FantLab ru

Жан Рэй «Господин Вольмют и Франц Беншнейдер»

Рейтинг
Средняя оценка:
7.26
Голосов:
27
Моя оценка:
-

подробнее

Господин Вольмют и Франц Беншнейдер

Monsieur Wohlmut et Franz Benschneider

Рассказ, год

Жанрово-тематический классификатор:
Всего проголосовало: 6
Аннотация:

«История, случившаяся с профессором Вольмютом, пропавшем в одном из этих таинственных и жутких смежных миров, как их называет Сейферт, естественно, не может быть ни доказана, ни проверена».

Один из учеников профессора, Карл Беншнейдер, принес на занятие странную бутыль, которой Вольмют заинтересовался. Он и не предполагал, какой силой обладает напиток, находящийся в ней.

Примечание:

Рассказ в переводе И. Найденкова был также напечатан в журнале «Всемирная литература», № 10, октябрь 1999 года.


Входит в:

— сборник «Книга призраков», 1947 г.


Похожие произведения:

 

 


Пять кругов ужаса
2000 г.
Книга призраков. Колдовская карусель. Мальпертюи
2016 г.

Издания на иностранных языках:

Le Livre des fantômes
1947 г.
(французский)
The Horrifying Presence and Other Tales
2009 г.
(английский)




 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  1  ]  +

Ссылка на сообщение , 31 октября 2016 г.

В отношении этого рассказа Жана Рэя я хочу прежде всего заявить, что это не хоррор. Никакого ужаса (тем более «лавкрафтианского», как указано в жанровом классификаторе) тут нет. Есть, конечно, несколько штрихов («чудовищность», «омерзительность», «страшные лица», неотчетливые формы») в описании мира за гранью нашего, в который ненадолго попали два заглавных героя. Но я не представляю, на кого они могут произвести устрашающее впечатление. Не создают такого эффекта также ни скрученная кочерга (результат взаимодействия с существами из Иного мира), ни итоговое исчезновение профессора Вольмюта — очевидно, судьба его сложилась печальным образом.

Я определю жанр рассказа как гротеск. У Жана Рэя, на мой взгляд, небольших произведений в таком стиле довольно много, а «Господин Вольмют и Франц Беншнейдер» — возможно, один из лучших примеров. Почему гротеск? Да потому, что некоторые из выбранных автором художественных приемов подчеркнуто контрастируют с общей «установкой» на хоррор. В центре внимания, как средство для перемещения в Иной мир, находится некая загадочная бутыль, вокруг которой Жан Рэй в своей излюбленной манере (зачастую неясно, пишет ли он серьезно, или это форма иронии и юмора) наворачивает пелену из кучи якобы научных терминов (типа «гигантского броуновского движения»). И пара главных героев, у каждого из которых свой интерес к бутыли — ученый интеллектуал и простоватый, так сказать, любитель удовольствий Бахуса.

Хочу отметить, что парадоксальным (а, может, и вовсе не парадоксальным) образом именно гротескная форма в моем восприятии рассказа создала неуловимо жутковатый оттенок, который едва ли появился бы, будь это обычный хоррор.

В завершение добавлю, что ставлю не высокую оценку только по одной причине: при всех достоинствах этот рассказ — лишь на однократное прочтение.

Оценка: 6


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх