что история все расставит по местам. А пока все будут делать то, что им суждено, потому что просто не могут иначе — солдаты воевать, генералы стремиться к победе, а ГГ — защищать идею, которую никому не понять.

Оценка: 9
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Автор абсолютно прав, сначала в них нужно увидеть людей, осознать что они такие же как люди, и тогда один шаг до понимания иного разума и даже самого себя.

Оценка: 8
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Хороший рассказ. Интересный взгляд на контакт с инопланетянами с религиозной точки зрения. Понравился образ священника-футболиста, сыгравшего весьма необычную роль в сюжете. И все-таки, концовка кажется несколько неправильной. Негоже так становиться на сторону чужих, какими бы знамениями это не сопровождалось.

Оценка: 9


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх