FantLab ru

Лю Цысинь «Эпоха Сверхновой»

Рейтинг
Средняя оценка:
6.73
Голосов:
22
Моя оценка:
-

подробнее

Эпоха Сверхновой

超新星纪元

Роман, год (год написания: 1989)

Аннотация:

Мир больше никогда не будет прежним. Беспрецедентное и грандиозное историческое событие — вспышка Сверхновой, начало отсчёт новой эпохи. Излучение звезды убьёт всех взрослых старше 13 лет в течение года.

Возможно ли за такой короткий срок подготовить детей к самостоятельной жизни? Каким будет новый мир?

Взрослые всегда ассоциировали детство с добротой и миролюбивостью. Однако они даже представить себе не могли, что меньше чем через год после начала Эпохи сверхновой мир детей окажется ввергнут в пучину новой мировой войны.

Входит в:

— сборник «2018», 2014 г.


Похожие произведения:

 

 


Эпоха Сверхновой
2020 г.

Издания на иностранных языках:

Supernova Era
2019 г.
(английский)
The Supernova Era
2019 г.
(английский)





Доступность в электронном виде:

 


Отзывы читателей

Рейтинг отзыва



Сортировка: по дате | по рейтингу | по оценке
–  [  5  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Худшее ждет

Если бы мы с тобой создавали этот мир, он был бы лучше, не правда ли?

Ремарк

Отличная книга. Я не самая большая поклонница китайского фантаста, но «Эпоха Сверхновой» приятно удивила. Представьте себе Мир без взрослых, кардинально отличный от реальности «Повелителя мух». Мир, где дети, предоставленные самим себе, должны научиться поддерживать установленный родителями порядок, а после продолжить жить без опоры на их помощь, поддержку, знания и навыки. Именно в таком положении оказывается человечество после вспышки сверхновой недалеко, по космическим масштабам, от Земли.

Очень скоро выясняется, что избирательное воздействие радиации на геном убьет всех, кто старше тринадцати лет (не спрашивайте, каким образом это стало известно, Лю Цысинь не из авторов, дающих внятные ответы). Так или иначе, в довольно короткий промежуток времени произойдет полная смена базовых принципов функционирования человеческого общества, а мир наследуют дети и младенцы. Первые должны научиться заботиться о вторых. Это кроме освоения в рекордные сроки взрослых профессий.

Перед лицом беспрецедентной угрозы, взрослые планеты начинают спешно готовить преемников и это невероятно яркая и масштабная, прямо таки эпическая картина. Массированные ускоренные обучающие курсы — то, на что в обычных условиях уходят десятилетия, нужно впихнут в полгода. Не стоит забывать — десятилетия должным образом мотивированной работы взрослого человека. Часть физической, ментальной, психологической подготовки к передаче планеты детям хороша и динамична необычайно.

Уход взрослых и тема Часов одновременно трогательны и рациональны — писалась книга для детей, начинать новую эру с гор разлагающихся трупов и вынужденных похоронных работ автор счел неверным, и тут я его понимаю. Цысинь певец смерти (помните название его главного цикла «Вечная жизнь смерти»), не утруждающий себя заботой о финале. Он словно бы пребывает в уверенности, что мертвые тела мгновенно рассыпаются в прах и уносятся ветром. И вот эта «недокрученность» его книгам сильно не на пользу, выводит их далеко за пределы литературы. Но в специфической нише твердой НФ такое приемлемо.

Зато последующее развитие событий: кризисы Часа первого и Подвешенного состояния, когда все, что может пойти не так, идет не так, и их преодоление — не разочаровывают и укрепляют во мнении, что корона Жюля Верна XXI века на челе автора по праву. А дальше события станут развиваться совершенно непредсказуемым, с точки зрения обыденной логики, образом. Основанным на совсем иных базовых концепциях и принципах, принятых в мире детей.

«Город сладостей», швырнет из утопии в духе Томмазо Кампанелла на вагонетку «Чарли и шоколадной фабрики»; американский визит — в мир Дикого-дикого Запада; всемирные игры — к Золотому компасу, а идея обмена по принципу «махнемся не глядя» — к Тому Сойеру. И все это будет происходить в совершенно серьезном антураже, ни на минуту не забывая, что речь идет о выживании популяции в резко изменившихся условиях.

Интересное и необычное книжное впечатление, пища уму, если не сердцу. Хорошо, что роман появился у нас в формате аудиокниги, текстом я бы вряд ли сподвиглась читать. Исполнительская манера Игоря Князева, как ничья другая, подходит этому роману, детские голоса удаются ему замечательно.

