Владимир Сорокин «Трилогия»
- Жанры/поджанры: Фантастика («Мягкая» (гуманитарная) научная фантастика )
- Общие характеристики: Социальное | Психологическое | Философское
- Место действия: Наш мир (Земля) (Россия/СССР/Русь | Европа | Азия )
- Время действия: 20 век | 21 век
- Сюжетные ходы: Путешествие к особой цели | Становление/взросление героя
- Линейность сюжета: Линейно-параллельный
- Возраст читателя: Только для взрослых
В 1908 году Землю потрясла катастрофа, какой ещё не видело человечество — падение Тунгусского метеорита. Но эта катастрофа имела ещё одно последствие, в результате которого, всё чаще и чаще стали находить трупы людей с разбитой тяжёлым предметом грудью. Их смерти, как правило, связывали с обычными и банальными причинами, но правда оказалась весьма пугающей, и, на первый взгляд, безумной...
Содержание цикла:
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
|||
|
![]() ![]() |
- /языки:
- русский (6), английский (2), немецкий (3), французский (3), итальянский (1)
- /тип:
- книги (14), цифровое (1)
- /перевод:
- Д. Гэмбрелл (2), М. Динелли (1), Б. Крез (3), А. Третнер (3)
Электронные издания:
Издания на иностранных языках:
Отзывы читателей
Рейтинг отзыва
iz_lesa, 25 марта 2025 г.
Традиционный повествовательный текст, классика приключений и научной фантастики — хоть сейчас в «золотую рамку» для юношества. Практически, Иван Ефремов. Да что там — А.П.Казанцев с Тунгусским метеоритом! Тем более, что тема трилогии обыкновенна для братьев Стругацких: спящие в человеческих телах «чужие», инициируемые «детонатором» («Жук в муравейнике»), рождение из человека отрицающего «человеческое» разума («Улитка на склоне», «Волны гасят ветер»). А чуть дальше оказывается, что это еще и нью-эйджевский кич, «братья света», «разговоры сердцем», Коэльо и Ричард Бах!
Интересно, что давние почитатели Сорокина, приняли первые два романа как явные симптомы выздоровления от тяжелой болезни концептуализма. Сказалось здесь то, что они читали их в порядке создания, сначала «Лёд», потом «Путь Бро». Действительно, в первом еще есть концептуалистские рудименты, второй их изживает. Но ежели читать как надо, то совершенно ясно, что о выздоровлении речи нет. Это либо временная ремиссия, либо, что верней, гениальная симуляция. Усыпив бдительность читателя, Сорокин начинает подпускать маразма, переходя от гомеопатических доз к нормальным лошадиным. В целом, трилогию следует воспринимать, как замечательно талантливое издевательство над любителями фантастики, которого сами они, к сожалению, не заметят.
rinamagistr, 22 октября 2016 г.
Сначала хочу обратиться к тем кто еще не познакомился с трилогией. Советую читать в порядке написания — «Лед», «Путь Бро», «23 000». В бумажном варианте (издательства «Захаров») книги расположили в хронологическом порядке — сначала «Путь Бро», а потом «Лед» и «23 000». Дело в том что в книге «Лед» практически ничего не известно о происходящем. Информация дается понемногу. А во второй по написанию, и первой по хронологии — «Путь Бро» уже открывается предыстория событий, объясняются цели и происхождение героев. После прочтения «пути» — «лед» будет уже не интересен. Тем более сюжет «льда» несколько однообразен и немного странноват, скорее всего Сорокин еще окончательно не решил написать ли нормальную книгу, или как всегда.
Стиль текста у трилогии отличный. Можно много говорить о спорном содержании книг Сорокина, но писать, строить предложения так чтобы они легко читались, он умеет. Кстати стиль первой книги «Лед» гораздо грубее последующих. Просто в первой речь идет об обычных, пока еще, людях. А вот в следующих двух, есть потрясающе красивые моменты. Описание летящих в космосе планет и звезд, ночного леса и таежных рек. Собственно красота, это одна из сильных сторон книги.
А вторая сильная сторона это оригинальная идея. Существует много книг об инопланетянах, других мирах и тому подобном, в основном банальных до крайности. Другие расы в них не отличаются от людей ничем кроме внешности. В ледяной трилогии отлично описана своя психология главных героев, свой необычный взгляд на мир, интересные отношения внутри их общества, цели недоступные простым людям.
В общем если вас отпугивает только фамилия автора, смело читайте. Эта книга имеет внятный сюжет, а также логику в происходящем. Для меня данные три книги — лучшее что было написано Сорокиным.
Fox_Reinard, 12 ноября 2021 г.
В разное время, прямо начиная с момента выхода, я пытался прочитать «Лёд», и каждый раз застревал где-то на середине. А тут что-то настроение случилось, решил прослушать книги Сорокина в аудиоформате — последние годы нет времени на чтение с бумаги. И вот на слух трилогия как-то легко зашла, за пару дней буквально.
Но «легко» — не значит «понравилось». И, в то же время, не могу сказать, что не понравилось. Странное ощущение от книг.
С одной стороны, очень понравилось, что Сорокин создал свой своеобразный гностический миф, в который вплёл и создание мира, и Тунгусский метеорит, и нацистские заморочки насчёт «белокурых бестий», и «чистки» НКВД и много ещё всего. Понравилось, как он показал нечеловеческую расу «боголюдей», одновременно делая их мотив логичным и понятным, но не очеловечивая и не вызывая симпатии к ним. Меня всегда сильно удручает при чтении фантастики, что, когда доходит до описания чуждых человеку существ, авторы, чаще всего пасуют. Описывают внешние различия, наделяют их всякими способностями, но психология и образ мыслей этих существ остаётся чисто человеческой. В «ледяной трилогии» же показано как люди постепенно изменяются и с этим изменением и их мышление становится всё более иным.
И вот тут — о том, что для меня стало минусом. Довольно быстро становится скучно читать пересказ человеческой истории словами «детей света». Проблема (повторюсь — лично для меня) в том, что вот этим своеобразным новоязом излагаются не актуальные события, а именно история. Не, утрируя, что-то типа:
«Мясная машина выскочила из металлической машины, направила на меня метательную трубку и выпустила кусок металла»
а
«Мы прошли мимо памятника мясной машине, которую чтили другие мясные машины. потому что она первой в железной машине полетела в пространство за пределами атмосферы Земли...» и бла-бла-бла.
Нет, первый вариант тоже встречается и он уместен, но второго гораздо больше, в «Путь Бро» он вообще занимает где-то треть книги! То есть, просто какие-то общеизвестные исторические события описываются вот этим многословным нудным языком. Это выглядит очень ненатурально (ну вот серьёзно — вы, торопясь по делам мимо памятника кому-то, часто вспоминает всё, что с ним связано?), нарочито и... да просто скучно.
Пожалуй, «Путь Бро» мне вообще понравился меньше других книг. Может быть, стоило прочитать его в хронологическом порядке, но, поскольку я начинал уже «Лёд»,то прочитал «ПБ» после него. И вот первая часть, про жизнь Бро до экспедиции, про то, как создавалось братство — это хорошо и интересно, а вот дальше чрезмерно затянуто. Напомнило «Тридцатую любовь Марины», где в финале книги разговор персонажей постепенно переходит в набор цитат из официальных советских газет. Понятно, зачем так сделано, возможно, есть те, кого такой приём погружает в нужное состояние и они получают от этого особый кайф, но у меня вызвало только мысль «Да, ок, я понял фишку, зачем так длинно-то?»
«23000» мне понравилась больше других — больше динамики и меньше «мясомашинщины» (хотя цитата про памятник как раз из неё), да и активно действующих персонажей гораздо больше и они реально действуют, а не вспоминают\рефлексируют\болтают. Концовка отдельно порадовала.
Почему, при столь противоречивом ощущении от книг, поставил «9»? У меня осталось ощущение, что я прочёл что-то сильно выше «среднего уровня по больнице». Настолько сильно выше, что, возможно, не понял всего, что вложил в книги автор. И моё раздражение и непонимание какими-то составляющими — часть замысла автора.
А, может быть, это иллюзия и СПГС, но и тогда — респект Сорокину за то, что сумел меня так ловко обмануть :D
Groucho Marx, 28 апреля 2016 г.
«Трилогия льда» Владимира Сорокина — самое «нормальное» его произведение, действительно роман для чтения, традиционная литература. Прочие его тексты были своего рода концептуалистскими акциями в форме литературы, но не чтивом.
То есть, в контексте творчества Сорокина, «Трилогия льда» — конформистская книга. Но, вынесенная в литературный поток, она оказывается довольно радикальной и провоцирующей.