Оценка: 9
–  [  4  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Есть такая категория фантастов, которые могут придумать идею, но толком не могут её развернуть. Таким, имхо, был Лю Цысинь до «Задачи трёх тел», и «Эпоха сверхновой» — яркое тому подтверждение. Мысленный эксперимент

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
все взрослые исчезли,
и к чему это привело.

Первая часть, исход, подвешенное состояние, инерция, даже «Город сладостей» в Китае — написаны крепко и читается с большим интресом.

Когда же автора понесло на международный масштаб — появились проблемы, и, как и в «Шаровой молнии», пошла развесистая клюква, в виде

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
сугубо помешанных на оружии американцах, русских с водкой и матрёшками, японских самураев и аргентинских футболистов.

А потом автор придумал идею

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
с переселением,
но не придумал что с ней делать, и написал пространный эпилог, явно давая понять, что он устал от этой книги и писать её больше не хочет.

К этому моменту читать это было уже в тягость, и моя оценка обусловлена прежде всего недурной идеей и неплохой реализацией первой части романа.

Оценка: 6
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Данную книгу трудно оценить однозначно.

К ее плюсам можно отнести идею развития мира детей без взрослых:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
концепция игр, неприятие старого миропорядка и т.п.
Все! К сожалению.

Теперь о минусах, благо в книге их предостаточно.

Во-первых, складывается такое впечатление, что автор плохо понимает законы здравого смысла и логики. Начнем с того, что сильно упрощена реакция (взрослых) людей на тот (немаловажный все-таки) факт, что они все умрут. Как-то их это мало заботит, дескать, пожили и хватит. Ни тебе обвала экономики, ни обилия войн, ни религиозного экстремизма, ни беспорядков, ничего… Справедливости ради стоит отметить, что упоминание некоторых инцидентов присутствует:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Например, беспорядки после слуха о том, что дети тоже умрут, но позже чем взрослые.

Но на сюжет это не повлияло.

Во-вторых − странная недальновидность взрослых. Зная, что дети, ввиду своих физических/психических/интеллектуальных особенностей, не смогут управиться с современными технологиями и производством, они, тем не менее, не стали модернизировать последние для и под детей (облегченные автоматы — единственное исключение). С экономикой тоже самое.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Им даже пятилетку составили, в которой детям пришлось работать в шахтах, бегать от пожаров, звонить по каждому поводу в Пекин. В завершение дети решили, что хватит это терпеть и устроили анархию, правда − не продолжительную.

В-третьих − Большой Квант. Кто-нибудь сможет объяснить зачем он вообще в сюжете? На что он повлиял, кроме того, что позволил автору транслировать читателям идею (очевидную) о том, что дети не хотят работать/учиться, а хотят развлекаться?

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Правда, идея виртуального гражданина, как собирательного образа живых людей, интересна, но она не получила продолжения. Хотя автор слегка припугнул читателя описанием «сказочной страны», экскурсию по которой проводят для ГГ. К тому моменту читатель уже оценил авторский подход к здравому смыслу, так что испуг того, что придется читать бред про «стройку века» (ну или закончить на этом моменте чтение) весьма оправдан.

Четвертое − «самая гуманная» в истории «олимпиада». Здесь прекрасно абсолютно всё! Особенно радует тот факт, что автор (ну и детское население) как бы понимают, что «стройка века» − безумна по сути и нереализуема по факту, потому возникает не менее больная идея «олимпиады». Прямо хочется спросить у тамошних детей, − «Вам что, нечем больше заняться? Проблемы остальные (снабжение, экономика, медицина, обучение, да целая куча других) решены что-ли?» Правда, на этот выпад автор нашел что ответить:

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Новая концепция детского мира предусматривала ИГРОВОЙ подход ко всем сферам жизни.

Но тогда вопрос. Что же они в итоге есть то будут, когда припасы закончатся? Данный подход не ведет к производству полезных вещей

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
кроме массового производства трупов
и в итоге (если включить логику, что автору не знакомо) это кончится страшнейшим дефицитом, голодом и вырождением.
Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
А не колонизацией, прости господи, Марса! Как они умудрились то, после всего, что сделали? Да ещё и за одно-два поколения?

Разумеется, нельзя пройти мимо самой «олимпиады».

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Олимпиада проходит в Антарктиде и представляет собой войнушку с кровью, трупами, увечьями, взрывами (в .т.ч ядерными) и прочими увеселениями. Как дети умудрились доставить столько техники и солдатиков в Антарктиду, если в начале книги они и пожар то нормально потушить не могли − остается загадкой. «Спортсмены олимпиады» отличаются абсолютной невозмутимостью к смерти (видимо унаследовали от родителей). Автор несколько раз делал попытки убедить самого себя, что, дескать − это характер у детей такой, чтож… ему виднее, наверное. Меня особенно удивил танкист (одноклассник одного из ГГ), которого трижды подбивали, но он всякий раз вновь залезал в танк (в итоге стал инвалидом). Такое желание помереть, в его то возрасте … но автор уверяет, что виной всему инфантильный и несформированный характер (не его, а детей). Завершилось все запуском («случайно обнаруженных») ядерных боеголовок, что я, если честно, предвидел и ждал. По итогам олимпиады − (победила дружба) победил Генерал Мороз.

Постоянно вбрасывается мысль: «Взрослые и представить не могли чем будут заниматься дети, когда получат власть!». Это начинает раздражать, поскольку автор, как бы претендует на оригинальность, что, якобы, ему одному доступно это уникальное знание. Но в этом случае возникает вопрос − а где он найдет столько отбитых на всю голову детей, чтобы учувствовать в этой «олимпиаде»?

Пятое − идея обмена. Слава героям, кто дочитал книгу (и данный отзыв) до этого этапа, поскольку к этому моменту читатель уже оценил авторский (отрыв от реальности) полет фантазии и вряд ли будет удивлен чему-то новому.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Идея обмена (баш на баш) территориями стран довольно увлекательна. Без иронии, ведь и правда, до такого только дети (с их динамикой и отсутствием консерватизма) могли додуматься. Дьявол кроется в деталях, автор неудачно (имхо) описал сам процесс, хотя, по сравнению с тем что было до, этот фрагмент книги можно читать без выражения отчаяния на лице.

Шестое − эпилог. Очень порадовала цитата автора, который так видит свое творение: «Для серьезного исторического труда чересчур легкомысленно, ДЛЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КНИГИ СЛИШКОМ РЕАЛИСТИЧНО». Что тут ещё скажешь, все уже сказано самим автором.

Спойлер (раскрытие сюжета) (кликните по нему, чтобы увидеть)
Колонизация Марса поколением сверхновой − ход дерзкий, но в корне неверный. Логичнее было бы завершить книгу тем, что детишки превратили бы в Марс саму Землю, сделав ее токсичной и необитаемой, зато веселой.

Резюмируя все вышесказанное хочется отметить, что идеи, которые выдвигает автор о том, что было бы если бы миром правили дети — не банальны и интересны (имхо). Но вот реализация этих идей в тексте сильно подкачала. Думаю автор пытался воссоздать подобие Повелителя мух в геополитическом масштабе, но вышло: местами — терпимо, местами — очень плохо, а местами — Королевская битва Косюна Таками.

Оценка: 7
–  [  3  ]  +

Ссылка на сообщение ,

Шикарный мысленный эксперимент. Квинтеэссенция Фантастики. Апофеоз ЕслиБыДаКаБызма. Что там до всего прочего, включая литературные достоинства и прочее — лично мне абсолютно всё равно. В эпоху лютого дефицита настоящей Фантастики — такие книжки без всякого преувеличения можно именовать эпохальными. Мощь Идеи, практицизм её реализации, подробность и тщательность проработки деталей при безусловной динамике сюжета, образности повествования — чего ещё надо фанату Фантастики для полного счастья?

Здесь же — помимо вышеизложенного — присутствует необычайно мудрая жизненная философия, «подача» которой читателю реализована довольно броскими средствами, с притягательно красивыми «словесными вывертами». Три главных принципа, которые автор утверждает в качестве основополагающих в рамках сути социума homo sapiens — следующие:

*** подавляющее большинство того, чего хотят добиться люди — неосуществимо, как бы они ни старались;

*** человек — самое ленивое из всех живых существ, но именно лень является источником технического и социального прогресса — лень, а не трудолюбие;

*** если уничтожить кнут «необходимости выживания» и оставить только пряник удовольствия, человек не только деградирует как разумное существо, он впадет в состояние апатии, и — в итоге — умрёт от истощения, ибо ему — тупо — будет лень даже принимать пищу.

Короче, беру на себя труд рекомендовать тебе к прочтению текст сей, уважаемый потенциальный читатель

Оценка: 7


Написать отзыв:
Писать отзывы могут только зарегистрированные посетители!Регистрация




⇑ Наверх