Игорь Смирнов, исследователь творчества Сорокина, мог бы предположить, что подобный «шаг назад» связан с отсутствием полноценных концептов в современной российской культуре — Сорокину попросту нечего концептуализировать. Поэтому Сорокин занялся тем, что должны были сделать другие авторы-писатели: принялся удобрять почву российской культуры концептами, которые кто-то позже сможет использовать для художественных целей.
«Трилогия льда», по сути, компедиум мотивов российской культуры. Здесь собраны расизм, мессианство, культ садизма и культ роскоши, оккультизм (нарочито примитивизированный) и ритуализация. Если раньше Сорокин отстранялся от мотивов, которые использовал в своих текстах, представляя их в качестве замкнутых смысловых систем, то в «Трилогии» он сознательно «погружается» в контекст повествования, как настоящий писатель.
Это всё очень интереснор, красиво и вызывает уважение. Владимир Сорокин доказал, что и «нормальный» читабельный роман он написать способен. Он убедил нас, читателей. Теперь хотелось бы, чтобы он не повторял это доказательство, перестал писать «настоящие» романы и повести и пошёл по своему пути дальше, туда, куда ни Пелевин, ни Прилепин, ни Проханов не дойдут.
Iskatell, 19 января 2011 г.
Трилогия не понравилась. Неинтересно. Для меня это явный образчик графомании. Довольно бедный язык. много пафоса, патетики, навязчивых и нудных повторений. если например вырезать из романа хотя бы надоевшее словосочетание «Мясные машины» можно уже сократить роман на треть (подсчитал для интереса только на одной странице это словосочетание повторилось 18 раз!!!) А задумка в целом очень неплохая есть интересные и остросюжетные ходы... Но очень и очень растянуто.
На мой взгляд если сократить пафос и графоманские опусы и превратить трилогию в роман могло получиться хорошее произведение.
А так если честно было жалко потраченного на прочтение времени.
Zangezi, 8 апреля 2012 г.
Интересное художественное воплощение идей гностицизма и расологии. Начинающееся как классическое, размеренное и аккуратное, повествование о Судьбе, оно во втором (но написанном ранее) романе приобретает клиповый характер, сорокинский натурализм и задор, а завершается в третьем этаким лихим детективом, где читателю предлагается сопереживать обеим протагонистическим сторонам: простым людям и Братьям Света. Впрочем, финал столь же смазан, сколь и мифологичен.
Сложно сказать, чего в Трилогии больше: авторской иронии по поводу голубоглазых блондинов, властвующих над миром, или авторского же гнева против тупых «мясных машин», неживых, бесчувственных, одиноких. Последнее сближает его с еще одним «обличителем» современности — Пелевиным, но у Сорокина вдруг проступает какая-то непостижимая искренность. Она же побуждает его выстраивать свою нумерологию по классическим канонам (23 космологические буквы каббалы включая тайную, которую упоминает и Павич в «Другом теле»), тогда как пелевинская нумерология (например, числа 34) насквозь китчевая. Даже не знаю, что древнее: свидетельства о моральном и физическом превосходстве нордической расы или практики «говорения сердцем»; даже не знаю, что из этого более заезжено и дискредитировано. Но наверное, потому и нужно миру пасть и обновиться, чтобы вновь засияла первозданная чистота произносимых нами слов. До тех пор им пребывать замороженным товаром.
vsvld, 28 сентября 2008 г.
Лед хорош, особенно там, где автор панорамирует разные социальные группы, из к-рых братья света рекрутируют новых братьев. Путь Бро — ужасен совершенно и без скидок (даже если он нужен по сюжету, зачем же так длинно?) 23000 несколько исправляют впечатление и приводят все к знаменателю, к-рый довольно предсказуем, поск. в последней части градус описания братства начинает сдвигаться к минусу. Неплохо... но ни чудом, ни тайной произведение не является. Густота языковой игра крайне низка, будто это и не Сорокин даже. Жаль!
Cancertid, 5 августа 2021 г.
Весьма странный нарратив. Признаться, читаю Сорокина по хронологии, посему как-то неожиданно было наткнуться на настолько «обычный» цикл. Всякий раз при сюжетном повороте ждал авторского подвоха, но дождался лишь в 23000, да и то через раз.
Нет, Трилогия не плоха, но воспринимается как обычное приключенческо-фэнтезийное чтиво, в этом лично для меня теряет «сорокинскую» пикантность. Скорее это можно назвать попсовым пелевинизмом (при всем уважении к Сорокину, у Виктора Олегыча сильно лучше с крупными формами прозы), чем сорокинством.
Интересно, куда же он повернет дальше.